Рабочая программа спецкурса "Краеведение" (биология, 7 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа спецкурса "Краеведение" (биология, 7 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
7 кл
06.01.2017
Рабочая программа спецкурса "Краеведение" (биология, 7 класс)
Рабочая программа "Краеведение" разработана для учащихся 7 класса с целью лучшего изучения животных Волгоградской области. Программа состоит из пояснительной записки, тематического плана, содержания программы и рекомендуемой литературы для учащихся и преподавателей. Программа реализуется на теоретических занятиях, а так же в ходе экскурсий, экологических проектах и практических работ.
Краеведение, 7 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

городского округа город Урюпинск Волгоградской области

 

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

естественно-математических наук

и информатики,

протокол №  2  от  __  сентября  20__ г.

 

Зав. кафедрой ______ / М.В. Трофимова

 

 

"Утверждаю"

Директор гимназии

 

                                 /   Т.И.Виноградова

 

М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

спецкурса «Краеведение»

для 7 класса

на 2016/2017  уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории

Галина Николаевна Евтушенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урюпинск 2016

Пояснительная записка

 

     В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в 7 классе. В учебной программе сокращено количество часов, отводимое на изучение многообразия видов животных, природных сообществ, их значении и охране. В то же время 28.06.2001 г. Волгоградская Областная Дума приняла постановление №12/219 «О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области», в котором сказано о необходимости максимально полного использования потенциала образовательных учреждений для научно-методического и информационного обеспечения системы экологического образования.

   В связи с этим разработана программа спецкурса «Краеведение». Программа разработана для учащихся 7 класса, 1ч в неделю в одном из полугодий, всего 17 часов.

   Цель программы: изучение биоразнообразия и экологии основных видов животных в типичных природных сообществах  Волгоградской области; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы родного края; воспитание любви к своему краю, своей стране; формирование основ экологической культуры.

    Программа решает задачи:

- ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, Волгоградской области;

- освоение учащимися знаний о редких и исчезающих видах животных Волгоградской области, а также о необходимых мерах их охраны;

- овладение учащимися умениями работать с определителями животных;

- формирование и развитие у учащихся интереса к изучению природы родного края.

  Требования к уровню подготовки учащихся:

        описывать   приспособления животных  к месту обитания; животных Урюпинского района;

       называть виды животных - обитателей степи,  лесостепи и водоёмов Волгоградской области;

      проводить примеры редких и охраняемых животных;

      объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области;

      применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

    использовать знания для разработки экологического проекта по охране животных Волгоградской области.

 

 

Тематический план

 

№№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контро-

ля

теорет.

практ.

1

Введение

1

1

2

Животный мир Волгоградской области

7

2

5

 

2.1

Животные степной и лесостепной природных зон.

1

 

1

 

2.2

Кто живёт около водоёмов? Водные животные.

1

 

1

Защита проекта

2.3-2.4

Животные Урюпинского района.

2

1

1

 

2.5

Животные на улицах нашего города.

1

 

1

 

2.6

Беспозвоночные и позвоночные животные Волгоградской  области

1

1

 

зачёт

2.7

Опасные животные Волгоградской  области

1

 

1

 

3

Редкие и охраняемые животные Волгоградской области

5

2

3

 

3.1

Изменения в сообществах под воздействием человека

1

 

1

 

3.2

Основные категории редких и охраняемых животных Волгоградской области

1

1

 

 

3.3

Охраняемые территории Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники

1

1

 

 

3.4

Разработка экологического проекта «Охрана животных Волгоградской области»

1

 

1

 

3.5

Защита экологического проекта «Охрана животных Волгоградской области»

1

 

1

Защита проекта

4

Экскурсии

4

 

4

 

4.1

Экскурсия в парк

1

 

1

 

4.2

Экскурсия на озеро Подпесочное

2

 

2

 

4.3

Отчёт об экскурсиях

1

 

1

Отчёт об экскурсиях

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

                                                            

Тема 1. Введение (1 ч)

Цель: изучить актуальность проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России и Волгоградской области.

