Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история
5 кл
09.07.2018
Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, рассчитана на 34 учебные недели. Содержание программы: 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения курса ( метапредметные, предметные, личностные, нормы оценки знаний по различным видам работ) . 3. Содержание учебного предмета. 4. Тематическое планирование. 5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ис-5 раб.прог.doc
Источники составления программы: I. Пояснительная записка ­ Федеральный закон от 29.12.12 № 273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); ­ Приказ   Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ­   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного  общего   образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); ­ приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования, утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   6 октября   2009   г.   №   373»   (зарегистрирован   в   Минюсте   России   4   февраля   2011   г., регистрационный номер 19707); ­Приказ Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   31   декабря 2015 г. № 1576 "О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и   науки   Российской   Федерации   от   6   октября   2009 г.   N 373"   (зарегистрирован   Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936); ­   Приказ Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   31   декабря 2015 г. № 1577 "О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) ­   Приказ Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31.03.2014 №253 «Об   утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26 января 2016 год); Программа ориентирована  на УМК: предметная линия  учебников А.А. Вигасина  ­ О.С. Сороко­Цюпы:   История   Древнего   мира:   Учеб.   для   5   класса   общеобразовательных     заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2014 Данная  программа рассчитана на 68 учебных часов. Сокращение объема учебного времени на 2 часа объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; Данное сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного авторской рабочей программой.  Актуальность изучения курса истории: Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим   ресурсом         социально­экономического,   политического   и   культурного     развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных  процессов в стране   и   мире,   широкими   информационными   контактами   в   постиндустриальном   обществе, глобализацией   в   различных   сферах   жизни,   частым   и   тесным   взаимодействием   представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять   в   жизни   полученные   в   школе   знания   и   приобретенные   умения;   продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.   Роль   учебного   предмета   «История»   в   подготовке   учащихся   5—9   классов   к   жизни   в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что   значит   жить   вместе   в   одном   мире?   Как   связаны   прошлое   и   современность?   Ответы предполагают,   восприятие   подростками   младшего   и   среднего   возраста основополагающих   ценностей   и   исторического   опыта   своей   страны,   своей   этнической, религиозной, культурной общности и, во­вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций   и   характерных   особенностей   исторического   пути   других   народов   мира.   Учебный предмет  «История» дает учащимся     широкие  возможности самоидентификации  в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.    во­первых, Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.   История,   основанная   на   достоверных   фактах   и   объективных   оценках,   представляет собирательную   картину   социального,   нравственного,   созидательного,   коммуникативного   опыта людей.   Она   служит   богатейшим   источником   представлений   о   человеке,   его   взаимодействии   с природой,   об   общественном   существовании.   Выстраивая   эти   представления   в   соответствии   с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным   вкладом   данного   учебного   предмета   в   образование   и   развитие   личности является   историзм   как   принцип   познания   и   мышления,   предполагающий   осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий   и   вместе   с   тем   изменения,   движения   самого   бытия   человека   и   общества.   Изучение истории   предусматривает   соотнесение   прошлого   и   настоящего.   При   этом   возникают   ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно­этических систем и т. д. Школьный   курс   по   всеобщей   истории   предоставляет   подростку   возможность   узнать   и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В   программе   прослеживается   изменение   картины   мира   человека,   вокруг   которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ ставление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. Концепция   учебного   предмета   история:  В   процессе   познания   всеобщей   истории школьники   знакомятся   с   универсальными   ценностями   современного   мира   ­гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя   понять   роль   социально   активной   личности   в   истории;   познакомиться   и   осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных   отношений   и   сотрудничества   —   всё   это   ускоряет   их   социализацию.   По   мере освоения   содержания   у   учащихся   формируется   социальная   система   ценностей   на   основе осмысления закономерности и прогрессивности  общественного развития, осознания приоритета общественного   интереса   над   личностным   и   уникальности   каждой   личности.   В   программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание   программы   по   всеобщей   истории   ориентировано   на   формирование   у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.   Понимание   и   осмысление   учебной   информации   обеспечивается   логически   выстроенной системой   понятий,   раскрывающих   смысловую   и   ценностную   характеристики   этапов   мировой истории   человечества.   