Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"
Оценка 4.7

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
16.04.2018
Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Руководитель помогает студентам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия.
прг.улыбка кружок.docx
ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж»  филиал №2 на 2017­2018 учебный год Согласовано Зам. директра по УР «__»___________2017 г. __________ Галиев Р.С. Утверждаю Зав.филиалом №2 «__»___________2017 г. __________Хакимов Н.Ф. Рабочая программа театрального кружка «Улыбка» Количество часов:120 часов Количество часов в неделю: 2 часа; Программу составила: Фазуллина Лилия Ильшатовна 2017  год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   театрального   кружка   «Улыбка»   составлена   на   основе   авторских программ: Ю.А. Алисина; Л.А. Палышевой; В.В.Верст; В.А. Борисовой. Театр  —  искусство   синтетическое,  объединяющее   искусство   слова   и   действия   с изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение школьников­кружковцев к многообразной   деятельности,   обусловленной   спецификой   театра,   открывает   большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия в театральном коллективе   требуют   от   участников   вдумчивого   анализа   исполняемого   произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно­художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно­эстетических оценок   доступного   их   пониманию   круга   жизненных   явлений,   человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Театр  —   искусство   коллективное.  Спектакль  —   результат   творческих   усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у студентов такие ценные качества,   как   коллективизм,   способность   чувствовать   и   ценить   красоту   настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в самодеятельном   театральном   коллективе   должна   помогать   студентам   осознать,   что занятия   искусством   —   это   не   только   удовольствие,   но   и   труд,   труд   творческий, требующий   настойчивости,   готовности   постоянно   расширять   свои   знания   и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Основное содержание занятий   театрального   коллектива   составляет   работа   по   сценическому   воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое   условие   для   решения   всего   комплекса   художественно­воспитательных задач,   стоящих   перед   руководителем.   Практическое   знакомство   со   сценическим действием   как   основой   данного   искусства   имеет   общевоспитательное   значение: способствует   развитию   творческих   возможностей   детей,   воспитанию   у   них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др. Руководитель помогает студентам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность   обучающихся   увлекаться   художественным   вымыслом,   с   помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.   Подлинное   сценическое   действие   требует   постоянного   обращения   к   жизни, сопоставления   и   оценки   происходящего   в   сценических   условиях   с   аналогичными явлениями   жизни.   Важно   развивать   у   учеников   интерес   к   таким   сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как, прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей   пьесы.   Слово   на   сцене,   как   и   в   жизни,   является   средством   общения   и воздействия. «Говорить — значит действовать» (К. С. Станиславский). Программу театрального коллектива, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско­педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед   об   искусстве,   совместные   просмотры   и   обсуждение   спектаклей,   фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок. В беседах о театре руководитель   в   доступной   кружковцам   форме   знакомит   их   с   особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих   деятелей   русского   и   зарубежного   театра;   раскрывает   общественно­ воспитательную роль театра. Беседы о театре, как и их практическая творческая работа, направлены на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно   начинать   с   игр­упражнений,   импровизаций,   этюдов.   Процесс   этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика обучающегося. Поэтому, надо очень внимательно относиться к выбору тематики упражнений   и   этюдов,   предлагаемых   студентам   для   развития   наблюдательности, эмоциональной  памяти, воображения и др. Рекомендуется выбирать  темы и  сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии. Начинать знакомить кружковцев с элементами   сценической   грамоты   можно   и   на   материале   несложной   пьесы,   сценки, добиваясь постепенного осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях нужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Педагогическая   направленность   занятий   драматического   коллектива   в   огромной мере   зависит   от   правильного   выбора   пьесы,   от   степени   ее   художественно­ воспитательной   ценности   и   доступности   данному   коллективу.   Поэтому   при   выборе пьесы следует учитывать, полезно ли будет обучающимся данного возраста детально (как   того   требует   сценическая   работа)   разбираться   во   взаимоотношениях   героев, посильна ли им та нагрузка, которая требуется для исполнения данной пьесы. Постановку   композиций,   сцен   и   отрывков   из   классических   произведений целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов. Параллельно   с   основными   учебными   занятиями   в   плане   предусматривается общественно полезная работа, участие в общественной жизни своей студенты, концертах. Приводимое ниже распределение часов на отдельные виды работы — примерное. Так, в течение учебного года можно вести работу не над одной большой пьесой, а над небольшими   отрывками,   сценами,   программами   тематических   вечеров.   Поэтому руководитель,   сообразуясь   с   конкретным   содержанием   занятий   кружка,   может планировать в указанных пределах различные виды работы. Цель: Основной   целью   программы   является   обеспечение   эстетического, интеллектуального,   нравственного   развития   студента.   Воспитание   творческой индивидуальности   студента.  Развитие  интереса   и отзывчивости  к  искусству   театра  и актерской деятельности, освоение студентами   музыкально­ритмических компонентов музыкально­сценической деятельности; включение студента в активную продуктивно­ творческую   деятельность,   накопление   определенного   багажа   образных   действий, необходимого   для   первоначального   выражения   обучающихся   своего   личностного отношения   к   музыке,   пробуждение   чувств   сопереживания   воплощаемому   образу, воспитание культуры движений. Цель будет достигнута при решении следующих задач. Задачи: Создание   условий   для   воспитания   и   творческой   самореализации   раскованного, общительного студента, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность   в ощущениях). Внешней (чувство  ритма,  темпа,  чувство  пространства  и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом студенте. Совершенствование грамматического строя речи студента, его звуковой культуры, монологической,   диалогической   формы   речи,   обучение   орфоэпическим   нормам современной   русской   сценической   речи,   эффективному   общению   и   речевой выразительности. