Рабочая программа по внеурочной деятельности вокального кружка "Маэстро"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности «Маэстро» для 5-6 классов разработана на основе нормативно-правовых документов федерального уровня: – Закон «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; – Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; – методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении. Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей
Иконка файла материала Внеурочная программа Маэстро.doc
Пояснительная записка Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся ­ одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Главный  ориентир ­ это учебная программа «Музыка». Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Данная  программа музыкального воспитания во внеурочное время составлена на основе учебной программы по музыке и предусматривает  взаимосвязь с основными ее разделами.  Программа внеурочной деятельности «Маэстро» для 5­6 классов разработана на основе  нормативно­правовых документов федерального  уровня: – Закон «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; – Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; – методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении. Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена  на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения  происходит развитие музыкальных способностей детей Пение является  важнейшим средством развития музыкальных способностей детей. При обучении пению  развивается не только детский  голос, но и решаются задачи, связанные с формированием личности ребёнка, такие как: патриотизм, чувство долга, взаимопомощи,  взаимоуважения и так далее. Песня очень сильно влияет на эмоциональное и нравственное воспитание ребенка, что способствует  успешной  социализации.   Программа внеурочной деятельности «Маэстро» позволяет воспитывать у обучающихся объединения эстетический вкус. Развивает умение из, широко представленного на сегодняшний день, современного музыкального материала выбирать самое ценное, песни, которые радуют не  только мелодией, но и содержанием. В программе используется доступный, интересный, разнохарактерный музыкальный материал. Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования – развитие музыкально­  исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей  с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно­ песенных истоков русской  профессиональной музыки.Новизна программы в том, что сегодня  пение ­ один из ведущих способов музыкальной деятельности. Почему так? Певческая деятельность ­  единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый человек. Вокальное  воспитание у нас осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для  того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным,  убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.  Цель программы: Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством  приобщения их  к вокальному мастерству. Задачи: •  Формировать эмоционально­осознанное отношение к музыке, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус. •    Заинтересовать, увлечь детей музыкой, раскрыть ее внутренние связи с жизнью. • Приобщить учащихся к «золотому фонду» народной, современной песни, формировать интерес и любовь к пению, хоровому  исполнителъству. •   Развивать у учащихся музыкальные способности, певческий    голос, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты. •  .Формировать организаторские способности учащихся при подготовке и проведении праздничных мероприятий, концертов.        Воспитательные  ­  преодоление скованности  и стеснительности  в общении со сверстниками, умение работать в певческом коллективе,  воспитание хорошего художественного вкуса обучающихся, активность и самостоятельность в детском коллективе. Образовательные ­ знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, строением голосового аппарата, вокально­техническими  навыками,  некоторыми современными музыкальными стилями и направлениями, ознакомление с понятиями «сценический образ»,  «импровизация».  Развивающие  ­  развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся (музыкальные способности, эстетический  вкус, образное  мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные способности, артистизм). Развитие способности проникновения и передачи  слушателю образной сущности произведения при помощи   сценических элементов. Умения пользоваться основными средствами  для  достижения художественно­исполнительского ансамбля. Программа рассчитана учащихся 5­6 классов.  Срок реализации программы ­ 2 года. Формы занятий — групповые, 1 раз в неделю, в год  ­ 34 часа. Условия реализации образовательной программыПрограмма предназначена для учащихся общеобразовательной школы по организации внеурочной деятельности  в рамках реализации  федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования.       Программа разработана для учащихся 5­6 классов и рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения Ожидаемые результаты К концу первого года обучения  учащиеся научатся:  Овладению навыками правильной певческой установки,  особенностями дыхания  Ясной дикции при любом характере звуковедения  Правильному формированию гласных в вокально­хоровых упражнениях  Умению узнавать и воспроизводить мелодию  Умению одновременно начинать и  заканчивать музыкальное произведение в целом, так и  отдельные его части  Знанию народного календаря  Исполнению песен в унисон  Умению красиво и правильно двигаться  на  сцене.  