Рабочая программа "Шахматы"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Шахматы"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
31.03.2017
Рабочая программа  "Шахматы"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления имеет цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-9 классов (10-16 лет).. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления имеет цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы
шахматы.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель____________Л.Н.Полетина

Протокол №1 от 30 августа 2015г.

Утверждаю

Директор школы____________Л.Г.Лебедева

Приказ №98 от 30 августа 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному   направлению

«Шахматы»

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Судиславль, 2015

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014.

Актуальность:

            Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

            Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

            Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят Зспортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

            ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

            Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

            Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе»,но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

             ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

            ЗАДАЧИ:

Обучающие:

-             познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

-             помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

-             научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

-             обучить решать комбинации на разные темы;

-             обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

-             научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

-             развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

-             развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

-             развивать способность анализировать и делать выводы;

-             способствовать развитию творческой активности;

-             развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

-             воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

-             сформировать правильное поведение во время игры;

-             воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

-             воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

 

 

ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на 4 года обучения из расчета 2 часа в неделю. Всего: 70 часов в год.

Количество часов в 1 -ой четверти -18ч;

Количество часов во 2-ой четверти -14 ч;

Количество часов в 3-ей четверти - 20 ч;

Количество часов в 4-ой четверти -18 ч.

ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ:

1)        теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль, функции);

2)        практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-9 классов (10-16 лет).

ОСОБЕННОСТ НАБОРА ДЕТЕЙ – свободный.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:

ü  групповая работа;

ü  работа в парах;

ü  индивидуальная работа;

ü  практическая игра;

ü  решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

ü  дидактические игры и задания, игровые упражнения;

ü  теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

ü  участие в турнирах и соревнованиях.

 

II.ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

       Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    

 

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

·                    Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

·                    Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

·         Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

      Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

Þ     внутренняя система оценки  на основе сформированности  целеполагания,   развития контроля, самооценки

Þ     внешняя система  оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

       Для оценки эффективности занятий используются  следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

 

 

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

·                личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·                метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·                предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

·                Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·                В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

·                Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

·                Проговаривать последовательность действий.

·                Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

·                Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·                Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

·                Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·                Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

·                Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

·                Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

·                Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

·                Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

·                Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

 

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

            Содержание первого года обучения включает в себя следующие разделы:

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры. Знакомство с игровым "полем". (2 ч)

2. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. (2 ч).

3. Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре. (8 ч).

4. Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы. (8 ч).

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. (10 ч).

6. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия, типичные комбинации в дебюте, патовые комбинации. (32 ч)

7. Повторение изученного в течение года. Шахматные баталии. Соревнования в группе. (8 ч).

            Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов. Все перечисленные основы игры второго курса обучения можно разделить на следующие разделы:

1. Повторение. Рокировка. Взятие на проходе (4 ч).

2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (2 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. (6 ч).

4. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (8 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (8 ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (8 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (32 ч).

            Содержание третьего года обучения направлено на улучшение игровых качеств обучающихся и, в большей степени, ориентировано на игровую составляющую. Также предусмотрены моменты повторения, но в незначительной доле. Все перечисленные основы игры третьего курса обучения можно разделить на следующие разделы:

1. Повторение, изученного в предыдущем году. (4 ч).

2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (2 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами. (6 ч).

4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (8 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (8 ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (8 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (32 ч).

            Содержание четвертого года обучения схоже с курсом третьего года обучения и акцентировано на игровую деятельность учащихся. Более конкретную содержательную линию за четвертый год обучения можно разложить по следующим разделам:

1. Повторение, изученного в предыдущем году. (4 ч).

2. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. (2 ч).

3. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Блиц-шахматы. Игра с часами. (6 ч).

4. . Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. (8 ч).

5. Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля; ферзь и король против короля). (8 ч).

6. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. (8 ч).

7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки. (32 ч).

 

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

 

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности

5 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов внеурочной деятельности

 

Раздел 1. Введение (2 ч.)

