Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
математика
5 кл
01.02.2019
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
внеурочная деятельность 5 класс.docx
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к
научнопознавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
учебную
по
развивая
вопросу.
терминологии
определенному
математической
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований,
мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее
актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочной
деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению
т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности
детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для
эффективности работы внеурочной деятельности желательно, чтобы работа
проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим
Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социальнобытовой и профессиональнотрудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций
и общему интеллектуальному развитию.
обсуждением
полученных
результатов.
конкурсах.
и
общим
различных
в Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным
программам
в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
дополнительного образования
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены
ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
Основными целями проведения занятий являются:
привитие интереса обучающимся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений обучающихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения
математики;
оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач,
олимпиадных задач;
способствовать повышению интереса к математике, развитию логического
мышления.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не
только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять
умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном
поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной
для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о
геометрических фигурах. Загадки, задачишутки уместны в ходе обучения
решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных
представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры
проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое
руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении
самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
В
смекалки,
головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не
отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании
палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу.
На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка:
данную программу внеурочной деятельности включены
игры, самостоятельность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность, Учебнотематический план
№ п/п
Тема
Содержание
Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (34 ч)
Коли
чество
часов
1 Человек и его интеллект
Что такое интеллект. Понятие интеллекта,
творчества. Дар и талант. Различные виды
интеллекта.
задания,
развивающие игры .
Практические
2
34
56
78
9
10
Диагностическое тестирования
Обобщение и ограничение
понятий
Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения
между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.
Практические задания, развивающие игры.
Обобщение и ограничение
понятий
Тренинг внимания.
Практические задания, развивающие игры.
Ограничение понятий.
Выделение существенных
признаков
Интеллектуальная разминка. Что такое признак.
Выделение
признаков
Практические задания, развивающие игры.
существенных
Обобщение понятий при,
построении , определений
Обобщение, понятий и формулирование опре
делений. Практические задания, развивающие
игры.
Отношения между
понятиями:
рядоположности, часть —
целое
— целое,
Функциональные отношения между понятиями:
часть
последовательности,
Практические задания,
рядоположности.
развивающее, игры.
1112 Сравнение
понятий;
Установление сходства и
различий'
Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий.
Отношение между понятиями: часть целое,
последовательности, рядоположности. Практи
ческие задания, развивающие игры.
13
Сравнение
Отношения
положности
понятий.
противо
Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение
противоположности.
Практические задания,
развивающие игры.
1
1
2
2
2
1
1
2
1 1415 Установление причинно
следственных связей
Тренинг внимания. Функциональные отношения
между понятиями: причины и «следствия.
Установление причинноследственных связей.
Практические заданий, развивающие игры.
1617 Логические задачи
Установление связей между понятиями. Прак
тические задания, развивающие игры.
1819 Классификация понятий'
Классификация понятий. Правила классификации
Практические задания, развивающие игры.
20 Классификация
понятий
2122 Сравнения
Аналогия
понятий.
2325 Поиск
закономерностей
и
понятий
понятий.
Классификация
Умение
классифицировать понятия по двум и трём
признакам. Практические задания, развивающие
игры.
Сравнение
словосочетаний.
развивающие игры.
Закономерность. Закон.. Поиск закономерностей.
Представление закономерностей в различных видах.
Решение логических задач. Практические задания,
развивающие игры.
смысловых
Практические задания,
2627 Поиск
закономерностей
Поиск закономерностей. Представление закономер
ностей в различных видах. Практические задания,
развивающие игры.
28 Выделение существенных
признаков предметов
Существенные и несущественные признаки.
Практические задания, развивающие игры.
29 Поиск
закономерностей
3031 Объяснение понятий в
зависимости от контекста
3233 Логические задачи
Практические задания, развивающие игры.
Объяснение значений слов. Подбор и объяснение
значений слов в зависимости от контекста.
Составление предложений. Уяснение смысла
предложений, практические задания, развиваю
щие игры.
Повторение: отношения между понятиями. Клас
сификация. Практические задания, развивающие
игры.
34
Итоговое тестирование
2
2
2
1
2
3
2
1
1
2
2
1 Учебнотематическое планирование
Колво
часов
Описание
примерного
содержания занятий
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения по
факту
№
Тема занятий
Раздел 1. Введение.
1
Вводное занятие.
Математика
царица наук.
Значение
математики в
жизни человека.
1
Знакомство
с
основными разделами
математики.
