Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В недостатке двигательной активности кроется основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Тяжелым испытанием для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрения, необходимостью длительно сидеть в одной и той же позе. Эти факторыограничивают ребят в необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья, нарушения осанки.
Иконка файла материала РП внеурочная деятельность Подвижные игры.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Школа №118»  городского округа Самара Программа рассмотрена на              Проверено                        Утверждаю заседании                                           «__»________20__г.        Директор школы МО «__________________»             Зам.директора поУВР     ________/_____________ Протокол №__от «__»___20__г.     _________/_________/     «__»__________20___г. Председатель МО                                                                       (приказ №__от________)  ______________/_____________            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1­4 классов  «Подвижные игры» Форма организации: секция Направление: спортивно­оздоровительное Срок реализации: 4 года Программа   составлена:  Шишкиной   Н.А.,   учителем   начальных   классов МБОУ «Школы №118» г.о.СамараСамара,  2017 г. 1.Пояснительная записка Рабочая   программа   к   курсу   по   спортивно­оздоровительному направлению   «Подвижные   игры»   составлена   в   соответствии   с   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на   основе   Комплексной   программы   физического   воспитания учащихся 1­11 классов, авторы В. И. Лях и  А. А. Зданевич. ­ М.:Просвещение,   образования   и   науки   Российской 2011   г.,   допущенной   Министерством   Федерации. Нормативно­правовая база:  Федеральный   закон   от   29.12.2012   №273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»;  Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г.  №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10….» р. «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях»;  Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в  действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);  Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и  введении в действие федерального государственного стандарта  основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);  Информационное письмо МОиН РФ №03­296 от 12 мая 2011г. «Об  организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного образовательного стандарта общего образования»; Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении  изменений в ФГОС НОО»;  Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении  изменений в ФГОС ООО»;  Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09­3564 «О внеурочной  деятельности и реализации дополнительных образовательных  программ»;  Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО­16­09­01/173­ ТУ «О внеурочной деятельности»;  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.  Методический конструктор – М., 2010. 1.1. Актуальность программы Актуальность   курса   обусловлена   тем,   что   организация образовательного процесса по этому профилю деятельности решает  важную задачу:   в   недостатке   двигательной   активности   кроется   сегодня   основная причина   отклонений   в   физическом   развитии   и   состоянии   здоровья современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с   большой   интенсивностью   умственной   деятельности,   с   напряжением зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу. Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им движении,   создают   предпосылки   для   различных   отклонений   в   состоянии здоровья. 1.2. Цели и задачи программыспособствовать   освоению   обучающимися   основных Цель   программы: социальных   норм,   необходимых   им   для   полноценного   существования   в современном обществе, в первую очередь ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.  Задачи: мотивировать   обучающихся   к   участию   в   спортивно­оздоровительной деятельности;  обучать   способам   овладения   различными   элементами   спортивно­ оздоровительной деятельности; формировать жизненно важные двигательные умения и практические навыки, развивать способность управлять движениями собственного тела; содействовать   укреплению   здоровья,   физическому   развитию,   закаливанию   повышению   уровня   сопротивляемости   организма   к организма, неблагоприятным факторам жизни; создать  условия  для  самореализации  детей,  т.е.  