Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проект. "Мечтай, твори! Выдумывай!"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 17.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа по внеурочной деятельности. Социальное направление. Проект "Мечтай! Твори! Выдумывай!" Разработан для общеобразовательной школы, для обучающихся третьих и четвертых классов. Проект соответствует требованиям Стандарта начального общего образования и соответствует методическим рекомендациям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к рабочим программам по внеурочной деятельности.
Иконка файла материала проект Джеланова.docx
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Проектная деятельность. Мечтай! Твори! Фантазируй!» (3,4   классы) Актуальность программы Актуальность   проектной   деятельности  сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   НОО   требует использования в  образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­ исследовательской   деятельности   определены   как   одно   из   условий   реализации   основной образовательной   программы   начального   общего   образования.   Современные   развивающие программы   включают   проектную   деятельность   в   содержание   различных   курсов   и   внеурочной деятельности. Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом.   Это   специально   организованная   педагогом   проблемная   ситуация,   которая   побуждает ученика   к   поиску   информации,   выбору   способов   ее   переработки,   вариантов   коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду,   максимально   приближенную   к   реальной,   в   которой   стимулируется   практическая деятельность   ученика.   Ситуация   необходимости   решения   обозначенной   учителем   проблемы обеспечивает   освоение   учеником   новых   способов   учебной   деятельности,   формирует   опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской   деятельности   в   вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Рабочая   программа   кружка   «Проектная   деятельность.   Мечтай!   Твори!   Фантазируй!»     по социальному  направлению внеурочной деятельности для  обучающихся  3,4  классов разработана на основе:  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) с изменениями и дополнениями. 2. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования «О рабочих программа учебных предметов» от 28 октября 2015г. № 08­1786. 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 6 октября 2009 г. № 373.; 4. Письма   Минобрнауки   России   от   18.08.2017г   №   09­1672   «О   направлении   Методических рекомендаций   по   уточнению   понятия   и   содержания   внеурочной   деятельности   в   рамках реализации   основных   образовательных   программ,   в   том   числе   в   части   проектной деятельности» 5. Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ№1» г. Десногорска; 6. В   соответствии   с   учебным   планом   МБОУ   «СШ   №1»   города   Десногорска   Смоленской области. Согласно учебному плану МБОУ «СШ №1» рабочая программа для 3, 4   классов рассчитана на 34 часа в год, по 1 час в неделю в 3 и 4 классах.  Цели  и задачи программы:Цель  – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований   объектов   и   явлений   окружающего   мира   и   научного   знания;   развитие   личности   и создание основ творческого потенциала обучающихся.  Задачи : 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Алгоритм работы над проектами: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио   заключается   в   том,   что   он   способствует   повышению   самооценки   ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего   творческого   роста.   Для   составления   рекомендовано   два   вида   портфолио: накопительное и демонстрационное. По итогам работы Проект оценивает педагог и сам ребенок. В   качестве   самооценки  своей   деятельности   обучающимся   используется  карта   «Мои достижения»: Графа «Название работы» Напиши название своего проекта (исследования) Графа «Техника исполнения» Какую форму исполнения проекта ты выбрал?  Презентация, поделка, книжка­малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д. Графа «Самостоятельность» Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?  На   линеечке   поставь   знак   «х»   на   том   уровне,   который,   по­твоему,   соответствует   твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?. Графа «Сложность»  Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по­твоему, соответствует сложности выполненной работы.Графа «Мое настроение»  С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по­твоему, соответствует твоему настроению. Графа «Применение» Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.) «Мои достижения» Критерии внешней оценки проекта (педагог):              умение выделить проблему; умение поставить цель исследования; умение сформулировать гипотезу; умение выделить объект исследования; умение определить предмет исследования; умение описать параметры и критерии предмета исследования; умение подобрать соответствующие методы исследования умение подобрать инструментарий умение осуществить анализ результатов умение оценивать промежуточные и конечные результаты степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность результаты   выполнения   тестовых   заданий,   при   выполнении   которых   выявляется   степень самостоятельности выполнения.   Косвенным показателем эффективности проектно исследовательской деятельности может быть   повышение    успеваемости   по   разным   школьным   дисциплинам,   а   также   наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Вид промежуточной аттестации: ЗАЧЕТ (4­ая четверть)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО  на Педагогическом совете Протокол №1 от «____»______ 2017 г. заместитель директора  _________________ «____» ___________  2017 г. директор школы  ___________ Приказ №  от «___» ________ 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по общекультурному направлению  внеурочной деятельности  для 3А класса «Проектная деятельность. Мечтай! Твори! Фантазируй!»   