Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)
Оценка 4.9

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
химия
11 кл
24.04.2017
Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)
Рабочая программа "Практикум решения задач по химии" предназначена для обучающихся 11 класса физико - химического профиля. Рассчитана на 34 учебных часа в год. Программа направлена на отработку умения решать расчетные задачи по химии различных типов, включая комбинированные задачи. Практикум может использоваться при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по химии.
Рабочая программа Практикум решения задач по химии 11 класс.docx
Рабочая программа  «Практикум решения задач по химии» 11 класс 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с:  ­ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ­Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; ­ Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; ­ Образовательной программой ­ ООО,  ­ Уставом ОО. Решение   задач   занимает   в   химическом   образовании   важное   место,   так   как   это   один   из приемов   обучения,   посредством   которого   обеспечивается   более   глубокое   и   полное   усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует   эпизодическое   включение   расчетных   задач   в   структуру   урока,   что   снижает дидактическую   роль   количественных   закономерностей,   и   может   привести   к   поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.  Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы,   служит   закреплению   в   памяти   учащихся   химических   законов,   теорий   и   важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.  Данная   программа   элективного   курса   предназначена   для   учащихся   11   классов   физико­ химического профиля и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных   типов   и   позволит   начать   целенаправленную   подготовку   к   сдаче   итогового   экзамена   по химии.  Основным   требованием   к   составлению   или   отбору   задач   является   их   химическое содержание,   чёткость   формулировки   и   доступность   условия   задачи,   использование   в   условии задачи сведений практического характера. Данный   элективный   курс   направлен   на   совершенствование   подготовки   учащихся   с повышенным уровнем мотивации к изучению химии, а также сознательное усвоение теоретического материала   по   химии,   умение   использовать   при   решении   задач   совокупность   приобретенных теоретических   знаний,   развитие   логического   мышления,   приобретение   необходимых   навыков работы с литературой. Цели элективного курса:     конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета; развитие навыков самостоятельной работы; развитие   умений   логически   мыслить,   воспитание   воли   к   преодолению   трудностей, трудолюбия и добросовестности; развитие учебно­коммуникативных умений. Задачи элективного курса: совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения; решение расчетных задач повышенной сложности;    формирование навыков исследовательской деятельности. 2. Общая характеристика учебного курса Основными проблемами химии являются изучение строения и состава веществ, зависимости их   свойств   от   строения,   конструирование   веществ   с   заданными   свойствами,   исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов   и   энергии.   Поэтому   учебное   содержние   курса   базируется   на   следующих   блоках примерной программы по химии: «Методы научного познания», «Основы теоретической химии», «Органическая химия», «Химия и жизнь».      Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии: вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии. химическая реакция – знания об условиях в которых проявляются химические свойства веществ, о способах упрвления химическими процессами. применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее   часто   потребляются   в   повседневной   жизни,   широко   используются   в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. язык   химии   –   система   важнейших   понятий   химии   и   терминов,   которые   их   обзначают, номенклатура,   химические   формулы   и   уравнения,   правила   перевода   информации   на химический язык и обратно. Отличительная особенность построения данного элективного курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 11 класса физико­химического профиля. