Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
13.02.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения. Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения. На реализацию программы «В мире профессий» во 2 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю) Цель курса: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
В мире профессий.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области Рассмотрено                             Согласовано                                   Утверждаю На заседании МО                    Зам. директора по УВР                 Директор ГБОУ ООШ № 23 Протокол № ___                      _________ Н. В. Башканова          _____________ А. М. Мерс «___»_______2014г.                «___»__________2014г.                Приказ № ______________                                                                                                             «____»___________ 2014г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  внеурочной деятельности социального направления  «В мире профессий»   Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2  класс                                                              Программа  разработана учителем  начальных классов Кривовой О.В. 1 Сызрань  2014 Пояснительная записка               Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной.   Специфика   профориентационной   работы   в   1—4­м   классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему,   становление   таких   важных   качеств   будущего   субъекта   трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход   и   предвидеть   результаты   работы,   способность   самоконтроля   и самооценки.   Поэтому   начало   школьного   обучения   —   ценный   период   для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта.         Начало школьного обучения делает учебно­познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности   людей   происходит   с   помощью   наглядных   средств,   в практической   деятельности   и   на   основе   ярких   примеров   и   жизненных ситуаций. Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих   проектов,   анализировать   деятельность   людей   различных профессий.            Значительную помощь в процессе социализации по этому направлению может   оказать   профориентационная   работа   с   младшими   школьниками, основной   формой   которой   является   программа   «В   мире   профессий».   Она служит   для   ознакомления   детей   младшего   школьного   возраста   с   миром профессий   с   помощью   практико­ориентированных   средств   с   учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.               Программа   реализует   социальное   направление   во   внеурочной деятельности во 2  классе в соответствии с федеральными государственными 2 образовательными   стандартами     начального     общего   образования   второго поколения.          О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  начинается в начальной школе.                     Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1­4 классах не ставится цели подвести детей   к   выбору   определённой   профессии.   Главное   –   развитие   внутренних психологических   ресурсов   личности   ребёнка.   В   начальной   школе,   когда учебно­познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие   школьника,   важно   расширить   его   представление   о   различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно   понять,   но   в   каждой   профессии   есть   область,   которую   можно представить на основе наглядных образов,   конкретных ситуаций из жизни, историй,   впечатлений   работника.   На   этой   стадии   создаётся   определённая наглядная   основа,   на   которой   базируется   дальнейшее   развитие профессионального   самосознания.   Именно   поэтому   очень   важно   создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем   на   основе   этого   материала   ребёнок   мог   анализировать профессиональную   сферу   более   осмысленно   и   чувствовать   себя   более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе. Объем программы: Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения. На  реализацию программы «В мире профессий»  во  2  классе  отводится   34 ч  в год  (1  час в  неделю) Цель курса: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи программы:   3  познакомить   обучающихся   с   разнообразием   мира   профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;   формировать положительное отношение к труду и людям труда    формировать   конкретно­наглядные   представления   о   существенных сторонах профессии;   развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.  развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;  воспитывать уважение к людям труда;  побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;  содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой­либо профессией  создать   условия   для   формирования   коммуникативных   навыков,   опыта публичных выступлений.    