Первоначальное
знакомство
изучаемым
материалом.
с
с
Знакомство
из
материалом
истории
развития
математики. Решение
занимательных
заданий, связанных со
счётом предметов.
с
Знакомство
из
материалом
истории
развития
математики. Решение
занимательных
заданий, связанных со
счётом предметов.
Знакомство
интересными
приёмами устного
счёта,
применение
рациональных
способов решения
математических
выражений.
с
Решение
занимательных задач
в стихах по теме
«Сложение
и
вычитание»
с
Знакомство
математическими
ребусами,
логических.
решение
Диагностическое тестирование
2
Раздел 2. Удивительный мир чисел.
3
1
Как
люди
научились считать.
Страна цифр и
знаков.
4
5
6
7
1
1
1
1
Взаимное
расположение
предметов.
Интересные
приемы устного
счета.
со
Задачи
сказочным
сюжетом.
Решение задач со
сказочным
сюжетом.
задачи в стихах.
Решение
занимательных
задач в стихах.
Занимательные
Коллективный
счет.
Веселый счет.
Здесь загадки и
шарады.
За загадку две
награды.
Знакомство
магическими
квадратами.
Магические
с 8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
с
квадраты.
Игры
математическими
заданиями.
Подвижные игры с
математическими
заданиями.
с
конструкций
Знакомство
математическими
ребусами,
логических.
Конструкций
решение
с
1
Решение
математических
ребусов. Знакомство
с
простейшими
умозаключениями на
математическом
уровне.
Решение
математических
ребусов. Знакомство
с
простейшими
умозаключениями на
математическом
уровне.
Решение
математических
загадок, требующих
от
обучающихся
логических
рассуждений
Решение
математических
загадок, требующих
от
обучающихся
логических
рассуждений
Решение
математических
загадок, требующих
от
обучающихся
логических
рассуждений
Формирование
числовых
пространственных
представлений
детей
Решение обратных
задач,
используя
круговую схему.
у
и
Решение обратных
задач,
используя
круговую схему.
Знакомство
математическим
лото.
Математическое
лото.
Арифметические
ребусы.
Решение
арифметических
ребусов.
Логические
лабиринты.
Решение
логических
лабиринтов.
Решение ребусов и
логических задач.
Задачи – шутки.
Решение
шуток.
задач
Загадки
смекалки.
Решение
смекалок.
–
задач
Обратные задачи.
Решение обратных
задач.
Практикум
«Подумай
реши».
и
1
1
1
1
1
1
1 17
18
19
20
1
1
с
Задачи
неполными
данными,
лишними,
нереальными
данными.
Решение задач с
неполными
данными.
с
Задачи
изменением
вопроса.
Изменение
вопроса в задачах.
с
1
1
Знакомство
математической
мозаикой.
Математическая
мозаика.
Нестандартные
задачи.
Решение
нестандартных
задач.
Раздел 3. Страна геометрических фигур.
21
22
23
в
Путешествие
страну
геометрических
фигур.
Решение
геометрических
задач.
Волшебная точка.
Волшебные линии.
Четырехугольники
и их виды.
24
Свойства
1
1
1
1
Анализ и решение
задач,
самостоятельное
изменение вопроса и
решение
составленных задач.
Анализ и решение
задач,
самостоятельное
изменение вопроса и
решение
составленных задач.
Анализ и решение
задач
Уяснение
формальной
сущности логических
умозаключений при
решении задач с
неполными данными,
лишними,
нереальными
данными.
Решение логических
задач,
требующих
применения интуиции
и умения проводить в
уме
несложные
рассуждения.
Решение логических
задач,
требующих
применения интуиции
и умения проводить в
уме
несложные
рассуждения.
Решение логических
задач,
требующих
применения интуиции
и умения проводить в
уме
несложные
рассуждения.
Решение логических задач,
требующих
применения интуиции
и умения проводить в
уме
несложные
рассуждения.
Решение логических
задач,
требующих
применения интуиции
и умения проводить в
уме
несложные
рассуждения.
Исторические
сведения:
кто такой Архимед
открытия Архимеда,
Пифагора
вклад в науку
Создание проектов.
Самостоятельный
поиск информации
для газеты
квадрата.
Прямоугольник и
его свойства.
Диагонали
прямоугольника.
Знакомьтесь:
Архимед.
Знакомьтесь:
Пифагор.
Игра «Знай свой
разряд».
Проектная
деятельность
«Газета
любознательных».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговое тестирование.
Подведение итогов работы .
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.