Рабочая программа "Риторика" для 8 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
8 кл
18.06.2018
Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса
Рабочая программа содержит основные разделы риторики как науки о красноречии: правилах построения речи, её украшении и выступлении перед слушателями. Включены вопросы о видах текстов, их стилистическом разнообразии, а также основные виды тропов и фигур. В программу входят занятия по составлению, редактированию, анализу текстов.Рабочая программа для изучения курса риторики в 8 классе.
Риторика 8б класс.doc
«Рассмотрено» Руководитель МО ____/___________________/           ФИО Протокол №____от «____»_________2016 г  «Согласовано» Заместитель директора  по УВР МАОУ «СОШ №31» ____/__________________/           ФИО Протокол №____от «____»_________2016 г  «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ  №31» ____/__________________/           ФИО Приказ №____от «____»_________2016 г    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса риторики 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по риторике, Программы курса риторики для 8  классов общеобразовательных учреждений  (автор Ладыженская Т.А., 2004г.) и  государственного образовательного стандарта Машиной Ольги Юрьевны учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №31» Великий Новгород 2016 г. АННОТАЦИЯ Рабочая программа по риторике в 8б классе содержит пояснение  специфики этого школьного предмета, его практической  направленности, в ней называются результаты  освоения курса,  дано тематическое планирование уроков и список литературы по  предмету. Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена  на основе Программы по риторике 5–11­й классы под редакцией Т.А. Ладыженской, 2004 г., соответствующей Федеральному   государственному   образовательному   стандарту   и рекомендованной   Министерством   образования   и   науки   РФ;   обеспечена учебниками   «Риторика»   для   8   класса   в   2­х   частях   под   ред.   Т.А. Ладыженской.­ М.: «Баласс», «С­инфо», 2010. Наметившееся в последнее десятилетие в современной школе возрождение древней науки – риторики как учебного предмета представляется явлением закономерным:   демократизация   общественно­политической   жизни, гуманизация   образования   создают   предпосылки   для   формирования личностного   начала   в   человеке,   которое   требует   развития   его коммуникативных способностей. Современное общество нуждается в людях, умеющих самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом. Риторика, будучи научно­практической дисциплиной, целиком направлена на формирование   коммуникативных     Этот практикоориентированный   предмет   выполняет   важный   социальный   заказ   – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах   деятельности.  У   этого   предмета   свои  задачи –  обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.  Поэтому   в   центре   риторики  – обучение эффективному общению. Для достижения   цели   перед учениками раскрывается   суть   этой   научной   дисциплины   –   учение   о   построении, украшении речи и о правилах выступления. (риторических)   умений. • Характеристика программы Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная   риторика   –   предмет   с   четко   выраженной  практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование умений; риторических – большое место занимают так называемые  инструментальные знания  – о способах   деятельности  (типа  инструкций, конкретных  рекомендаций   и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); –  понятийный   аппарат,   его   отбор   и   интерпретация,   также   подчинен прагматической курса. Главное   внимание   уделяется   формированию  риторических   умений  двух типов: –   первые   (У–1)   связаны   с   умением   анализировать   и   оценивать   общение (например,   степень   его   эффективности,   корректность   поведения,   уровень владения языком); – вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые   жанры»,   когда   оценивается   умение   ориентироваться   в   ситуации, например,   формулировать   свое коммуникативное   намерение;   определять   свои   неудачи   и   промахи   и   т.п.   учитывать   адресата,   аудиторию; установке                 из       два виды, каждого  общей  риторике называлось смысловых  содержание  Для   формирования   у   школьников   риторических   умений   программа предлагает блока: – первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторикой; – второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой  частной риторикой,   которая   в   учебниках   XVIII–XIX   вв.   нередко   обозначалась   как жанры». «Роды, Краткое блоков. Блок   «Общение»  (1   часть   учебника)   дает   представление   о   сути   того взаимодействия   между   людьми,   которое   называется   общением;   о   видах общения   (по   различным   основаниям);   о   коммуникативных   качествах   речи (правильность,   богатство,   точность,   выразительность   и   т.д.),   речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда,   как),   на   основе   чего   у   детей   постепенно   формируется   привычка   и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Основные   понятийные   компоненты  первого   блока:   общение,   речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы   подготовки   текста;   риторические   фигуры,   качества   речи   и   т.д. Второй   блок   –   «Речевые   жанры»  –   дает   представление   о   тексте   как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых   жанрах   как   разновидностях   текста.   В   этом   блоке   центральное понятие   –  речевой   жанр,   т.е.   текст   определенной   коммуникативной направленности. Здесь имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, т.д. аннотации, заявления,   хроники   и Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно­смысловые и стилевые особенности.               группа сложных более     что что что риторические риторические 3. Методы и приемы преподавания риторики Курс   риторики   в   школе   –  сугубо   практический.  Если   мы   действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий   достигает   своей   коммуникативной   задачи   –   убедить,   утешить, склонить   к   какому­нибудь   действию   и   т.д.,   то   на   уроках   риторики   дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно,   на   уроках   риторики   имеют   место   и   такие   методы   и   приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно: –   риторический   анализ   устных   и   письменных   текстов,   речевой   ситуации; – задачи; – игры. Риторический   анализ  формирует   группу   умений   У–1.   