Составитель: А.А. Джеланова, учитель начальных  классов, высшая категория2017­2018 учебный год 2018­2019 учебный год СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты. ­ личностные; ­ метапредметные; 2. Содержание курса внеурочной деятельности. 3. КТППланируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности  Ученик получит возможность научиться: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; • готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Личностные и метапредметные результаты  результаты формируемые умения средства формирования организация   на   уроке   парно­ групповой работы;   навыков ы н т с о н ч и л е ­Формирование   у   детей   мотивации   к обучению, умений к самоорганизации; ­развитие   обучающихся; познавательных Метапредметные результатыв и т я л у г е р л е т а в а н з о п к и н у м м о к е ы н е ы н ь ­Умений учитывать выделенные учителем ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­умения планировать свое действие в ­Умения   учиться:   формирование   навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации. ­ умения добывать необходимые знания и с их е ­Учиться выполнять различные роли в группе ы н в и т а (лидера, исполнителя, критика). ­Умение   координировать   свои   усилия   с усилиями других: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность   Содержание курса внеурочной деятельности  для 3 класса (34 часа): Тема 1: Что такое проекты. (1 ч.) Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через   знакомство   с   работами   учащихся   начальных   классов.   Ознакомить   с   понятием   проблема, формировать   умение   видеть   проблему,   развивать   умение   изменять   собственную   точку   зрения, исследуя   объект   с   различных   сторон.   Знакомство   с   понятием   «гипотеза»,   развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Развитие умения ставить   вопросы   для   решения   существующей   проблемы.   Знакомство   с   понятием   «   источник информации»   (библиотека,   беседа   со   взрослыми,   экскурсия,   книги,   видео   фильмы,   ресурсы Интернета). Понятия:   проект,   проблема,   объект   исследования,   гипотеза,   вопрос,   ответ,   источник информации.  Тема 2. Проект «Красота природы осенью» (4 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами. Экскурсия   в   осенний   парк   для   сбора   природного   материала.   Обсуждение   возможных композиций поделок из природных материалов и осеннего урожая. Тема 3: Проект «Сказки». (7 ч.) Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем и рисуем сказку. Цель:  привитие   интереса   к   устному   народному   творчеству,   развитие   творческих способностей  учащихся,  формирование  умения различать  добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное   народное   творчество.   Народные   сказки.   Сказки   народов   мира.   Авторские   сказки. Спектакль. Инсценировка.   Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема 4: Проект «С Новым годом» (4 ч.) Цель:   прививать   любовь   к   традициям   русского   народа,   формировать   умение   работать   в группе и оценивать результат своего труда. Работа над проектом в соответствие с этапами История   праздника.   Мастерская   Деда   Мороза.   Изготовление   новогоднего   украшения. Изготовление открытки другу. Написание письма Деду Морозу. Тема 5: Проект «Мой папа – защитник» (4 ч.) Цель: знакомство с воинской специальностью папы, дедушки; привитие любви к традициям своей   семьи   и   народа,   развитие   толерантности,   воспитание   привычки   быть   внимательными   к представителям старшего поколения.История праздника 23 февраля. Знакомство с некоторыми родами войск. Подарки папам и дедушкам.    Понятия: традиция, сувенир, самооценка   Тема 6:. Проект «Мама – главное слово» (4 ч.) Цель: расширение знаний о мамином празднике 8 марта; привитие любви к традициям своей семьи   и   народа,   развитие   толерантности,   воспитание   привычки   быть   внимательными   к представителям старшего поколения.  История праздника 8 марта. Работа над проектом в соответствие с этапами Изготовление сувениров для мам и бабушек.    Понятия: традиция, сувенир, самооценка. Тема 7: Проект «День Победы» (5 ч.) Цель: углубление знаний об истории нашей Родины; привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки быть внимательными к представителям старшего поколения.  Работа над проектом в соответствие с этапами Встреча   с   ветеранами   ВОВ.   Чтение   стихов,   рассказов   о   войне.   Изготовление   открыток. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Конкурс рисунков. Понятия: памятник, воины – односельчане.  Тема 8: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. (1 ч.) Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Проектная деятельность» Рефлексия изученного за год. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Содержание курса внеурочной деятельности   для 4 класса (34 часа): Тема 1. Проект «День учителя» (5 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Создание сборников стихов, песен. Изготовление сувенира для  учителей.   Тема 2. Проект «Красота природы осенью» (6 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Экскурсия   в   осенний   парк   для   сбора   природного   материала.   Обсуждение   возможных композиций поделок из природных материалов и осеннего урожая. Тема 3. Проект «С Новым годом» (5 ч.)  Работа над проектом в соответствие с этапами Создание   сборника   стихов,   песен   о   Новом   годе.   Изготовление   новогоднего   украшения. Изготовление открытки другу. Написание письма Деду Морозу. Тема 4. Проект «Рождественский сундучок» (3 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами История праздника. Изготовление рождественской открытки и сувениров.    Тема 5. Проект «Как поздравить наших пап и дедушек» (3 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Выпуск   стенгазеты   «Наши   папы   и   дедушки».   