В помощь музыкальным руководителям и воспитателям для составления рабочей программы театрального кружка. Указаны цель и задачи кружка, основные направления, этапы постановки спектакля. В приложении находится перспективный план проведения занятий театрального кружка с указанием репертуара: считалок, скороговорок, игр. Спасибо за внимание.Рекомендации к написанию рабочей программы театрального кружка или театральной студии.
Программа «У Лукоморья»
(музыкально – театрализованная деятельность)
Пояснительная записка
У детей дошкольного возраста недостаточно сформирована
дифференциация эмоциональных состояний и саморегуляции, недостаточно
развиты коммуникативные способности и возможности. Небольшой объём
мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и мелкой
моторики, проблемы в развитии речевых функций, снижают коммуникативные
возможности детей дошкольного возраста.
Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать
творческий потенциал ребёнка, опираясь на его природные склонности. Найти
формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста
навыки общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них
реагировать.
Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по
многим направлениям. Одним из них и является коллективная
театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть
предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо
от способностей. При этом подходе, даже самые робкие, меньше волнуются,
выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».
Цель: развивать коммуникативные способности у детей дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности,
используя формы монолога и диалога.
2. Способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на
возможности каждого ребёнка.
3. Развивать память, внимание, воображение.
4. Обогащать двигательный опыт ребёнка новыми видами движений,
средств выразительности в передаче образа.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Поощрять интерес к сценической деятельности.
Планируемые результаты к концу усвоения программы воспитанниками:
знают разные виды театра;
показывают пять – шесть артикуляционных упражнений; одну – две
пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки
в разных темпах, с разной силой голоса;
выразительно читают стихотворный текст; действуют на сцене в коллективе;
держатся уверенно перед аудиторией.
Основные направления работы с детьми театральной студии
«У Лукоморья»
Развитие творческих способностей – это театрализованные, ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения.
Задачи:
1.Развивать внимание и наблюдательность.
2.Развивать воображение и фантазию.
3.Развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке.
4.Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность,
гибкость, выносливость).
5.Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности,
быстроты реакции, координации движений).
Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.
Задачи:
1.Развивать дыхание и речевой аппарат.
2.Отрабатывать дикцию и разнообразную интонацию.
3.Развивать связную речь.
4.Развивать творческую фантазию.
Принципы в процессе разучивания материала:
следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
заинтересованность, новизна, сюрпризность;
обучение через игру;
импровизация;
радость успеха;
подбор доступного и интересного материала;
воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в
жизни и людях.
Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных
психомоторных способностей.
Задачи:
1.Развивать воображение и фантазию.
2.Развивать свободу и выразительность телодвижений.
3.Совершенствовать умение действовать с партнёрами.Основы театральной культуры – обеспечивает условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства.
Задачи:
1.Ознакомить детей с некоторыми основными понятиями и
терминологией театрального искусства.
2.Обучать культуре поведения в театре.
Работа над спектаклем – работа над созданием спектакля объединена общей,
значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где
просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка
отдельно. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных
способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает
развивать межличностные отношения.
Основные правила работы над спектаклем:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
не позволять другим детям вмешиваться в действия других;
предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Этапы работы над спектаклем:
1 этап – выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды, дети пересказывают каждый эпизод и
придумывают им названия.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов
с импровизированным текстом.
4 этап – поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев; создание, вместе с детьми, эскизов декораций и
костюмов.
5 этап – переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз, с разными
исполнителями, что позволяет детям быстро выучить все роли.
6 этап – работа над ролью.
7этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах.
8этап – репетиции всей пьесы целиком с использованием подготовленных
для спектакля декораций, буфаторий и реквизитов, элементами
костюмов. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением.
В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля.9 этап – генеральная репетиция в костюмах; первые зрители педагоги –
строгие и объективные.
10 этап – заключительный. Повторные показы спектакля в разных составах.