предоставить  им  право   на самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе; воспитывать   дисциплинированность,   доброжелательное   отношение   к товарищам,   уметь   сотрудничать   со   сверстниками,   согласовывать собственное поведение с поведением других товарищей; оптимизировать   двигательную   активность   младших   школьников   во внеурочное время; познакомить   детей   с   разнообразием   подвижных   игр   и   возможностью использовать их при организации досуга; формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую   игру   с   учётом   особенностей   участников,   условий   и обстоятельств; развивать   сообразительность,   воображение,   коммуникативные   умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, а так же  эмоционально­ чувственную сферу; воспитывать   культуру   игрового   общения,   ценностного   отношения   к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни; развивать умение ориентироваться в пространстве.1.3. Режим занятий Рабочая  программа «Подвижные игры» составлена в соответствии с спортивно­ возрастными   особенностями   обучающихся,   носит   оздоровительный     характер   и   предназначена   для   укрепления   здоровья, физического развития обучающихся от 6 до 11лет.  Программа рассчитана на 4 учебных года. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проходят 1 раз в неделю.   Процент   пассивности   (число   аудиторных   занятий)   в   среднем составляет 23,7%. 2. Результаты освоения курса Личностными результатами программы внеурочной деятельности  по спортивно­оздоровительному направлению «Подвижные игры» является  формирование следующих умений: целостный, социально ориентированный взгляд на мир; ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; активно   включаться   в   общение   и   взаимодействие   со   сверстниками   на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять   дисциплинированность,   трудолюбие   и   упорство   в   достижении поставленных целей; освоение   моральных   норм   помощи   тем,   кто   в   ней   нуждается,   готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать  свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по   спортивно­оздоровительному   направлению   «Подвижные   игры»   является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):Регулятивные УУД: умения   планировать,   регулировать,   контролировать   и   оценивать   свои действия; планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка   собственного   поведения   и   поведения   партнёра   и   внесение  необходимых коррективов; принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации; учитывать   установленные   правила   в   планировании   и   контроле   способа решения; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные УУД: добывать   новые   знания:   находить   дополнительную   информацию   по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   предлагать   свои правила игры на основе знакомых игр; устанавливать причинно­следственные связи.Коммуникативные УУД: взаимодействие,   ориентация   на   партнёра,   сотрудничество   и   кооперация   (в командных видах игры); адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе   не   совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Первостепенным   результатом   реализации   программы   внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных   умений,   высокий   уровень   развития   жизненных   сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся; развитие физических способностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие психических и нравственных качеств; повышение   социальной   и   трудовой   активности; планировать   занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; применять   жизненно   важные   двигательные   навыки   и   умения   различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно­ оздоровительному   направлению   «Подвижные   игры»   обучающиеся должны знать:  основы истории развития подвижных игр в России;  педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;  возможности   формирования   индивидуальных   черт   свойств   личности посредством регулярных занятий;  индивидуальные   способы   контроля   по   развитию   адаптивных   свойств   укрепления   здоровья   и   повышение   физической организма, подготовленности;  правила   личной   гигиены,   профилактика   травматизма   и   оказания доврачебной   помощи; влияние   здоровья   на   успешную   учебную деятельность;  значение   физических   упражнений   для   сохранения   и   укрепления здоровья; Должны уметь:  адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;  отвечать за свои поступки;  отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; технически   правильно   осуществлять   двигательные   действия, использовать   их   в   условиях   соревновательной   деятельности   и организации собственного досуга;  проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;  разрабатывать   индивидуальный   двигательный   режим,   подбирать   и планировать физические упражнения;  управлять   своими   эмоциями,   эффективно   взаимодействовать   со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;  соблюдать   правила   безопасности   и   профилактики   травматизма   на