Соотнесение   фактов   и   явлений,   установление   причинно­следственных связей,   выявление   общего,   выход   на   закономерности   в   процессе   работы   с   текстами   будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно­деятельностное   усвоение   учебного   материала   по   всеобщей   истории   в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня   востребован   активный,   деятельный,   творческий,   коммуникативный   человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся:  ­ научиться пользоваться информацией; ­ научиться общаться; ­ научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким   образом,   данная   программа   имеет   ценностно­ориентированное   и   общекультурное значение,   играет   существенную   роль   в   процессе   самоидентификации   младших   подростков основной   школы.   Социокультурная   составляющая   курса,   включающая   доступно   изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом. Цели и задачи курса. Программа составлена исходя из следующих  целей и задач обучения истории в рамках федерального   государственного   образовательного   стандарта    (основного)   общего   образования основной школе:   Главная цель изучения истории в современной школе –  образование,       развитие   и воспитание   личности   школьника,   способного   к     самоидентификации   и   определению   своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в   целом,   активно   и   творчески   применяющего   исторические   знания   в   учебной   и   социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе:   ∙ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;  ∙ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе;   ∙   воспитание   учащихся   в   духе   патриотизма,   уважения   к   своему   Отечеству   — многонациональному   Российскому   государству,   в   соответствии   с   идеями   взаимопонимания, толерантности   и   мира   между   людьми   и   народами,   в   духе   демократических   ценностей современного общества;   ∙ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и   настоящего,   руководствуясь   принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;   ∙ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности   современных   общественных   явлений,   в   общении   с   другими   людьми   в   современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.     Цель изучения курса «История Древнего мира»: ­ освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие: ­   формирование   у   пятиклассников   ценностных   ориентиров   для   этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; ­ овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»; воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко­римской мифологии, легенд и мифов других народов; формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира; ­   развитие   у   учащихся   интеллектуальных   способностей   и   умений   самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; ­ формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве   обществ   Древней   Греции,   Древнего   Рима,   других   стран   для   понимания   сути   со­ временных   общественных   явлений,   в   общении   с   другими   людьми   в   условиях   современного поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур Методы и формы решения поставленных задач: Содержание программы построено на основе проблемно­хронологического принципа, что позволяет   уделить   необходимое   внимание   и   наиболее   важным   сквозным   проблемам   развития человеческого   общества,   и   особенностям   развития   отдельных   регионов,   а   также   проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории   Европы,   Азии,   Африки   и   Америки,   однако   основное   внимание   сконцентрировано   на истории  Европы. Там,  где возможны исторические  параллели и аналогии,  акцентируется  связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по   всеобщей   истории   цивилизационно­гуманитарного   подхода,   предполагающего   выделение отдельной   культурной   общности   и   особенностей   её   общественно­культурных   достижений   на основе идей гуманизации, прогресса и развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для  5—9 классов  основной школы.  И поиске  общих  закономерностей  исторического  процесса цивилизационный   подход   основан   на   выявлении   общности   черт   в   политической,   духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, (здесь   учитываются   различия,   порождённые   географической   средой   обитания,   историческими особенностями. Содержание   программы   ориентирует   на   реализацию   в   курсе   всеобщей   истории многофакторного   подхода,   позволяющего   показать   всю   сложность   и   многомерность   истории какой­либо   страны,   продемонстрировать   одновременное   действие   различных   факторов, приоритетное   значение   одного   из   них   в   тот   или   иной   период,   показать   возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей   истории,   наиболее   актуальными   и   значимыми   для   выполнения   задач   ФГОС   также являются: ­   деятельностный   подход,   ориентированный   на   формирование   личности   и   её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; ­   компетентностный   подход,   рассматривающий   приоритетным   в   процессе   усвоения программы   по   всеобщей   истории   формирование   комплекса   общеучебных   (универсальных, надпредметных)   умений,   развитие   способностей,   различных   видов   деятельности   и   личностных качеств и отношений у учащихся основной школы; ­   дифференцированный   подход  при   отборе   и   конструировании   учебного   содержания, предусматривающий   принципы   учёта  возрастных  и  индивидуальных  возможностей  учащихся,  с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному; ­ личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;         обучению ­   проблемный     подход,   предполагающий   усвоение   программных   знаний   (по   основным закономерностям)   в   процессе   решения   проблемных   задач   и   исторических   ситуаций,   которые придают характер. Под   проблемной   ситуацией   понимается   интеллектуальное   задание,   в   результате   выполнения которого   учащийся   должен   раскрыть   некоторое   искомое   отношение,   действие.   Подход предусматривает   мотивацию   на   высоком   уровне   активности   и   самостоятельности   мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий)принцип развивающего обучения. исследовательский поисковый и   Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах: ­ принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности,   взаимосвязи   и   взаимообусловленности.   