Перспективно тематический план
работы театральной студии «У Лукоморья»
№ п/п Программное
содержание
Виды
деятельности
Этап 1
Этап 2
С Е Н Т Я Б Р Ь
Развивать внимание,
согласованность действий,
выдержку.
Развивать правильное речевое
дыхание, интерес к сценическому
искусству.
Передавать в пластических образах
характер и настроение
музыкального произведения.
Развивать внимание, выдержку,
согласованность действий и
правильное речевое дыхание.
Учить напрягать и расслаблять
попеременно мышцы рук
в кистях, локтях и плечах.
Развивать интерес к
сценическому искусству.
Вырабатывать умение
пересказывать текст.
Театрализованная игра:
Эстафета знакомства.
Ритмопластика: Осенние листья.
Культура и техника речи:
Игра со свечкой.
Скороговорка: Оса уселась…
Основы театральной культуры:
Что такое театр?
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Театрализованная
игра:Радиограмма.
Ритмопластика: Пальма.
Культура и техника речи:
Мыльные пузыри.
Скороговорка: Оса уселась…
Основы театральной культуры:
Русский театр. Скоморохи.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Атрибуты и
музыкальный
материал
Стульчики,
свечка.
«Вальс –
фантазия»
муз. М, Глинки.
Стульчики.
«Вальс» по
выбору
руководителя
Этап 3 Прививать умение свободно
перемещаться в пространстве
мягким, пружинистым шагом,
координировать свои действия с
товарищами; снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи,
корпуса.
Зарядка для губ.
Театрализованная игра:
Упражнение со стульями.
Ритмопластика: Мокрые котята.
Культура и техника речи:
Весёлый пятачок.
Скороговорка: Мышки сушки…
Основы театральной культуры:
Играть в сказках.
Стульчики.
Любая весёлая
музыка.Работа над спектаклем «Пых
пых».
О К Т Я Б Р Ь
Этап 1 Оправдать заданную позу, развивать
память, воображение,
фантазию, образное мышление.
Уметь напрягать и расслаблять
мышцы,
взаимодействовать с
партнёром,
с
воображаемым предметом.
Знакомство с новыми словами:
партнёр, кулисы и т. п.
действовать
Этап 2 Учит удерживать внимание,
чувствовать партнёра.
Обучение полному расслаблению
мышц всего тела.
Расширить диапазон голоса.
Продолжать знакомить с новыми
словами.
Помогать детям преодолевать
застенчивость и зажатость.
Этап 3
Развивать внимание,
наблюдательность, воображение,
фантазию, чувство ритма,
произвольное внимание,
координацию и образное мышление,
тренировать дикцию.
Прививать культуру речи.
Театрализованная игра:
Угадай, что я делаю?
Ритмопластика: Насос и кукла.
Культура и техника речи:
Сочини сказку.
Скороговорка: Мышки сушки…
Основы театральной культуры:
Мир новых слов.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Театрализованная игра: Телепаты.
Ритмопластика: Конкурс лентяев.
Культура и техника речи:
Чудо – лесенка.
Скороговорка: Лежебока рыжий кот..
Основы театральной культуры:
Мир новых слов.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Театрализованная игра: Тень.
Ритмопластика: Не ошибись.
Культура и техника речи:
Вопрос – ответ.
Скороговорка: Лежебока рыжий кот..
Основы театральной культуры:
Азы художественного слова.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Этап 4
Развивать внимание,
наблюдательность, быстроту
реакции.
Обучение полному расслаблению
мышц всего тела.
Учить детей подбирать рифмы к
словам, пластически изображать
подобранное слово.
Прививать культуру поведения в
театре.
Театрализованная игра:
Весёлые обезьянки.
Ритмопластика: Гипнотизёр.
Культура и техника речи:
Похожий хвостик.
Скороговорка: Три сороки…
Основы театральной культуры:
Культура поведения в театре.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Насос, шарик.
Лесенка – малые
Формы.
Спокойная
мелодия по
выбору.