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний. При   реализации   программы   данного   курса   используется   дифференцированный   подход   и разноуровневые задания. Очень   важно,   чтобы   учащиеся   научились   не   только   решать   задачи   по   образцу,   но   и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.  Несомненно,   представленный   элективный   курс   можно   расценивать   как   динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).  Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся могли научиться не только решать  задачи  разных  типов,  но  и  самостоятельно  составлять  собственные   задачи   (на  примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). 3. Место, особенности учебного предмета в  учебном плане   Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  210 часов обязательного изучения учебного предмета «Химия» на третьей ступени обучения на профильном уровне. Также предусмотрено ведение элективных курсов по химии. Данная программа рассчитана на 34 часа для изучения элективного куса по решению расчетных задач в 11 классе. Программа расчитана на проведение 1 занятия элективного курса в неделю. 4. Содержание учебного курса  Вывод формулы вещества по массовым долям элементов и плотности.  Вывод формулы вещества по продуктам сгорания. Задачи на смеси. Задачи на примеси. Задачи на выход продукта реакции. Задачи на избыток. Задачи на растворы. Задачи на технику расчета. Задачи на материальный баланс. Задачи на тип соли. Комплексные задачи. Задачи на электролиз расплавов солей. Задачи на электролиз растворов солей. Задачи с участием окислительно­восстановительных реакций. Задачи с участием реакций гидролиза. Задачи с участием газов. Расчеты по термохимическим уравнениям. Защита проектов. 5. Тематическое планирование Элементы содержания Виды деятельности Требования к умениям  обучающихся Виды, формы  контроля № урока 1­2 Наименование  раздела, тема  урока Вывод формулы  вещества по  массовым долям  элементов и  плотности  Установление простейшей  формулы вещества по  массовым долям  химических элементов. Установление формулы  вещества по плотности и  относительной плотности. Составление алгоритма  решения задач данного  типа. Разбор образца. Решение задач по  алгоритму в группах. 3­4 Вывод формулы  вещества по  продуктам  сгорания Нахождение молекулярной формулы газообразного  углеводорода по его  продуктам сгорания 5­6 Задачи на смеси Вычисление массовой или  объемной доли веществ в  составе смеси с  использованием  алгебраического метода  (через систему уравнений) Составление алгоритма  решения задач данного  типа. Разбор образца. Решение задач по  вариантам: 1­ неорганичесеие газы, 2­ органические газообразные продукты Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. 7­8 Задачи на примеси Вычисление массы или  объема продукта реакции  по известной массе или  Составление алгоритма  решения задач данного  типа. Уметь вычислять массу или  объем продукта реакции по  известной массе или объему  Знать алгоритм нахождения  простейшей и истинной  формулы искомого вещества по  массовым долям элементов,  плотности вещества,  относительной плотности или  через задание класса искомого  вещества. Уметь решать задачи данного  типа Знать алгоритм нахождения  молекулярной формулы  вещества по продуктам  сгорания. Уметь вычислять  молекулярную формулу  газообразного углеводорода но  его продуктам сгорания. Уметь вычислять массовую и  объемную доли веществ в  составе смеси с применением  расчетных формул и системы  уравнений. Самостоятельная  работа по решению  задач данного типа. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Взаимообмен,  взаимоконтроль.  Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  вариантам: 1 – с  органическими  смесями, 2­ с  неорганическим  смесями. 1 вариант –расчет  по вычислению  массы, 2 вариант – 9­10 Задачи на выход  продукта реакции объему исходного  вещества, содержащего  примеси Определение выхода  продукта реакции от  теоретически возможного 11­12 Задачи на избыток Вычисление по уравнениям, когда одно или несколько  веществ  взяты в избытке 13­14 Задачи на растворы Расчет массы или объема  растворенного вещества и  растворителя для  приготовления  определенной массы или  объема раствора с заданной концентрацией (массовой,  молярной моляльной) 15­16 Задачи на технику  расчета Проведение техники  расчета с использованием  количеств веществ,  плотностей растворов,  чистых компонентов в  составе технических   веществ, с определением   полностью  прореагировавшего  вещества. Разбор образца. Решение задач по  алгоритму в группах. Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. Составление логических  схем для данного типа  задач, решение образца,  решение  дифференцированных  заданий. Разбор расчетных формул,  алгоритмов решения. Разбор образца. Решение задач по  алгоритму в группах с  выбором уровня  сложности. Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. исходного вещества,  содержащего примеси в  техническом образце.  Уметь определять практический выход продукта реакции по  известному или рассчитанному  теоретическому выходу. Уметь производить вычисления  в расчетных задачах, когда одно или несколько веществ  взяты в  избытке. Уметь производить Расчет  массы или объема  растворенного вещества и  растворителя для  приготовления определенной  массы или объема раствора с  заданной концентрацией  (массовой, молярной  моляльной) Овладеть техникой расчета  задачи комплексного характера  с использованием количеств  веществ, плотностей растворов,  чистых компонентов в составе  технических  веществ, с  определением  полностью  прореагировавшего вещества. объема с  веществами с  примесями. Составление задач  данного типа  учащимися,  взаимообмен,  решение,  взаимоконтроль. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  выбору из  сборника. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Самостоятельная  работа. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  выбору из  сборника. 17­18 Задачи на  материальный  баланс Поэтапное определение на  различных этапах решения  массы, количества, объема  вещества, добавленного  вещества, выделившегося  вещества, массы пластинки в растворе. Вычисления по  уравнению и расчетным  формулам. Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. Умение устанавливать  логические связи между  реагентами и продуктами  реакций, происходящими с  ними процессами  в ходе  поэтапных вычислений. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач  разного уровня  сложности по  выбору из  сборника. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  выбору из  сборника. Составление  кластера. Решение  задач по выбору из  сборника. 19­20 Задачи на тип соли Определение типа соли  21­23 Комплексные  задачи 24 25 Задачи на  электролиз  расплавов солей Задачи на  электролиз  растворов солей (средней или кислой) как  продукта реакции и  вычисления по ней. Решение задач с  использованием  алгоритмов решения задач  на тип соли, материальный  баланс, технику расчета,  смеси в составе  комплексной задачи. Составление уравнений  катодных и анодных  процессов электролиза  растворов солей.  Проведение расчетов по  уравнениям электролиза. Составление уравнений  катодных и анодных  процессов электролиза  растворов солей. Процессы на активном и инертном  аноде. Проведение  Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. Выполнение упражнений на установление логических  связей в задаче.  Составление плана  решения. Решение образца. Решение в группах. Уметь правильно определять с  использованием понятия  избыток и недостаток тип соли  (средней или кислой) как  продукта реакции и  производить вычисления с ней. Уметь решать задачи с  использованием алгоритмов  решения задач на тип соли,  материальный баланс, технику  расчета, смеси в составе  комплексной задачи. Решение блиц ­заданий по  определению продукта  электролиза. Решение  расчетных задач в группах. Анализирующая  деятельность с  использованием  обобщающих схем  катодных анодных  процессов. Уметь составлять уравнения  катодных и анодных процессов  электролиза растворов солей.  Проводить расчеты по  уравнениям электролиза. Уметь составлять уравнения  катодных и анодных процессов  электролиза растворов солей.  Правильно определять процессы на активном и инертном аноде.  Проводить расчеты по  Решение блиц­ тестов. Решение блиц­ тестов. 26­27 Задачи с участием  окислительно­ восстановительных реакций 28­29 Задачи с участием  реакций гидролиза 30­31 Задачи с участием  газов 32­33 Расчеты по  термохимическим  уравнениям расчетов по уравнениям  электролиза. Составление уравнений  окислительно­ восстановительных  реакций методом  электронного баланса и  проведение по ним  необходимых расчетов. Составление уравнений  реакций гидролиза,  в том  числе и ступенчатого.  Определение реакции  среды раствора  при  гидролизе. Проведение  необходимых вычислений  по составленным  уравнениям ОВР. Вычисление массы веществ  или объемов газов по  известному количеству  вещества одного из  вступивших в реакцию или  получившихся веществ. Расчет теплового эффекта  по данным о количестве  одного из участвующих в  реакции веществ и  выделившейся или  поглощенной теплоты.  