Любое   историческое   явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок; ­ принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; ­   принцип   социального   подхода   предполагает   рассмотрение   исторических   процессов   с учётом   социальных   интересов   различных   групп   и   слоев   населения,   отдельных   личностей, различных форм их проявления в обществе; ­   принцип   альтернативности,   вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и   возможностей.   Действие   принципа   альтернативности   позволяет   увидеть   неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.   предполагающий   гипотетическое, Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным   принципам:   научности,   актуальности,   наглядности,   обеспечения   мотивации, соблюдения   преемственности   в   образовании,   уровневой   и   предпрофильной   дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в   рамках   целостного   курса   всеобщей   истории),   межкурсовых   (с   историей   России)   и межпредметных связей (обществознание, МХК). Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. В   преподавании   используется   урочная   форма   обучения   и   активные   методы   работы обучающихся:   самостоятельная   работа,   проблемные.   практические   и   познавательные   задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п. Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана: На   ступени   основного   общего   образования   использование   межпредметных   связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это   позволяет   учащимся   сформировать   целостное   представление   о   динамике   развития   и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую   социальную   информацию,   осмысленно   изучать   многообразие   моделей   поведения, существующих   в   современном   многокультурном,   многонациональном,   многоконфессиональном обществе.   В   рамках   исторического   образования   учащиеся   используют   понятийный   аппарат, усвоенный   при   изучении   Обществоведения.   Использование   потенциала   межпредметных   связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации   мира,   закрепляет   умение   оперировать   статистическим   и   картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области   «Филология»   значительно   повышает   коммуникативный   потенциал   процесса   обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно­выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного   творчества   расширяет   их   возможности   при   изучении   курса   литературы,   а   также предметов образовательной области «Искусство». При изучении истории в старшей школе межпредметные связи приобретают определенную специфику. История входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные.   Тем   самым,   предполагается   изучение   курса   истории   учащимися,   получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. В этих условиях важно обеспечить взаимосвязь курса истории с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально­экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные   связи   с   курсом   обществознания.   Предполагается   не   только     использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь   обоих   предметов   в   формировании   познавательной   и   социально­мировоззренческой компетентности   учащихся.   Не   менее   значимы   межпредметные   связи   и   в   рамках   профильного исторического   образования.   Углубленное   изучение   истории   не   только   связано   с   подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и, прежде всего, является частью единой системы предвузовской гуманитарной подготовки.  II.Планируемые результаты освоения курса Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: ­ целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории; ­ яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями   и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира; ­ способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для   атрибуции   фактов   и   источников   Древнего   мира,   их   анализа,   сопоставления,   обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально­ этических вопросов далекого прошлого; ­ представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого; ­   умения   датировать   события   и   процессы   в   истории   Древнего   мира,   определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» ­  уметь   читать   историческую   карту,   находить     и     показывать   на   ней   историко­ географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты; ­   уметь   характеризовать   важные   факты   истории   Древнего   мира,   классифицировать   и группировать их по предложенным признакам;  ­   уметь   сравнивать   простые   однородные   исторические   факты   истории   Древнего   мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным  вопросам, формулировать  частные и общие выводы о результатах своего исследования; ­ умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории   и   культуры   древних   цивилизаций,   в   том   числе   по   сохранившимся   фрагментов подлинников,   рассказывать   о   важнейших   событиях,   используя   основные   и   дополнительные источники информации; ­   умения   различать   в   учебном   тексте   факты,   сопоставлять   их   аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; ­ умения соотносить единичные события в отдельных странах   Древнего мира с общими явлениями и процессами; ­ готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: ­   способность   планировать   и   организовывать   свою   учебную   и     коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; ­ готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог; ­ умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно­ популярной литературе, Интернете, библиотеках  и музеях, обрабатывать   её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо­поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты); ­ способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: ­     представление   о   видах   идентичности,   актуальных   для   становления   человечества   и общества, для жизни в современном поликультурном мире; ­ приобщение к истокам культурно­исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; ­   освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей,   становление   которых   началось   в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; ­   опыт   эмоционально­ценностного   и   творческого   отношения   к   фактам   прошлого   и историческим источникам, способам изучения и охраны. Инструментарий   для   оценивания   результатов:  устные   ответы,   тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. Система оценки достижений учащихся:  пятибалльная система, портфолио, зачетная система Используемые   педагогические   технологии:  ИКТ,   здоровьесберегающая,   проектная, игровая,   исследовательская,   проблемная,   группового   обучения,   программированного   обучения, тестового контроля Требования к результатам обучения по истории: Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся   широкого   круга   компетентностей   —   социально­адаптивной   (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно­технологической, коммуникативной.  