Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского
Московской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 39 __________ Ерёмин С.Ф. Приказ №____ от ____.____.2017 М.П. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
Направление «Общеинтеллектуальное»
2 класс
Составитель: Логинова Е.Е.
учитель Логинова Е.Е.
1 категории
2017-2018 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3564 от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ, Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» на основе авторской программы И.Г. Сухина, рассчитанной на 34 часа в год.
Цель изучения курса внеурочной деятельности:
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
- реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным
Задачи курса внеурочной деятельности «Шахматы»:
- совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации.
Актуальность курса внеурочной деятельности: данная программа обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и духовно-нравственной личности.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы: программа курса «Шахматы» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 2 года обучения) и предназначена в качестве курса по выбору научного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 1-2 классов.
Направленность: формирование гражданственности, нравственности учащихся через отношение к своей Малой Родине.
Возраст учащихся: 7-8 лет.
Сроки реализации программы: 2 года.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ….
Результаты освоения содержания предмета «Шахматы» определяют итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в начальной школе.
Результаты освоения программного материала по предмету «Шахматы» в начальной школе представлены личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностными результатами освоения предмета «Шахматы» являются:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты включают в себя следующие умения и навыки:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения включают:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие;
правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
- знание терминов: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Формы организации внеурочных занятий:
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Основные виды учебной деятельности:
- виды деятельности со словесной (знаковой) основой: теоретические занятия;
- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: дидактические игры и задания;
- виды деятельности с практической (опытной) основой: практическая игра, игровые упражнения.
Формы контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения заданий. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета.
Повторение изученного материала. |
2часа |
Краткая история шахмат. |
1 час |
Шахматная нотация. |
2 часа |
Ценность шахматных фигур. |
5часов |
Техника матования одинокого короля. |
4 часа |
Достижение мата без жертвы материала. |
3 часа |
Шахматная комбинация. |
15 часов |
Повторение программного материала. |
2 часа |
3. Тематическое планирование
№ урока п/п |
№ урока в изучаемом разделе |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 |
1 |
Повторение изученного материала -2часа. |
||
2 |
1 |
Знакомство с шахматной доской. |
|
|
3 |
2 |
Шахматная доска. |
|
|
4 |
|
Краткая история шахмат -1 час. |
||
5 |
3 |
Краткая история шахмат. |
|
|
7 |
5 |
Шахматная нотация – 2часа. |
|
|
8 |
6 |
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. |
|
|
9 |
7 |
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. |
|
|
10 |
|
Ценность шахматных фигур – 5 часов. |
|
|
11 |
8 |
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. |
|
|
12 |
9 |
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. |
|
|
13 |
10 |
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. |
|
|
14 |
11 |
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. |
|
|
Итого в I четверти |
9 часов |
|
||
1 |
1 |
Ценность шахматных фигур. Защита. |
|
|
2 |
Техника матования одинокого короля - 4часа. |
|
||
3 |
2 |
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. |
|
|
4 |
3 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. |
|
|
5 |
4 |
Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. |
|
|
6 |
5 |
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. |
|
|
7 |
|
Достижение мата без жертвы материала 3 часа. |
|
|
8 |
6 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. |
|
|
9 |
7 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. |
|
|
|
|
Итого во II четверти |
7 часов |
|
|
|
Итого в I полугодии |
16 часов |
|
10 |
1 |
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. |
|
|
2 |
2 |
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. |
|
|
3 |
3 |
Матовые комбинации. Тема завлечения. |
|
|
4 |
4 |
Матовые комбинации. Тема блокировки. |
|
|
5 |
5 |
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. |
|
|
6 |
6 |
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». |
|
|
7 |
7 |
Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. |
|
|
8 |
8 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. |
|
|
9 |
9 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. |
|
|
10 |
10 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. |
|
|
|
|
Итого в III четверти – 10часов. |
|
|
11 |
1 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. |
|
|
12 |
2 |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. |
|
|
13 |
3 |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. |
|
|
14 |
4 |
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. |
|
|
15 |
5 |
Типичные комбинации в дебюте. |
|
|
16 |
6 |
Сложные примеры типичных комбинаций в дебюте. |
|
|
17 |
|
Повторение программного материала. |
2час |
|
18 |
7 - 8 |
Повторение программного материала. |
|
|
Итого в IV четверти |
8 часов |
|
||
Итого во II полугодии |
17 часов |
|
||
Всего |
34 часа |
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учителя
№ |
Автор, год издания |
Название пособий |
Вид пособия
|
1 |
Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы - школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. Обнинск: духовное возрождение, 2016 |
Сборник программ |
|
2 |
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, второй год, третий год или Учусь и учу -Обнинск: духовное возрождение, 2016. |
Пособие для учителя |
|
3 |
http://chess.cs.msu.su. |
Интернет – ресурс |
РАССМОТРЕНО на заседания ШМО учителей … Протокол №____ от ____.____.2017 Председатель ШМО __________ …
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ … ____.____.2017
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.