Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, бумагопластика, аппликация, квиллинг, торцевание и гофротрубочки).
Направленность данной программы по содержанию является художественно – эстетической по форме организации кружковой.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 с.Кандры муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ №1
Протокол № Протокол №1 с.Кандры
от «26 » августа 2017 г. от « 28 » августа 2017 г ________ Салишова Р.Ф.
Руководитель ШМО __________ Бахтиярова Л.Р. Приказ № 123
________Сафина З.В. от «31» сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Студия творчества»
Направление «Художественноэстетическое»
для 1 класса
Галимова Г.Б.
учитель начальных классов2017 – 2018
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Студия творчесва»
разработана в соответствии с основными положениями Федеральногогосударственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной
общеобразовательной программы начального общего образованияМБОУ СОШ №1
с.Кандры на 20152016г., планом внеурочной деятельности на 20152016 учебный год,
годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №1 с.Кандры на 20152016
учебный год,
допущенных
(рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 с.
Кандры на 20152016 уч. год.
приказом «Об утверждении перечня учебников,
При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:
− Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373,
зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., №17785) с изменениями;
− Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального образовательного стандарта общего образования»;
− Примерные программы внеурочной деятельности;
− Рекомендации по материальнотехническому обеспечению учебного предмета.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального
трудового обучения в общеобразовательной школе Б.М.Hеменского «Изобразительное
искусство и художественный труд», Т.Н.Проснякова, Н.А. Цирулик «Технология –
творческая мастерская».
Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных
способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к
сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и
картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами,
бумагопластика, аппликация, квиллинг, торцевание и гофротрубочки).
Направленность данной программы по содержанию является художественно –
эстетической по форме организации кружковой.
Актуальность. Развитие продуктивной деятельности детей через аппликацию будет
способствовать совершенствованию сенсорных способностей, способность комбинировать,
пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию.
Данная программа кружка «Студия творчества» рассчитана на один год обучения
детей в возрасте 69 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей,
их подготовленность, существующие навыки и умения.
Количество учебных часов в неделю – 1час, в год 33 часа.
Цель программы создать оптимальные организационнопедагогические условия
для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой. Всестороннее
интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации
ребенка в творчестве.
2Задачи программы:
Метапредметные:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с
бумагой;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
осваивать навыки организации и планирования работы;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративноприкладного искусства.
формирование эстетических знаний, художественнопластических умений и
навыков работы с бумагой;
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием
художественного образа;
развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление
и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать психометрические качества личности;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального
отношения к действительности.
Личностные:
формировать стремление сделатьсмастерить чтолибо нужное своими руками,
терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками;
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные
занятия и выставки творческих работ. А также различные методы обучения:
в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ
изложение, беседа, рассказ, лекция);
педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным
картам, схемам).
в основе, которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно
(дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
иллюстративный
репродуктивный
(дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности); частичнопоисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом).
Средства обучения:
методические пособия и книги по аппликации, оригами, бумагопластике;
готовые изделия в техниках: аппликация, оригами, модульное оригами, квиллинг,
торцевание, бумагопластика;
инструменты, материалы и принадлежности
3Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях
N п\п Содержание программы
Всего часов
Структура и содержание курса
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Материал бумага
Аппликация
Бумагопластика
Оригами
Творческие работы
Праздники и подготовка к ним
2
1
8
9
5
4
4
33
Регулятивные УУД:
− определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
− проговаривать последовательность действий на уроке;
− с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
− учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
− выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественнотворческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
− перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы
и их образы;
− преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания,
нацеленные на 1ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
− донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
− слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественнотворческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.
4Предметными результатами изучения курса «Студия творчества» в 1м классе
является формирование следующих знаний и умений.
знать
− что такое оригами;
− основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
− условные обозначения к схемам;
− названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов,
правила работы ими;
− технологическую последовательность изготовления некоторых изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
− способы разметки: сгибанием;
− способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
− виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её
вариантами;
уметь
− под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок
на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
− с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую
работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности;
− различным приемам работы с бумагой;
− следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать
изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
− создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
− реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно
творческой и трудовой деятельности.
Тематическое планирование
Тема
Вводный блок
Колво
часов
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
Материал бумага
Аппликация
Виды размётки. Правила работы с ножницами и клеем.
Аппликация «Светофор»
Аппликация «Собачка»
Аппликация «Гриб»
Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному
силуэту.
Новогодние игрушки – подвески «Цветок», «Зайка»,
«Мишка».
Аппликация из геометрических фигур.
Бумагопластика.
Бумагопластика простых фигур (витая спираль). Игрушка
«Солнышко».
Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
№
І.
1
2
ІІ.
3
ІІІ.
4
5
6
7
8,9
10
11
ІV.
12
13
Дата
02.09
08.09
15.09
22.09
29.09
13.10
20.10
27.10
03.11
10.11
24.11
01.12
08.12
5«Ромашка».
14,15 Изготовление изделий по трафаретам, симметричное
складывание.
16.17 Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки.
18
19,20
V.
21
22
Новогодняя снежинка веер
Полуобъёмная аппликация «Парусник».
Оригами.
Знакомство с основными базовыми формами – заготовками
«книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик».
Оригами «Бабочка», «Рыбка»
23,24 Оригамная аппликация «Аквариум»
25
VІ.
26
27
28
29
VІІ.
30
31
32
33
34
Оригами «Божья коровка»
Цикл творческих работ
Коллективная работа. Аппликация из ладошек «Солнышко»
Коллективная работа «Гирлянды из осенних листьев»
Коллективная работа. Новогодние гирлянды « Снеговики»
Коллективная работа. Сюжетная аппликация с элементами
«Оригами»
Праздники и подготовка к ним
Изготовление сувениров к празднику
Открытка «Цветы для мамочки»
Игрушка «Снеговик»
Аппликация «Такие сердечные»
Аппликация «Голубь мира»
Всего
Информационнометодическое обеспечение
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
15.12
22.12
29.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
01.03
15.03
22.03
29.03
05.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05
Лутцева Е.А. Методическое пособие. Ступень к мастерству .М. «ВентанаГраф», 2005г
Евстратова Л.М. Цветы
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов.
Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного
искусства
Романов К.М. Программа по предмету «Технология»
Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях.
Энциклопедия: Лоскутная техника
www.radionetplus.ru
www.kindereducation.com
detkam.epapa.ru/podelki
www.mam2mam.ru
http://www.baby.ru/community/view/125648/forum/post/4705140/
Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В.А.
6Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. АйрисПресс ,2003.
Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олмапресс, 1999.
Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн –
образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век»Смоленск 2012 г.
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание:дети!).
Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушексувениров”.М., Просвещение,1990.
Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «АкадемияРазвития»,
1997.
Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Планирование результаты работы:
1.Различать технологии ручного труда.
2.Уметь выполнять работы с использованием различных материалов.
3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс.
4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами.
5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ.
6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего
труда.
8.Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом. 9.Организовать
выставки детского творчества, показать конкретные достижения кружковых занятий и
отдельных учащихся, способствовать вовлечению в творческий процесс многих
школьников.
9 . Лучшие работы ребят ежегодно выставлять на выставках прикладного творчества.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание,
память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус,
улучшат свои
коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
творческие способности и фантазию,
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут
применять в повседневной жизни.
Портфель достижения школьника
1. Тематические выставки согласно тематического плана.
2. Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.
3. Выполнение самостоятельной творческой работы.
7