К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: ∙   осознание   своей   идентичности   как   гражданина   страны,   члена   семьи,   этнической   и религиозной группы, локальной и региональной общности;  ∙ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;  ∙ осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;   ∙   понимание   культурного   многообразия   мира,   уважение   к   культуре   своего   и   других народов, толерантность. Метапредметные   результаты   изучения   истории   в   основной   школе   выражаются   в следующих качествах:  ∙ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;   ∙ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять  простой и развернутый  план, тезисы,  конспект, формулировать  и обосновывать  выводы  и т. д.), использовать современные источники  информации,  в том числе материалы на электронных носителях;   ∙ способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);   ∙   готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе,   освоение   основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:  ∙ овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;   ∙   способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приемы исторического   анализа   для   раскрытия   сущности   и   значения   событий   и   явлений   прошлого   и современности;   ∙   умения   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных   исторических   и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;   ∙   расширение   опыта   оценочной   деятельности   на   основе   осмысления   жизни   и   деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;  ∙ готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.              Соотнесение   элементов   учебной   деятельности   школьников   и   ведущих   процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:  1. Знание хронологии, работа с хронологией:   ∙   указывать   хронологические   рамки   и   периоды   ключевых   процессов,   а   также   даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;  ∙ соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. событий;  2. Знание исторических фактов, работа с фактами:  ∙ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических  ∙ группировать (классифицировать) факты по различным признакам.  3. Работа с историческими источниками:  ∙ читать историческую карту с опорой на легенду;   ∙   проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких   источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); ∙ сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.  4. Описание (реконструкция):  ∙ рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;  ∙ характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;  ∙ на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.  5. Анализ, объяснение:  ∙ различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);  ∙ соотносить единичные исторические факты и общие   явления;  ∙ называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;  ∙ раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  ∙ сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;  ∙ излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.  6. Работа с версиями, оценками:  ∙ приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;   ∙   определять   и   объяснять   (аргументировать)   свое   отношение   к   наиболее   значительным событиям и личностям в истории и их оценку.  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: ­ применять   исторические   знания   для   раскрытия   причин  и   оценки сущности современных событий; ­ использовать   знания   об   истории   и   культуре   своего   народа   и   других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; ­ способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и  общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Показатели освоения курса Показателями   усвоения   учебного   содержания   курса   являются   базовые   когнитивная компетентности: (познавательная), информационно­технологическая , коммуникативная   социально­адаптивная   (гражданственная), Результаты усвоения социально­адаптивной, информационно­технологической и коммуникативной компетентностей ­ теме в источниках различного типа; способность   осуществлять   поиск   нужной   информациино   заданной ­ ­ способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность анализировать графическую,       статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.; ­ способность   выстраивать   ответ   в   соответствии   с   заданием,   целью (сжато,  полно,  выборочно). Способность  развёрнуто  излагать  свою  точку  зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; способность  (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать  с докладом, защитой презентации; способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью ­ ­ ­ ­ ­ группы, коллектива; учебного сотрудничества; вклад в общий результат; способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе способность   определять   свою   роль   в   учебной   группе   и  определять ­ способность оценивать и корректировать своё поведение  в социальной среде. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории Ставится оценка: «5» ­ за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал   в   соответствии   с   требованиями   логики   и   нормами   литературной   речи.   