определяется   возрастными   особенностями   младших Содержание    школьников.                   Каждое   занятие     имеет   тематическое   наполнение,   связанное   с рассмотрением   определенной   профессии.   Учащиеся   имеют   возможность расширить   свой   кругозор,   представления   о   мире   профессий,   а   также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.               Занятия   построены   таким   образом,  что   представляют   возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.              В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.       Занятия,  проводятся в активной деятельностной  форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска 4 знаний.     Это способствует формированию учебно­познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Изучение   программы   внеурочной   деятельности   «В   мире   профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное   чтение»,   «Изобразительное   искусство»,   «Технология», «Музыка», «Окружающий мир». Формы занятий:  беседы  экскурсии  сюжетно­ролевые игры  элементы занимательности и состязательности  конкурсы   праздники Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «В мире профессий» В   ходе   реализации   программы   обучающиеся   должны   овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно­личностные  –   отношение   к   труду,   интерес   к   профессиям, желание овладеть какой­либо профессиональной деятельностью; поведенческие  дисциплинированность, самостоятельность в труде. ­   навыки   трудовой   деятельности,   ответственность, Метапредметными результатами  программы внеурочной деятельности «В мире   профессий»   ­   является   формирование   следующих   универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: 5  Учить   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.  Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате совместной работы всего класса.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять рассказы   на   основе   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических   рисунков,   схем);   находить   и   формулировать   решение задачи   с   помощью   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД:  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и   письменной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или   небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).  Совместно   договариваться   о  правилах   общения  и   поведения   в  школе   и следовать им.  Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя, критика).   Средством   формирования   этих   действий   служит   организация 6 работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Планируемые результаты: В результате изучения курса у младших школьников формируются:  первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли   образования,   труда   и   значении   творчества   в   жизни   человека   и общества;  уважение к труду и творчеству старших и сверстников;  элементарные представления об основных профессиях;  ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;  элементарные   представления   о   роли   знаний,   науки,   современного производства в жизни человека и общества;  первоначальные   навыки   коллективной   работы,   в   том   числе   при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;  умение   проявлять   дисциплинированность,   последовательность   и настойчивость в выполнении трудовых заданий;  умение соблюдать порядок на рабочем месте;  бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;  отрицательное   отношение   к   лени   и   небрежности   в   труде   и   учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  участие   в   различных   видах   игровой,   изобразительной,   творческой деятельности;   расширение кругозора о мире профессий,  заинтересованность в развитии своих способностей,  участие   в   обсуждении   и   выражение   своего   отношения   к   изучаемой профессии, 7  возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;   способность  добывать новую информацию из различных источников. Учебно­тематический план  N п\п Содержание программы 1. 2. 3. 4. 5. Введение в мир профессий О   профессиях   разных,   нужных   и важных.  Все   профессии   нужны,   все   профессии важны.   Профессия моих родителей   Итоговые   занятия. праздник  Итого:    Викторина   и Всего часов 3 14 10 5 2 34 Содержание курса 1 раздел ( 3ч.) 8 Часы аудитор­ ных занятий 1,5 2,5 3,5 1,5 1 10 Часы внеауди­ торных занятий 1,5 11,5 6,5 3,5 1 24 Введение в мир профессий. Выявить уровень подготовленности второклассников к выбору профессии.  Подчеркнуть важное  значение и огромную пользу всех без исключения  профессий. Понятия: «труд», «профессия». Конкурс рисунков.  2 раздел ( 14ч.) О профессиях разных, нужных и важных. Знакомство   с     различными   профессиями.   Кто   такой   учитель?   Кто   такой воспитатель?   