«Марш
поросят»,
«Весёлые
поросята».
Хвостики для
обезьянок.
Музыка для
релаксации.
Этап 5
Развивать произвольное слуховое
внимание и быстроту реакции.
Пополнить словарный запас.
Театрализованная игра: любая игра
из предыдущих, по выбору детей.
Ритмопластика: Поймай хлопок.
Мяч.Формировать представления о
театральных профессиях.
Культура и техника речи:
Ручной мяч.
Скороговорка: Три сороки…
Основы театральной культуры:
Театральные профессии.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Н О Я Б Р Ь
Этап 1
Развивать внимание, выдержку,
ловкость, координацию движений,
воображение, фантазию, связную
речь. Развивать способность
представлять себя другим
существом или предметом. Дать
представление о здании театра.
Этап 2
Развивать внимание, воображение,
фантазию, образное мышление,
согласованность действий,
ориентировку в пространстве,
координацию движений, чувство
ритма, умение пользоваться
жестами.
Пополнить словарный запас.
Объяснить устройство зрительного
зала и предложить построить из
стульчиков партер, амфитеатр.
Этап 3 Тренировать слуховое и зрительное
внимание, быстроту реакции,
координацию движения.
Развивать умение пользоваться
жестами.
Учить строить диалог.
Пополнить словарный запас.
Театрализованная игра:
Воробьи и вороны.
Ритмопластика: Голова и хвост.
Культура и техника речи: Фантазии.
Скороговорка: Кукушка кукушонку.
Основы театральной культуры:
Театр снаружи.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Театрализованная игра: След в след.
Ритмопластика: Считалочка.
Культура и техника речи:
Моя сказка.
Скороговорка: Кукушка кукушонку.
Основы театральной культуры:
Театр внутри.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Театрализованная игра:
Внимательные звери.
Ритмопластика: Считалочка.
Культура и техника речи:
Придумай диалог.
Скороговорка: любая из выученных.
Основы театральной культуры:
Словарь театральных терминов.
Работа над спектаклем «Пых
пых».
Шапочки
воробьёв и
ворон,
гимнастическая
палка.
Стульчики.
Иллюстрации с
изображением
театра.
Следы из белой
бумаги,
карточки с
изображением
сказочных
персонажей.
Стульчики.
Этап 4
Развивать воображение, фантазию,
образное мышление, чувство ритма,
координацию движений,
согласованность действий с
партнёрами.
Пополнить словарный запас.
Театрализованная игра: любая игра
из предыдущих, по выбору детей.
Ритмопластика: Ритмический этюд.
Скороговорка: любая из выученных.
Основы театральной культуры:
Словарь театральных терминов.
Декорации и
условные
реквизиты.
Музыкальное
оформление
сказки.Работа над спектаклем «Пых
пых».
Одновременно генеральная репетиция перед педагогами.
Этап 5
Этап 6
Выступление перед детьми и родителями.
Д Е К А Б Р Ь
Этап 1 Прививать умение свободно
перемещаться в пространстве,
координировать свои действия с
товарищами.
Театрализованная игра:
Угадай, что я делаю?
Ритмопластика: Ёлочка.
Скороговорка: Бобр добр для бобрят.
Основы театральной культуры:
Декорации.
Работа над спектаклем:
Миниатюры: Бегемотик.
Крокодил и обезьяна.
Театр рукавичка: Мои друзья.
Театрализованная игра:
Роботы и феи.
Ритмопластика: Мышки с сыром.
Скороговорка: Бобр добр для бобрят.
Основы театральной культуры:
Реквизиты.
Работа над спектаклем:
Миниатюры: Бегемотик.
Крокодил и обезьяна.
Театр рукавичка: Мои друзья.
Развивать внимание,
согласованность действий,
выдержку.
Развивать правильное речевое
дыхание, интерес к сценическому
искусству.
Передавать в пластических образах
характер и настроение
музыкального произведения.
Этап 2
Этап 3
Этап 4
Этап 1
Генеральная репетиция перед педагогами.
