Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы".
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы".

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
04.03.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы".
Это тематическое планирование по программе внеурочной деятельности "Шахматы".Программа рассчитана для детей второго класса.В нём представлены цели,задачи по предмету.Имеется содержание материала по математике.Тематика контрольных работ.Представлены планируемые результаты по предмету.Тематическое планирование рассчитано на год ,по четвертям.В нём нет графы универсальных учебных действий,только четыре основных графы.
РП шахматы.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского

Московской области

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 39

__________ Ерёмин С.Ф.

Приказ №____ от ____.____.2017

М.П.

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

Направление «Общеинтеллектуальное»

2 класс

 

 

Составитель: Логинова Е.Е.

учитель Логинова Е.Е.

1 категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3564 от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ, Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» на основе авторской программы И.Г. Сухина, рассчитанной на 34 часа в год.

Цель изучения курса внеурочной деятельности:

- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей,

- реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным

Задачи курса внеурочной деятельности  «Шахматы»:

- совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

- умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к  само­реализации.

Актуальность курса внеурочной деятельности: данная программа обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и духовно-нравственной личности.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы: программа курса «Шахматы» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 2 года обучения) и предназначена в качестве курса по выбору научного цикла общеинтеллектуального  направления для учащихся 1-2 классов.

Направленность: формирование гражданственности, нравственности учащихся через отношение к своей Малой Родине.

Возраст учащихся: 7-8 лет.

Сроки реализации программы: 2 года.

 

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ….

Результаты освоения содержания предмета «Шахматы» определяют итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.

Результаты освоения программного материала по предмету «Шахматы» в начальной школе  представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностными результатами освоения предмета «Шахматы» являются:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты включают в себя следующие умения и навыки:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения  включают:

- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие;

правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

 - знание  терминов: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Формы организации внеурочных занятий:

- парная;

- групповая;

- коллективная.

Основные виды учебной деятельности:

- виды деятельности со словесной (знаковой) основой: теоретические занятия;

- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:  дидактические игры и задания;

- виды деятельности с практической (опытной) основой: практическая игра, игровые упражнения.

Формы контроля

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.

 

2. Содержание курса внеурочной деятельности 

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета.

Повторение изученного материала.

2часа

Краткая история шахмат.

1 час

Шахматная нотация.

2 часа

Ценность шахматных фигур.

5часов

Техника матования одинокого короля.

4 часа

Достижение мата без жертвы материала.

3 часа

Шахматная комбинация.

15 часов

Повторение программного материала.

2 часа

    

3. Тематическое планирование

№ урока п/п

№ урока в изучаемом разделе

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

1

Повторение изученного материала -2часа.

2

1

Знакомство с шахматной доской.

 

 

3

2

Шахматная доска.

 

 

4

 

Краткая история шахмат -1 час.

5

3

Краткая история шахмат.

 

 

7

5

Шахматная нотация – 2часа.

 

 

8

6

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

 

 

9

7

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

 

 

10

 

Ценность шахматных фигур – 5 часов.

 

 

11

8

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

 

 

12

9

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

 

 

13

10

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

 

 

14

11

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

 

 

Итого в I четверти

9 часов

 

1

1

Ценность шахматных фигур. Защита.

 

 

2

Техника матования одинокого короля -   4часа.

 

3

2

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

 

 

4

3

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

 

 

5

4

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

 

 

6

5

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

 

 

7

 

Достижение мата без жертвы материала   3 часа.

 

8

6

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

 

 

9

7

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

 

 

 

 

Итого во II четверти

7 часов

 

 

 

Итого в I полугодии

16 часов

 

10

1

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

 

 

2

2

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

 

 

3

3

Матовые комбинации. Тема завлечения.

 

 

4

4

Матовые комбинации. Тема блокировки. 

 

 

5

5

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

 

 

6

6

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

 

 

7

7

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

 

 

8

8

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

 

 

9

9

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. 

 

 

10

10

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

 

 

 

 

Итого в III четверти – 10часов.

 

11

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

 

 

12

2

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. 

 

 

13

3

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

 

 

14

4

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

 

 

15

5

Типичные комбинации в дебюте.

 

 

16

6

Сложные примеры типичных комбинаций в дебюте.

 

 

17

 

Повторение программного материала.

2час

 

18

7 - 8

Повторение программного материала.

 

 

Итого в IV четверти

8 часов

 

Итого во II полугодии

17 часов

 

Всего

34 часа

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическая литература для учителя

 

 

 

Автор,  год издания

 

Название пособий

 

Вид пособия

 

1

Сухин И.Г.  Программа курса «Шахматы - школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. Обнинск: духовное возрождение, 2016

Сборник программ

2

Сухин И.Г.  Шахматы, первый год,  второй год, третий год или Учусь и учу -Обнинск: духовное возрождение, 2016.

Пособие для учителя

3

http://chess.cs.msu.su.

Интернет – ресурс

 


 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседания ШМО учителей …

Протокол №____ от ____.____.2017

Председатель ШМО

__________ …

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ …

____.____.2017

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39 пос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39 пос

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями

Метапредметные результаты включают в себя следующие умения и навыки: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -освоение…

Метапредметные результаты включают в себя следующие умения и навыки: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -освоение…

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения заданий

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения заданий

Достижение мата без жертвы материала

Достижение мата без жертвы материала

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

РАССМОТРЕНО на заседания ШМО учителей …

РАССМОТРЕНО на заседания ШМО учителей …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018