Он   предполагает обсуждение   компонентов   речевой   ситуации   (где,   что,   кому,   зачем   и   т.д.). вопросов: Вторая (пишущий); •   • (написать); • ненамеренно. Обсуждение   этих   вопросов   позволяет   сказать   не   только   то,  ЧТО  и  КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, собственную. Приведем   некоторые   формулировки   заданий   для   риторического   анализа: •   восстанови(те)   по   тексту   коммуникативную   задачу   говорящего; • каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта; •   что   ты   можешь   сказать   об   авторе   этого   речевого   произведения; • являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения; •   может   ли   быть   несколько   правильных   решений   этой   задачи; •   какие   вопросы   ты   бы   задал   говорящему,   чтобы   прояснить   его коммуникативные намерения. Риторические   задачи  формируют   группу   умений   У–2.   Эти   задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: (адресант); – – мотив); высказывания); – – высказывания);   говорящий сказать (написал) (задача (содержание  почему  чего,   о – зачем  чем   для  что насколько (причина,   т.е.     его   речь   была   говорит сказал хотел сказал пишет   –             и   свою   но                                  кто для         это общения,   если –  как  (в   устной   или   письменной   форме,   в   каком   стиле   и   жанре   и   т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); –  когда  (время,   когда   происходит   общение,   –   сейчас,   в   прошлом;   время, отведенное важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким   образом,   риторические   задачи,   которые   практиковались   еще   в риторских   школах   Древней   Греции,   учат   гибкому,   уместному   речевому поведению,   вырабатывают   умение   учитывать   различные   обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические   игры,   в   отличие   от   риторических   задач,   содержат соревновательный   элемент   и   предполагают   определение   победителя:   кто (какая   команда)   веселее,   смешнее   и   т.д.   расскажет,   быстрее   произнесет скороговорку,   сочинит   и   произнесет   более   задушевное,   теплое   похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на   материале   программы   по   риторике   и   служат   решению   задач   этого предмета. Многие   риторические   задачи   учебников   могут   быть   проведены   в   форме риторических игр. Многолетний   опыт   работы   словесников   убеждает,   что   развитие   речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных аспектов работы   на   уроках   родного   языка   не   решает   основной   задачи   риторики. Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным   запасом   информации,   сориентироваться   в   конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией,   в   том   числе   со   своим   замыслом,   коммуникативным намерением  и   т.д.   Значит,   этим   умениям   надо   специально   учить. Курс   школьной   риторики   должен   вестись   так,   чтобы   вызвать   у   учеников размышления  о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти   размышления,   связанные   с   проблемами   эффективности   общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей,   Предмет   риторика   в общеобразовательной   школе   способствует   формированию   коммуникативно компетентной   личности,  воспитывает   и   развивает   ребёнка.     Готовит   его   к   имеющих   общекультурную   ценность. уверенному   поведению   в   любых   речевых   ситуациях,   а   значит,   делает   его социально адаптированным в современном мире. 4. Календарно­тематическое планирование уроков риторики  в 8б классе Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). №п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Тема, содержание Общение. Коммуникативные промахи, неудачи,  ошибки. Анализ устной речи в различных ситуациях  общения. Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля. Виды общения. Контактное – дистантное общение,  их особенности. Подготовленная – частично подготовленная –  неподготовленная речь. Подружимся с голосом. Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Составляем для себя голосовой сценарий. Невербальные средства общения. Поза, ее  коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и  картинах. Молчание – золото? Учимся отвечать. Инструктивная речь. Кол­во  часов 2 Дата  проведения 2 2 3 3 Сравнительная характеристика. Группировка и классификация (обобщающее  высказывание). Качества речи. Качества речи. Выразительная речь. Средства украшения речи. Учимся читать учебную литературу. Выписки.  Приемы осмысления учебного текста. Конспекты,  тезисы учебного текста. Реферативное сообщение. Доклад. Реферат (письменный). Риторика уважения. Вежливое возражение.  Утешение. Этапы подготовки текста. Изобретение,  расположение, выражение. Риторические фигуры. Учимся спорить. Способы доказательств. Как строится аргументативный текст. Выражение согласия. Констатация сказанного оппонентом. Культура выражения несогласия. Вторичные тексты. Инсценировка. Необычные (поликодовые) тексты. История  фотографии (снимка). Языковая связь текста с  фотографией.   Деловые  жанры. Личное официальное письмо (с  запросом информации, с благодарностью и т.д.). Автобиография. Протокол. Отчет о работе. Бытовые жанры. Похвальное торжественное слово.  Застольное слово. Поздравление и т.п. Газетные жанры. Заметка. Репортаж. Портретный  очерк, его особенности. Прецедентные тексты. Понятие о прецедентных  текстах. Повторение и обобщение курса 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1 2 1 2 2 1 2 3 1 3 1 3 • Формы контроля • Заучивание терминов, упражнений по технике речи. • Редактирование речи. • Создание ситуативных игровых упражнений. • Сообщения о великих риторах. • Составление текстов разных жанров. • Литература • Аристотель. Риторика.­ М., 2016 • Голуб И.Б. Риторика.­ М., 2014 • Введенская Л.А. Культура речи.  – Ростов­на­Дону: «Феникс», 2004. • Кохтев   Н. Н. Основы ораторской речи. М. 1992. • Кохтев  Н. Н. Риторика. М.,1994. • Ладыженская Т.А. Риторика в 2­х ч. 8 класс.­ М.: «Баласс», 2010. • Хайнц Лиммерман. Учебник риторики. – М., 1998

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа "Риторика" для 8 класса

Рабочая программа  "Риторика" для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018