Программа внеурочной деятельности «Маэстро» для 5-6 классов разработана на основе нормативно-правовых документов федерального уровня:
– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
– Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
– методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении.
Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей
Пояснительная записка
Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Главный
ориентир это учебная программа «Музыка». Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Данная
программа музыкального воспитания во внеурочное время составлена на основе учебной программы по музыке и предусматривает
взаимосвязь с основными ее разделами.
Программа внеурочной деятельности «Маэстро» для 56 классов разработана на основе нормативноправовых документов федерального
уровня:
– Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
– Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
– методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательном учреждении.
Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена
на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения
происходит развитие музыкальных способностей детей
Пение является важнейшим средством развития музыкальных способностей детей. При обучении пению развивается не только детский
голос, но и решаются задачи, связанные с формированием личности ребёнка, такие как: патриотизм, чувство долга, взаимопомощи,
взаимоуважения и так далее. Песня очень сильно влияет на эмоциональное и нравственное воспитание ребенка, что способствует успешной
социализации.
Программа внеурочной деятельности «Маэстро» позволяет воспитывать у обучающихся объединения эстетический вкус. Развивает умение из,
широко представленного на сегодняшний день, современного музыкального материала выбирать самое ценное, песни, которые радуют не
только мелодией, но и содержанием.
В программе используется доступный, интересный, разнохарактерный музыкальный материал.
Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования – развитие музыкально
исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей
с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно песенных истоков русской
профессиональной музыки.Новизна программы в том, что сегодня пение один из ведущих способов музыкальной деятельности. Почему так? Певческая деятельность
единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый человек. Вокальное
воспитание у нас осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хоровых кружках, вокальных ансамблях. Для
того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным,
убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Цель программы:
Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством
приобщения их к вокальному мастерству.
Задачи:
• Формировать эмоциональноосознанное отношение к музыке, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
• Заинтересовать, увлечь детей музыкой, раскрыть ее внутренние связи с жизнью.
• Приобщить учащихся к «золотому фонду» народной, современной песни, формировать интерес и любовь к пению, хоровому
исполнителъству.
• Развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе
нотной грамоты.
• .Формировать организаторские способности учащихся при подготовке и проведении праздничных мероприятий, концертов.
Воспитательные преодоление скованности и стеснительности в общении со сверстниками, умение работать в певческом коллективе,
воспитание хорошего художественного вкуса обучающихся, активность и самостоятельность в детском коллективе.
Образовательные знакомство детей с элементами музыкальной грамоты, строением голосового аппарата, вокальнотехническими
навыками, некоторыми современными музыкальными стилями и направлениями, ознакомление с понятиями «сценический образ»,
«импровизация».
Развивающие развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся (музыкальные способности, эстетический вкус, образное
мышление, память, воображение, внимание, коммуникативные способности, артистизм). Развитие способности проникновения и передачи
слушателю образной сущности произведения при помощи сценических элементов. Умения пользоваться основными средствами для
достижения художественноисполнительского ансамбля.
Программа рассчитана учащихся 56 классов.
Срок реализации программы 2 года. Формы занятий — групповые, 1 раз в неделю, в год 34 часа.
Условия реализации образовательной программыПрограмма предназначена для учащихся общеобразовательной школы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа разработана для учащихся 56 классов и рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся научатся:
Овладению навыками правильной певческой установки,
особенностями дыхания
Ясной дикции при любом характере звуковедения
Правильному формированию гласных в вокальнохоровых упражнениях
Умению узнавать и воспроизводить мелодию
Умению одновременно начинать и заканчивать музыкальное
произведение в целом, так и отдельные его части
Знанию народного календаря
Исполнению песен в унисон
Умению красиво и правильно двигаться на сцене.
Пению с полнозвучным, ярким звучанием
Свободной, ненапряженной певческой установки, правильной организации вдоха и выдоха
Выразительной четкой дикции
Формированию льющегося, протяжного звука, напевности
Умению воспроизводить ритмические фигуры, которые сопровождают исполнение песни
Исполнению песен в унисон
Умению удерживать темп музыкального произведения
Знанию произведений детского музыкального фольклора
2 год обучения
К концу второго года обучения учащиеся научатся:
Пению с полнозвучным, ярким звучанием
Свободной, ненапряженной певческой установки, правильной организации вдоха и выдохаУмению удерживать темп музыкального произведения
Знанию произведений детского музыкального фольклора
Выразительной четкой дикции
Формированию льющегося, протяжного звука, напевности
Умению воспроизводить ритмические фигуры, которые сопровождают исполнение песни
Исполнению песен в унисон.