Пению  с полнозвучным, ярким звучанием  Свободной, ненапряженной певческой установки,  правильной организации вдоха и выдоха   Выразительной четкой дикции  Формированию льющегося, протяжного звука, напевности  Умению  воспроизводить ритмические  фигуры, которые сопровождают исполнение песни    Исполнению песен в унисон  Умению  удерживать темп  музыкального произведения Знанию произведений детского музыкального фольклора 2 год обучения К концу второго года обучения  учащиеся научатся:  Пению  с полнозвучным, ярким звучанием  Свободной, ненапряженной певческой установки,  правильной организации вдоха и выдохаУмению  удерживать темп  музыкального произведения Знанию произведений детского музыкального фольклора  Выразительной четкой дикции  Формированию льющегося, протяжного звука, напевности  Умению  воспроизводить ритмические  фигуры, которые сопровождают исполнение песни    Исполнению песен в унисон.    Умению спокойно переходить голосом из грудного регистра в головной  Достижению ритмической устойчивости   Навыкам пения отдельной  партии  Работе с любовью, интересом, проявление творческой инициативы в работе над вокальным произведением Знанию положения правильной певческой установки Знанию основных правил  дыхания  Знанию основ вокальной дикции Личностные, метапредметные и  предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты УУД  Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере)  Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)  Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками  Развивать познавательные интересы  Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении  Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры  Формировать эмоционально­ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.  Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии  Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений  Расширение представлений о собственных познавательных возможностях Метапредметные   результаты Познавательные УУД Учащиеся научатся:  Исследовать, сравнивать  многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;  Рассуждать о специфике  воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);  Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия  нескольких образов в музыкальном произведении; Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;  Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;  Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;  Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;  Сравнивать   особенности   музыкального   языка   (гармонии,   фактуры)   в   произведениях,   включающих   образы   разного   смыслового содержания;  Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.  Стремиться к приобретению музыкально­слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров,   стилей   народной   и   профессиональной     музыки,   познанию   приемов   развития   музыкальных   образов,   особенностей   их музыкального языка;   Формировать   интерес   к   специфике   деятельности   композиторов   и   исполнителей   (профессиональных   и   народных),   особенностям музыкальной культуры своего края, региона;  Учащиеся получат возможность:  Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно­творческой, исследовательской деятельности;   Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;  Применять  полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.  Регулятивные УУД Учащиеся научатся:  Оценивать музыкальные произведения  с позиции красоты и правды.  Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально­ритмическом движении, изобразительной  деятельности, слове.  Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров  Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо­ художественной, исследовательской деятельности;    Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально­эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; Учащиеся получат возможность: Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;  Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;  Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.  Аргументировать   свою   точку   зрения   в   отношении   музыкальных   произведений,   различных   явлений   отечественной   и   зарубежной музыкальной культуры;  Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся:  Участвовать   в   жизни   класса,   школы,   города   и   др.,   общаться,   взаимодействовать   со   сверстниками   в   совместной   творческой деятельности;  Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно­творческих задач;  Показать  адекватное поведение  в  различных  учебных,  социальных  ситуациях  в процессе  восприятия и  музицирования,  участия  в исследовательских проектах, внеурочной деятельности. Учащиеся получат возможность: Информационные УУД  Владеть   навыками   работы   с   различными   источниками   информации:   книгами,   учебниками,   справочниками,   энциклопедиями, каталогами, словарями, CD­RОМ, Интернет;   Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;    Ориентироваться   в   информационных   потоках,   уметь   выделять   в   них   главное   и   необходимое;   уметь   осознанно   воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;    Развивать   критическое   отношение   к   распространяемой   по   каналам   СМИ   информации,   уметь   аргументировать   ее   влияние   на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;   Применять для решения учебных задач, проектно­исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;    Осуществлять интерактивный   диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры. Определять   в   прослушанном   музыкальном   произведении   его   главные   выразительные   средства­ритм,   мелодию,   гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику; Предметные   результаты  Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);  Проявлять   навыки   вокально­хоровой   деятельности,   исполнять   одно   одно­двухголосное   произведения   с   аккомпанементом,   уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм). Формы и методы организации учебно­познавательной деятельности.         