Выступление перед детьми и родителями.
Я Н В А Р Ь
Развивать произвольное слуховое
внимание и быстроту реакции.
Пополнить словарный запас,
развивать быстроту реакции.
Помогать детям преодолевать
Театрализованная игра: любая игра
из предыдущих, по выбору детей.
Ритмопластика: Мишки.
Культура и техника речи:
Послушай и расскажи.
Элементы
костюмов,
декораций,
реквизитов.
Костюмы,
реквизит,
декорации.
Ленточки, любая
весёлая музыка,
иллюстрации.
Аудиозапись.
Видеоклип.
Элементы
костюмов,
декораций,
реквизитов.
Костюмы,
реквизит,
декорации.
Шапочки мишек.застенчивость.
Этап 2 Учить удерживать внимание,
чувствовать партнёра. Обучать
полному расслаблению мышц тела.
Продолжать знакомить с новыми
словами. Формировать
представление о театральных
профессиях.
Этап 3
Развивать внимание,
согласованность действий,
выдержку.
Развивать правильное речевое
дыхание, интерес к сценическому
искусству.
Передавать в пластических образах
характер и настроение
музыкального произведения.
Прививать культуру поведения в
библиотеке.
Скороговорка: Сшила Саша…
Основы театральной культуры:
Мир новых слов.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Театрализованная игра: Эстафета.
Ритмопластика: Зверобика.
Культура и техника речи: Потешки.
Скороговорка: Сшила Саша…
Основы театральной культуры:
Профессия костюмер.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Театрализованная игра:
Что ты слышишь?
Ритмопластика: Часы.
Культура и техника речи:
Забавные стихи.
Скороговорка: У Кондрата куртка…
Основы театральной культуры:
Экскурсия в библиотеку.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Шапочки зверей,
видеоролик.
Иллюстрация с
часами,
видеоролик.
Ф Е В Р А Л Ь
Этап 1 Тренировать слуховое и зрительное
внимание, быстроту реакции,
координацию движения. Развивать
умение пользоваться жестами.
Этап 2
Развивать воображение, фантазию,
образное мышление, чувство ритма,
координацию движений,
согласованность действий с
партнёрами. Формировать
представления о театральных
профессиях.
Этап 3 Прививать умение свободно
перемещаться в пространстве,
координировать свои действия с
Театрализованная игра:
Что мы делали, не скажем…
Ритмопластика: Ветерок и ветер.
Культура и техника речи: Цепочка.
Скороговорка: У Кондрата куртка…
Основы театральной культуры:
Мир новых слов.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Театрализованная игра:
К нам гости пришли.
Ритмопластика: Мельница.
Культура и техника речи: Цветок.
Скороговорка: Лежебока рыжий кот..
Основы театральной культуры:
Профессия – режиссёр.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Театрализованная игра:
К нам гости пришли.
Ритмопластика: Жучок.
Музыка 2х
частной формы.
Музыка
различного
характера,
видеоролик.
Музыка разного
характера,
видеоролик.товарищами. Развивать интерес к
сценическому искусству
Культура и техника речи:
Послушай и повтори.
Скороговорка: Лежебока рыжий кот..
Основы театральной культуры:
Культура поведения в театре.
Работа над спектаклем:
«Заюшкина избушка».
Генеральная репетиция перед педагогами.
М А Р Т
Выступление перед детьми и родителями.
Этап 4
Этап 1
Этап 2
Развивать произвольное слуховое
внимание и быстроту реакции.
Пополнить словарный запас,
развивать быстроту реакции.
Помогать детям преодолевать
застенчивость.
Этап 3
Развивать воображение, фантазию,
образное мышление, чувство ритма,
координацию движений,
согласованность действий с
партнёрами. Формировать
представления о театральных
профессиях.
Этап 4 Прививать умение свободно
перемещаться в пространстве,
координировать свои действия с
товарищами. Развивать интерес к
сценическому искусству.
Театрализованная игра:
Ритмический паровоз.
