Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
11.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология
Исследовательская деятельность по курсу «Растения вокруг нас» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории Алтайского края, а также МБОУ «СОШ № 8 города Бийска. Таким образом, коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений территории школы». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы.Рабочая программа разработана для учащихся 6 классов. Количество недельных часов- 1 Количество часов в год-35
внеурочка 6 класс Титова.docx
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждено МО учителей естественнонаучного методического совета Директор МБОУ цикла школы №8 «Средняя протокол № протокол № общеобразовательная от от школа №8» заместитель директора по УВР ___________/Е.А.Синебок/ ______________ /Рыжкова Н. Г./ приказ № от Рабочая учебная программа курса внеурочной образовательной деятельности в 5 А, Б, В классах Разработчик: учитель биологии высшей квалификационной категории Титова Елена Васильевна на 2016 -2017 учебный год город Бийск, 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана для учащихся  6 классов. Количество недельных часов­ 1 Количество часов в год­35  Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании следующих нормативно­правовых документов:   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Минобразования России  от 06.10.09г. № 373;  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ  Методические рекомендации  «Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников в рамках  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Под общей ред. Н.Г. Калашниковой. –  Барнаул: АКИПКРО, 2013 г. Внеурочная   деятельность   обучающихся    средней   школы, ориентируемая на   работу с   интересами   обучающихся,   предусматривает проведение  занятий по  нескольким  направлениям.  Одним   из  главных   направлений  является проектная деятельность обучающихся, которая   способствует  обеспечению  таких  условий  в  образовательном  процессе,  когда  полученные  знания   становятся   инструментом решения     творческих  теоретических  и  практических  задач   и  инструментом   формирования  у  ребенка  потребности  и  способности к саморазвитию.   Актуальность программы:  1. ФГОС  нового  поколения требует  использования   в  образовательном    процессе технологий  деятельностного   типа, а  методы  и приемы   проектно ­   исследовательской деятельности   определены   как одно   из   условий реализации   основной   образовательной программы среднего  общего  образования.    Современные   развивающие  программы  среднего  образования  включают    проектную деятельность    в  содержание различных  курсов и  внеурочной  деятельности. 2. Знания,  умения  и  универсальные  учебные  действия, необходимые  для организации  проектно ­  исследовательской  деятельности в школе, в  будущем  станут основой  для  организации  научно­исследовательской  деятельности  во  всех  типах  высших  и  средне ­ профессиональных   учебных   заведениях   и   позволят   стать   конкурентно ­   способным   на   рынке   труда   и   в   любой   сфере профессиональной  деятельности. Цель  программы:   Развитие  познавательной  активности    школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к проектно ­   исследовательской   деятельности,     создание условий для       организации     этой   деятельности   и   получения   ее результатов, освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений. Задачи: 1. научить детей использовать имеющиеся знания о флоре  в повседневной жизни; 2. обучить умению работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; 3. развить природные задатки и способности детей; 4. воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека; 5.  сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение; 6.  сформировать  умение  работать  с  информацией ( сбор,  систематизация, хранение, использование). освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под  воздействием человека; овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты,  формулировать выводы; развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; воспитать положительного эмоционально­ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с  экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде,  оказания простейших видов первой медицинской помощи.  Исследовательская деятельность по курсу «Растения вокруг нас» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской  работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории Алтайского края, а также  МБОУ «СОШ № 8 города Бийска.  Таким образом,  коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений территории школы». В индивидуальную работу каждого  ребенка будут входить  результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет  специалистом по одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с  растительным миром ,  с помощью своих  одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать  информацию об использовании растений в практической  деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и  лекарственные растения. Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего прекрасней  на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека ­ это зеленый ковер из трав,  устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор  поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных  километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для человека и животных. Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались  растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном  использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок,  музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя  человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.          Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и  счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить  праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения  или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома ­ садами, города ­ парками, страны – заповедниками, территория лицея украшена  дендрарием и клумбами. Знать  все о растениях, которые нас окружают важно и полезно. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА  Спецкурс   в 6 классах «Растения вокруг нас» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности работы). Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. исследовательской оформления правила     проведения (методика     и         Основные  принципы  реализации.   Данная  Программа   разработана  в  соответствие с  требованиями современной  дидактики  средней  школы  и  предполагает   особое содержание,  кроме  того  она  имеет  одну  важную   особенность: она  позволяет  реализовать  педагогическую  идею  формирования  у школьников  умения  учиться  ­  самостоятельно  добывать  и  систематизировать  новые  знания.     1.интегративный  подход  в изучении  какого­либо  предмета,  действия   или  явления; В  этом  качестве   программа  обеспечивает  реализацию  следующих  принципов: 2.системность  в  изучении  основ  проектной  деятельности и  ее организации; 3.непрерывность, углубление  и  расширение  от  класса  к  классу  основ  проектно ­  исследовательской  деятельности; 4.  взаимосвязь  внеурочной  деятельности  школьников  с  урочной; 5.принцип  доступности,  при  котором   учитывается  возраст  при  выборе  темы  исследования  или  проектирования; Формы  и  методы  проведения  занятий,  использование   эффективных  и   передовых  технологий   и  дидактических  средств. Содержание   программного  материала,   структура  Программы   и  новые  ФГОСы  предопределяют  некоторые  особенности  методики преподавания  данного  курса и  кардинальные  изменения  в  деятельности  учителя,   в  выборе  технологий  и  дидактических  средств. Формы   проведения  занятия,  как  правило,   нестандартные:   игра,   диалог,   практикумы,   экскурсии, эксперимент,   опыт, экспресс­ исследование,     коллективные     и     индивидуальные     исследования,     оргдеятельностные     игры,   публичная     защита     проектов     и исследовательских  работ,  самостоятельная  работа,  мини­  конференция, консультация и т.д. Методы   проведения   занятия,   как   правило,   интерактивные:   мозговой   штурм,   групповая   дискуссия,   звездочка   обдумывания, ролевые,  деловые  игры  и  т. д. Целесообразно     как     можно     активнее       использовать     в     практике     деятельности     эффективные     передовые    информационно   ­ коммуникативные  технологии,  технологию  развития  критического  мышления,  не  забывая  при  этом  про  здоровьесберегающие технологии  на  протяжении  всего  учебного   процесса.                        Применение   таких   методов,  технологий   и  дидактических   средств   опирается   на   инициативность,   самостоятельность, активность  обучающихся  в  ходе  проектирования  и  исследования.  При  этом   задача  учителя   сводится    к  тому,  чтобы  создать условия   для   их   инициативы,   поддержать   процесс   выработки   нового   опыта.   Чтобы   ребенок   был   инициативен,   учитель   должен отказаться  от    роли  «носителя  информации» и  роли  арбитра.            При  таком  обучении  учитель  выступает  как  помощник,  сопровождающий  собственный  поиск  обучающихся. На  разных  этапах    проектно ­  исследовательской  деятельности  учитель  выступает  в  различных  ролевых  позициях: ­проектировщик.  Проектирует   основные  вехи  проектно ­  исследовательской  деятельности  обучающихся,  вплоть  до  ее  выполнения.  ­ консультант. Побуждает  к  самостоятельному  поиску  задач  и  их  решений.  Владеет  способами  задавать  вопросы  исследовательского типа. При   этом  создает  атмосферу   безопасного  выражения  учениками  своего  мнения. ­координатор.  Помогает  отслеживать  движение  поиска,  связывая  или  противопоставляя  отдельные  высказывания,  а  также  выполняет отдельные  функции,  например,  очередность  высказывания.      На  других  этапах   исследования  и  проектирования,  где  обучающемуся  требуются  дополнительные  знания  или  умения,  учитель работает  в  роли  Мастера,  помогающего  приобрести    недостающий    теоретический  или  практический  опыт. Ожидаемые результаты. Личностные результаты и универсальные учебные действия Личностные • осознавать себя ценной  частью большого  разнообразного мира (природы  и общества); • испытывать чувство гордости  за красоту родной природы,  свою малую Родину, страну; • формулировать самому  простые правила поведения в  Регулятивные • определять цель учебной  деятельности с помощью учителя и  самостоятельно, искать средства её  осуществления; • учиться обнаруживать и  формулировать учебную проблему,  выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач,  решения проблем творческого и  Познавательные • предполагать, какая информация  нужна; • отбирать необходимые словари,  энциклопедии, справочники,  электронные диски; • сопоставлять  и отбирать  информацию, полученную из   различных источников (словари,  энциклопедии, справочники,  Коммуникативные • организовывать взаимодействие в  группе (распределять роли,  договариваться друг с другом и  т.