Умению спокойно переходить голосом из грудного регистра в головной
Достижению ритмической устойчивости
Навыкам пения отдельной партии
Работе с любовью, интересом, проявление творческой инициативы в работе над вокальным произведением
Знанию положения правильной певческой установки
Знанию основных правил дыхания
Знанию основ вокальной дикции
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты УУД
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере)
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
Развивать познавательные интересы
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
Формировать эмоциональноценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении; Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового
содержания;
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Стремиться к приобретению музыкальнослухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных
жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их
музыкального языка;
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям
музыкальной культуры своего края, региона;
Учащиеся получат возможность:
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественнотворческой, исследовательской
деятельности;
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления
их общности и различий;
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой
деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкальноритмическом движении, изобразительной
деятельности, слове.
Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо
художественной, исследовательской деятельности;
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на
уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
Учащиеся получат возможность: Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства,
участия в индивидуальных и коллективных проектах;
Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной
музыкальной культуры;
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой
деятельности;
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественнотворческих задач;
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в
исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Учащиеся получат возможность:
Информационные УУД
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями,
каталогами, словарями, CDRОМ, Интернет;
Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать
музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на
формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
Применять для решения учебных задач, проектноисследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и
видеозапись, электронную почту, Интернет;
Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры. Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средстваритм, мелодию, гармонию,
полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Предметные результаты
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокальнохоровой деятельности, исполнять одно однодвухголосное произведения с аккомпанементом, уметь
исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Формы и методы организации учебнопознавательной деятельности.
Основной формой организации учебнопознавательной деятельности детского творчества объединения является занятиерепетиция.
Организация репетиции определяется степенью сложности теоретической части занятия и репертуара, состоянием его освоения на данный
момент.
Структура занятия:
от 510 минут теоретический материал (если он предусмотрен на данное занятие),
1520 минут распевка;
до 45 минут работа над песенным репертуаром, находящимся на разных стадиях освоения;
до 20 минут работа индивидуально и по мини группам;
10 15 минут исполнение произведений уже прошедших стадию разучивания по группам и индивидуально.
Для развития интереса к обучению, используются такие формы учебнопознавательной деятельности: занятияэкскурсии, занятияконцерты.
Разнообразие формы оживляет содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников певческого объединения. Для
разнообразия занятий и получения наилучшего усвоения знаний умений и навыков применяются: индивидуальная, групповая, фронтальная и
коллективная формы работы.
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
занятия – концерт;
репетиции;
творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе
индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядно – слуховой (аудиозаписи)
наглядно – зрительный (видеозаписи)
словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
практический (показ приемов исполнения, импровизация)
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
методические ошибки методические игры
Методы музыкального образования и воспитания школьников:
метод художественного, нравственноэстетического познавания музыки;
метод игры;
метод интонационно стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод залегания вперед и возвращения к пройденному;
метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей);
метод художественного контекста.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким
образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой
образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Занятия проводятся с использованием различных форм учебноигровой деятельности: рассказ педагога, высказывание учащихся на
обсуждаемую тему, исполнение песни, импровизация мелодии, движение под музыку. Используются слушание музыки, просмотр
видеофильмов, беседы, проведение праздников, тематические экскурсии, посещение концертов, участие в концертах как исполнителей.
В репертуар детского творческого коллектива входят детские песни, популярные эстрадные песни 70х.80х. г., современные разно стилевые
песни, песни советских и российских композиторов, зарубежные песни в русском переводе. В данной программе уделено должное внимание
формированию репертуара, выбраны наиболее ценные произведения с точки зрения их эстетической и смысловой нагрузки. Подобран
репертуар в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей, учтены все трудности которые, могут возникнуть в
процессе разучивания данного произведения. Учтены потребности и желания детей, что оставляет за педагогом право корректировать
репертуар.
Формы подведения итогов реализации данной программы: проведение творческих встреч, школьных праздников, семейных встреч,
конкурсов, музыкальных гостиных.
Участие детей в них имеет большую воспитательную ценность, приучает детей к точности, активности, ответственности перед другими за
проводимую работу. Поэтому результативность занятий заключается, прежде всего, в том, на сколько они обогащают нравственно
эмоциональный опыт учащихся, какие качественные изменения происходят в их вкусах и предпочтениях, как накапливаются знания, умения и
навыки в области музыкального искусства, формируются взгляды и суждения.Программа нацелена на личностные достижения учащихся, нацелена на высокий результат. Это участие в районных и областных конкурсах и
фестивалях.
