МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Золотой ключик» для учащихся начальных классов
(художественно - эстетическое направление)
Программа дополнительного образования детей 6-10 лет.
Срок реализации программы – 1год.
Составитель программы:
Ольховская В.В. учитель начальных классов
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы театрального кружка «Золотой ключик» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний,
комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников
склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах
происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на
общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их
нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и
сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
9. Развивать чувство ритма и координацию движения;
10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре;
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 6 до 10 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятиe в неделю. Каждое занятие длится 35 минут . Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
|
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели. |
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им ; -- строить речевое высказывание в устной форме;
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
У ученика будут сформированы:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Ученик получит возможность для формирования:
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Результаты третьго уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Ученик получит возможность для формирования:
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У ученика будут сформированы:
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Ученик получит возможность для формирования:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия в кружке «Золотой ключик» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
1 Тема «Пластичность»
Содержание
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения , конкурс «Пластические загадки».
Методическое обеспечение:
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса
Магнитофон, музыкальные записи.
2 Тема «Речевая гимнастика»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия
словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая
препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека
монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с
целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора
вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него
(краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в
силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где?
когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот
приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и
т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как
подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как
оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды
ученики придумывают сами.
Методическое обеспечение:
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.
3 Тема «Развитие речи»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
Методическое обеспечение:
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Театр»
Содержание
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
Методическое обеспечение:
Дживилегов
А., Бояджиев Г. История западно - европейского театра. М., 1991
Арто А. Театр и его двойник. М., 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Постановка спектакля»
Содержание
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1.
Предварительный
разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей,
помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной
темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
4. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
5. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
6. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
7. Повторное обращение к тексту пьесы.
8. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
9. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
Методическое обеспечение: сборник сценариев Олеси Емельяновой.
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской),
видеокамера для анализа выступлений.
Тематический план занятий в 1 классе
Nп/п |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Тема: «Пластичность» .Вводное занятие. Игра « Театр-экспромт»: сказка «Колобок. |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
2 |
Чтение пьесы «Теремок» Знакомство с персонажами. |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
3 |
Ритмические игры и упражнения. |
Групповая игра (на свежем воздухе) |
1 |
|
4 |
Развитие двигательных способностей ребёнка. |
Групповая игра |
1 |
|
5 |
Конкурс «Пластические загадки» |
Групповая игра (на свежем воздухе) |
1 |
|
6 |
Рисование теремка. Кастинг. |
Занятие в классе |
1 |
Выбор макета для декорации |
7-8 |
Работа над сказкой-пьесой «Теремок» |
Групповое занятие. (занятие в классе» |
2 |
Выбор гл.героев. |
9 |
Тема:»Речевая гимнастика». Скороговорки |
«Чтение»- игра. (занятие в классе» |
1 |
|
10-11 |
Упражнение на развитие дыхания. |
Парная и индивидуальная деятельность. |
2 |
|
12-13 |
Изготовление макета «Теремка» |
Групповая деятельность |
2 |
|
14 |
Тема: «Театр» Поездка в кукольный театр «Арлекин» спектакль «Двенадцать месяцев» |
Групповая |
Посещение музея «Куклы мира» |
|
15-16 |
Упражнения «Голос нежнейший и тончайший инструмент» |
Групповая игра. (актовый зал) |
2 |
|
17-18 |
Умение слушать партнёра «Теремок» |
Работа в парах. (занятие в классе» |
2 |
|
19 |
Постановка спектакля для подготовительной группы. |
Актовый зал. |
1 |
|
20 |
Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание) |
Актовый зал. |
1 |
|
21 |
Тема:» Развитие речи».Игры со словом |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
22 |
Игры с рифмами |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
23 |
Работа в парах. Составление рассказов. |
Парная деятельность. (занятие в классе) |
1 |
|
24 |
Знакомство с пьесой «Зайцы- моя слабость» |
«Чтение»-игра(занятие в классе) |
1 |
|
25 |
Групповые игры на простейшие виды общения. |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
26-27 |
Работа с пьесой «Зайцы- моя слабость» |
Групповая игра. (занятие в классе» |
1 |
|
28 |
Изготовление масок для героев. |
Работа в парах. (занятие в классе) |
1 |
|
29-30 |
Знакомство с играми русского народа. |
Групповая игра (на свежем воздухе) |
2 |
|
31 |
Работа с пьесой «Зайцы- моя слабость» |
Актовый зал. |
1 |
|
32 |
Работа с пьесой «Зайцы- моя слабость» |
Актовый зал. |
1 |
|
33 |
Постановка пьесы «Зайцы- моя слабость»на конкурсе «Алло , мы ищем таланты» |
Актовый зал. |
|
|
ЛИТЕРАТУРА.
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» [http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10]
5. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
7. Сборник сценариев для театрального кружка Олеси Емельяновой.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.