Задачи: рассмотреть причины, приводящие к уменьшению биоразнообразия; изучить основные положения Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и программы действий по сохранению  биоразнообразия Волгоградской области.

 Содержание: проблема сохранения биоразнообразия. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению  биоразнообразия Волгоградской области.

Основные понятия: биоразнообразие; проблема сохранения биоразнообразия.

 Проблема сохранения биоразнообразия. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению  биоразнообразия Волгоградской области.

          Тема 2. Животный мир Волгоградской области (7 ч)

         Цель: изучить животных Волгоградской области и Урюпинского района, их многообразие и значение.

         Задачи: изучить виды животных, обитающих в степи, лесостепи, водоёмах , прибрежных зонах и их приспособления к месту обитания.

        Содержание: беспозвоночные и позвоночные животные Волгоградской области и Урюпинского района, их многообразие и значение. Приспособления животных к условиям обитания. Животные, обитающие в парках и скверах города Урюпинска.

      Практическая работа № 1«Составление схемы «Разнообразие животных степи и лесостепи».

     Практическая работа № 2  «Характеристика животного мира Урюпинского района».

    Практическая работа № 3 «Составление схемы «Животные парков и скверов города Урюпинска».

     Проект № 1 «Создание листовок «Озеру Подпесочному – чистые берега!»

        Тема 5. Редкие и охраняемые животные Волгоградской области (3 ч)

Цель: изучить основные причины изменений в природных сообществах; меры по сохранению биоразнообразия в природных сообществах, применяемые в Волгоградской области.

Задачи: знать основные категории животных: исчезнувшие виды, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.

 Содержание: изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории животных: исчезнувшие виды, уязвимые виды, редкие виды, виды с неопределенным статусом.

    История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники.

Основные понятия: исчезнувшие виды; уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом; природные памятники; национальные парки; заказники.

Практическая работа № 4 «Влияние деятельности человека на экосистемы».

Проект № 2«Охрана животных Волгоградской области».

Тема 6. Экскурсии (4 ч)

Цель: овладеть навыками проведения наблюдений за живыми объектами в природе.

Задачи: определять виды беспозвоночных животных при помощи определителя; проводить наблюдения за обитателями водоёма и прибрежной зоны.

Содержание: определение видов беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих в парке. Животные водоёма. Животные прибрежных зон.

Основные понятия: животные водоёмов и прибрежных зон; птицы культурных ландшафтов.

 

Литература для учителя

1)   Брылёв В.А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.

2)   Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000.

3)   Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1984.

4)   Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия// Биология в школе. – 2004. - № 8.

5)   Володина Н.Г., Кувалдина А.Н. Методика организации экскурсии со школьниками в лес. – Волгоград, 1992.

6)   Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Методическое пособие/Под ред. проф. В.А. Сагалаева. – М.: Глобус, 2008.

7)   Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области/ сост. В.А. Брылев. – Волгоград, 192.

8)   Миркин Б.Н., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы//  Биология в школе. – 2004. - № 8.

9)        Стратегия  и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области. Приложение к Постановлению Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 г. № 12/219//Консультант Плюс: Волгоградский выпуск.

 

Литература для учащихся

 

1)      Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Рабочая тетрадь-практикум/Авт.-сост. М.В. Оданович. – М.: Глобус, 2008

2)      Брылёв В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» городского округа город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» городского округа город

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Животный мир Волгоградской области 7 2 5 2

Животный мир Волгоградской области 7 2 5 2

Содержание программы

Содержание программы

Задачи: определять виды беспозвоночных животных при помощи определителя; проводить наблюдения за обитателями водоёма и прибрежной зоны

Задачи: определять виды беспозвоночных животных при помощи определителя; проводить наблюдения за обитателями водоёма и прибрежной зоны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017