Основной формой организации учебно­познавательной деятельности детского творчества объединения является занятие­репетиция. Организация репетиции определяется степенью сложности теоретической части занятия и репертуара, состоянием его освоения на данный  момент. Структура занятия: ­ от 5­10 минут теоретический материал (если он предусмотрен на данное занятие),  ­15­20 минут распевка; ­ до 45 минут работа над песенным  репертуаром, находящимся  на разных стадиях освоения; ­ до 20 минут работа индивидуально и по мини группам; ­ 10­ 15 минут исполнение произведений уже прошедших стадию разучивания по группам и индивидуально. Для развития интереса к обучению, используются такие формы учебно­познавательной деятельности: занятия­экскурсии, занятия­концерты.          Разнообразие формы оживляет содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников певческого объединения. Для  разнообразия занятий и получения наилучшего усвоения знаний умений и навыков применяются: индивидуальная, групповая, фронтальная и  коллективная формы работы. Формы организации вокальной деятельности: ­ музыкальные занятия; ­ занятия – концерт; ­ репетиции; ­ творческие отчеты.         Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе  индивидуального подхода к ребенку.         Используемые методы и приемы обучения: ­ наглядно – слуховой (аудиозаписи) ­ наглядно – зрительный (видеозаписи) ­ словесный (рассказ, беседа, художественное слово) ­  практический (показ приемов исполнения, импровизация) ­ частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) ­ методические ошибки­ методические игры Методы музыкального образования и воспитания школьников: ­ метод художественного, нравственно­эстетического познавания музыки; ­ ­ метод игры; ­ метод интонационно­ стилевого постижения музыки; ­ метод эмоциональной драматургии; ­ метод залегания вперед и возвращения к пройденному; ­ метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей); ­ метод художественного контекста. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.         Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким  образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой  образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.       Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: ­ создание дружного коллектива; ­ взаимодействие между детьми, педагогом и родителями; Занятия проводятся с использованием различных форм учебно­игровой деятельности: рассказ педагога, высказывание учащихся на  обсуждаемую тему, исполнение песни, импровизация мелодии, движение под музыку. Используются слушание музыки, просмотр  видеофильмов, беседы, проведение праздников, тематические экскурсии, посещение концертов, участие в концертах как исполнителей.   В репертуар детского творческого коллектива входят детские песни, популярные эстрадные песни 70х.­80х. г., современные разно стилевые  песни, песни советских и российских композиторов, зарубежные песни в русском переводе.  В данной программе уделено должное внимание   формированию репертуара, выбраны наиболее ценные произведения с точки зрения их эстетической и смысловой нагрузки. Подобран  репертуар в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей, учтены все трудности которые, могут возникнуть в  процессе разучивания данного произведения. Учтены потребности и желания детей, что оставляет за педагогом право корректировать  репертуар.        Формы подведения итогов реализации данной программы: проведение творческих встреч, школьных праздников, семейных встреч,  конкурсов, музыкальных гостиных. Участие детей в них имеет большую воспитательную ценность, приучает детей к точности, активности, ответственности перед другими за  проводимую работу. Поэтому результативность занятий заключается, прежде всего, в том, на сколько они обогащают нравственно ­  эмоциональный опыт учащихся, какие качественные изменения происходят в их вкусах и предпочтениях, как накапливаются знания, умения и навыки в области музыкального искусства, формируются взгляды и суждения.Программа нацелена на личностные достижения учащихся, нацелена на высокий результат. Это участие в районных и областных конкурсах и  фестивалях. Концертно­исполнительская деятельность запланирована. Количество концертных выступлений определяется  художественно­творческими  возможностями,  уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством  подготовленного репертуара.  Каждое концертное выступление анализируется и  обсуждается вместе с детьми. Отмечаются  положительные стороны, обращается внимание  на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно­исполнительской деятельности. Виды концертной деятельности. Виды концертных выступлений могут  быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта.  