Оценка   «5» ставится   за   краткий,   точный,   правильный,   глубокий   ответ   или   за   отличное   исправление ошибочного ответа по сложной теме. «4» ­ при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей. «3» ­ за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок «2» ­ за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов «1» ­ при отказе от ответа или при полном незнании темы Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % выполнения Отметка 0­27 «2» 28­52 «3» 53­77 78­100 «4» «5» Отметка Содержание Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории 2 3 4 5 1 Общая информация Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. 2 Тема Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. материал изложен некорректно. Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс. Тема частично раскрыта. Некоторый Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. 3 Применение и проблемы Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. Критерии оценки мультимедийной презентации СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ    Титульный слайд с заголовком Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных Максима Оцен ка группы Оцен ка учителя льное количество баллов 5 10 5 эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц  Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Грамотное создание и сохранение    документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан и сформированные  идеи ясно изложены и структурированы   Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации  Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: 15 10 10 5 10 5 10 5 90 III.Содержание учебного предмета История Древнего мира (68ч) Введение (1ч) Откуда   мы   знаем,   как   жили   предки   современных   народов.   Роль  археологических раскопок   в   изучении   истории   Древнего   мира.  Древние   сооружения   как   источник   наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Раздел I. Жизнь первобытных людей. (7 ч) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие  членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных.   Представление   о   присваивающем   хозяйстве:   собирательство   и   охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из   звериных   шкур,   жилищ,   копья  и   гарпуна,   лука   и   стрел.   Родовые   общины   охотников   и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных   верованиях   первобытных  охотников   и   собирателей.   Понятия   «колдовской   обряд», «душа», «страна мертвых». Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы  Понятие   «Западная   Азия».   Представление   о   зарождении   производящего   хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало   обработки   металлов.   Изобретение   плуга.   Представление   о   распаде   рода   на семьи.   Появление   неравенства   (знатные  и незнатные, богатые  и бедные).  Понятия  «знать», «раб», «царь». Значение   первобытной   эпохи   в   истории   человечества.  Представление   о   переходе   от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Тема 3. Счет лет в истории (1 ч) Счет   лет   в   истории.   Представление   о   счете   времени   по   годам  в   древних государствах. Представление о христианской эре.  Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие». Раздел 2. Древний Восток. (18 ч) Тема 4. Древний Египет Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение   единого   государства   в   Египте.   Понятия   «фараон»,   «вельможа»,   «писец», «налог».   Неограниченная   власть   фараонов.   Войско:   пехота,   отряды   колесничих.   Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон­Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе  и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.  Скульптурный  портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.  Произведения литературы:  хвалебные  песни богам, повесть о Синухете,  поучения   писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Тема 5. Западная Азия в древности  Двуречье  в  древности.   Местоположение   и  природные   условия  Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское   царство.   Законы   Хаммурапи:   ограничение  долгового   рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные   верования   жителей   Двуречья.   Боги   Шамаш,   Син,  Эа,   Иштар.   Ступенчатые башни­храмы.   Клинопись.   Писцовые   школы.   Научные   знания   (астрономия,   математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­ жья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние   евреи.   Представление   о   Библии   и   Ветхом   Завете.   Понятие   «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три   царства   в   Западной   Азии:   Нововавилонское,   Лидийское  и   Мидийское.   Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование  Персидской  державы   (завоевание   Мидии,   Лидии,  Вавилонии,   Египта).   Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога»,  ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром.  Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. Тема 6. Индия и Китай в древности  Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг.  Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие   города.   Сельское   хозяйство.   Выращивание   риса,   хлопчатника,   сахарного   тростника. Религиозные   верования   (почитание   животных;   боги   Брахма,   Ганеша;   вера   в   переселение   душ). Сказание   о   Раме.   Представление   о   кастах.   Периоды   жизни   брахмана.   «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты,  нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение   и   природа   Древнего   Китая.   Реки   Хуанхэ  и   Янцзы.   Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость —  в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы  поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой  Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Раздел  3. Древняя Греция. (20 ч) Тема 7. Древнейшая Греция  Местоположение   и   природные   условия.   Горные   хребты,  разрезающие   страну   на изолированные  области.  Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки  дворцов. Росписи.  Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское   царство.   Каменное   строительство   (Микенская   крепость,   царские   гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством.   Мифы   о   начале   Троянской   войны.   