Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Оценка 5
Образовательные программы
docx
администрации
1 кл
17.02.2017
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
рабочая программа шахматная школа 2016-2017.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская средняя общеобразовательная школа № 32
Каменского района Ростовской области
( МБОУ Глубокинская СОШ № 32)
Утверждено:
приказом директора МБОУ
Глубокинской СОШ № 32
от "31" августа 2016г. №177
Директор _______Е.В. Шамраева
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
"ШАХМАТНАЯ ШКОЛА"
____________________________________________________________
1 класс
(наименование учебного предмета (курса))
____________________________________________________________
начальное общее образование
(уровень)
основная общеобразовательная
_____________________________________________
(направленность программы)
(всего __33____час.)
класс_____________________________________________
(количество часов)
____________________________________________________________
20162017учебный год
(срок реализации программы)
Романова Галина Николаевна
____________________________________________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу) Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе»,
автор И.Г. Сухин.
Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует
общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Основные цели курса
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Основные задачи курса.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа курса «Шахматная школа» позволяет реализовать многие позитивные
идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
При этом предусматривается широкое использование
занимательногоматериала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Место и роль учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ОУ программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в
неделю).
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?” Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”;
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
“Мяч”. Педагог произносит какуюнибудь фразу о начальном положении, к примеру:
“Ладья стоит в углу”, и бросает мяч комуто из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”,
белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план
действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную
фигуру.
“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они
проиграли одну из своих фигур. “Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с
“заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый
взгляд странные, как “Лабиринт”, “Перехитри часовых” и т. п., где присутствуют
“заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей 6–
7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре
на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и
развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.
“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
дан ли мат черному королю.
“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах.
“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие
представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет
с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.
К концу учебного года дети познакомятся шахматными терминами: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Распределение программного материала (занятия 1–33)
ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Занятие
Чтение и инсценировка дидактической
сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской.
Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная
доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки
“Котятахвастунишки”.
Занятие ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная
линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная
линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры
“Горизонталь”, “Вертикаль”.
Занятие ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и
инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной
стране” (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба
Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14).Дидактическое задание
“Диагональ”.
Занятие ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная
фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”,
Занятие НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма “Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Мешочек”, “Да и
нет”, “Мяч”.
Занятие ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”,
“Кратчайший путь”.
Занятие ЛАДЬЯ. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного
поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи
против двух), “Ограничение подвижности”.
Занятие СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая
фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”,
“Кратчайший путь”.
Занятие СЛОН. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного
поля”, “Игра на уничтожение” (слон против слона, два слона против одного, два слона
против двух), “Ограничение подвижности”. ЗанятиеЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними
часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”,
“Выиграй фигуру”. Термин “стоять под боем”. Дидактические игры “Захват контрольного
поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные
положения), “Ограничение подвижности”.
Занятие ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь
– тяжелая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в
поле воин”, “Кратчайший путь”. Просмотр диафильма “Волшебные шахматные фигуры.
Третий шаг в мир шахмат”.
Занятие ФЕРЗЬ. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного
поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ферзя), “Ограничение подвижности”.
Занятие ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания “Перехитри
часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”,
“Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита
контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ладьи, ферзь против слона,
ферзь против ладьи и слона, сложные положения), “Ограничение подвижности”.
Занятие КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая
фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”,
“Кратчайший путь”.
Занятие КОНЬ. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на уничтожение”
(конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),
“Ограничение подвижности”.
Занятие КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания “Перехитри
часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”,
“Защита”, “Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на
уничтожение” (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные
положения), “Ограничение подвижности”.
Занятие ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая,
ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”.
Занятие ПЕШКА. Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против пешки, две
пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные
положения), “Ограничение подвижности”.
Занятие ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания
“Перехитри часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”,
“Защита”, Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против ферзя, пешка
против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения),
“Ограничение подвижности”.
Занятие КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри
часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактическая игра “Игра на уничтожение” (король против короля). Чтение и инсценировка сказки “Лена, Оля и Баба
Яга”.
Занятие КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания “Перехитри
часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”.
Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на
уничтожение” (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против пешки), “Ограничение подвижности”.
Занятие ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания “Шах или не шах”, “Дай шах”, “Пять шахов”, “Защита от шаха”.
Занятие ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания “Дай открытый шах”,
“Дай двойной шах”. Дидактическая игра “Первый шах”.
Занятие MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое
задание “Мат или не мат”.
Занятие MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
(простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”.
Занятие MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
Дидактическое задание “Дай мат в один ход”.
Занятие НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание “Пат или не пат”.
Занятие РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание “Рокировка”.
