Рабочая программа секции «Гимнастика»

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров. Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров. Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Иконка файла материала gimnastika_0.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по  Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по  предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1­4 класс) автора  предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1­4 класс) автора  А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова,  А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова,  изд.М. «Владос», 2003 г. изд.М. «Владос», 2003 г. Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. В   системе   физического   воспитания   гимнастике   принадлежит   ведущая   роль   в   деле укрепления здоровья. Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они   оказывают   трофическое   влияние,   усиливают   регулирующую   роль   коры   головного   мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров. Отличительной   чертой   гимнастики   является   многообразие   средств   и   методов   их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. Цель программы:  Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме Задачи программы:  Обучение детей акробатическим упражнениям;  Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной  осанки;  Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;  Обучение   основам   техники   гимнастических   упражнений   и   формирование   необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;  Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;  Пропаганда физической культуры и спорта. Программа рассчитана на три года обучения: I год ­  начальное обучение. Набор в группы детей 7­8 лет; II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений; III  год   –   углубленное   усвоение   акробатических   элементов,   подготовка   к   выступлениям   на концертах и праздниках;   Занятие   проводится   в   группе   по   10­12   человек,   так   как   предусматривается   работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов  С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии   с   его   природными   особенностями   программа   построена   по   принципу   «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум,   независимо   от   возраста».   Этот   принцип   был   сформирован   на   основе   идей   Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов. Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы: 1.Организационные:  Наглядные (показ, помощь);  Словесные (описание, объяснение, название упражнений);  Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений); 2.Мотивационные (убеждение, поощрение); 3.Контрольно – коррекционные. Основной  формой работы  по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить   утреннюю   зарядку,   а   также   выполнять   индивидуальные   задания   руководителя   по 1совершенствованию   своей   физической   и   специальной   подготовленности.   Для   выработки правильной   осанки   развития   координации   движения,   овладения   основам   техники   и   стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических   упражнений   у   гимнастической   стенки   или   в   кругу,   на   занятиях   использую игровой метод.  Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.  Учебный   материал,   предусмотренный   программой,   распределен   в   определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся. Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий   в форме бесед, презентаций. Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью   ее   обеспечения   учебный   материал   содержит   упражнения   для   общей   и   специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы. Техническая   подготовка   осуществляется   с   помощью   комплексов   упражнений,   описанных   в программе.   На   разных   этапах   подготовки   задачи   её   меняются   и   становятся   более целенаправленными. Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей. 1.Безопасность. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: Соблюдение   правил   техники   безопасности,   создание   атмосферы   доброжелательности, принятия каждого ребенка. 2.Возрастное соответствие. Учитывают индивидуальные  возможности детей. 3.Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития». 4.Наглядность Активное   использование   предметной   среды,   в   том   числе   искусственно   организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями. 5.Дифференцированный подход. Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка. 6.Рефлексия. Совместное   обсуждение   увиденного,   почувствованного   на   занятиях   и   краткое   резюме педагога в конце занятия. Форма подведения итогов – контрольные занятия.  Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике. Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от   волевой   подготовки   детей.   Обучая,   следует   воспитывать   умение   преодолевать   трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность. Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ Подготовительная   часть    по   продолжительности   занимает   8­10   минут   и   имеет собственные задачи: 1. Задачи биологического аспекта ­ подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной   нервной   системы,   подготовка   опорно­двигательного   аппарата   к   выполнению упражнений основной части занятия.) 22. Задачи педагогического аспекта ­ формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и  степенью мышечного напряжения, овладение школой движения. Для   решения   этих   задач   в   подготовительной   части   используются   различные   средства: строевые упражнения, разновидности передвижений,  танцевальные  упражнения, подвижные игры, вольные   упражнения   с   элементами   на   координацию   движений.   