Вторжения   в   Грецию  с   севера   воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования  греков. Олимпийские  боги. Мифы  древних   греков  о  богах   и  героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  Начало   обработки   железа   в   Греции.   Создание   греческого   алфавита   (впервые   введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Местоположение   и   природные   условия   Лаконии.   Спартанский  полис.   Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной  жизни   спартанцев.   Управление   Спартой:   совет   старейшин,   два   царя   —   военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­ стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Олимпийские   игры   —   общегреческие   празднества.   Виды   состязаний.   Понятие   «атлет». Награды победителям. Греко­персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег  Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический   подъем   эллинов.   Защита   Фермопил.   Подвиг   трехсот   спартанцев   под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском  проливе. Роль Фемистокла и афинского   флота  в   победе   греков.   Разгром   сухопутной   армии   персов   при   Платеях.  Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот.   Гавани   Пирея.   Состав   населения  Афинского     полиса:     граждане,     переселенцы,     рабы. Использование труда рабов. Город   Афины:   Керамик,   Агора,   Акрополь.   Быт   афинян.   Положение   афинской   женщины. Храмы:   богини   Ники,   Парфенон,   Эрех­тейон.   Особенности   архитектуры   храмов.   Фидий   и   его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование   афинян.   Рабы­педагоги.   Начальная   школа.   Палестра.   Афинские   гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.  Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.  Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение   Македонии   при   царе   Филиппе.   Влияние   эллинской  культуры.   Аристотель   — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу  реки Граник. Разгром войск Дария  IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах.   Гибель   Персидского   царства.   Поход   в   Индию.   Возвращение   в   Вавилон.   Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­ морья.   Фаросский   маяк.   Музей.   Александрийская   библиотека.   Греческие   ученые:   Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение  Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии. Раздел  4. Древний Рим (18ч). Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение     и     природные     особенности     Италии.     Теплый  климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера,  Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия  «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение     в   правах   патрициев   и     плебеев.     Отмена   долгового  рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения  сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».  Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье.  Первые победы Рима над Карфагеном.   Создание   военного   флота.  Захват   Сицилии.   Вторая   война   Рима   с   Карфагеном. Вторжение  войск   Ганнибала   в   Италию.   Разгром   римлян   при   Каннах.  Окончание   войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.  Политика Рима «разделяй и властвуй».  Разгром Сирии  и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Тема 13. Гражданские войны в Риме  Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы.   Разгром   армии   рабов   римлянами   под   руководством   Красса.   Причины   поражения   вос­ ставших. Превращение   римской   армии   в   наемную.   Кризис   управления:   подкуп   при   выборах должностных   лиц.   Борьба   полководцев   за  единоличную   власть.   Красе   и   Помпеи.   Возвышение Цезаря.  Завоевание   Галлии.   Гибель   Красса.   Захват   Цезарем   власти   (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран», «диктатор». Поражение сторонников республики.  Борьба Антония и Октавиана.   Роль   Клеопатры   в судьбе   Антония.   Победа   флота  Октавиана   у   мыса   Акций.   Превращение   Египта   в   римскую провинцию. Окончание   гражданских   войн.   Характер   власти   Октавиана   Августа   (сосредоточение полномочий   трибуна,   консула   и   других   республиканских   должностей,   пожизненное   звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.  Территория   империи.   Соседи   Римской   империи.   Отношения  с   Парфянским царством.  Разгром   римских  войск   германцами.  Образ  жизни  германских  племен.   Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление   императоров.   Нерон   (террористические   методы  правления,   пожар   в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные  нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии.  Страшном   суде  и  Царстве  Божьем.   Идея   равенства   всех   людей  перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность   первых   христиан.   Отношение   римских   властей   к   христианам.   Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет   Римской   империи.   Возникновение   и   развитие   колоната.   Понятия «колоны»,   «рабы   с   хижинами».   Правление   Траяна. Отказ  от террористических  методов управления.   Последние  завоевания   римлян.   Строительство   в   Риме   и   провинциях:   дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим   —   столица   империи.   Повседневная   жизнь   римлян.  Особняки   богачей. Многоэтажные   дома.   Посещение   терм   (бань),  Колизея   и   Большого   цирка.   Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. Тема 15. Падение Западной Римской империи  Вторжения   варваров.  борьбы   за императорскую   власть.   Правление   Константина.   Признание   христианства.   Основание Константинополя   и   перенесение   столицы   на   Восток.   Ухудшение   положения   колонов   как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».   Использование   полководцами   армии   для Разделение   Римской   империи   на   два   государства   —   Восточную   Римскую   империю   и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии.   Вторжение  готов   в   Италию.   Борьба   полководца   Стилихона   с   готами.   Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров­варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами.  Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение (4 ч) Особенности   цивилизации   Греции   и   Рима.   