Наиболее распространенным видом выступления  является сводный концерт, где выступают другие объединения и коллективы. Часто  сборные концерты посвящаются какому­то событию, исходя из этого подбирается репертуар.  Иногда дети  участвуют в концертах­встречах, в которых главным действующим лицом является приглашённая персона.         Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт. Результативность за год показывается  в отчётном  концерте. Содержание курса. 1 год обучения Певческая установка.  Правильная певческая установка ­ положение корпуса, головы, шеи, естественность и свобода мышц, лица. Положение сидя, стоя. Игровые моменты: « Кто лучше», «У зеркала». Дыхание. Источник энергии для возникновения звука. Правильная организация  вдоха и выдоха. Активный вдох, задержка дыхания,  продолжительный и плавный выдох. Упражнения:  « Петушок», «Качели». Развитие и восприятие голоса. Диапазон.  Механизм голосообразования у детей 5­6 классов. Период становления и воспитания правильных  певческих навыков. Диапазон голоса, резонаторы и регистры Упражнения : « Ученый кузнечик», «Лесенка – чудесенка».Артикуляция, дикция. Правильная артикуляция. Роль языка и губ. Четкое и ясное произношение слов. Упражнения: « Арина грибы  мариновала», «Бежит лиса». «Боронила борона». Развитие музыкального слуха и ритма.  Длительность звука и чувство ритма. Игровые моменты: « Музыкальное лото», «Дружная семья»,  «Определи по ритму». Вокально­хоровые упражнения.  Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Дон – дон», « Сорока», « Таусеньки», «  у­уа­у», «ми­ма­мо». Детская народная песня.  Народный календарь: осенние, зимние и весенние праздники. Считалки, заклички, поговорки, дразнилки, потешки,  поговорки и т.д. Элементы народного танца. Простые плясовые движения. Популярная детская песня.  Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведения. Определение выразительных акцентов.  Разучивание и исполнение. Концертные выступления. Участие в массовых мероприятиях. Закрепление навыков. Закрепление навыков, полученных на 1 году обучения (дыхание, певческая установка, дикция, слух и ритм и т.д.) 2 год обучения Дыхание. Работа над освоением вдоха и выдоха при разных  типах дыхания. Свободное, равномерное дыхание. Упражнения: « Сложим  песенку», «Горошина». Развитие и восприятие голоса.  Диапазон Использование резонаторов от грудного к среднему. Фальцетное звучание. Смешанный тип  звукообразования. Упражнения: «Мы шагаем вверх», «Мы шагаем вниз». Артикуляция, дикция.  Воспитание четкости и ясности речи, внимательного отношения к каждому произносимому звуку. Механизм  образования гласных звуков. Округление гласных звуков. Упражнения: «Да.Де.Ди.До.Ду», «Жу, жу, жу», «Караси». Развитие музыкального  слуха и ритма.   Мелодический слух. Простейшие ритмические единицы музыки.. Ритмический аккомпанемент.  Игровые моменты: «Имена и ритмы», «Небо синее».Тембр. Тембр – окраска звука. Характеристики тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный и  т.д. Виды певческих голосов. Упражнения: «Определи инструмент», «Укрась музыку».  Звуковедение. Формы звуковедения ­ Legato, non legato, staccato и др. Упражнения: «Идет дождь», « Длинные ночи, короткие дни». Вокально­хоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Малинка», «Гуси», « у­уа­у», «ми­ма­ мо». Детская народная песня. Жанровые разновидности фольклора: лирическая песня, трудовая, солдатская, плясовая, частушка, историческая,  свадебная, хороводная, обрядовая, былина и т.д.. Элементы народного танца.  Простые плясовые движения Популярная детская песня.  Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведений. Определение выразительных акцентов, характера  произведений. Разучивание и исполнение Концертные выступления. Участие в массовых мероприятиях. Учебно ­ методическое, материально­ техническое, информационное обеспечение образовательного процесса 1.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования   (приказ   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). Стандарты второго поколения2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2­е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. ­ 2­е изд. ­ М.: Просвещение, 2011. ­ 159 с.       Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, необходимо оборудование: зеркала, музыкальные инструменты, костюмы, микрофоны, компьютер. Кабинет, в котором  проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка. Методическое обеспечение программы Основными методическими принципами программы являются: опора на отечественную музыкальную культуру, развитие музыкального  мышления учащихся во всех формах общения с музыкой, формирование и развитие музыкально­  исполнительской культуры, развитие  личностного отношения к явлениям музыкального искусства, активное включение в процесс художественного­ образного музицирования. При создании этой программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального  образования (Н.А. Ветлугина, Е.А.Бородина, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цыпин и др.); музыкальной психологии, музыкальной терапии.       «Мир вокального искусства» 1­4 классы ­ программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор­составитель Г.А. Суязова.  – Волгоград: Учитель, 2009. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы­составители: Корчаловская  Н.В., Посевина Г.