Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)
Оценка 5

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
10.01.2017
Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)
В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в 6 классе. Поэтому возникла необходимость введения дополнительного спецкурса "Краеведение", в ходе которого изучается многообразие растительного мира Волгоградской области. Рабочая программа спецкурса состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, а так же литературы для учащихся и учителя.
краеведение.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»  городского округа город Урюпинск Волгоградской области  Рассмотрено  на заседании кафедры естественно­математических наук и информатики,  протокол №  2  от  __  сентября  20__ г. Зав. кафедрой ______ / М.В. Трофимова "Утверждаю" Директор гимназии                                  /   Т.И.Виноградова    М.П. Рабочая программа  спецкурса «Краеведение» для 6 класса  на 2016/2017  уч.г. Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории  Галина Николаевна Евтушенко Урюпинск 2016 Пояснительная записка      В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением   числа   часов   на   изучение   биологии   в   6   классе.   Из   учебной   программы   убрано содержание о многообразии видов растений и природных сообществ, их значении и охране. В то же  время  28.06.2001  г. Волгоградская  Областная  Дума  приняла  постановление  №12/219  «О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области», в котором   сказано   о   необходимости   максимально   полного   использования   потенциала образовательных   учреждений   для   научно­методического   и   информационного   обеспечения системы экологического образования.     В связи с этим разработана модифицированная программа спецкурса «Краеведение» на основе   программы   образовательного   модуля   «Краеведение»                                   (ВГИПК   РО, Волгоград,2006),   который   поможет   в   изучении   биологического   разнообразия   природы Волгоградской области. Программа рассчитана для учащихся 6 класса, 1ч в неделю в одном из полугодий, всего 17 часов.      Цель программы: изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов,   лишайников   в   типичных   природных   сообществах     Волгоградской   области;   развитие познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в   процессе наблюдения   за   состоянием   природы   родного   края;воспитание   любви   к   своему   краю,   своей стране; формирование основ экологической культуры.     Программа решает задачи: 1. ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, Волгоградской области; 2. освоение   учащимися   знаний   об   основных   жизненных   формах,   видах   растений, грибов,   лишайников   Волгоградской   области,   а   также   о   необходимых   мерах   их охраны; 3. овладение   учащимися   умениями   работать   с   определительными   карточками,   с определителями растений; 4. формирование и развитие у учащихся интереса к изучению природы родного края.    Требования к уровню подготовки учащихся: описывать   морфолого­анатомические особенности растений  Волгоградской области; называть  основные экологические группы  растений, грибов, лишайников Волгоградской области; проводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; объяснять  актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области; определять  по   гербариям   древесные   и   кустарниковые   породы   растений,   травянистые растения; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ; использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области. № Наименование разделов № п/п 1 Введение  2 Жизненные формы и экологические группы  растений, грибов, лишайников Волгоградской  области 2.1 Жизненные формы и экологические группы  растений, грибов, лишайников  2.2 Определение жизненных форм и экологические  группы растений леса, степей и пустынь 3 Деревья и кустарники Волгоградской области 3.1 Отличительные особенности строения деревьев и  кустарников. 1 2 1 1 3 1 3.2 Лиственные и голосеменные деревья и кустарники 1 Волгоградской области 3.3 Определение лиственных и голосеменных  деревьев и кустарников Волгоградской области 4 Основные систематические группы  травянистых растений  Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников. 4.1 Систематика растений, грибов, лишайников.  Структура определителей и определительных  карточек. 