Шахматная доска.

1

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой.

Знакомство и игровым "полем".

1

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч.)

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.

2 ч

Получить представление об истории  шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать,находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес  к жизни людей.

Раздел 3. Ценность шахматных фигур (8 ч).

Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре.

8 ч

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть принципами игры в дебюте.

Раздел 4. Техника матования одинокого короля (8 ч).

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

8 ч

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (10 ч).

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.

10 ч

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Раздел 6. Шахматная комбинация (32 ч).

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия.

32 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Раздел 7. Повторение (8 ч).

Повторение изученного в течение года. Промежуточная аттестация.

8 ч

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Обретать навыки  игры.

Всего

70 ч

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности

6 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов внеурочной деятельности

 

Раздел 1. Повторение (4 ч.)

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматных фигур.

2

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Совершать в ходе игры возможные вариации рокировки (длинная и короткая).

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

2

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч.)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

2 ч

Получить представление об истории  шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес  к жизни людей.

Раздел 3. Шахматная нотация (6 ч).

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Запись партии.

6 ч

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть основами записи партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (8 ч).

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

8 ч

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять сравнительную силу фигуры в зависимости от ситуации на доске. Достигать материального перевеса.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (8 ч).

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

8 ч

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (8 ч).

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

8 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Раздел 7. Шахматная комбинация (32 ч).

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия. Промежуточная аттестация.

32 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Всего

70 ч

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности

7 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов внеурочной деятельности

 

Раздел 1. Повторение (4 ч.)

Повторение, изученного в предыдущем году.

2

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Совершать в ходе игры возможные вариации рокировки (длинная и короткая).

Повторение, изученного в предыдущем году.

2

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч.)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

2 ч

Получить представление об истории  шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес  к жизни людей.

Раздел 3. Шахматная нотация (6 ч).

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Запись партии.

6 ч

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть основами записи партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (8 ч).

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

8 ч

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять сравнительную силу фигуры в зависимости от ситуации на доске. Достигать материального перевеса.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (8 ч).

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

8 ч

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (8 ч).

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

8 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Раздел 7. Шахматная комбинация (32 ч).

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия. Промежуточная аттестация.

32 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Всего

70 ч

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности

8 класс

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов внеурочной деятельности

 

Раздел 1. Повторение (4 ч.)

Повторение, изученного в предыдущем году.

2

Объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Совершать в ходе игры возможные вариации рокировки (длинная и короткая).

Повторение, изученного в предыдущем году.

2

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч.)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

2 ч

Получить представление об истории  шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес  к жизни людей.

Раздел 3. Шахматная нотация (6 ч).

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Запись партии.

6 ч

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Осваивать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Владеть основами записи партии.

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (8 ч).

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

8 ч

Осваивать основные тактические приемы. Понимать и объяснять сравнительную силу фигуры в зависимости от ситуации на доске. Достигать материального перевеса.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (8 ч).

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

8 ч

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (8 ч).

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

8 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Раздел 7. Шахматная комбинация (32 ч).

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль, разрушение королевского прикрытия. Промежуточная аттестация.

32 ч

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Всего

70 ч

 

 

 

VI.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Материально-техническое обеспечение

·         шахматные доски с набором шахматных фигур

·         демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

·         шахматные часы

·         шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

·         шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

Учебно – методическое обеспечение

1.      Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.

2.      Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

3.      Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4.      Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

5.      Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

6.      Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

7.      Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

 

Список литературы по программе

 

1.      Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М. ПОМАТУР.- 2000.

2.      Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

3.      Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

4.      В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

5.      Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

6.      Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

7.      Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.

8.      Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

9.      Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

10.  В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

11.  В.Хенкин  Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.

12.  О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

13.  И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. -  1995. 

14.  Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. -  1966.

 

 

VII. Календарно-тематическое планирование

5 класс

 

Дата

Содержание курса

 

 

Количес

тво

часов

Элемент Содержания

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

Шахматная доска.