Д., 2004г. «Первые уроки музыки» ­ Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:  Домогацкая И.Е., 2003г. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г. В процессе работы по данной программе можно использовать информационно­ музыкальные материалы: ­ литературу по разделам «Музыкальная грамота», «Вокальное, хоровое пение». ­ музыкальные игры, кроссворды, конкурсы, вокальные и инструментальные импровизации, задания на сочинение мелодий, ритмов; ­ методическую литературу из прилагаемого списка. Фонотека:  Диски с детскими песнями советских и зарубежных исполнителей; Диски с плюсовыми и минусовыми фонограммами детских песен;  Диски с классической музыкой советских и зарубежных композиторов.  Презентации детских песен. Репертуарные сборники:  Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной войной – составитель Г.А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995.  Елецкий Э.В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005  Ножкин М.И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986  Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000 Используемая литература. 1. «Мир вокального искусства» 1­4 классы ­ программы, разработки         занятий, методические рекомендации. Автор­составитель Г.А. Суязова.        – Волгоград: Учитель, 2009. 2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей        школьников»: Методическое пособие. Авторы­составители:         Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г. 3. «Первые уроки музыки» ­ Учебное пособие для подготовительных         классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:          Домогацкая И.Е., 2003г. 4. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г. 5. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А.         1997 г. 6. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного        голоса. – Липецк, 1996. 7. Апраксина О. «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними» / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10. – М., 1992. 8. Давыдова Е.  «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1986. 9. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987. 10. Дополнительное образование. 2000, № 3; 2001, № 10; 2004, № 11. 11. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – 2­е изд. – Л.: Музыка, 1988. 12. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для  руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных  заведений, слушателей ИПК.­ Ростов­н/Д: Изд­во «Учитель», 2005. 13.  Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –                 Ярославль, «Академия развития», 1997. 14. Теплов Б. Психология музыкальных способностей// Проблемы индивидуальных различий.­ М., 1996. 15. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы­составители:  Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.16. «Первые уроки музыки» ­ Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:  Домогацкая И.Е., 2003г. 17. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г Рекомендуемая литература для воспитанников 1. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2. – 3­е изд., перер. и доп. – М.: Педагогика­Пресс, 1992. 2. Абелян Л. Как Рыжик научился петь / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1989. 3. Конорова Е., Андреева М. Первые шаги в музыке. – М.: «Советский композитор», 1991. 4. Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно­методическое пособие/  Авторы­составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 5. Струве Г. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М., 1988. 6. 7. Басина Н.Э., Суслова О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка­Пресс, 1997.  Крайнова Г. Путешествие по Музыкальной стране. – Саратов, «Научная книга», 1996. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса При работе по данной программе предполагается использование учебно­методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,  методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя, аудиозаписи, видеозаписи, фонохрестоматии по музыке). Для информационно­компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно­педагогических  средств, реализуемых с помощью компьютера: 1. Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демонстрационный материал: музыкальные инструменты, комплект пособий  для дошкольных учреждений и начальной школы. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и  мировой музыкальной культуры. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на  музыку. 2. Аудиозапись ­ предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально ­  движений, игры на ритмических детских музыкальных инструментах. 3. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении   ребёнка при постижении им  музыкального произведения, его музыкального языка.                                                        4. Инфомационно­коммуникативные средства: Антология русской симфонической музыки (10 СД) Большая энциклопедия России1  СД, мультимедийная энциклопедия Шедевры музыки Кирила и Мефодия (1СД). Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и  их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и     викторина). 5. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный,  принтер, сканер, ДВД, музыкальный  центр, микрофоны. 6. Учебно­практическое оборудование: музыкальный инструмент, синтезатор, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором  приспособлений для крепления демонстративного материал.

Посмотрите также