РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
24.06.2017
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке проектно-исследовательских работ на фестивалях учебных и вне учебных проектах разного уровня. В программе указано,что проектно–исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.В программе даются цели,задачи,отличия ,объект исследования,сроки реализации,формы и режим занятий,ожидаемые результаты освоения программы.Прогнозируемые результаты реализации программыПри разработке программы за основу были взяты требования к подготовке проектно-исследовательских работ на фестивалях учебных и вне учебных проектах разного уровня. В программе указано,что проектно–исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.В программе даются цели,задачи,отличия ,объект исследования,сроки реализации,формы и режим занятий,ожидаемые результаты освоения программы.Прогнозируемые результаты реализации программы.
РП.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 г. Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО заместитель директора по
УВР
руководитель ___________ Н.М. Халиуллина
_________И.И. Цыбина « 29 » августа 2014 г.
Протокол № 1 от 29.08.2015 г.
Утверждаю
Директор
_______________ И.И. Шитова
Приказ № 279
от « 01 » сентября 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа исследователя»
направление «Социальное»
для 2 класса
Рыжова Т.П.
учитель начальных классов
Составитель: I категории
2015 2016 учебный год Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся:
личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром
внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный
стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных
учреждений раздел «Проектноисследовательская деятельность» . Нормативноправовой и
документальной основой Программы развития и воспитания учащихся на ступени
начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании»
от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ, Стандарт, Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013
года №696з "Об образовании в Республике Башкортостан", Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010 г. № 1241
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 г. № 189 .
Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 17 г. Белебея МР Белебеевский рн
РБ (приказ № 256 от 31.08.2011 г.).
Изменения и дополнения в ООП МАОУ СОШ № 17 г. Белебея МР Белебеевский рн РБ
(приказ №334 от 01.09.2012 г.).
Программа обучения младших школьников проектно исследовательской деятельности по
содержанию является научнопедагогической; по функциональному назначению – учебно
познавательной; по форме организации общедоступной.
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке проектно
исследовательских работ на фестивалях учебных и вне учебных проектах разного уровня.
Проектно–исследовательская деятельность способствует развитию познавательной
активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить
результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Здесь
необходимо деликатная помощь педагога не только для того, чтобы выяснить причины
неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать
исследование..
Поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка,
исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена
необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом проектноисследовательской работы и главным этапом обучения юного
исследователя является выступление на детской конференции.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая
практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и
творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно
мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают
практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, саморазвития;
обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы
своего роста в усвоении учебного содержания;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения
познавательной потребности;
обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации
учебного процесса, в ходе которой произойдёт освоение механизма самостоятельного
поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком
эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в
результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь
самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал,
анализировать и систематизировать.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого
потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований;
формирование у младших школьников и педагогов представлений об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке,
что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Отличия программы.
Проблема исследования как категория предлагает
исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых
позиций. Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая
в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки
исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха
работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения
исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении
выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование
совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования
информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и
отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он
устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в
рамках какого–то объекта. На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в
процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение
каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных до автоматизма
в результате планомерной работы. Ребёнок должен не только грамотно и убедительно
решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать
самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной
деятельности является разъяснение ребёнку последовательности действий и операций, в
основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4
периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она
определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству
проводимых исследовательских работ.
Первый
период является вводным и направлен на первичное знакомство с
исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.
Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование
первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание
групповой исследовательской работы.
Третий период предполагает
освоение следующих умений и навыков,
совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребёнок выполняет
собственную исследовательскую работу теоретического плана.
Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний,
привитых умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование
эмпирического характера.
Формы занятий
.
по количеству детей участвующих в занятии,
преимущественно коллективная (1, 2й год обучения), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар,
фестиваль;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Данная программа рассчитана на 32 часа.
Предложенное распределение часов может корректироваться в зависимости от
уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий : 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы Первый уровень:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Второй уровень:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определённой темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Третий уровень:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по
волнующей проблеме;
реализовать право на свободный выбор.
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может
происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В
процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его
воплощение автором.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация программы позволит:
усовершенствовать существующую в школе систему по организации проектной
деятельности;
создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися,
выполняющие проекты;
повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в
конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);
улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и
родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать творческий потенциал
школьников;
обобщить результаты работы по применению метода проектов в образовательном
процессе;
повысить качество образования;
В результате осуществления программы у обучающихся должны:
повысить интерес к учебным предметам, сформироваться познавательная мотивация;
повыситься уровень активности, самостоятельности и качество знаний школьников;
повыситься опыт сотрудничества, сотворчества;
сформироваться умения и навыки проектирования;
сформироваться умения пользоваться и информационными ресурсами, средствами
коммуникации.
Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлётворённости всех
участников.
Структура курса
№
Содержание курса
Количество часов
Аудиторных Неаудитор
Перечень универсальных
действий обучающихся 1
1
2
2
Что можно исследовать?
Формулирование темы, задачи,
цели и предмет, объект
исследования, гипотеза.
