Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
1 кл
09.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Рабочая программа Занимат граммматика 1 кл.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (1 класс) Пояснительная записка Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Занимательная грамматика»» (общеинтеллектуальное направление) для 1 класса составлена в соответствии   с   Базисным   учебным     планом   МБОУ   «Знаменская   средняя общеобразовательная   школа»   Орловского   района   Орловской   области, который   является   нормативным   документом,   основанным   на   Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). Успешное     овладение знаниями   в   начальных   классах общеобразовательной   школы   невозможно   без   интереса   детей   к   учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность  программы не всегда позволяют  ответить на вопросы  детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае   на   помощь   приходит   факультативный   курс   “Занимательная грамматика”,   являющийся   закономерным   продолжением   урока,   его дополнением.  Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для занятий   с   младшими   школьниками.   Вместе   с   тем   широкое   привлечение игровых   элементов   не   должно   снижать   обучающей,   развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с   программным   материалом   по   русскому   языку,   учитывая   необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа   данного   курса   позволяет   показать   учащимся,   как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет   большое   значение   для   формирования   подлинных   познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике”   должно   пробуждать   у   учащихся   стремление   расширять   свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание   русского   языка   создает   условия   для   успешного   усвоения   всех учебных   предметов.   Без   хорошего   владения,   словом   невозможна   никакая познавательная   деятельность.   Поэтому   особое   внимание   на   занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками,   начиная   с   первого   года   обучения.   Для   этого   на   занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс   “Занимательная   грамматика”   позволяет   работать   не   только   над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание   и   методы   обучения   “Занимательной   грамматики” содействуют  приобретению  и  закреплению  школьниками  прочных  знаний  и навыков,   полученных   на   уроках   русского   языка,   обеспечивают   единство развития, воспитания и обучения. Для   успешного   проведения   занятий   используются   разнообразные   виды работ:   игровые   элементы,   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал, пословицы   и   поговорки,   физкультминутки,   рифмовки,   считалки,   ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость   разработанного   факультативного   курса   заключается   в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Цель курса:   расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания   по   русскому   языку,   показать   учащимся,   что   грамматика   не   свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:   воспитание культуры обращения с книгой;   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:  развивать  смекалку и сообразительность;  приобщение   школьников   к   самостоятельной   исследовательской работе;  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Формы проведения занятий  лекции;  практические   занятия   с   элементами   игр   и   игровых   элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.  анализ и просмотр текстов;  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:  игровая;  теоретическая;  практическая. Место курса  в учебном плане         Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2­4 классах. Курс изучения  программы рассчитан на  учащихся 1­4­х классов. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся. ….. Планируемые результаты освоения курса 1­й класс Личностные результаты: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;   осознавать роль языка и речи в жизни людей;    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  Метапредметне результаты  Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД:  оформлять  свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;    учиться  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  2­й класс Личностные результаты: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;   осознавать роль языка и речи в жизни людей;    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   обращать   внимание  на   особенности   устных   и   письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;   учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;   преобразовывать  информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие тексты.  