В недостатке двигательной активности кроется основная причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Тяжелым испытанием для детей являются и первые годы их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением зрения, необходимостью длительно сидеть в одной и той же позе. Эти факторыограничивают ребят в необходимом им движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии здоровья, нарушения осанки.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №118»
городского округа Самара
Программа рассмотрена на Проверено Утверждаю
заседании «__»________20__г. Директор школы
МО «__________________» Зам.директора поУВР ________/_____________
Протокол №__от «__»___20__г. _________/_________/ «__»__________20___г.
Председатель МО (приказ №__от________)
______________/_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 14 классов
«Подвижные игры»
Форма организации: секция
Направление: спортивнооздоровительное
Срок реализации: 4 года
Программа составлена: Шишкиной Н.А., учителем начальных классов
МБОУ «Школы №118» г.о.СамараСамара, 2017 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу по спортивнооздоровительному
направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе Комплексной программы физического воспитания
учащихся 111 классов, авторы В. И. Лях и А. А. Зданевич. М.:Просвещение,
образования и науки Российской
2011 г., допущенной Министерством
Федерации.
Нормативноправовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г.
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110….» р. «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Информационное письмо МОиН РФ №03296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»; Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении
изменений в ФГОС НОО»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении
изменений в ФГОС ООО»;
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №093564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных
программ»;
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО160901/173
ТУ «О внеурочной деятельности»;
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор – М., 2010.
1.1. Актуальность программы
Актуальность курса обусловлена тем,
что организация
образовательного процесса по этому профилю деятельности решает важную
задачу: в недостатке двигательной активности кроется сегодня основная
причина отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья
современных детей. Серьезным испытание для детей являются и первые годы
их пребывания в школе. Дети испытывают значительные нагрузки, связанные
с большой интенсивностью умственной деятельности, с напряжением
зрительного аппарата, необходимостью длительно сохранять рабочую позу.
Эти факторы, вместе взятые ограничивают ребят в столь необходимом им
движении, создают предпосылки для различных отклонений в состоянии
здоровья.
1.2. Цели и задачи программыспособствовать освоению обучающимися основных
Цель программы:
социальных норм, необходимых им для полноценного существования в
современном обществе, в первую очередь ведения здорового образа жизни, нормы
сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Задачи:
мотивировать обучающихся к участию в спортивнооздоровительной
деятельности;
обучать способам овладения различными элементами спортивно
оздоровительной деятельности;
формировать жизненно важные двигательные умения и практические навыки,
развивать способность управлять движениями собственного тела;
содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию
повышению уровня сопротивляемости организма к
организма,
неблагоприятным факторам жизни;
создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на
самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;
воспитывать дисциплинированность,
доброжелательное отношение к
товарищам,
уметь сотрудничать со сверстниками,
согласовывать
собственное поведение с поведением других товарищей;
оптимизировать двигательную активность младших школьников во
внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и
обстоятельств;
развивать сообразительность, воображение,
коммуникативные умения,
внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, а так же эмоционально
чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к
подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
развивать умение ориентироваться в пространстве.1.3. Режим занятий
Рабочая программа «Подвижные игры» составлена в соответствии с
спортивно
возрастными особенностями обучающихся,
носит
оздоровительный характер и предназначена для укрепления здоровья,
физического развития обучающихся от 6 до 11лет. Программа рассчитана на
4 учебных года. Продолжительность занятия 1 час. Занятия проходят 1 раз в
неделю. Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем
составляет 23,7%.
2. Результаты освоения курса
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои
личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение
необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный
опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинноследственные связи.Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в
командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия
физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной
деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся
должны знать:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитания физических качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности
посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля по развитию адаптивных свойств
укрепления здоровья и повышение физической
организма,
подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания
доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную
деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и
планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях
человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления
здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших
элементов спортивной подготовки;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за
чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных
факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного
питания.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные
беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о
здоровом образе жизни.
Формы контроля результатов первого уровня: ролевые игры.Результаты второго уровня:
формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как
к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в
учёбе и жизни вообще.
Формы достижения результатов второго уровня: оздоровительные
акции, социальнозначимые акции в классе.
Формы контроля результатов второго уровня: выполнение заданий
соревновательного характера.
Результаты третьего уровня:
• регулярные занятия спортом;
закаливающие процедуры;
• участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу
систематические оздоровительно
социуме.
Формы достижения результатов третьего уровня: викторины, конкурсы,
ролевые игры.
Формы контроля результатов третьего уровня: оценка уровня
результатов деятельности (знание,
представление, деятельность по
распространению ЗОЖ); результативность участия в конкурсных программах
и др.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1 Современные подвижные игры (33 ч.)
1 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Беседа о здоровом образе жизни.
Тема 2 Здоровье в порядке спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (4ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки.
Тема 6 Современные подвижные игры (25ч)
«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на
асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний»,
«Ворота», «Чужая палочка», «Белки, шишки и орехи», «Пустое место»,
«Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами», «След в
след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары», «Веревочка», «Плетень»,
«Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси
и щука».
Формы организации и виды деятельности:
эстафеты;
практические занятия;
сюжетноролевая игра, игра с правилами, образноролевая игра;
беседы по воспитательным эффектам подвижных игр;
характеризуют основные части тела человека, формы движений;
осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре;
оценивают своё самочувствие и контролируют, как их организм справляется
с физическими нагрузками;
сопоставляют собственную точку зрения с мнениями других участников
деятельности в сотрудничестве.
Раздел 2 Старинные подвижные игры (34ч.)
2 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…»
Тема 2 Здоровье в порядке спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений для утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Правила личной гигиены
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Правила по ТБ.