д.); •  предвидеть (прогнозировать)  последствия коллективных  решений; • оформлять свои мысли в устной и  письменной речи с учётом своих природе; • осознавать себя гражданином  России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в  многообразии общественных и  мировоззренческих позиций,  эстетических и культурных  предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в  противоречивых конфликтных  ситуациях правила поведения. поискового характера, выполнения  проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои  действия с целью и, при  необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану,  использовать, наряду с основными, и   дополнительные средства (справочная  литература, сложные приборы,  средства ИКТ); • в ходе представления проекта  учиться давать оценку его  результатов; • понимать причины своего неуспеха и  находить способы выхода из этой  ситуации. электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и  причинно­следственные связи; • выстраивать логическую цепь  рассуждений; • представлять информацию в виде  таблиц, схем, опорного конспекта, в  том числе с применением средств  ИКТ. учебных и жизненных речевых  ситуаций, в том числе с  применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать  свою точку зрения, аргументируя  ее. Учиться подтверждать  аргументы фактами; • слушать других, пытаться  принимать другую точку зрения,  быть готовым изменить свою точку  зрения.                                                                                             Планируемые результаты. Должны научиться Обучающиеся должны научиться ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты; Сформированные действия В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   школьников   могут   быть Рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать   сделанное   –   почему сформированы следующие способности:  получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);    все существенное и главное);  Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; делать умозаключения и выводы;  структурировать материал;  готовить тексты собственных докладов;   объяснять,   доказывать   и   защищать   свои ■ ■ ■ ■ идеи.  Вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). №  п/п Название темы  (раздела) 1  Исследовательская  деятельность Коли честв о  часов 3 Содержание учебного предмета Основное содержание темы, термины и понятия Творческая и  исследовательская  деятельность Исследовательская   деятельность   Методы   исследования   в биологии.   Понятие   «объект   исследования,   гипотеза».   План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент. Многообразие растений Подготовка оформленной  исследовательской работы в  течение учебного года. 2 3 4 5 6 Систематические группы  растений  Особенности морфологии растений Клеточное строение  растения Особенности  жизнедеятельности  растений Экология растений 2 4 5 4 6     растений.   Определитель Многообразие растений Систематические единицы. Понятие об определителе флоры. Методика работы с определителем растений. Морфологические   особенности   изучаемого   растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега,   листорасположение,   структуру     листа,   жилкование, строение цветка, плодов. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. Анатомия   изучаемого   растения.   Клеточное   строение изучаемого растения. Работа в лаборатории. Правила работы с лабораторным оборудованием. Особенности   жизнедеятельности   растения.   Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения. Фенология. Правила ведения фенологического дневника. Экологические   особенности   произрастания.   Географический ареал   распространения.   Экологические   группы   растений   по отношению к свету и воде. Растения ­ индикаторы Работа с определителем. Изготовление гербария. гербария.     папки   для Изготовление Изучение растительной клетки.  Изготовление макета клетки  растений Работа с фенологическим  дневником. Составление   индивидуальных биологических   ритмов. Исследовательская работа: «Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений». «Влияние температурного   режима   и влажности   на   биологическое состояние комнатных растений.»      7 Роль растения в природе  и жизни человека 7 Биоценозы, биогеоценозы с участием растений, пищевые цепи с данным растением,  сообщества. Пословицы, сказки, загадки  и поговорки   о   растении     рецепты   и   информация   об использовании растения человеком Растение в литературных  и музыкальных   произведениях.   Редкие   и   исчезающие   виды растений   Алтайского   края.   Реликты   и   эндемики   флоры Знакомство с реликтовыми,  эндемичными и редкими  растениями Алтайского края 8  Оформление  проекта 4 Алтайского края Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской   работы   (титульный   лист   и   т.д.)   Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления) Подготовка оформленной  исследовательской работы в  течение учебного года Тематическое планирование раздел Исследовательская  деятельность  ( 3 часа) Систематические  группы растений ( 2 часа) Особенности  морфологии  растений  (4 часа) Клеточное строение  растения  (5 часов) Тема занятия Вводное занятие часов 1 Методы исследования в  биологии Моя исследовательская  деятельность Систематика изучаемого  растения Работа с определителем  растений Морфологические  особенности изучаемого  растения Понятие о гербарии.  