1ч

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2

 

 

Знакомство с игровым "полем".

1ч

3

 

 

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы.

2 ч

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени?

4

 

 

Шахматные фигуры. Основные функциональные особенности фигур. Их роль в игре

8 ч

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на  доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой

5

 

 

Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие шахматы.

8 ч

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру?

5

 

 

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов.

10 ч

Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия  понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды  ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов.

6

 

 

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры.

32 ч

Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями.

7

 

 

Повторение изученного в течение года.

Промежуточная аттестация.

8 ч

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике.

Всего

70 ч

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

 

Дата

Содержание курса

 

 

Количес

тво

часов

Элемент Содержания

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

Поля, горизонталь, диагональ, центр шахматных фигур.

1ч

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2

 

 

Рокировка. Взятие на проходе.

1ч

3

 

 

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

2 ч

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.  Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени?

4

 

 

Шахматная нотация. Обозначение фигур и терминов. Запись начального положения.

6 ч

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой

5

 

 

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

8 ч

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля  Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру?

5

 

 

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

8 ч

Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия  понятий мата и пата.  Выигрыш, ничья, виды  ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов.

6

 

 

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

8 ч

Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями.

7

 

 

Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Промежуточная аттестация.

32 ч

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике.

Всего

70 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Дата

Содержание курса

 

 

Количес

тво

часов

Элемент Содержания

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

Повторение, изученного в прошлом году.

2 ч

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2

 

 

Повторение, изученного в прошлом году.

2 ч

3

 

 

Краткая история шахмат.

2 ч

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии  личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.  Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени?

4

 

 

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блиц-шахматы. Игра с часами.

6 ч

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой. Игра с часами.

5

 

 

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

8 ч

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля  Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру?

5

 

 

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

8 ч

Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия  понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды  ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов.

6

 

 

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

8 ч

Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями.

7

 

 

Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

Промежуточная аттестация.

32 ч

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике.

Всего

70 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

8 класс

Дата

Содержание курса

 

 

Количес

тво

часов

Элемент Содержания

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

Повторение, изученного в прошлом году.

2 ч

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры.

2

 

 

Повторение, изученного в прошлом году.

2 ч

3

 

 

Краткая история шахмат.

2 ч

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии  личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения.  Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени?

4

 

 

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блиц-шахматы. Игра с часами.

6 ч

Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности.  Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на  доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой. Игра с часами.

5

 

 

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

8 ч

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля  Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру?

5

 

 

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.

8 ч

Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия  понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды  ничьей.

Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов.

6

 

 

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

8 ч

Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями.

7

 

 

Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

Промежуточная аттестация.

32 ч

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение,  связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике.

 

Всего

70 ч

 

 

 

 

 

 

Приложение

Дидактические игры и игровые задания.

“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.

“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.

“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Приложение 2.

Дидактические задания.

“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.

“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.

“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.

“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,…

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,…

ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная

ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : ·

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : ·

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: ·

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: ·

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов

Достижение мата. Мат в один, два, три и более ходов

Достижение мата без жертвы материала

Достижение мата без жертвы материала

Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (10 ч)

Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (10 ч)

Владеть основами записи партии

Владеть основами записи партии

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч

Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности 8 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов внеурочной деятельности 8 класс

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле

Шахматы. Энциклопедический словарь

Шахматы. Энциклопедический словарь

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур

Календарно-тематическое планирование 6 класс №

Календарно-тематическое планирование 6 класс №

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Календарно-тематическое планирование 7 класс №

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Календарно-тематическое планирование 8 класс №

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Приложение Дидактические игры и игровые задания

Приложение Дидактические игры и игровые задания

Сними часовых” . Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных…

Сними часовых” . Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных…

Можно ли сделать рокировку?”

Можно ли сделать рокировку?”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017