Организация исследования.
Экспресс – исследование «Какие
коллекции собирают люди»
3 Выполняем логические операции.
Творческое воображение.
Обобщение полученных данных.
4 Учимся делать выводы и
умозаключения. Пиктограммы.
5 Презентация исследовательской
работы
Всего часов: 32
3
1
2
2
2
2
9
ных
4
5
5
4
4
5
23
5
регулятивное
коммуникативное
познавательное
познавательное
коммуникативное
познавательное
личностное
регулятивное
личностное
познавательное
регулятивное
коммуникативное
познавательное
личностные
Календарнотематическое планирование
№
Тема занятий
Описание примерного
содержания занятий
Дата
проведе
ния по
плану
Дата
проведе
ния по
факту
Ко
л
во
ча
со
в
Раздел 1. Введение.
1
Что можно исследовать?
Формулирование темы.
1
для
Задание
развития
исследовательских способностей.
Игра на развитие формулировки
темы.
06.09.
Раздел 2. Как выбрать тему: предмет, объект исследования. (7ч) 23. Как задавать вопросы? Банк
идей.
2 Игра
«Задай
вопрос».
Составление «Банка идей»
45. Тема,
предмет,
объект
исследования.
2 Характеристика понятий. Какими
могут быть исследования.Знать:
как выбрать тему,предмет и
объект исследования.
6.
Цели и задачи исследования.
1
Соответствие цели и задачи
исследования.Основные стадии,
этапы исследования.
78. Учимся выдвигать гипотезы.
2 Понятия. П/З»Давайте вместе
подумаем»,»Что бы произошло,
если бы…».Уметь создавать
гипотезы.
Раздел 3.Составление плана. Поиск информации. (14ч)
13.09.
20.09.
27.09.
18.10.
25.10.
08.11.
15.11.
9
10
11.
12
13
14.
15
16.
17.
Организация исследования
п/р
3
с
Знакомство
основными
доступными методами: подумать,
посмотреть книги, ИКТ.
22.11.
29.11.
06.12.
и
Наблюдение
наблюдательность.
Наблюдение как способ
выявление проблем.
Коллекционирование.
3 Информация об открытиях,
сделанных на основе наблюдений.
Знакомство
приборами,
созданные для наблюдения
( микроскоп, лупа и т.д.)
с
2 Понятия. П/З : выбор темы для
сбор
коллекционирования,
материала.
13.12.
20.12.
27.12.
17.01.
24.01.
исследование.
Экспресс
«Какие коллекции собирают
люди».
1 Поисковая деятельность «Какие
31.01.
коллекции собирают люди»
18
19.
Сообщение
коллекциях.
о
своих
2
Выступления учащихся о своих
коллекциях.
07.02.
14.02.
20. Что такое эксперимент.
1 Понятия.
Планирование и
21.02.
21
22.
Мысленные эксперименты и
эксперименты на моделях.
проведение эксперимента.
2
Эксперимент «Вообразилия».
28.02.
07.03. Раздел 4.Что такое исследовательский поиск. (6ч)
23
24.
материала
Сбор
исследования.
для
2
знаний
Способы фиксации
получаемых
сведений(пиктограмма,
рисунки, значки, символики),
схемы,
25
26.
Обобщение
данных.
полученных
27. Как подготовить результат
исследования.
28
Как подготовить сообщение.
Раздел 5. Что такое защита. (4ч)
29. Подготовка к защите. (П/Р
30. Индивидуальная
консультация.
2 Анализ,
обобщение
второстепенное.»Учимся
анализировать»,
материал последовательно».
«Расположи
,главное,
1
1
1
1
Составление плана подготовки к
защите проекта.
доклад.
Сообщение,
Уметь:
планировать свою работу «Что
сначала,
потом»,
«Составление рассказов по
заданному алгоритму».
что
обсуждение
Коллективное
проблем:»Что
такое
защита?»,»Как правильно делать
доклад».
Консультация для родителей,
учащихся.
31
32.
Презентация
исследовательской работы
2 Презентация и анализ своей
исследовательской работы.
Всего: 32 часа
Литература:
Перечень информационнометодического обеспечения
14.04.
21.03.
04.04.
11.04.
18.04.
25.04.
02.05.
16.05.
23.05.
30.05.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для
учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. Издательство "Учитель"
Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием
для учителя. Самара: Издательство "Учебная литература"
3.20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 4. Проектная деятельность в начальной школе / автсост. М.К. Господникова и др.
Волгоград: Учитель, 2008.
5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.сост. С.Г.
Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Цифровые ресурсы:
4.
Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический
университет «Первое сентября»;
5. http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
6. http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;
7.
http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом
«Первое сентября»);
8.
http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
9. http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
10. http://wiki.ippk.ru/index.php/
Оборудование:
• выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
• материалы для оформления и творчества детей,
цветная бумага, клей, картон, фольга, кусочки ткани, ножницы и т.п. для
подготовки подарков, украшений и импровизированных костюмов для выступлений.
• наличие канцелярских принадлежностей,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа исследователя» направление «Социальное» для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.