Изготовление   сувениров,   посвященных   23 февралю. Тема 6. Проект «Мама – главное слово» (2 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Изготовление сувениров для мам и бабушек. Сочинение. Тема 7. Проект «Как помочь пернатым друзьям» (2 ч.)Работа над проектом в соответствие с этапами Беседа «Как помочь птицам зимой?» Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улицу. Тема 8. Проект «Пасхальная открытка» (3ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Беседа «Из чего можно сделать пасхальную открытку». Изготовление открытки. Тема 9. Проект «День Победы» (3 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Встреча с ветеранами ВОВ. Чтение стихов, рассказов о войне. Выставка книг о войне. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Конкурс рисунков. Тема 10. Проект «В гостях у сказки» (1 ч.) Работа над проектом в соответствие с этапами Любимые сказки и сказочные герои. Иллюстрация к сказке. Выставка. Тема 11. «Прощай, начальная школа» (1 ч.) Праздник «прощай, начальная школа». Выставка рисунков на тему «Здравствуй, лето!»   РАССМОТРЕНО на заседании ПГ учителей начальной школы Протокол № 1  Руководитель ПГ ________Л.В. Михальченкова СОГЛАСОВАНО заместитель директора  А.А. Джеланова _________________ «___» ____________ 2019 г. ПАСПОРТ календарно – тематического планированияКурс внеурочной деятельности: кружок «Проектная деятельность. Мечтай! Твори! Фантазируй!»   Количество часов в неделю по учебному плану: 1час Количество часов в году по учебному плану: 34 часа Класс (параллель классов): 3 , 4 Учитель: А.А. Джеланова Тематическое планирование  3 класс (34часа) № п/п 1 2­5 Наименование разделов, тем Что такое проекты Кол­во часов 1 Проект   «Красота природы осенью» 4 Характеристика   основных   видов деятельности учащихся Знакомятся   с   основными   понятиями: проект,   проблема,   гипотеза,   источники информации, учатся организовывать свою деятельность.   план   Определяют цель выполнения заданий, задания   под выполнения6­12 13­16 17­20 21­24 25­29 30­33 34 Проект «Сказки» Проект   «С   Новым годом» Проект   «Мой   папа ­ защитник» Проект   «Мама   – главное слово» Проект Победы» Проект класс»    «День «Наш       Что мы узнали   и   чему научились   за   год. Моя лучшая работа.   7 4 4 4 5 4 1 руководством   педагога,   в   каких источниках   можно   найти   необходимую информацию для выполнения заданий.  Учатся   ориентироваться   в   полученной информации.   Корректируют   выполнение заданий под руководством учителя.   Учатся   слушать   и   понимать   других, высказывать   свою   точку   зрения, оформлять   свои   мысли   в   устной   и письменной речи, трудиться в коллективе совместно   с   одноклассниками   и взрослыми. Реализуют   проектные представляют свои результаты.   задачи   и Тематическое планирование  4 класса (34часа) Кол­во часов 5 6 № п/п 1­5 6­11 Наименование разделов, тем Проект «День учителя»  Проект   «Красота   природы осенью»  12­16 Проект «С Новым годом» 17­19 Проект «Рождественский   сундучок» 20­22 Проект «Как поздравить наших пап и дедушек» 23­24 Проект «Мама – главное слово» 25­26 Проект   «Как   помочь   пернатым друзьям» 27­29 Проект «Пасхальная открытка» 30­32 Проект «День Победы» 33 Проект   «В   гостях   у сказки» «Прощай, начальная школа» 34 5 3 3 2 2 3 3 1 1 Характеристика деятельности учащихся   основных   видов 1. Погружение в проект: ­ выбор и формулирование проблем; ­ выдвижение гипотезы. 2.   Выбираются   и   организуются   группы, определяются   направления   работы   для каждой   группы,   указываются   способы поиска источников информации. 3. осуществление деятельности: ­ поиск необходимой информации; ­ сбор данных; ­ изучение теоретических положений; 4. Обработка и оформление результатов. 5. Защита проекта и рефлексия. Технические средства обучения Компьютер,   интерактивная   доска,   оргтехника,  DVD  –   плеер,   мультимедийный   проектор, фотокамера, телевизор. Оборудование класса Ученические столы с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения пособий, литературы, дидактических материалов и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материалаДемонстрационная подставка Учебно­методическое обеспечение программы 1. Методическое пособие авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  – М.: Издательство РОСТ, 2012 (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.). 2. 2. Рабочие тетради : Учусь создавать проект: в 2­х частях авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. М.: Издательство РОСТ, 2013. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.) 3. Примерная программа по внеурочной деятельности. Основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2­е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). Д.В.Григорьев,   Б.В.Куприянов.     Программы   внеурочной   деятельности.   М.: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический Просвещение, 2011 конструктор. М.: Просвещение, 2011 4. 5. 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011 5.  Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности). 6. Забавные  самоделки  из  пластилина.  – М.  : Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия). 7. Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина.  – М. : Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок). 8. Перевертень, Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М. :АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005. 9. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов /  Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с. 10. Петрова, О. Фигурки из природных материалов  /  О. Петрова. –  М. : АСТ­Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер­класс). 11. Румянцева, Е. А.   Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева.  – М. : Айрис­Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!). 12. Энциклопедия поделок для детей. – М. : Эксмо, 2009. – 256 с. Интернет­ресурсы: 1. detkam.e­papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки. 2. detpodelki.ru – Академия поделок. 3. detkam.e­papa.ru – Детское творчество и развитие. 4. pochemu4ka.ru – Почемучка. 5. potomy.ru – Детская энциклопедия «Вместе познаем мир».