Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл
07.02.2017
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2016-2017 уч. год на изучение данной программы выделено: в 1-м классе – 33 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу; во 2, 3, 4 классах по 34 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
1 кл я- исследователь.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Яисследователь» для 1 класса
разработана в соответствии с нормативноправовыми документами и методическими
рекомендациями:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от
18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31
декабря 2015г. № 1576
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4»
г. Курчатова (Приказ №104 от 26.05.2016г.)
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования"
СанПиН 2.4.2.282110 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189) с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении
изменений №3 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №57 от 08.04.2016г.)
Методические рекомендаци Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»
(Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие. Москва:
Издательство РОСТ, 2011г.)
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом.
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
системность организации учебновоспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по
проектноисследовательской деятельности для детей 610 лет.
В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 20162017 уч. год на изучение
данной программы выделено: в 1м классе – 33 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1
часу; во 2, 3, 4 классах по 34 часа, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Цель курса:
формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных
исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и
навыков учащихся;
2
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы:
Личностные универсальные учебные действия
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи; ∙
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
3 Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
4 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1й класс) предполагает приобретение первоклассниками новых
знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в
понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2–3й класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым
ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в
активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта,
приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей
информации.
Третий уровень результатов (4й класс) предполагает получение школьниками самостоятельного
социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Клубные занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в год) в учебном кабинете, в музеях
различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях, проектная
деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительныи интересны. Чаще всего
именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке.
Начиная работать над какимлибо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои
размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на
данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые
будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
5 Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы
6 №
п/п
Название
раздела
Кол
во
часов
1
Мой проект
5
2
Этапы
проекта
13
3
4
Презентаци
я проекта
Это
интересно
5
7
Темы раздела
Количество часов
Теория Практи
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься.
Хобби.
О чём я больше всего хочу
рассказать. Выбор темы
проекта
Как собирать материал?
Твои помощники. Этап.
Повторение. Давай
вспомним.
Проблема.
Проблема. Решение
проблемы.
Гипотеза. Предположение.
Гипотеза. Играем в
предположения .
Цель проекта.
Задача проекта.
Выбор нужной информации
.
Интересные люди твои
помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Повторение пройденных
проектных понятий.
Визитка. Как правильно
составить визитку к
проекту
Минисообщение.
Семиминутное выступление
Выступление перед
знакомой аудиторией.
Играем в учёных.
Окрашивание цветка в
разные цвета. Это
интересно.
Подготовка ответов на
предполагаемые вопросы
"из зала" по теме проекта.
Пробные выступления
перед незнакомой
аудиторией
Повторение. Давай
вспомним.
Играем в учёных
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
"Мобильные телефоны".
Это интересно.
Играем в учёных получение
0,5
ка
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Общее
количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
7 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
Приложение к рабочей программе
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 1 КЛАСС
(по программе курса Р. И. Сизовой , Р. Ф. Селимовой
«Учусь создавать проект» 1 класс)
№
урока
п/п
Тема занятий
Колво
часов
Дата
проведения
по плану
Дата
проведени
я по
факту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься. Хобби.
О чём я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта
Как собирать материал? Твои
помощники. Этап.
Повторение. Давай вспомним.
Проблема.
Проблема. Решение проблемы.
Гипотеза. Предположение.
Гипотеза. Играем в предположения .
Цель проекта.
Задача проекта.
Выбор нужной информации .
Интересные люди твои помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Повторение пройденных проектных
понятий.
Визитка. Как правильно составить
визитку к проекту
Визитка. Как правильно составить
визитку к проекту
Минисообщение. Семиминутное
выступление
Минисообщение. Семиминутное
выступление
Выступление перед знакомой
аудиторией.
Играем в учёных. Окрашивание цветка в
разные цвета. Это интересно.
Играем в учёных. Окрашивание цветка в
разные цвета. Это интересно.
Подготовка ответов на предполагаемые
вопросы "из зала" по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой
аудиторией
Пробные выступления перед незнакомой
аудиторией
Повторение. Давай вспомним.
Играем в учёных "Мобильные
телефоны". Это интересно.
Играем в учёных получение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
24.02
03.03
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
8 электричества с помощью волос . Это
интересно.
Играем в учёных. Поилка для цветов.
Это интересно.
Тест "Чему я научился?"
Памятка для учащегосяпроектанта
Твои впечатления от работы над
проектом
Пожелания будущим проектантам. Твои
советы им Советы на лето от Мудрого
Дельфина
Резерв
1
1
1
1
1
30
31
32
33
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
Примечание: В соответствии с годовым календарноучебным графиком общеобразовательного
учреждения на 2016 – 2017 учебный год количество часов составляет 33. Данная программа
согласно расписанию будет реализована раньше, поэтому в календарнотематический план
включены 1 резервный урок для повторения и закрепления пройденного материала в конце
учебного года.
9
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.