Занятие ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два
хода”,
Занятие ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Занятие ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами
из начального положения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. доброжелательности и эмоциональнонравственной
Развитие этических чувств,
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение
рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку
событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно
расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. Дата
№
1
2
3
4
5
План
1аб(в)
1а 07.09.16
1б 05.09.16
1в 01.09.16
1а 14.09.16
1б 12.09.16
1в 08.09.16
1а 21.09.16
1б 19.09.16
1в 15.09.16
1а 28.09.16
1б 26.09.16
1в 22.09.16
1а 05.10.16
1б 03.10.16
1в 29.09.16
6
7
8
1а 12.10.16
1б 10.10.16
1в 06.10.16
1а 19.10.16
1б 17.10.16
1в 13.10.16
1а 26.10.16
1б 24.10.16
1в 20.10.16
1а 09.11.16
1б 07.11.16
1в 27.10.16
1а 16.11.16
1б 14.11.16
1в 10.11.16
11 1а 23.11.16
1б 21.11.16
10
9
Кол
во
часов
фак
т
Тематическое планирование
Тема занятия
Содержание, методические приемы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
История возникновения игры в
шахматы
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Ладья
Слон
Многообразие шахмат. История возникновения шахмат. Шахматы, как
область творческой деятельности человека
Шахматная доска. Белые и черные поля. Расположение доски. Горизонталь.
Вертикаль. Диагональ. Центр. Шахматные фигуры
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: каждый ферзь
любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
расположением фигур.
Ладья. Ход ладьи. Взятие. Обозначение ладьи.
Слон. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные
и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Обозначение
слона.
Ладья против слона
Ладья против слона
Ферзь
Ферзь. Ход ферзя. Ферзь – тяжелая фигура. Обозначение ферзя.
Ферзь против ладьи и слона
Ферзь против ладьи и слона
Конь
Конь. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Обозначение коня.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Пешка
Пешка. Ладейная, коневая. Слоновая, королевская пешка. Ход пешки. 16
17
14
15
12
13
1в 17.11.16
1а 30.11.16
1б 28.11.16
1в 24.11.16
1а 07.12.16
1б 05.12.16
1в 01.12.16
1а 14.12.16
1б 12.12.16
1в 08.12.16
1а 21.12.16
1б 19.12.16
1в 15.12.16
1а 11.01.17
1б 09.01.17
1в 22.12.16
1а 18.01.17
1б 16.01.17
1в 12.01.17
1а 25.01.17
1б 23.01.17
1в 19.01.17
1а 01.02.17
1б 30.01.17
1в 26.01.17
1а 08.02.17
1б 06.02.17
1в 02.02.17
1а 15.02.17
1б 13.02.17
1в 09.02.17
1а 22.02.17
1б 20.02.17
1в 16.02.17
1а 08.03.17
1б 06.03.17
1в 23.02.17
24 1а 15.03.17
1б 13.03.17
20
21
22
23
18
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Пешка против ферзя, ладьи. Слона.
Коня
Взятие на переходе. Обозначение пешки.
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
Король
Шах
Король. Ход короля. Взятие. Король против двух фигур. Обозначение
короля.
Шах. Шах ферзем. Ладьей, слоном. Конем, пешкой. Защита от шаха.
Открытый шах двойной шах.
Открытый шах двойной шах.
Мат
Пат
Мат. Цель игры. Мат в один ход. Решение элементарных задач на мат в один
ход
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Рокировка
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Шахматная партия
Шахматная
Шахматная
Шахматная
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная
Шахматная
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии. 1в 09.03.17
1а 22.03.17
1б 20.03.17
1в 16.03.17
1а 05.04.17
1б03.04.17
1в 23.03.17
1а 12.04.17
1б10.04.17
1в 06.04.17
1а 19.04.17
1б 17.04.17
1в 13.04.17
1а 26.04.17
1б 24.04.17
1в 20.04.17
1а 03.05.17
1б 06.05.17
1в 27.04.17
1а 10.05.17
1б 08.05.17
1в 04.05.17
1а 17.05.17
1б 15.05.17
1в 11.05.17
1а 24.05.17
1б 22.05.17
1в 18.05.17
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сеанс одновременной игры
Шахматная партия.
нотация. Тренировочные партии
Шахматная
Тренировочные партии
Тренировочные партии
Тренировочные партии
Тренировочные партии
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии.
Решение шахматных комбинаций
Конкурс решения задач и комбинаций
Решение шахматных комбинаций
Конкурс решения задач и комбинаций
Сеанс одновременной игры
Шахматная партия. Шахматная нотация. Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Тренировочные партии. № п/п
1
Наименование учебного оборудования
Учебнометодическое обеспечение:
Программа
Книги о шахматах
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
Наглядные пособия
2
3
5
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты: Различные позиции в шахматах
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Учебное оборудование
Технические средства
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Используемая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5. Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофе
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа" 2016-2017 уч год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.