Расчет энтальпии реакции. Решение блиц ­заданий по  определению продукта  электролиза. Решение  расчетных задач в группах. Составление логических  схем для данного типа  задач, решение образца,  решение  дифференцированных  заданий. Составление логических  схем для данного типа  задач, решение образца,  решение  дифференцированных  заданий. уравнениям электролиза. Уметь составлять уравнения  окислительно­ восстановительных реакций  методом электронного баланса  и проводить по ним  необходимые расчеты. Уметь составлять уравнения  реакций гидролиза,  в том числе  и ступенчатого. Определять  реакцию среды раствора  при  гидролизе. Проводить  необходимые вычисления по  составленным уравнениям ОВР. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  выбору из  сборника. Составление  обобщающей  карточки ­ схемы. Решение задач по  выбору из  сборника. Разбор расчетных формул,  алгоритмов решения. Разбор образца. Решение задач по  алгоритму в группах с  выбором уровня  сложности. Разбор расчетных формул,  алгоритмов решения. Разбор образца. Решение задач по  алгоритму в группах с  выбором уровня  сложности. Уметь решать задачи с участием газов и производить вычисление массы веществ или объемов  газов по известному количеству  вещества одного из вступивших  в реакцию или получившихся  веществ. Выполнять Расчет теплового  эффекта по данным о  количестве одного из  участвующих в реакции веществ и выделившейся или  поглощенной теплоты.  Расчет энтальпии реакции. Самостоятельная  работа по  вариантам. Самостоятельная  работа по  вариантам. 34 Защита проектных  работ. Расчет изменения энтропии в химическом процессе. Расчет изменения энергии в реакции Гиббса. Решение задач одного из  выбранных типов. Представление итогового  проекта. Расчет изменения энтропии в  химическом процессе. Расчет изменения энергии в  реакции Гиббса. Уметь решать задачи  рассмотренных типов. Презентация  результатов  работы. 6. Учебно­методическое и материально – техническое обеспечение курса Литература для учащихся: 1. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014.  2. Габриелян   О.   С.,   Лысова   Г.   Г.   Химия.   11   класс:   Учеб.   для   общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014.  3. Егоров А. С. Самоучитель по решению химических задач (для учащихся и абитуриентов) – Ростов н/Д: Феникс, 2003.  4. Единый государственный экзамен. Химия. Учебно­тренировочные задания для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект­Центр, 2014­2015.  5. Никитюк   Т.   В.,   Никитюк   А.   М.,   Остроумов   И.   Г.   Химия.   Тесты   для   повторения   и подготовки – Саратов: Лицей, 2010.  6. Репетитор по химии /под ред. Егорова А. С./ – Ростов н/Д: Феникс, 2007.  7. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы – М.: Новая волна, 2006.  8. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы – М.: Новая волна, 2006. Литература для учителя: 1. Артемов А. В. Школьные олимпиады. Химия. 8­11 классы – М.: Айрис­пресс, 2007.  2. Врублевский А. И. Задачи по химии с примерами решений для школьников и абитуриентов – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.  3. Врублевский А. И., Барковский Е. В. Задачи по органической химии с примерами решений для школьников и абитуриентов – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.  4. Выполнение заданий и решение задач повышенной сложности с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену по химии (Алгоритмы выполнения заданий и способы решения задач)/ Сост. Денисова В. Г. – Волгоград: Учитель, 2010.  5. Дзуцова Д. Д. Окислительно­восстановительные реакции. – М.: Дрофа, 2005.  6. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2011.  7. Кузьменко   Н.   Е.   Начала   химии.   Современный   курс   для   поступающих   в   ВУЗы.   –   М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2009.  8. Новошинский И .Н., Новошинская Н. С. Типы химических задач и способы их решения. 8­11 классы. – М.: ООО Оникс. Мир и образование, 2006.  1. http://www.chem.msu.ru/   ­   портал   фундаментального   химического   образования   России. Интернет ресурсы: Наука. Образование. Технологии. (информация обо всех химических олимпиадах).  2. http://chem.rusolymp.ru/ ­ портал Всероссийской олимпиады школьников.  3. http://egu.lseptember.ru/index.php?course=18005   –   портал   педагогического   университета издательского дома « Первое сентября».  