Ритмопластика: Капельки.
Культура и техника речи:
Послушай и расскажи.
Скороговорка: Шесть мышат…
Основы театральной культуры:
Пальчиковый театр.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Угадай, что я делаю?
Ритмопластика: Калинка.
Культура и техника речи: Фантазии.
Скороговорка: Шесть мышат…
Основы театральной культуры:
Что такое грим.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Внимательные звери.
Ритмопластика: Ручеёк.
Культура и техника речи:
Сочини сказку.
Скороговорка:
Наш Полкан попал в капкан.
Основы театральной культуры:
Мир новых слов.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Элементы
костюмов,
декораций,
реквизитов.
Костюмы,
реквизит,
декорации.
Просмотр сказки
в видеозаписи.
Деревянные
палочки, лёгкая
музыка.
Насос, шарик,
коробочка с
гримом.
Следы из белой
бумаги,
карточки с
изображением
сказочных
персонажей.А П Р Е Л Ь
Этап 1 Учить удерживать внимание,
чувствовать партнёра. Обучать
полному расслаблению мышц тела.
Продолжать знакомить с новыми
словами. Формировать
представление о театральных
профессиях.
Этап 2
Развивать воображение, фантазию,
образное мышление, чувство ритма,
координацию движений,
согласованность действий с
партнёрами. Формировать
представления о театральных
профессиях.
Этап 3 Тренировать слуховое и зрительное
внимание, быстроту реакции,
координацию движения. Развивать
умение пользоваться жестами.
Этап 4
Развивать воображение,
Фантазию, образное мышление,
чувство ритма, координацию
движений. Согласованность
действий с партнёрами. Пополнить
словарный запас.
Шапочка
солнышка и
тучки,
видеоролик.
Музыка вальса,
видеоролик.
Аудиозапись,
игрушка волчок,
сигнальная
карточка,
видеоролик.
Музыка
ритмичного
характера,
вопросы.
Театрализованная игра:
Кто взял ключи от буфета?
Ритмопластика: Солнышко и тучка.
Культура и техника речи:
Ручной мяч.
Скороговорка:
Наш Полкан попал в капкан.
Основы театральной культуры:
Театральные профессии.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Кто взял ключи от буфета?
Ритмопластика: Солнышко и тучка.
Культура и техника речи:
Ручной мяч.
Скороговорка:
Наш Полкан попал в капкан.
Основы театральной культуры:
Театральные профессии.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Приветствие.
Ритмопластика: Волчок.
Культура и техника речи:
Прячем мелодию.
Скороговорка: Слишком много
ножек у сороконожек.
Основы театральной культуры:
Известные артисты.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Музыкальные инструменты.
Ритмопластика: Весёлый щенок.
Культура и техника речи:
Попробуй повтори.
Скороговорка: От топота копыт…
Основы театральной культуры:
Викторина.
Работа над спектаклем:Этап 1 Тренировать слуховое и зрительное
внимание, быстроту реакции,
координацию движения. Развивать
умение пользоваться жестами.
Учить строить диалог.
«Муха – Цокотуха».
М А Й
Театрализованная игра:
После дождя.
Ритмопластика: Кошечки.
Культура и техника речи:
Ручной мяч.
Скороговорка: От топота копыт…
Основы театральной культуры:
Оформление альбома.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Театрализованная игра:
Музыкальные инструменты.
Ритмопластика: Весёлый щенок.
Культура и техника речи:
Попробуй повтори.
Скороговорка: От топота копыт…
Основы театральной культуры:
Викторина.
Работа над спектаклем:
«Муха – Цокотуха».
Шапочка
кошечки,
фотографии и
альбом, мяч.
Музыкальные
инструменты.
Шапочка щенка.
Карточки.
Элементы
костюмов,
декораций,
реквизитов.
Костюмы,
реквизит,
декорации.
Этап 2
Этап 3
Этап 4
Генеральная репетиция перед педагогами.
Выступление перед детьми и родителями.