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Упражнения для укрепления осанки. Упражнения укрепляющего характера.
Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (26ч)
«Двенадцать палочек», «Катание яиц», «Чижик», «Пустое место»,
«Городки», «Пятнашки», «Волки и овцы», «Намотай ленту». «Лапта», «Без
соли соль», «Четнечет», «Серый волк», «Ловись, рыбка, большая и
маленькая», «Платок», «Кто боится колдуна?», «Догонялки на санках»,
«Лучники», « Волк», «Камнепад», «Горелки», «Шаровки», «Штандер»,
«Рыбки», «Бабки», «Казакиразбойники», «Пятнашки со скакалкой».
Формы организации и виды деятельности:
эстафеты;
практические занятия;
сюжетноролевая игра, игра с правилами, образноролевая игра;
беседы по воспитательным эффектам подвижных игр;
характеризуют основные части тела человека, формы движений;
осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре;
оценивают своё самочувствие и контролируют, как их организм справляется
с физическими нагрузками;
сопоставляют собственную точку зрения с мнениями других участников
деятельности в сотрудничестве.Раздел 3 Русские народные игры и забавы (34 ч.)
3 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).
Тема 2 Здоровье в порядке спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Правила ТБ.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки
Тема 6 Русские народные игры и забавы (27ч)
«Щука», «Водяной», «Третий лишний», «На золотом крыльце сидели»,
«Кандалы», «Ворота», «Слон», «Козёл», «Лягушки и цапля», «Волк во рву»,
«Прыгуны», «Лошади», «Птичка и клетка», «Северный и южный ветер», «Бой
петухов», «Караси и щука», «Лиса в курятнике», «Река и ров», «Горячая
«Бредень»,
картошка»,
«Заяц без логова»,
«Подвижная цель»,
«Заколдованный замок», «Али – баба», «Два Мороза», «Жар – птица»,
«Перетягивание воза.
Формы организации и виды деятельности:
практические занятия;
сюжетноролевая игра, игра с правилами, образноролевая игра;
мини – проекты.
знакомятся с русскими народными играми и забавами; с особенностями
жизни, культуры народа, населяющего нашу Родину
анализируют правила игры;осознают себя, как субъект социума.
Раздел 4 Русские игровые традиции (34 ч.)
4 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).
Тема 2 Здоровье в порядке спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (2ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки
Тема 6 Русские игровые традиции (28ч)
«Зазывалки», «Жребий», «Волки во рву», «Волки и овцы», «Медведь и
вожак», «Водяной», «Невод», «Чехарда», «Птицелов», «Жмурки», «Дуга»,
«Кот и мышь», «Ляпка», «Заря», «Гуси», «Удар по веревочке», «Зайки»,
«Прыганье со связанными ногами», «У медведя во бору», «Гуси», «Бой
петухов», «Переездной конь», «Зелёная репка», «Дударь», «Капустка»,
«Солнышко», «В круги», «Медом или сахаром».
Формы организации и виды деятельности:
практические занятия;
сюжетноролевая игра, игра с правилами, образноролевая игра;
мини – проекты.
знакомятся с русскими народными играми и забавами; с особенностями
жизни, культуры народа, населяющего нашу Родину
анализируют правила игры;осознают себя, как субъект социума.
4. Тематическое планирование
1 класс
«Современные подвижные игры»
№ Тема
Колво
часов
Теория
Практические
занятия
1
2
Здоровый образ жизни.
Здоровье в порядке
спасибо зарядке!
3 Личная гигиена.
4 Профилактика
травматизма.
5 Нарушение осанки.
1
1
1
4
1
6 Современные подвижные
25
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
25
игры.
Итого:
33
4,0 (12%)
29 (88%)
2 класс
«Старинные подвижные игры»
№ Тема
Колво
часов
Теория
Практические
занятия1
2
Здоровый образ жизни.
Здоровье в порядке
спасибо зарядке!
3 Личная гигиена.
4 Профилактика
травматизма.
5 Нарушение осанки.
6 Современные подвижные
игры.
Итого:
1
1
1
3
2
26
34
0,5
0,5
0,5
1,5
1
0,5
0,5
0,5
1,5
1
26
4 (12%)
30 (88%)
3 класс
« Русские народные игры и забавы»
№ Тема
Колво
часов
Теория
Практические
занятия
1
2
Здоровый образ жизни.
Здоровье в порядке
спасибо зарядке!
3 Личная гигиена.
4 Профилактика
травматизма.
1
1
1
3
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
25 Нарушение осанки.
6 Современные подвижные
игры.
Итого:
1
27
34
0,5
0,5
27
3 (9%)
31 (91%)
4 класс
«Русские игровые традиции»
№ Тема
Кол.
часов
Теория
Практические
занятия
1
2
Здоровый образ жизни.
Здоровье в порядке
спасибо зарядке!
3 Личная гигиена.
4 Профилактика
травматизма.
5 Нарушение осанки.
6 Современные подвижные
игры.
Итого:
1
1
1
2
1
28
34
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
28
3 (9%)
31 (91%)
Литература1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.
2002.№5.с.54.
2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.
Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России,
2004.
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных
учреждений. Руководство для работников системы общего образования.М.:
2004.
4. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,
Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего
образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
5 Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж.
«Начальная школа» 2012г, №11, с.18.
6. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.сост. А.Ю.
Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
7. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки
здоровья. М.,2002
8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья,
или Школа докторов природы (14 классы). – М.: ВАКО, 2007.
9. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО,
2007.
10. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
11. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15
классы. – М.: ВАКО 2007 г. / Мастерская учителя.
12. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 14 классы / Под
ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., 167 с. (Педагогика. Психология.
Управление.)