Представление   о   народовластии.   Участие граждан   в   управлении   государством.   Любовь  к   родине.   Отличие   греческих   полисов   и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. История Древнего мира Выпускник научится: • определять   место   исторических   событий   во   времени,   объяснять   смысл   основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей   в   эпохи   первобытности   и   Древнего   мира,   расположении   древних   цивилизаций   и государств, местах важнейших событий; • проводить   поиск   информации   в   отрывках   исторических   текстов,   материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать   характерные,   существенные   черты:   а)   форм   государствен­ного   устройства древних   обществ   (с   использованием   понятий   «деспотия»,   «полис»,   «республика»,   «закон», «империя»,   «метрополия»,   «колония»   и   др.);   б)   положения   основных   групп   населения   в древневосточных   и   античных   обществах   (правители   и   подданные,   свободные   и   рабы);   в) религиозных верований людей в древности; • объяснять,   в   чём   заключались   назначение   и   художественные   достоинства   памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять   свидетельства   различных   исторических  источников,   выявляя   в   них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать   суждения  о  значении и  месте  исторического  и культурного   наследия древних обществ в мировой истории. В   результате   изучения   истории   в   основной   школе   учащиеся   должны   овладеть следующими знаниями и умениями:   1. Знание хронологии, работа с хронологией: Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; Соотносить   год   с   веком,   эрой,   устанавливать   последовательность   и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: Характеризовать   место,   обстоятельства,   участников,   этапы,   особенности,  результаты важнейших исторических событий; Группировать   (классифицировать)   факты   по   различным   признакам   и основаниям. 3. Работа с историческим источниками: Читать   историческую   карту   с   опорой   на   легенду,   ориентироваться   в   ней, соотносить   местонахождение   и   состояние   исторического   объекта   в   разные   эпохи,   века, периоды;  Осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать; Сравнивать   данные   разных   источников,   выявлять   их   сходство   и   различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): Последовательно   строить   рассказ   (устно   или   письменно)   об   исторических       событиях, их участниках; различные исторические эпохи; Характеризовать   условия   и   образ   жизни,  занятия   людей,   их   достижения   в На   основе   текста   и   иллюстраций   учебника,   дополнительной   литературы, макетов, электронных изданий, интернет­ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.     явлений;   различия;  5. Анализ, объяснение: Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); Соотносить единичные исторические факты и общие явления; Различать причину и следствие исторических событий, явлений; Выделять   характерные,   существенные   признаки   исторических   событий, Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; Сравнивать   исторические   события   и   явления,   определять   в   них   общее   и Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками:  литературе;  Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной Определять   и   объяснять   (аргументировать)   свое   отношение   к   наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности  современных событий;   Использовать знания об истории и культуре своего народа  и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни   как основу диалога в поликультурной среде; Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании   школьных   музеев,   учебных   общественных   мероприятиях   по   поиску   и   охране памятников истории и культуры). V. Описание  учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Средства обучения : А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего 1) мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений / – М.: Просвещение,  2014 2) 1. 2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.  Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;  Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. 3)  Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2013. Информационно­коммуникативные средства. 1. 2. 3. История 5 класс.  Мультимедийное пособие. ­  Москва: Новый диск, 2017.  История Древнего мира. Мультимедийное пособие. DVD, 2017 Сборник мульфильмов: энциклопедий для детей. Саакянц Р. 2012 Основная литература 1. 1994. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 2. 3. 4. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. ­СПб., 1994. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. —М., 2005. Ботвинник М. Н.  Жизнеописания  знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008. 5. История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002. 6. История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972. 7. Никольский В. К.           Детство         человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939. 8. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2. 9. Мерри X.  Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998. 10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. — М., 1990. Тематическая литература 1. 2. 3. 4. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. ­ М., 1998. Геродот. История/Геродот. — М., 1993. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993. 5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005. 6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб.­, 2003. 7. Колобова К. М.   Как жили древние  греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999. 8. 9. Мифы Древней Греции. — М., 2001. Тесты: 1. 2. 3. Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета  Обучающие тесты на бумажных носителях Обучающие тесты на электронных носителях (презентации) Электронные пособия: 1. Просвещение, история, 5 класс 2. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс 3. История искусства, №1 4. История искусства, №2 5. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 6. Эрмитаж. Искусство Западной Европы 7. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир 8. 9.   Шевченко   Н.   И.   Интерактивный   справочник.   