Обобщить   и   уточнить   знания   детей   о   профессии   учителя   и воспитателя.   Познакомить   с   профессиями   продавца,   повара,   парикмахера, художника,   почтальона,   врача,     людей,   занятых   в   сельском   хозяйстве   и строительстве  через очные и заочные экскурсии. 3 раздел ( 10ч.) Все профессии нужны, все профессии важны.  Самые нужные профессии. Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Отбор источников информации для  решения задачи. Выполнение различных   ролей   в   группе,   умение   донести   свою   позицию   до   других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Изготовление  книжек­ малышек «Азбука профессий». «Труд на радость себе и людям» творческий отчёт перед воспитанниками ДОУ. 5 раздел ( 3ч.) Профессия моих родителей Рассказ   детей   о   профессиях   своих   родителей.   Пресс­конференция   с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Проект «Профессия моих   родителей».   Заочная   экскурсия.   Мастер­класс   «Все   работы   хороши, выбирай на вкус». 9 6 раздел ( 3ч.) Итоговые занятия. Викторина «Парад профессий». Праздник­отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.                                                                                            10 Календарно­тематическое планирование занятий Кол ­во часо Из них УУД аудитор ных внеауди торных № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. № По раз­ дел у 1. 2. 3. Тема занятий В мире профессий. Мир профессий  большой, труд в почёте  любой. Кем я хочу стать? 1. 2. 3. 4. Профессия – учитель Профессия –  воспитатель ДОУ Профессия ­ продавец Профессия ­  парикмахер в 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Введение в мир профессий 3 ч 0,5 Познавательные: владеть информацией о разнообразии мира профессий, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем) Коммуникативные: доносить  свою позицию до других людей: оформлять  свою мысль   в   устной   речи   (на   уровне   одного   предложения   или небольшого текста); слушать и понимать речь других людей; вступать в беседу. Регулятивные: определять   цель   деятельности     с   помощью   учителя   и самостоятельно; учиться планировать свою  деятельность во внеурочное время. О профессиях разных, нужных и важных (14ч) 0 1 Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, ориентироваться в своей системе  знаний и осознавать необходимость нового знания; 0 0 0 1 1 1 Коммуникативные: 11 Формы контроля Формы организаци и занятий собеседование диагностика тестирование устный журнал беседа конкурс рисунков диалог, конкурс рисунков экскурсия собеседование экскурсия собеседование экскурсия экскурсия наблюдение собеседование наблюдение собеседование 8. 9. 5. 6. 10. – 11. – 12. 13. 7. – 8. – 9. 10. Профессия ­ повар Профессия ­ почтальон Профессия ­ врач Строительные  профессии 14. 15. 16. 17. 18 19. 20. 11. Профессия ­ художник 12. Профессии людей,  занятых в сельском  хозяйстве 13. Профессия ­ пожарный. 14. Профессия ­  полицейский. 1. 2. 3. Самые нужные  профессии. Профессии и труд. Фестиваль профессий 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,   ставить   вопросы,   обращаться     за   помощью, формулировать затруднения.   Личностные:  внутренняя   позиция   школьника   на   основе положительного   отношения   к   школе;   формирование основ   гражданской   идентичности   личности   в   форме осознания «Я» как гражданин; чувства гордости за свою школу и ее успехи. Регулятивные: определять   цель   деятельности     с   помощью   учителя   и самостоятельно; свою деятельность.   планировать     учиться 0 0 2 0 0 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0 0 1 1 Все профессии нужны, все профессии важны  (10 ч) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Познавательные:  ориентироваться   в   своей   системе знаний;   делать   предварительный   отбор   источников информации   для     решения   задачи,   самостоятельно предполагать,   какая   информация   нужна   для   решения предметной учебной задачи, состоящей   из нескольких шагов;   перерабатывать   информацию     для   получения 12 экскурсия экскурсия экскурсия,  проектная деятельность экскурсия экскурсия заочная экскурсия экскурсия экскурсия наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование наблюдение собеседование викторина тестирование Игровой тренинг. Выставка рисунков. наблюдение наблюдение 21. 4. Проект «Азбука  профессий»  22. 23. 24. 25. 26. 27. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Представление мини­ проектов на буквы А­Д Представление мини­ проектов на буквы Е­К Представление мини­ проектов на буквы Л­Р Представление мини­ проектов на буквы С­Я Оформление  результатов проекта Труд на радость себе и  людям. 28. 29. 1. 2. Мой труд дома. Кем работают мои  родители? 30. 