Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
русский язык
2 кл
30.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами. Задачи: -воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову; -углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка; -развитие речи, мышления и воображения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2016 уч. г сайт.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ В ГОРОДКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА» (2016 – 2017 уч. г)      Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному  предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление  настойчиво овладеть этими богатствами.     Задачи:  ­воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского  языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову; ­углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка; ­развитие речи, мышления и воображения. 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности    Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  Метапредметные результаты  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  2) Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа) Фонетика(6часов) Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные  слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков.  Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма.  Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и  безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки­шарады. Морфемика(6 часов) Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их  грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки.  Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при  разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование  сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды.  Занимательные игры. Морфология(6 часов) Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение,  морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и  переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи.  Фразеологизмы и глаголы­синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в  стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды. Орфография(6 часов) Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический  словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными;  подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или  парные согласные. Загадки умных слов. Лексика(10 часов) Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и  многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы.  Антонимы. Палиндром, или слова­перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки.  Фразеологизмы. Логические задачи со словами. Интерес уч­ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их  разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также  необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на  его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных  качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления ­ наглядно­действенное,  наглядно­образное, словесно­логическое. Методы и формы организации занятий. Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными  особенностями и потребностями уч­ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения  обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно­поисковой  деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия». Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и  творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта,  творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч­ся. Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада,  где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка  школьников. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса. Обучающиеся должны: Иметь представление: ­о происхождении слов русского языка; ­о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом,  фразеологическом); ­о прямом и переносном значении слов; ­о многозначных и однозначных словах. Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция,  словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет,  анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма. Уметь: ­применять алфавит в работе со словарями и каталогом; ­выполнять фонетический разбор слова; ­различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные; ­определять орфограмму и объяснять правильное написание слова. 3) Тематическое планирование № Тема занятия Кол­ во Элементы содержания часов Раздел 1 Фонетика 6 часов. Основные понятия 1 По законам графики, или звуки и буквы 1 Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Фонетика. Звуки и буквы. Метаграммы. 2 По порядку становись! 1 Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое Алфавит  Загадка 3 4 Буквы в слове переставим ­много новых слов составим! Какие они разные – гласные ­согласные 1 1 5 Удар! Ещё удар! 1 Привет, страна Олимпия! 1 Буквы Звуки Анаграммы Гласные и согласные звуки Транскрипция Звукопись Ударение Ударные и безударные звуки Шарада задание»Замени одним словом» Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы­ перевёртыши. Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра­ конкурс «Кто знает больше разных слов?» Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение» Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. 6 7 8 9 Раздел 2 Морфемика 6 часов Морфемы и их роль в словах Смотри в корень! К кому и зачем пристают приставки? 1 1 1 Работа со стихотворением, в котором пропущены слова­ Морфема Кроссворд термины, называющие значимые части слова­ морфемы. Кроссворды Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова» Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер Корень слова Приставка Ребус 10 11 12 Суффикс ­ звучит загадочно… Образование сложных слов, или кое­что о действии сложения. Покой морфемам только снится 1 1 1 приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». Раздел 3 Морфология 6 часов 13 Где живут слова и как они находят место? 14 Существительное – значит существует 15 Живое – неживое.  С душою или без? 1 1 1 Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение  П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово­ рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные» Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кото? или что?» Суффикс Сложные слова Калейдоскоп Словообразование Чередование звуков Морфологи Части речи Грамматическое значение слов Имя существительное Ребусы Одушевлённый и неодушевлённый Чайнворды Имя прилагательное Поговорки Эпитеты Глагол Рифма 16 Встреча с именами прилагательными 1 17 Глагол – часть речи или речь? 18 Привет, страна Олимпия! 1 1 Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. Раздел 4 Орфография 6 часов. 19 Законы орфографии 1 20 Непроизносимые согласные или звуки потерялись. 1 21 Встреча с именами 1 Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова» Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные» Имена собственные и Орфограмма Непроизносимые согласные Имена собственными 22 Весёлая путаница частей слова и речи 23 Дружба звуков или кое­что о парных согласных. 24 Привет, страна Олимпия! нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки ­ логорифы. Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка» Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. Конкурсы – задания: 1 1 1 «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». Раздел 5  Лексика 10 часов 25 Словарь или вселенная в алфавитном порядке 26 27 Поговорим о происхождении или этимология слова Однозначные и многозначные слова 1 1 1 собственные и нарицательные Логорифы Приставка Предлог Шарада Парныесогласные Буриме Лексика Словарь Этимологи Калейдоскоп О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные Многозначные слова в стихотворении И. слова Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». 28 Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов         29 Дружба слов.  Встреча с синонимами 30 Когда значения спорят или кое­что об антонимах. 31 Когда старость бывает в радость, или кое­что об архаизмах 32 Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость 33 Слово плюс слово – пословица готова… 1 1 1 1 1 1 Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными Омонимы частями речи. Слова­ омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, Синонимы Антонимы Палиндром подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» Архаизмы Палиндром Фразеологизмы Пословица Криптограмма Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова­перевёртыши». Перевёртыши­фразы. Фразеологизмы­синонимы. «Фразеологический зверинец» ­ задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». 34 Привет, страна  Олимпия! 1 Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил ­ слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы в городке русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017