Упражнения   с   высокой интенсивностью выполнения подготовительную  часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость. Основная   часть  занятия   занимает   15­20   минут   и   содержит   следующие   задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных  (гимнастических) двигательных навыков. 2. Развитие волевых и физических качеств детей. Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные. Заключительная часть занимает 3­5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом. В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые   с   музыкальным   сопровождением),   упражнения,   способствующие   повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.). . 3СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (68 ЧАСОВ) I.Общие сведения о гимнастике (3 часа) Краткий обзор развития гимнастики в России Гимнастическая терминология Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов) Ходьба в приседе;  Наклоны вперёд, назад, вправо, влево; Выпады и полушпагаты; Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой; Широкие стойки на ногах; Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах); Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах; Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости. III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов) Произвольное преодоление простых препятствий; Ходьба по гимнастической скамейке; Воспроизведение заданной игровой позы; Жонглирование малыми предметами; Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через  горку матов и т.д.; Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие; Равновесия типа «ласточка»; Передвижения на носках, с поворотами и подскоками; Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам. IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов) Упражнения на проверку осанки; Ходьба на носках; Ходьба с заданной осанкой; Ходьба под музыкальное сопровождение; Танцевальные упражнения; Комплексы упражнений на контроль осанки в движении; Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета; Жонглирование на ограниченной опоре; Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков  тела. V.Акробатические упражнения (35 часов) Упоры (присев, лёжа, согнувшись) Седы (на пятках, углом) Группировка, перекаты в группировке Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги) Кувырок вперёд (назад) 4«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки Элементы танцевальной и хореографической подготовки Парная акробатика: хваты, основы  балансирования, силовые упражнения, пирамидковые  упражнения Начальное обучение акробатическим прыжкам. Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика» № п/п Наименование темы 1 Общие сведения о гимнастике  2 3 Упражнения на развитие гибкости Упражнения   на   развитие   ловкости   и координации 4. Упражнения на формирование осанки 5. Акробатические упражнения ИТОГО Количество часов Всего Теоретические Практические занятия занятия 3 10 10 10 35 68 3 1 1 1 3 9 ­ 9 9 9 32 59 К концу реализации программы по гимнастике дети должны:  Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;  Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;  Уметь владеть своим телом;  Уметь легко выполнять упражнения;  Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений. Учебно – методическое обеспечение 1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г. 2. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г. 1.Маты; 2.Гинастические ленты; 3.Мячи (разного диаметра); 4.Флажки; 5.Гимнастические палки; 6.Степ – скамейки; Оборудование: 57.Аудио кассеты. Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (68 часов) № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Дата проведения Примечание занятия Общие сведения о гимнастике (3 часа) I. 1. Краткий обзор развития гимнастики в  России Гимнастическая терминология 2. 3. Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике II.Упражнения на развитие гибкости (10 часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Тестовые упражнения по оценке  гибкости и подвижности в суставах Выпады в стороны и вперёд 5 Наклоны туловища 6 7 Полушпагат 8 Шпагат 9 Развитие подвижности  в плечевых   суставах Развитие гибкости позвоночника Развитие подвижности  в тазобедренных  суставах 10 11 12 Обучение  комплексу ОРУ на развитие  гибкости 13 Тестовые упражнения по оценке  гибкости и подвижности  III.Упражнения на развитие ловкости и координации (10 часов) 14 Преодоление простых препятствий 15 Передвижения по гимнастической  скамейке 16 Жонглирование малыми предметами 17 Преодоление полосы препятствий 18 Упражнения на переключение внимания 1 1 1 1 1 619 Упражнения на равновесие 20 Упражнения на координацию движения 21 Передвижения на носках, с поворотами  и подскоками 22 Передвижения по намеченным  ориентирам 23 Тест «Прыжок в длину с места» 1 1 1 1 1 IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов) 24 Упражнения на проверку осанки 25 Ходьба на носках 26 Ходьба с заданной осанкой 27 Комплексы упражнений на контроль  осанки в движении Упражнения для укрепления  и  коррекции мышечного корсета 28­ 23 30 Жонглирование на ограниченной опоре Комплексы упражнений на чередование  31­ напряжения и расслабления мышц  32 отдельных участков тела 33 Упражнения с удержанием предмета на  голове 1 1 1 2 1 2 1 V.Акробатические упражнения (35 часов) Группировка 34 Упор, присев 35 Упор, лёжа 36 Упор, согнувшись 37 Сед на пятках 38 Сед углом 39 40 Перекаты 41 Стойка на лопатках, согнув ноги 42 Стойка на лопатках, выпрямив ноги 43 Кувырок вперёд 44 Кувырок назад 45 Мост из положения лёжа на спине 46 Шпагаты: левый, правый 47 Шпагат прямой 48 Элементы танцевальной и  хореографической подготовки 49 Парная акробатика: хваты 50 Парная акробатика: основы  балансирования 51 Парная акробатика: силовые  упражнения Поддержки Упоры в парах 52­ 53 54­ 55 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 7Стойки в парах Равновесие в парах 56­ 57 58­ 62 63 Пирамидковые упражнения 64 Построение пирамиды 65 Акробатические прыжки 66 Тест «Подтягивание в висе на высокой  перекладине (М0, на низкой  перекладине (Д)» 67 Тест «Угол в упоре» 68 Показательные выступления 2 5 1 1 1 1 1 8