Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
химия
9 кл
08.07.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании в Российской федерации» в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования, на основе сборника программ: Ульяновск: УИПКПРО,2011 автор: Т.А.Кузнецова МОУ многопрофильный лицей №20. Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из основных методов обучения школьников является проектная деятельность. Внедрение ее в учебный процесс является очень важным для начальной школы, т. к. при этом более полно реализуются задачи формирования и развития учащихся. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов.
программа проектно-исследов.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №34» РАССМОТРЕНО на  заседании МО Протокол___________ от «____»________2017г.  СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________В.С.Уколова «___»_____________2017г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия №34» _______________Л.П. Токмакова Приказ  от_______2017 №______   ________ Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» 2017­2018 учебный год Составитель: Килевич В.А., учитель химии  Ульяновск 2017г. Рабочая программа курса  «Проектная и исследовательская деятельность» Пояснительная записка.       Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» разработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании в Российской федерации» в соответствии с требованиями федерального образовательного  стандарта начального общего образования, на основе сборника программ: Ульяновск: УИПКПРО,2011 автор: Т.А.Кузнецова МОУ  многопрофильный лицей №20.       Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  индивидуальным развитием личности, творческой инициативой.     Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко  планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс  альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.    Одним из основных методов обучения школьников является проектная деятельность. Внедрение ее в учебный процесс является  очень важным для начальной школы, т. к. при этом более полно реализуются задачи формирования и развития учащихся.    Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, подготовки  их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов.        Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно­ исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно­исследовательских проектов в среднем и  старшем звене школы.  Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный, деятельностный подходы.     Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей  учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в  информационном обществе. Задачи программы:  последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках, через исследовательскую  деятельность;  обучение умениям целенаправленно рассматривать проблемную ситуацию как задачу, предполагающую поиск, нахождение и  реализацию оптимального варианта решения;  овладение алгоритмом исследовательской деятельности;  получение опыта коллективного обсуждения и умения  принимать общее решение;  подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в ситуации неопределённости;  воспитание творческого отношения к  работе, трудолюбия, аккуратности, стремления довести начатое дело до завершения,  умения проявлять фантазию,  привитие навыка культуры умственного труда.     Рабочая программа для 8­10 классов "Проектная деятельность" реализована в рамках ФГОС в соответствии с базисным  образовательным планом 2017­2018 уч. года, расчитана на 35 часов (1 раз в неделю). Формы организации учебного процесса.      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с  привлечением родителей. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а  также другие дети. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини­конференция,  консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини­ конференция, научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Примерные параметры оценки: ­ умение выделить проблему; ­ умение поставить цель исследования; ­ умение сформулировать гипотезу; ­ умение выделить объект исследования; ­ умение определить предмет исследования; ­ умение описать параметры и критерии предмета исследования. Примерные критерии исследования: ­ умение подобрать соответствующие методы исследований; ­ умение подобрать инструментарий; ­ умение запустить исследование; ­ умение осуществить анализ результатов; ­ умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования; Примерные критерии написания исследовательской работы: ­ умение интерпретировать полученную статистику; ­ умение свернуть и развернуть информацию; ­ умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой Примерные критерии публичного выступления: ­ познавательная ценность темы; ­ оригинальность и ценность собранного материала; ­ исследовательское мастерство; ­ структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Содержание курса. Раздел 1. Тренинг. (24 часа) Тема "Что такое исследование". Знакомство с понятием "исследование".  Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Тема "Наблюдение и наблюдательность". Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения.  Тема "Что такое эксперимент". Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и  др.). Тема "Учимся вырабатывать гипотезы". Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.  Тема "Знакомство с логикой". Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения ­ практическая работа. Что такое  классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.  Неправильные классификации ­ поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с  умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения ­ практические задания. Тема "Как задавать вопросы". Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические  занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема "Учимся выделять главное и второстепенное". Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа ­ выявление логической структуры текста. Практические задания  типа ­ "что сначала, что потом". Тема "Как делать схемы". Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов.  Практическое задание – пиктограммы (рисуночное письмо). Тема "Как работать с книгой". Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего  лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема "Что такое парадоксы". Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.  Тема "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях". Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель.  Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с  моделями (игрушки ­ как модели людей, техники и др.). Тема "Как сделать сообщение о результатах исследования". Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое  задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять  план своего доклада. Практические задания "Как сделать сообщение".  Раздел 2. Исследовательская практика (10часов.). Тема "Тренировочное занятие по проведению самостоятельных исследований". Тема "Коллективное  исследование". Тема «Подготовка к защите индивидуального проекта» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий. Присутствующие задают вопросы и высказывают  собственные мнения об услышанном. Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых классов". Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы  авторам.   Описание материально­технического обеспечения. Компьютерная техника. Аудиотехника. Мультимедийная система. Интернет­ресурсы. Энциклопедии. Планируемые результаты     После изучения программы курса ученик научится:  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  готовить тексты собственных докладов;  составлять план действий по своей работе;  объяснять, доказывать и защищать свои идеи;  презентовать свою работу. получит возможность научиться:  структурировать материал;  под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;  проводить самоконтроль;  делать умозаключения и выводы.                                                               Предполагаемые результаты развития УУД: Коммуникативные УУД. Развитие учебного сотрудничества с учителем и  сверстником. Условие осознания содержания своих  действий и усвоения учебного содержания. Результат. Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований  (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе  (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку  зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Познавательные. Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных  исследований. Предпосылка и условие успешности обучения,  формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых  учебных предметах. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников  (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Регулятивные. Планирование совместной деятельности,  ориентация на образец и правило выполнения  действия. Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно­следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в  исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,  искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему  проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и  поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по  составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные  средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой  ситуации. Личностные. Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Положительная динамика детского отношения к  процессу познания. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и  общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих  позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя: 1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. ­ Ярославль: Академия развития,  2010. ­ 124с. 2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006. 3. Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004. 4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд­во МПСИ, 2004. 5. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000. 6. Леонтович А.В. Учебно­исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное  образование. 1999. №10. С. 152­158. 7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская  работа школьников. 2003. №4. С. 18­23. 8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926. 9. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 10.Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976. 11.Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. 12.Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2. Для обучающихс 1. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. ­ Росмэн­Пресс, М., ­ 2006г. ­ 144с. 2. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, ­ Астрель. М., 2009. ­ 688с. 3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. ­ Астрель. ­ М., 2007. ­ 672с. 4. Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. ­ АСТ. ­ М., 2005. ­ 800с. 5. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. ­  Махаон, ­ М., 2010. ­ 256с. 6. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. ­  Махаон, ­ М., 2007. ­ 256с. 7. Что, зачем и почему? ­ Махаон, ­ М., 2008. ­ 256с. 8. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. ­ АСТ. ­ М., 2008. ­ 272с. 9. Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. ­ Махаон, ­ М., 2010. ­ 256с. 10.Изобретения. ­ Росмэн­Пресс, М., ­ 2010г. ­ 64с. 11.Интернет­ресурсы: 1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" ­ Режим доступа: http://viki.rdf.ru/ 2. Сайт "Детский мир" ­ Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html 3. Сайт "Happy­kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско­детские отношения, детское творчество ­  Режим доступа: http://www.happy­kids.ru 4. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" ­ Режим доступа: http://school­work.net/zagadki/prochie/ 5. Сайт "ПроШколу.ру ­ все школы России" ­ Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/ 6. Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35 7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации ­ Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/ 8. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов ­ Режим доступа: http://school­collection.edu.ru/ 9. Сайт "Все для учителей начальной школы" ­ Режим доступа: http://maria­vidomir.narod.ru/web­quest2.htm 10.Издательский дом "Первое сентября" ­ Режим доступа: http://1september.ru/ 11.Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" ­ Режим доступа: http://standart.edu.ru/ 12.Сайт журнала "Вестник образования" ­ Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/ 13.Сайт журнала "Начальная школа" ­ Режим доступа: http://n­shkola.ru/Проектная деятельность учащихся / авт.­сост.  М.К.Господниковаи др. ­ Волгоград: Учитель, 2009. ­ 131с.http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/                                                                      Календарно­тематический план (35часов) №   1 2 Тема Количество часов Дата проведения Что такое исследование.  Тренинг. 24 часа 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24   25 Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент. Как задавать вопросы. Учимся вырабатывать гипотезы. Знакомство с логикой. Как работать с энциклопедиями, интернет источниками. Учимся выделять главное и второстепенное. Что такое парадоксы. Как делать схемы. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Как сделать сообщение о результатах исследования. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тренировочное занятие по проведению самостоятельных  3 Исследовательская практика.11 часов 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 исследований. Коллективное исследование  Подготовка к защите  своего проекта. Участие в защитах исследовательских работ и творческих  проектов . 3 3 3                                            Тематическое планирование. № Содержание программы 1. Исследование Всего часов 4ч 2. Эксперимент 3. Работа с информационными  источниками 4. Работа со схемами. 5. Результаты исследования. 6. Самостоятельные и коллективные  исследования. 7. Защита проектов и работ. Итого: 8ч 6ч 4ч 3ч 5ч 5ч 35ч

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018