занятиях  физическими  упражнениями, оказывать  первую помощь при травмах и несчастных случаях;  пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием. Воспитательные результаты: Результаты первого уровня: ­   приобретение   знаний   о   здоровье,   здоровом   образе   жизни,   возможностях человеческого   организма,   об   основных   условиях   и   способах   укрепления здоровья; ­ практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; ­ получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой   своего   тела,   рационально   пользоваться   влиянием   природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания. Формы   достижения   результатов   первого   уровня:   познавательные беседы,   инструктажи,   социальные   пробы,   поездки,   экскурсии,   беседы   о здоровом образе жизни. Формы контроля результатов первого уровня: ролевые игры.Результаты второго уровня: ­ формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще. Формы   достижения   результатов   второго   уровня:   оздоровительные акции, социально­значимые акции в классе. Формы   контроля   результатов   второго   уровня:   выполнение   заданий соревновательного характера. Результаты третьего уровня: • регулярные   занятия   спортом; закаливающие процедуры; • участие   в   спортивных   и   оздоровительных   акциях   в   окружающем   школу   систематические   оздоровительно­ социуме. Формы достижения результатов третьего уровня: викторины, конкурсы, ролевые игры.  Формы   контроля   результатов   третьего   уровня:   оценка   уровня результатов   деятельности   (знание,   представление,   деятельность   по распространению ЗОЖ); результативность участия в конкурсных программах и др. 3. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1 Современные подвижные игры (33 ч.) 1 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Беседа о здоровом образе жизни. Тема 2 Здоровье в порядке ­ спасибо зарядке! (1ч) Комплекс упражнений утренней гимнастики. Тема 3 Личная гигиена (1ч)Что такое гигиена. Правила личной гигиены. Тема 4 Профилактика травматизма (4ч) Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде. Тема 5 Нарушение осанки (1ч) Упражнения для укрепления осанки. Тема 6 Современные подвижные игры (25ч) «Мяч   по   кругу»,   «Поймай   рыбку»,   «Цепи   кованы»,   «Змейка   на асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний», «Ворота»,   «Чужая   палочка»,   «Белки,   шишки   и   орехи»,   «Пустое   место», «Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами», «След в след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары», «Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси и щука». Формы организации и виды деятельности: эстафеты; практические занятия; сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра; беседы по воспитательным эффектам подвижных игр; ­характеризуют основные части тела человека, формы движений; ­осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре; ­оценивают своё самочувствие и контролируют, как их организм справляется  с физическими нагрузками; ­сопоставляют собственную точку зрения с мнениями других участников  деятельности в сотрудничестве. Раздел 2 Старинные подвижные игры (34ч.) 2 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…» Тема 2 Здоровье в порядке ­ спасибо зарядке! (1ч) Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Тема 3 Личная гигиена (1ч) Правила личной гигиены Тема 4 Профилактика травматизма (3ч) Правила по ТБ. Тема 5 Нарушение осанки (2ч) Упражнения для укрепления осанки. Упражнения укрепляющего характера. Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч) «Двенадцать   палочек»,   «Катание   яиц»,   «Чижик»,   «Пустое   место», «Городки», «Пятнашки», «Волки и овцы», «Намотай ленту». «Лапта», «Без соли   соль»,   «Чет­нечет»,   «Серый   волк»,   «Ловись,   рыбка,   большая   и маленькая»,   «Платок»,   «Кто   боится   колдуна?»,   «Догонялки   на   санках», «Лучники»,   «   Волк»,   «Камнепад»,   «Горелки»,   «Шаровки»,   «Штандер», «Рыбки», «Бабки», «Казаки­разбойники», «Пятнашки со скакалкой». Формы организации и виды деятельности: эстафеты; практические занятия; сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра; беседы по воспитательным эффектам подвижных игр; ­характеризуют основные части тела человека, формы движений; ­осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре; ­оценивают своё самочувствие и контролируют, как их организм справляется с физическими нагрузками; ­сопоставляют   собственную   точку   зрения   с   мнениями   других   участников деятельности в сотрудничестве.