Коммуникативные УУД:  оформлять  свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне  предложения или небольшого текста);  слушать  и  понимать  речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;    договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;   учиться  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  3­4­й классы Личностные результаты   эмоциональность;   умение  осознавать  и  определять  (называть)   свои эмоции;  эмпатия   –   умение  осознавать  и  определять  эмоции   других   людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;   чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;   любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;   интерес  к   письму,   к   созданию   собственных   текстов,   к   письменной форме общения;   интерес к изучению языка;   осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;     работать  по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность;  в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и  определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:  перерабатывать  и  преобразовывать  информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);   пользоваться словарями, справочниками;   осуществлять анализ и синтез;    устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:  адекватно   использовать  речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных   задач;   владеть   монологической   и   диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать  и  слышать  других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;     договариваться  и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности;  задавать вопросы.   Тематическое планирование 1­й класс   «Путешествия по Стране Слов» (33 часа) № Тема занятия Кол­во часов Первый раз в первый класс. Работа над ошибками. Задания трёх поросят. Здравствуй, осень. Играем в ромашку. По страницам сказки» Волк и семеро козлят» Рисуем яблоньку Геометрический магазин. По страницам сказки «Маша и медведь». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Хлеб­батюшка. 11. Шкатулка с сюрпризом. 12. На грибной поляне. 13. В гостях у Знайки. 14. Читаем письма. 15. Наряжаем ёлочку. 16. 17. Домашние животные. 18. Цепочка занимательных заданий. 19. О звёздах. 20. Дорогою добра. 21. Быть здоровым. 22. Незнайкин экзамен. 23. Коллекция головоломок. 24. По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и  «Прикольные» задания. кот». 25. Знаменитые малыши. Дюймовочка. 26. Букет для Русалочки. 27. Спичечное ассорти. 28. Словесные забавы. 29. «Говорящие» головоломки. 30. Ловим рыбку. 31. Загадалки. 32. Пернатые друзья. 33 Сказочные задания. 2­й класс «Секреты орфографии» (34 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Тема занятия Кол­во часов Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность?  1. 2. 3. 4­5. Меня зовут Фонема. 6­8. 9. 10. Для всех ли фонем есть буквы?  «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. 11­12. Опасные согласные. 13. 14. 15. 16. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые. 17­18. Правила о непроизносимых согласных. 19­20. Волшебное средство – «самоинструкция». 21. Строительная работа морфем. 22­23. Где же хранятся слова? 24­25. Поговорим о всех приставках сразу. 26­27. Слова – «родственники». 28­30. Кто командует корнями? 31­32. «Не лезьте за словом в карман!» 33. 34 «Пересаженные» корни. Итоговое занятие. 3 класс     «Занимательное словообразование»  (34 часа) № Тема занятия Сказочное царство слов.    1. 2­3. Путешествие в страну Слов. 4 – 5. Чудесные превращения слов. 6 ­7. 8­ 9. 10. В гостях у слов­ родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. 11­ 12. Новые слова в русском языке. 13. Встреча с зарубежными друзьями. 14­ 15. Синонимы в русском языке. 16. 17. 18. Слова­ антонимы. Слова­ омонимы. Крылатые слова. 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 3 2 1 1 Кол­во часов 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 19­ 20. В королевстве ошибок. 21­22. В стране Сочинителей. 23­24. Искусство красноречия. 25. Праздник творчества и игры. 26­ 27. Трудные слова. 28­ 29. Анаграммы и  метаграммы. 30­ 31. Шарады и логогрифы. 32. 33. 34. Откуда пришли наши имена. Занимательное слообразование. КВН по русскому языку. 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 4 класс  «Занимательная лингвистика» (34 часа) Тема занятия Кол­во часов Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что о звукоподражаниях. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же ­ разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь­ грамотей. Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Описание образовательного процесса обучения    материально–технического   обеспечения 1. Ноутбук 2. Проектор 3. Экран  4. Принтер Для учителя Технические средства Учебно ­ методическое обеспечение 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина   В.   В.   Русский   язык.   Учимся   играя.   Екатеринбург   ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 г. 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 6. Занимательная   грамматика.   Сост.   Бурлака   Е.   Г.,   Прокопенко   И.   Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 8. Канакина   В.   П.   Работа   над   трудными   словами   в   начальных   классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 12.Превращения   слов.   Учебное   пособие.   Сост.   Полякова   А.   В.   Москва “Просвещение”, 1991 г 13.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 14.Рик Т. Г.  Здравствуйте,  Имя  Существительное!  М.:  РИО “Самовар”, 1994 г. 15.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 16.Тоцкий   П.   С.   Орфография   без   правил.   Начальная   школа.   Москва “Просвещение”, 1991 г. 17.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. 18.Одинцов   В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова­ М: Просвещение 1984. Для учащихся

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018