Всемирная  история  в  датах. Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК. Древний мир и Средние века. — М.: Новый ДИСК. Технические средства обучения. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Учебно­практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью  Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол. Дидактический комплекс с набором приспособлений для крепления таблиц и карт VI. Приложение Темы творческих работ: Рисунки «Первобытный человек» Сообщения «Разливы Нила», «Земледелие в Египте» Сообщение «Военные походы Тутмоса 3» Сценарий спектакля по мифу об Осирисе и Исиде Презентации о памятниках искусства Древнего Египта (совместно с родителями) Сообщения о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса с помощью сети Интернет Шарады, кроссворды по теме «Древний Египет» Кроссворд по теме урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Сообщение о достижениях финикийских ремесленников Сообщения «Легенды о персидских царях» Сообщение о Будде Кроссворды по теме урока « Первый властелин единого Китая» Сообщение «Миф о Дедале и Икаре» Сообщение о Гомере Сообщения «Миф об основании олимпийских игр», «Знаменитые атлеты» Инсценировка событий одного из сражений греко – персидских войн Презентация   об   одном   из   храмов   Акрополя   (совместно   с   родителями   или старшеклассниками)  Кроссворд по теме урока «В городе богини Афины» Сообщения о друзьях и соратниках Перикла с использованием сети Интернет Сообщение «Легенда об основании Рима» Сообщения «Одежда римлян», «Гадания в Риме» Краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Кроссворд по одному из пунктов параграфа 53 «Установление империи» (на выбор),  Сообщения о Меценате, Горации, Цицероне, Вергилии Сообщение и жизни Рима в 1 в. н.э. Виртуальная экскурсия по Риму( с использованием презентации, Интернет­ресурсов, электронных изданий).  Рассказ   от   имени   простого   римлянина,   богатого   римлянина,   торговца,   сенатора   об одном дне в Риме. Кроссворды на тему «Древний Рим» Темы проектов: 1. 2. 3. 4. Изобретения древних людей  Семь чудес древнего мира Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, Иисус Христос Великие полководцы древности: Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь 5. 6. Поход Спартака в Альпы  Красс против Спартака 21 IV.Календарно­тематическое планирование 5 класс 2017­2018 учебный год № п/п Наименование учебных тем, уроков, Д/з кол­во часов. Дата проведения факт план 1 2 3. 4 5 6 7 8 Введение. (Что изучает наука  история.Источники исторических  знаний) Древнейшие люди. (Историческая  карта).  Родовые общины охотников и  собирателей. (Знать своих предков ­  знать историю) . Возникновение искусства и религии.  (Археология­ помощница истории) . Возникновение земледелия и  скотоводства. . Появление неравенства и знати. . Счёт лет в истории. (Измерение  времени). Повторение по теме «Жизнь  первобытных людей».  9. Государство на берегах Нила. 01.09­05.09 01.09­05.09 07.09­ 12.09. 07.09­ 12.09. 14.09­ 19.09. 14.09­ 19.09. 21.09­ 26.09. 21.09­ 26.09. 28.09­ 03.10. 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.  28.09­03.10 22 11. Жизнь египетского вельможи. 05.10­10.10 12. Военные походы фараонов. 13. Религия Древнего Египта. 14. Искусство Древнего Египта. Мотивы  архитектуры и скульптуры Древнего  Египта в Петербурге: Пирамиды,  обелиски, сфинксы, мост. 15. Письменность и знания древних  египтян. 16. Повторение по теме «Древний  Египет».  17. 18. Тест по теме: «Древний Египет» Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его  законы. 19. Финикийские мореплаватели. . Библейские сказания. Древнееврейское царство. 20. 21. 22. Ассирийская держава. Мотивы  античной архитектуры и скульптуры в  Петербурге: львы. 05.10­ 10.10. 12.10­ 17.10. 12.10­ 17.10. 19.10.­ 24.10 19.10.­ 24.10 26.10­30.10 26.10­30.10 09.11­14.11 09.11­14.11 16.11­21.11 23. Персидская держава «царя царей». 16.11­21.11 24. Природа и люди Древней Индии. 23.11­28.11 23 25. Индийские касты. 26. Чему учил китайский мудрец  Конфуций 27. Первый властелин единого Китая. 28 Греки и критяне 29. Микены и Троя 30 31 32 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»  Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»  Религия древних греков. Мотивы  античной архитектуры и скульптуры в  Петербурге: атланты и кариатиды.  Античная скульптура в Эрмитаже.  23.11­28.11 30.11.05.12 30.11.05.12 07.12­12.12 07.12­12.12 14.12­19.12 14.12­19.12 21.12­25.12 33. Земледельцы Аттики теряют землю и  свободу. 21.12­25.12 34. Зарождение демократии в Афинах. 11.01­16.01 35. Древняя Спарта. 36. Греческие колонии на берегах  Средиземного и Чёрного морей.  . 37. Олимпийские игры в древности 38 Греко­персидские войны. 11.01­16.01 18.01­23.01 18.01­23.01 25.01­30.01 39 Греко­персидские войны. 25.01­30.01 40 В гаванях Афинского порта Пирей. 01.02­06.02 24 41. . В городе богини Афины. Греческие  вазы в Эрмитаже; портики: здание  Биржи, Горный институт,  Адмиралтейство. 42. В афинских школах и гимнасиях. 43 В афинском театре. 01.02­06.02 08.02­13.02 08.02­13.02 44. Афинская демократия при Перикле.  15.02­20.02 45. Города Эллады подчиняются  Македонии. 15.02­20.02 46. Поход Александра Македонского на  22.02­27.02 Восток. 47. В Александрии Египетской. 22.02­27.02 48. Повторение по теме «Древняя Греция» 49 Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. 50. 51. Устройство Римской республики. 52. Вторая война Рима с Карфагеном. 53. Установление господства Рима в  Восточном Средиземноморье. 54. 55. 56. 57. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря в Риме. 58. Установление империи в Риме. 29.02­05.03 29.02­05.03 07.03­12.03 07.03­12.03 14.03­18.03 14.03­18.03 28.03­02.04 28.03­02.04 04.04­09.04 04.04­09.04 11.04­16.04 25 59. Соседи Римской империи. 11.04­16.04 60.  В Риме при императоре Нероне. 18.04­23.04 61. Первые христиане и их учение. 62. 63. Расцвет империи во 2­м веке н.э. «Вечный город» и его жители.  Античность в садово­парковой  скульптуре Петербурга. Скульптура  Летнего сада.  64 Римская империя при Константине. 65. Взятие Рима варварами 66 Повторение по теме «Древний Рим». 67 68 Итоговая контрольная работа. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из  истории гимнов. 18.04­23.04 25.04­30.04 25.04­30.04 02.05­07.05 02.05­07.05 09.05­14.05 09.05­14.05 16.05­21.05 26

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018