Раздел 3 Русские народные игры и забавы (34 ч.) 3 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа). Тема 2 Здоровье в порядке ­ спасибо зарядке! (1ч) Комплекс упражнений утренней гимнастики. Тема 3 Личная гигиена (1ч) Правила личной гигиены. Тема 4 Профилактика травматизма (3ч) Правила ТБ. Тема 5 Нарушение осанки (1ч) Упражнения для укрепления осанки Тема 6 Русские народные игры и забавы (27ч) «Щука», «Водяной», «Третий лишний», «На золотом крыльце сидели», «Кандалы», «Ворота», «Слон», «Козёл», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Прыгуны», «Лошади», «Птичка и клетка», «Северный и южный ветер», «Бой петухов»,  «Караси   и   щука»,  «Лиса   в  курятнике», «Река   и  ров»,  «Горячая   «Бредень», картошка»,   «Заяц   без   логова»,   «Подвижная   цель», «Заколдованный   замок»,   «Али   –   баба»,   «Два   Мороза»,   «Жар   –   птица», «Перетягивание воза. Формы организации и виды деятельности: практические занятия; сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра; мини – проекты. ­знакомятся с русскими народными играми и забавами; с особенностями  жизни, культуры народа, населяющего нашу Родину ­анализируют правила игры;­осознают себя, как субъект социума. Раздел 4 Русские игровые традиции (34 ч.) 4 класс Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч) Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа). Тема 2 Здоровье в порядке ­ спасибо зарядке! (1ч) Комплекс упражнений утренней гимнастики. Тема 3 Личная гигиена (1ч) Что такое гигиена. Правила личной гигиены. Тема 4 Профилактика травматизма (2ч) Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Тема 5 Нарушение осанки (1ч) Упражнения для укрепления осанки Тема 6 Русские игровые традиции (28ч) «Зазывалки», «Жребий», «Волки во рву», «Волки и овцы», «Медведь и вожак»,   «Водяной»,   «Невод»,   «Чехарда»,   «Птицелов»,   «Жмурки»,   «Дуга», «Кот и мышь», «Ляпка»,  «Заря»,   «Гуси»,   «Удар по веревочке», «Зайки», «Прыганье   со   связанными   ногами»,     «У   медведя   во   бору»,   «Гуси»,   «Бой петухов»,     «Переездной конь»,     «Зелёная репка»,   «Дударь», «Капустка», «Солнышко», «В круги», «Медом или сахаром». Формы организации и виды деятельности: практические занятия; сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра; мини – проекты. ­знакомятся с русскими народными играми и забавами; с особенностями  жизни, культуры народа, населяющего нашу Родину ­анализируют правила игры;­осознают себя, как субъект социума. 4. Тематическое планирование 1 класс «Современные подвижные игры» № Тема Кол­во  часов Теория Практические занятия 1 2 Здоровый образ жизни. Здоровье в порядке ­  спасибо зарядке! 3 Личная гигиена. 4 Профилактика  травматизма. 5 Нарушение осанки. 1 1 1 4 1 6 Современные подвижные  25 0,5 0,5 0,5 2 0,5   0,5 0,5 0,5 2 0,5 25 игры. Итого:   33 4,0 (12%) 29 (88%) 2 класс «Старинные подвижные игры» № Тема Кол­во  часов Теория Практические занятия1 2 Здоровый образ жизни. Здоровье в порядке ­  спасибо зарядке! 3 Личная гигиена. 4 Профилактика  травматизма. 5 Нарушение осанки. 6 Современные подвижные  игры.   Итого: 1 1 1 3 2 26 34 0,5 0,5 0,5 1,5 1   0,5 0,5 0,5 1,5 1 26 4 (12%) 30 (88%) 3 класс « Русские народные игры и забавы» № Тема Кол­во  часов Теория Практические занятия 1 2 Здоровый образ жизни. Здоровье в порядке ­  спасибо зарядке! 3 Личная гигиена. 4 Профилактика  травматизма. 1 1 1 3 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 25 Нарушение осанки. 6 Современные подвижные  игры.   Итого: 1 27 34 0,5   0,5 27 3 (9%) 31 (91%) 4 класс «Русские игровые традиции» № Тема Кол.  часов Теория Практические занятия 1 2 Здоровый образ жизни. Здоровье в порядке ­  спасибо зарядке! 3 Личная гигиена. 4 Профилактика  травматизма. 5 Нарушение осанки. 6 Современные подвижные  игры.   Итого: 1 1 1 2 1 28 34 0,5 0,5 0,5 1 0,5   0,5 0,5 0,5 1 0,5 28 3 (9%) 31 (91%) Литература1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.­ 2002.­№5.­с.54.  2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.  Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России,  2004. 3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных  учреждений. Руководство для работников системы общего образования.­М.:  2004. 4. ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,   Москва,  2009. ФГОС  Планируемые результаты начального общего   образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009. 5  Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж.  «Начальная школа»  2012г, №11, с.18. 6. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.­сост. А.Ю.  Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009. 7. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки  здоровья. М.,2002 8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья,  или Школа докторов природы (1­4 классы). – М.: ВАКО, 2007. 9. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.­сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО,  2007. 10. http://collegy.ucoz.ru/publ/6 11. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1­5  классы. – М.: ВАКО 2007 г. ­ / Мастерская учителя. 12. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1­4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., ­ 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Посмотрите также