Концертноисполнительская деятельность запланирована. Количество концертных выступлений определяется художественнотворческими
возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара.
Каждое концертное выступление анализируется и обсуждается вместе с детьми. Отмечаются положительные стороны, обращается внимание
на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертноисполнительской деятельности.
Виды концертной деятельности.
Виды концертных выступлений могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта.
Наиболее распространенным видом выступления является сводный концерт, где выступают другие объединения и коллективы. Часто
сборные концерты посвящаются какомуто событию, исходя из этого подбирается репертуар.
Иногда дети участвуют в концертахвстречах, в которых главным действующим лицом является приглашённая персона.
Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт. Результативность за год показывается в отчётном
концерте.
Содержание курса.
1 год обучения
Певческая установка. Правильная певческая установка положение корпуса, головы, шеи, естественность и свобода мышц, лица. Положение
сидя, стоя. Игровые моменты: « Кто лучше», «У зеркала».
Дыхание. Источник энергии для возникновения звука. Правильная организация вдоха и выдоха. Активный вдох, задержка дыхания,
продолжительный и плавный выдох. Упражнения:
« Петушок», «Качели».
Развитие и восприятие голоса. Диапазон. Механизм голосообразования у детей 56 классов. Период становления и воспитания правильных
певческих навыков. Диапазон голоса, резонаторы и регистры
Упражнения : « Ученый кузнечик», «Лесенка – чудесенка».Артикуляция, дикция. Правильная артикуляция. Роль языка и губ. Четкое и ясное произношение слов. Упражнения: « Арина грибы
мариновала», «Бежит лиса». «Боронила борона».
Развитие музыкального слуха и ритма. Длительность звука и чувство ритма. Игровые моменты: « Музыкальное лото», «Дружная семья»,
«Определи по ритму».
Вокальнохоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Дон – дон», « Сорока», « Таусеньки», «
ууау», «мимамо».
Детская народная песня. Народный календарь: осенние, зимние и весенние праздники. Считалки, заклички, поговорки, дразнилки, потешки,
поговорки и т.д.
Элементы народного танца. Простые плясовые движения.
Популярная детская песня. Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведения. Определение выразительных акцентов.
Разучивание и исполнение.
Концертные выступления.
Участие в массовых мероприятиях.
Закрепление навыков. Закрепление навыков, полученных на 1 году обучения (дыхание, певческая установка, дикция, слух и ритм и т.д.)
2 год обучения
Дыхание. Работа над освоением вдоха и выдоха при разных типах дыхания. Свободное, равномерное дыхание. Упражнения: « Сложим
песенку», «Горошина».
Развитие и восприятие голоса. Диапазон Использование резонаторов от грудного к среднему. Фальцетное звучание. Смешанный тип
звукообразования. Упражнения: «Мы шагаем вверх», «Мы шагаем вниз».
Артикуляция, дикция. Воспитание четкости и ясности речи, внимательного отношения к каждому произносимому звуку. Механизм
образования гласных звуков. Округление гласных звуков.
Упражнения: «Да.Де.Ди.До.Ду», «Жу, жу, жу», «Караси».
Развитие музыкального слуха и ритма. Мелодический слух. Простейшие ритмические единицы музыки.. Ритмический аккомпанемент.
Игровые моменты: «Имена и ритмы», «Небо синее».Тембр. Тембр – окраска звука. Характеристики тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный и
т.д. Виды певческих голосов. Упражнения: «Определи инструмент», «Укрась музыку».
Звуковедение. Формы звуковедения Legato, non legato, staccato и др. Упражнения: «Идет дождь», « Длинные ночи, короткие дни».
Вокальнохоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Малинка», «Гуси», « ууау», «мима
мо».
Детская народная песня. Жанровые разновидности фольклора: лирическая песня, трудовая, солдатская, плясовая, частушка, историческая,
свадебная, хороводная, обрядовая, былина и т.д..
Элементы народного танца. Простые плясовые движения
Популярная детская песня. Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведений. Определение выразительных акцентов, характера
произведений. Разучивание и исполнение
Концертные выступления.
Участие в массовых мероприятиях.
Учебно методическое, материально техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
Стандарты второго поколения2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М.