1 5 1 4.2 Характеристика растений семейств Розоцветные и 1 Капустные 4.3 Характеристика растений семейств Бобовые и  Лилейные 4.4 Характеристика, многообразие и значение  растений семейства Мятликовые (Злака) 4.5 Биоразнообразие, значение и охрана грибов и  лишайников Волгоградской области 5 Редкие и охраняемые растения, грибы,  1 1 1 3 Учебно ­ тематический план   Всего часов В том числе практ. теорет . Форма контро­ ля 1 1 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 тест тест тест зачет лишайники Волгоградской области 5.1 Изменения в сообществах под воздействием  человека 5.2 Основные категории редких и охраняемых  растений, грибов, лишайников Волгоградской  области 1 1 5.3 Охраняемые территории Волгоградской области:  1 природные памятники, национальные парки,  заказники 1 1 1 6 Экскурсии  6.1 Экскурсия в парк 6.2 Экскурсия на водоём Итого: 3 1 2 17 Содержание программы                                                               Тема 1. Введение (1 ч) Цель:  изучить   актуальность   проблемы   сохранения   биоразнообразия   в   мире,   России   и Волгоградской области.  Задачи:  рассмотреть   причины,   приводящие   к   уменьшению   биоразнообразия;   изучить основные положения Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и программы действий по сохранению  биоразнообразия Волгоградской области.   Содержание:  проблема   сохранения   биоразнообразия.   Национальная   стратегия сохранения   биоразнообразия   России.   Стратегия   и   программа   действий   по   сохранению биоразнообразия Волгоградской области. Методическое обеспечение:  Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы  Волгоградской   области.   6   класс.   Рабочая   тетрадь­практикум;   мультимедийное приложение к уроку, компьютер, проектор, экран.  Основные понятия: биоразнообразие; проблема сохранения биоразнообразия.   Проблема   сохранения   биоразнообразия.   Национальная   стратегия   сохранения биоразнообразия   России.   Стратегия   и   программа   действий   по   сохранению     биоразнообразия Волгоградской области. Тема 2.  Жизненные формы и экологические группы  растений, грибов, лишайников Волгоградской области (2 ч)  Цель: изучить жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.   Задачи:  научиться отличать по внешнему строению жизненные формы  и экологические группы  растений, грибов, лишайников; находить на рисунках, иллюстрациях учебных пособий различные жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.  Содержание: жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Лабораторная работа «Определение жизненных форм и экологические группы  растений леса, степей и пустынь». Методическое   обеспечение:  гербарий   жизненных   форм   и   растений   леса,   степей, полупустынь на каждую парту; таблица «Жизненные формы растений»,   «Жизненные формы лишайников». Основные понятия: жизненная форма; экологическая группа.          Тема 3. Деревья и кустарники Волгоградской области 3 ч) Цель:  изучить   особенности   строения   деревьев   и   кустарников,   видовое   разнообразие деревьев и кустарников Волгоградской области. Задачи: изучить виды лиственных и голосеменных деревьев и кустарников Волгоградской области; научиться определять лиственные и голосеменные деревья и кустарники. Содержание:  отличительные  особенности строения  деревьев  и  кустарников.  Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории  Волгоградской области (тополь дрожащий – осина, тополь черный – осокорь, дуб черешчатый, вяз мелколистный, вяз шершавый, терн, дикая яблоня, шиповник). Голосеменные деревья  Волгоградской области.     Лабораторная работа «Определение лиственных и голосеменных деревьев и кустарников Волгоградской области». Методическое обеспечение: мультимедийное приложение к уроку, компьютер, проектор, экран, гербарий лиственных и голосеменных деревьев и кустарников Волгоградской области на каждую парту. Основные понятия: голосеменные деревья, лиственные деревья, лиственные кустарники.          Тема 4. Основные систематические группы травянистых растений  Волгоградской  области. Биоразнообразие грибов и лишайников (5 ч)           Цель: изучить основные систематические группы травянистых растений  Волгоградской  области; биоразнообразие грибов и лишайников, их значение и охрану.           Задачи: овладеть навыками работы с определителями и определительными карточками;  изучить основные признаки семейств класса Двудольные и класса Однодольные; научиться  определять растения различных семейств при помощи определительных карточек; изучить виды  грибов и лишайников Волгоградской области.             Содержание: систематика растений. Признаки классификации растений. Структура  определителей и определительных карточек. Семейства класса Двудольные: розоцветные,  бобовые, капустные. Семейства класса Однодольные: лилейные и мятликовые.    Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области.     Лабораторная работа «Определение по определителям растений семейства Розоцветные и семейства Капустные».      Лабораторная работа «Определение по определителям растений семейства Бобовые и семейства Лилейные».    