Классификация гербариев Методика и правила сбора  гербария. Папка для гербария Анатомия изучаемого  растения Клеточное строение  изучаемого растения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 дата Форма деятельности Знакомство с особенностями исследовательской  деятельности Знакомство с универсальными научными методами  изучения природы. Составление плана исследования Выбор объекта исследования. Составление плана  исследования, постановка цели и задач, выбор методов  исследования. Работа с источниками информации. Правила работы с  определителем растений. Определение систематического положения растений,  работа с гербарием и определителем. Работа с живыми объектами, проведение измерения  размеров объекта Знакомство с гербариями растений, их классификацией Изготовление гербария Формирование папки для гербария Изучение внутреннего строения растения, работа с  таблицами. Работа по изготовлению срезов органов растений.  Знакомство с правилами приготовления срезов Увеличительные приборы Микроскопическое строение  растительной клетки Микроскопическое строение  растительной клетки Дыхание, фотосинтез,  тропизмы. Рост и развитие растений Сезонные изменения в жизни  растения. Фенология. Правила ведения  фенологического дневника. Экологические особенности  произрастания.  Географический ареал  распространения. Экологические группы  растений по отношению к  свету и воде. Растения ­ индикаторы Биологические ритмы Биологические часы Биоценозы, биогеоценозы с  участием растений Роль растений в природе Использование растений в  жизни человека.  Особенности  жизнедеятельности  растений  (4 часа) Экология растений (6 часов) Роль растения в  природе и жизни  человека ( 7 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с микроскопом. Правила работы с лабораторным  оборудованием. Изучение микроскопического строения растительной  клетки. Изготовление микропрепарата растительной клетки и его описание Знакомство с особенностями основных процессов  жизнедеятельности растений Наблюдение за ростом и развитием растений Работа с источниками информации. Наблюдение за  растениями. Составление фенологического дневника Изучение экологических факторов, оказывающих  влияние на произрастание растений. Определение  экологических групп растений. Изучение особенности распространение растений  Алтайского края. Нанесение на контурную карту ареал  распространения растений в Алтайском крае. Работа с определителем и контурной картой,  составление атласа экологических групп растений  Алтайского края. Составление атласа растений – индикаторов Алтайского  края Знакомство с биологическими ритмами растений Составление биологических часов из растений Рассмотреть биогеоценозы Алтайского края, работа с  картой Работа с источниками информации.  Сбор информации об использовании растений человеком. Дикорастущие и  лекарственные растения  Алтайского края Растение в литературных  и  музыкальных произведениях. Редкие и исчезающие виды  растений Алтайского края. Реликты и эндемики флоры  Алтайского края Правила оформления проекта  и исследовательской работы Подготовка проекта к защите Защита проекта Защита проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомство с лекарственными растениями Алтайского  края, составление плаката(проект): «Лекарственные  растения, произрастающие на территории школы».  Правила сбора и применение­ сбор рецептов народной и  традиционной медицины. Составление викторины для младших школьников. Составление атласа редких растений и первоцветов  Алтайского края, составление памятки об охране редких растений. Составление атласа реликтовых растений Алтайского  края. Составление алгоритма оформления проекта.  Подготовка презентации к защите. Составление тезисов выступления Анализ своей работы и  работ других учащихся Анализ своей работы и  работ других учащихся Примерные темы проектов и исследовательских работ Оформление  проекта  (4 часа) 1. Сезонные изменения в жизни растений (фенологические наблюдения). 2. Растения в литературных и музыкальных произведениях. 3. Растения­ индикаторы. 4. Редкие и исчезающие растения Алтайского края. 5. Растения территории школы. 6. Внутреннее строение растений. 7. Гербарий растений школы. Учебно­методическое обеспечение 1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г. 2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое  пособие для учителя.­ М.: Вентана­Граф, 2005; 3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. ­ М.: Вентана­Граф, 2005. ­ 72с; 4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6­7кл.: Вопросы. Задания.  Задачи. ­ М.: Дрофа, 2008.­ 128с: 6 ил. ­ (Дидактические материалы); 5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. ­  М.: Дрофа, 2005. ­ 112с; 6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия 7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование.  Воронеж, 2009 г. 8)Журналы «Биология в школе» Микроскопы, микропрепараты, лаборатории,  оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения  лабораторных работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии,  природные объекты,  гербарии,  муляжи, компьютер,  проектор, экран. Материально­техническое обеспечение

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растения вокруг нас" 6 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017