Кондакова, А. А. Кузнецова, 2е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты
второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. 2е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, необходимо оборудование: зеркала, музыкальные инструменты, костюмы, микрофоны, компьютер. Кабинет, в котором
проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Методическое обеспечение программы
Основными методическими принципами программы являются: опора на отечественную музыкальную культуру, развитие музыкального
мышления учащихся во всех формах общения с музыкой, формирование и развитие музыкально исполнительской культуры, развитие
личностного отношения к явлениям музыкального искусства, активное включение в процесс художественного образного музицирования.
При создании этой программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального
образования (Н.А. Ветлугина, Е.А.Бородина, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Цыпин и др.); музыкальной психологии, музыкальной терапии.
«Мир вокального искусства» 14 классы программы, разработки занятий, методические рекомендации. Авторсоставитель Г.А. Суязова.
– Волгоград: Учитель, 2009.
«Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторысоставители: Корчаловская
Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
«Первые уроки музыки» Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:
Домогацкая И.Е., 2003г.
«Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
«Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г.
В процессе работы по данной программе можно использовать информационно музыкальные материалы:
литературу по разделам «Музыкальная грамота», «Вокальное, хоровое пение».
музыкальные игры, кроссворды, конкурсы, вокальные и инструментальные импровизации, задания на сочинение мелодий, ритмов;
методическую литературу из прилагаемого списка.
Фонотека:
Диски с детскими песнями советских и зарубежных исполнителей; Диски с плюсовыми и минусовыми фонограммами детских песен;
Диски с классической музыкой советских и зарубежных композиторов.
Презентации детских песен.
Репертуарные сборники:
Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной войной – составитель Г.А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995.
Елецкий Э.В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005
Ножкин М.И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986
Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000
Используемая литература.
1. «Мир вокального искусства» 14 классы программы, разработки
занятий, методические рекомендации. Авторсоставитель Г.А. Суязова.
– Волгоград: Учитель, 2009.
2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей
школьников»: Методическое пособие. Авторысоставители:
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
3. «Первые уроки музыки» Учебное пособие для подготовительных
классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:
Домогацкая И.Е., 2003г.
4. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
5. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А.
1997 г.
6. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного
голоса. – Липецк, 1996.
7. Апраксина О. «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними» / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10. – М., 1992.
8. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1986.
9. Добровольская Н. Вокальнохоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
10. Дополнительное образование. 2000, № 3; 2001, № 10; 2004, № 11.
11. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – 2е изд. – Л.: Музыка, 1988.
12. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для
руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных
заведений, слушателей ИПК. Ростовн/Д: Издво «Учитель», 2005.
13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –
Ярославль, «Академия развития», 1997.
14. Теплов Б. Психология музыкальных способностей// Проблемы индивидуальных различий. М., 1996.
15. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторысоставители:
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.16. «Первые уроки музыки» Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:
Домогацкая И.Е., 2003г.
17. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г
Рекомендуемая литература для воспитанников
1. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2. – 3е изд., перер. и доп. – М.: ПедагогикаПресс, 1992.
2. Абелян Л. Как Рыжик научился петь / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1989.
3. Конорова Е., Андреева М. Первые шаги в музыке. – М.: «Советский композитор», 1991.
4. Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебнометодическое пособие/
Авторысоставители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
5. Струве Г. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М., 1988.
6.
7. Басина Н.Э., Суслова О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: ЛинкаПресс, 1997.
Крайнова Г. Путешествие по Музыкальной стране. – Саратов, «Научная книга», 1996.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
При работе по данной программе предполагается использование учебнометодического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,
методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя, аудиозаписи, видеозаписи,
фонохрестоматии по музыке).
Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программнопедагогических
средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демонстрационный материал: музыкальные инструменты, комплект пособий
для дошкольных учреждений и начальной школы. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и
мировой музыкальной культуры. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на
музыку.
2. Аудиозапись предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально
движений, игры на ритмических детских музыкальных инструментах.
3. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им
музыкального произведения, его музыкального языка.
4. Инфомационнокоммуникативные средства: Антология русской симфонической музыки (10 СД) Большая энциклопедия России1
СД, мультимедийная энциклопедия Шедевры музыки Кирила и Мефодия (1СД). Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и
их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и
викторина).
5. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, сканер, ДВД, музыкальный
центр, микрофоны.
6. Учебнопрактическое оборудование: музыкальный инструмент, синтезатор, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления демонстративного материал.