Лабораторная работа «Определение по определителям растений семейства Мятликовые (Злаки). Методическое   обеспечение:  гербарий   растений   семейств   Розоцветные,   Бобовые, Капустные,   Лилейные   и   Мятликовые   (Злаки)   на   каждую   парту;   определительные   карточки растений   семейств   Розоцветные,   Бобовые,   Капустные,   Лилейные   и   Мятликовые   (Злаки)   на каждую парту. Основные понятия: систематика, систематические категории: вид, род, семейство, класс.  Тема 5. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (3 ч) Цель:  изучить   основные   причины   изменений   в   природных   сообществах;   меры   по сохранению биоразнообразия в природных сообществах, применяемые в Волгоградской области. Задачи:  знать  основные   категории   растений,   грибов,   лишайников:   исчезнувшие   виды, уязвимые   виды,   редкие   виды,   виды   с   неопределенным   статусом;   применять   знания   для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.         Содержание:  изменения   в   сообществах   под   воздействием   человека.   Основные категории растений, грибов, лишайников: исчезнувшие виды, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом.          История   создания,   современное   состояние   и   перспективы   развития   сети   особо охраняемых территорий Волгоградской области:  природные памятники, национальные парки, заказники. Методическое обеспечение: мультимедийное приложение к уроку, компьютер, проектор, экран. Основные   понятия:  исчезнувшие   виды;   уязвимые   виды;   редкие   виды;   виды   с неопределенным статусом; природные памятники; национальные парки; заказники. Тема 6. Экскурсии (3ч) Цель: овладеть навыками проведения наблюдений за живыми объектами в природе. Задачи:  научиться   определять   жизненное   состояние   деревьев   и   кустарников   парка; определять виды деревьев и кустарников при помощи определителя; проводить наблюдения за обитателями водоёма и прибрежной зоны. Содержание:  определение   жизненного   состояния   деревьев   и   кустарников   парка визуальными методом. Определение видов деревьев и кустарников, произрастающих в парке, используя определитель растений. Растения побережий. Водные растения. Животные водоёма. Методическое   обеспечение:  карандаши,   блакноты;   один   определитель   на   группу учащихся. Основные   понятия:  жизненное   состояние   деревьев;   экологические   группы   растений: водные растения, гидрофиты,  мезофиты. Литература для учителя 1) Брылёв В.А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.­Волж. кн. изд­во, 1987. 2) Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000. 3) Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. – Волгоград: Ниж.­Волж. кн. изд­во, 1984. 4) Веселова   Г.Н.   Сохранение   биоразнообразия   России.   Национальная   стратегия// Биология в школе. – 2004. ­ № 8. 5) Володина Н.Г., Кувалдина А.Н. Методика организации экскурсии со школьниками в лес. – Волгоград, 1992. 6) Зверева   И.В.,   Чередниченко   И.П.   Краеведение:   биологическое   и   ландшафтное разнообразие   природы   Волгоградской   области.   6   класс.   Поурочное   планирование, рабочая программа курса. Методическое пособие с мультимедийным приложением. – М.: Глобус, 2009. 7) Краеведение:   биологическое   и   ландшафтное   разнообразие   природы   Волгоградской области. Методическое пособие/Под ред. проф. В.А. Сагалаева. – М.: Глобус, 2008.  8) Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области/ сост. В.А. Брылев. – Волгоград, 192. 9) Миркин Б.Н., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы// Биология в школе. – 2004. ­ № 8. 10) Сагалаев В.А. о некоторых редких растениях флоры Волгоградской области//Флора степей и полупустынь: сб. – Волгоград, изд­во ВГПИ, 1982. 11) Стратегия   и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области. Приложение к Постановлению Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 г. № 12/219//Консультант Плюс: Волгоградский выпуск. Литература для учащихся 1) Краеведение:   биологическое   и   ландшафтное   разнообразие   природы   Волгоградской области. Рабочая тетрадь­практикум/Авт.­сост. М.В. Оданович. – М.: Глобус, 2008 2) Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000. 3) Зверева   И.В.,   Чередниченко   И.П.   Краеведение:   биологическое   и   ландшафтное разнообразие   природы   Волгоградской   области.   6   класс.   Поурочное   планирование, рабочая программа курса. Методическое пособие с мультимедийным приложением. – М.: Глобус, 2009. .Сагалаев   В.А.   Растения   «Красной   книги»   Волгоградской   области.   Научно­ популярные очерки. – М.: Глобус,2008.  4)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)

Рабочая программа спецкурса "Краеведение"(6 класс,биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017