3. Проект «Профессия  моих родителей» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 необходимого   результата,   в   том   числе   и   для   создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для     сравнения,   сериации,   классификации   объектов, устанавливать аналогии и причинно­следственные связи, выстраивать   логическую   цепь   рассуждений,   относить объекты   к   известным   понятиям);   использовать информацию   в   проектной   деятельности   под руководством  учителя­консультанта. Коммуникативные:  Учиться   выполнять   различные роли в группе, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Регулятивные: помощью учителя и самостоятельно; учиться   совместно   с   учителем,   обнаруживать   и формулировать проблему; высказывать   свою   версию   разрешения   проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.  определять   цель   деятельности   с Профессия моих родителей 5 ч 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Познавательные: делать предварительный отбор  источников информации для поиска нового знания;  добывать новые знания (информацию) из различных  источников и разными способами; Регулятивные:  собеседование Организацио нное занятие.  Предъявлени е заданий группам Презентация защита проекта Презентация защита проекта Презентация защита проекта Презентация защита проекта Презентация защита проекта защита проекта наблюдение тестирование Творческий отчёт перед воспитанник ами ДОУ выставка рисунков Пресс­ конферен­ ция Презентация защита проекта 13 31.­ 32 4. – 5. Все работы хороши,  выбирай на вкус. 33 34 1. 2. «Парад профессий» Праздник «Все  профессии важны, все  профессии нужны!» 2 1 1 0 1 0 2 0 1 определять цель деятельности с помощью учителя и  самостоятельно; учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать проблему; учиться  планировать свою деятельность во внеурочное время;  высказывать свою версию  решения проблемы. Итоговые занятия 3 ч Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, Коммуникативные:  Учиться   выполнять   различные роли в группе, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. наблюдение Заочная экскурсия Мастер­ класс Викторина Утренник диагностика наблюдение 14 Дидактическое сопровождение Ресурсное обеспечение Педагогические ресурсы: педагоги   школы,   медицинский работник, воспитатель, повар, руководитель школьного музея.   руководители   кружков,   школьный   библиотекарь, Научно­методическое обеспечение программы: Научно­методическую   поддержку   при   реализации   программы   будут оказывать   школьная   методическая   служба,   муниципальный   ресурсно­ методический центр. Занятия   включают   в   себя   организационную,   теоретическую   и практическую   части.   Источником   информации   являются   материалы, имеющиеся   в   фондах   библиотек,   материалы   ежегодных   конференций, школьной газеты, личные встречи с почетными гражданами города, посещение школьного и городского музеев, экскурсии на предприятия города. Материально­техническое обеспечение: Для   организации   внеурочной   деятельности   в   рамках   ФГОС   нового поколения   школа     располагает   актовым   залом,   музыкальной   техникой,   музеем   военно­ библиотекой,   игровыми   площадками,   стадионом, патриотического воспитания, теплицей, школьным автобусом. В   школе   есть   кабинеты,   оборудованные   компьютерной   техникой, подключенными   к   локальной   сети   Интернет.   В   кабинете   информатики имеются   компьютеры   с   выходом   в   Интернет,   имеется     проектор,   экран. Кабинет первого класса  оснащен компьютером, проектором, ноутбуками. Информационное обеспечение:  Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям 15 знаний,   электронная   детская   энциклопедия   «Кирилл   и   Мефодий», интерактивная энциклопедия «Мир профессий», обучающие и развивающие   библиотечный   фонд,   включающий   учебную   и   художественную игры,   литературу.  Критерии оценивания: диагностика 2 раза в год, создание и защита  творческих проектов. Литература: 1. Аветисян К.А. и др.; под ред. Л.М.Митиной.  Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение ­ М.: Академия, 2005 2. Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009 3. Григорьев   Д.В.   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. 4. Горский   В.А.   Примерные   программы   внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011. 6. Савченко   М.Ю.  Профориентация.   Личностное   развитие.   –   М.:   Вако, 2005 7. Семенова,   Г.   Развитие   учебно­познавательных   мотивов   младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. ­ 2007. ­ 16­31 января (№ 2). 8. Сухаревская   Е.Ю.   «Мир   профессий»,   Ростов­на   Дону,   издательство ИПК и ПРО. 2008 9. Чистякова   С.Н.  Педагогическое   сопровождение   самоопределения школьников (методическое пособие). – М.: Асадема, 2005.  16 10. Ярута,   Т.   В.  Подпрограмма   "Профессиональное   самоопределение учащихся" [Текст] / Ярута Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. // Завуч. Управление современной школой. ­ 2006.  17

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире профессий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018