4. http://chemolymp.narod.ru/.­ Всероссийские олимпиады по химии «Юные таланты».  5. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/edu   inorganic.html­   элективные   курсы   по   химии (КузьменкоН.Е.)  6. http://www.edu.ru./ ­ информация о федеральных нормативных документах по ЕГЭ.  7. http://www.ed.gov.ru/ ­ образовательный портал 8. http://www.ipkps.bsu.edu.ru   –   перечень   оборудования   по   химии,   характеризующий образовательную среду школы.  9. http://www.ipkps.bsu.edu.ru – рекомендации по составлению рабочих программ по химии.   Планируемые результаты освоения элективного курса По итогам изучения  элективного курса учащиеся должны знать (понимать):  общие свойства классов неорганических и органических соединений, металлов и неметаллов;  способы получения важнейших неорганических и органических веществ;  основные   теории   химии:   химической   связи,   электролитической   диссоциации,   строения органических соединений А. М. Бутлерова;  основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон Д. И. Менделеева, закон Авогадро, закон Гесса, объединенный закон Гей­Люссака и Бойля­Мариотта.  Уметь: определять:  валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, окислитель и восстановитель, характер среды в водных растворах химических соединений;  объяснять:  зависимость   свойств   веществ   от   их   состава   и   строения,   зависимость   скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов, влияния pH среды на характер протекания ОВР;  составлять:  уравнения   химических   реакций   различных   типов,   подтверждающих   свойства химических соединений, их генетическую связь; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;   уравнения   электролиза   расплавов   и   растворов;   уравнения   гидролиза   солей;   уравнения окислительно­восстановительных реакций;  решать расчетные задачи, в ходе которых проводить:  Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.  Установление формулы вещества по плотности и относительной плотности.  Нахождение   молекулярной   формулы   газообразного   углеводорода   по   его   продуктам сгорания  Вычисление   массовой   или   объемной   доли   веществ   в   составе   смеси   с   использованием алгебраического метода (через систему уравнений)  Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси  Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного  Вычисление по уравнениям, когда одно или несколько веществ  взяты в избытке  Расчет   массы   или   объема   растворенного   вещества   и   растворителя   для   приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной моляльной)  Проведение техники расчета с использованием количеств веществ, плотностей растворов, чистых   компонентов   в   составе   технических     веществ,   с   определением     полностью прореагировавшего вещества.  Поэтапное определение на различных этапах решения массы, количества, объема вещества, добавленного вещества, выделившегося вещества, массы пластинки в растворе. Вычисления по уравнению и расчетным формулам.  Определение типа соли (средней или кислой) как продукта реакции и вычисления по ней.  Решение   задач  с   использованием  алгоритмов  решения   задач  на  тип   соли,   материальный баланс, технику расчета, смеси в составе комплексной задачи.  Составление   уравнений   катодных   и   анодных   процессов   электролиза   растворов   солей. Проведение расчетов по уравнениям электролиза.  Составление   уравнений   катодных   и   анодных   процессов   электролиза   растворов   солей. Процессы на активном и инертном аноде. Проведение расчетов по уравнениям электролиза.  Составление  уравнений  окислительно­восстановительных   реакций  методом  электронного баланса и проведение по ним необходимых расчетов.  Составление   уравнений   реакций   гидролиза,     в   том   числе   и   ступенчатого.   Определение   при   гидролизе.   Проведение   необходимых   вычислений   по реакции   среды   раствора   составленным уравнениям ОВР.  Вычисление массы веществ или объемов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Расчет   теплового   эффекта   по   данным   о   количестве   одного   из   участвующих   в   реакции веществ и выделившейся или поглощенной теплоты.  Расчет энтальпии реакции. Расчет изменения энтропии в химическом процессе. Расчет изменения энергии в реакции Гиббса.    

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)

Рабочая программа "Практикум решения задач по химии, 11 класс" (профильный уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017