Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир" (1 класс, Школа России) состоит из: пояснительной записки, предметных результатов, содержания учебного курса и календарно-тематического планирования. Программа рассчитана на 33 учебные недели, 1 час в неделю, всего - 33 часа. Разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я познаю мир» для 1 класса составлена на
основе:
ФГОС НОО,
Основной образовательной Программы начального общего образования
МБОУ «СОШ № 7»,
Авторской программы по внеурочной деятельности В.А. Горской, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010 и сборника
программ внеурочной деятельности: 14. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана –
Граф, 2014 г.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для реализации рабочей программы используется:
Растения Красной книги России. Береги природу!/ Вахромеева А.Г./ М.
2012
Часы занимательной зоологии./ Т.И. Жукова ./ М. Просвещение, 2010
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей./ СПб,
2014
Основная цель занятий:
Формирование социального опыта школьника;
Осознание элементарного взаимодействия в системе «человек –
природа
общество»;
Воспитание правильного отношения к среде обитания и правил
поведения в ней.
Установление более тесных связей между познанием природы и
социальной
жизни, создание условий для более плавного и целесообразного
формирования нравственноэтических установок.
Основная задача:
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в
повседневной
жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развить природные задатки и способности детей;
воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью
человека.
Личностные результаты:
Планируемые результаты
1
готовность и способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного
отношения к школе;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура; ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в
поведении социальным нормам;
этические чувства: доброжелательность, эмоционально
нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:
основные признаки времен года;
2 животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;
свойства воды и её значение в быту;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов
России;
правила поведения в природе;
значение природы для человека.
Обучающиеся должны уметь:
• называть наиболее распространённые объекты растительного и
животного мира;
владеть основными экологическими терминами;
осуществлять уход за комнатными растениями;
•
•
• пользоваться справочной литературой, энциклопедией;
• применять знания в практической деятельности;
уметь наблюдать за природными объектами.
Содержание занятий
Введение. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с содержанием работы кружка.
Я и мир вокруг меня. (2ч.)
Наша Родина – Россия. (1ч.)
Теоретическая часть. Родина. Россия. Города России.
Практическая работа. Экскурсия по карте.
Моя малая родина. (1ч.)
Практическая работа. Фотоколлаж.
Времена года. (24ч)
Осень в природе. Признаки осени.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней
природой. Рисунки.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение
листопада.(2ч.)
Теоретическая часть. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников,
значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.
Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала
«Лесное диво»
Птицы осенью.(2ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к
зиме.
Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о
перелётных птицах.
Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)
3Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана
перелетных птиц.
Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.
Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)
Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней
природой. Рисунки.
Вода. Три состояния воды.(2ч.)
Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение
в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
Зимующие птицы.(3ч.)
Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее
время года.
Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление
альбома.
Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)
Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период
частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.
Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых
бутылок.
Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Природа весной. Признаки весны. (1ч.)
Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение
рисунков на тему « Весна».
Что вырастет из семечка? (2ч.)
Теоретическая часть.Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя).
Практическая работа. Выращивание растений из семени.
Птицы весной. (1ч.)
Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями
температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими
сезонными изменениями в природе.
Водоемы. (1ч.)
Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,
пруд); использование человеком. Весеннее половодье.
Праздник весны. Утренник.(1ч.)
Практическая работа. Сценарий праздника.
Мы – защитники природы. (5ч.)
4Охрана природы. (2ч.)
Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует,
как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к
окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая
обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.
Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему:
«Давайте сохраним планету!».
Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)
Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями
«Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».
Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в
природе.
Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
5Календарно – тематическое планирование
№ Наименование раздела, темы уроков
1. Введение в мир природы
2
3
4
5 Моя малая родина.
Введение. Основные понятия учебного курса.
Я и мир вокруг меня.
Наша Родина – Россия. Экскурсия по карте.
Количество
часов
1
1
1
1
1
6
7
Фотоколлаж.
Времена года.
Осень в природе. Признаки осени.
Экскурсия в осенний лес.
Изменение окраски листьев деревьев и кустарников,
значение листопада.
Изготовление поделок из природного материала
«Лесное диво»
10 Птицы осенью.
8
9
11 Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о
перелётных птицах.
12 Перелетные птицы. Их охрана.
Оформление альбома о перелётных птицах.
13 Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»
Сценарий конкурсной программы.
Зима в природе. Признаки зимы.
14
15 Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой.
Рисунки.
16 Вода. Три состояния воды.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
617 Опыты с водой. Схематическая запись опыта.
18
Зимующие птицы.
Сбор материала о зимующих птицах.
Оформление альбома.
19 Изготовление и развешивание кормушек, подкормка
птиц.
20 Содержания комнатных растений зимой.
21 Изготовление горшков для цветов из пластиковых
бутылок.
22 Утренник «Зимушка – зима».
23 Природа весной. Признаки весны.
24 Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение
рисунков на тему « Весна».
25 Что вырастет из семечка.
Птицы весной.
26 Выращивание растений из семени.
27
28 Водоемы.
29 Праздник весны. Утренник
30 Мы – защитники природы.
31
Охрана природы.
Выставка детских рисунков на
экологическую тему: «Давайте сохраним
планету!».
Растения и животные «Красной книги России» и
«Красной книги Смоленской области».
Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 Подведение итогов за год. Задание на летние каникулы.
1
Выставка творческих работ.
7