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через   игр– постановку   музыкальных,   театральных   сказок,   кукольных   спектаклей, драматизаций, упражнений актерского тренинга. Знакомство   с   историей   и   развитием   театрального   искусства;   развитие познавательных   интересов   студентов   через   расширение   представлений   о   видах театрального искусства. Создание   творческого   художественного   пространства,   которое   способствует активизации  эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений студента. Усвоение   разных   способов   образных   действий,   накопление   определенного   багажа образных действий. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры. Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между студентами и взрослыми. Программа театрального кружка «Улыбка» основана на следующих принципах проведения театрализованной деятельности: Принцип   адаптивности,   обеспечивающей   гуманный   подход   к   развивающейся личности студента. Принцип   развития,   предполагающий   целостное   развитие   личности   студента   и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип   психологической   комфортности.   Предполагает   психологическую защищённость студента, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип   целостности   содержания   образования.   Представление   студента   о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Студент осознаёт, что окружающий его мир –   это   мир,   частью   которого   он   является   и   который   так   или   иначе   переживает   и осмысляет для себя. Принцип   систематичности.   Предполагает   наличие   единых   линий   развития   и воспитания. Принцип   ориентировочной   функции   знаний.  Форма   представления   знаний   должна быть понятной студентам и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность студента ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача студентам готовых знаний, узнают что­то новое путём решения доступных проблемных задач. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие студента. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 120 часа. Занятия проводятся два часа в неделю. Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Формы и режим занятий: ­ практические занятия; ­ творческие задания; ­ групповая работа; ­ тренинги по актёрскому мастерству; ­ игры; беседа. Требования к уровню подготовки обучающиеся: Обучающиеся должны знать: ­ правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; ­ виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); ­ чётко произносить в разных темпах 8­10 скороговорок; Обучающиеся должны уметь: ­ владеть комплексом артикуляционной гимнастики; ­   действовать   в   предлагаемых   обстоятельствах   с   импровизированным   текстом   на заданную тему; ­ произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; ­ произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; ­ произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; ­   читать   наизусть   стихотворный   текст,   правильно   произнося   слова   и   расставляя логические ударения; ­ строить диалог с партнером на заданную тему; ­ подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями. Направленность: 1. Развитие творческих способностей студента, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой. 2. Духовное развитие студента. 3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие студента. Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, студенты смогут постичь увлекательную науку театрального   мастерства,   приобретут   опыт   публичного   выступления   и   творческой работы. Важно, что в театральном кружке студент учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески  преломлять данные текста или сценария на сцене. Студенты   учатся   выразительному   чтению   текста,   работе   над   репликами,   которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким   они   его   видят.   Дети   привносят   элементы   свои   идеи,   свои   представления   в сценарий, оформление спектакля. Кроме   того,   большое   значение   имеет   работа   над   оформлением   спектакля,   над декорациями   и   костюмами,  музыкальным   оформлением.  Эта   работа   также   развивает воображение,   творческую   активность   студентов,   позволяет   реализовать   возможности студента в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где студенты напрямую   знакомятся   с   процессом   подготовки   спектакля:   посещение   гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов,   посещение   театров,   выставок   местных   художников;   устные   рассказы   по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы   о   театре   знакомят   студент   в   доступной   им   форме   с   особенностями реалистического   театрального   искусства,   его   видами   и   жанрами;   раскрывает общественно­воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры студента. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части,   в   основном   преобладает   практическое   направление.   Занятие   включает   в   себя организационную,   теоретическую   и   практическую   части.   Организационный   этап предполагает   подготовку   к   работе,  теоретическая   часть   очень   компактная,  отражает необходимую информацию по теме. Алгоритм работы над пьесой. Выбор пьесы, обсуждение её с студентами. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их студентами. Поиски музыкально­пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если   есть   необходимость).   Создание   совместно   с   студентами   эскизов   декораций   и костюмов. Переход   к   тексту   пьесы:   работа   над   эпизодами.   Уточнение   предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком. Премьера. Содержание программы театрального кружка «Улыбка»: Основы театральной культуры (6 часов) Виды   театрального   искусства.   Театр   снаружи   и   изнутри.   Просмотр   спектаклей. Знакомство с театрами Москвы. Знакомство с театрами Республики Крым. Культура и техника речи. Сценическая речь (11 часов) Упражнения по фонационному дыханию. Подготовка речевого аппарата. Постановка голоса.   Звуковые   упражнения.   Посыл   звука.   Правильная   дикция   и   артикуляция. Упражнения   со   скороговорками.   Словесное   действие   (скороговорки   с   заданным действием). Работа с текстом. Логические ударения в предложениях. Творческие игры со словом. Актерское мастерство (19 часов) Знакомство с элементами актерского мастерства ­ внимание, воображение, фантазия, «Если бы…», «Предлагаемые обстоятельства» Развитие артистической смелости. Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия ­ слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Отношение к событию (оценка факта). Наблюдение. Взаимодействие актеров на сцене. Перемена   отношения   к   партнеру.   Этюды.   Оправдание   своих   поступков.   Тренинги. Работа актера над образом. Просмотр видеоматериала. Хореография (14 часов) Хореография   как   важный   элемент   для   актера   в   спектакле.   Хореографические позиции.   Хореографическая   разминка.   Исполнение   танцевального   шага.   Русский народный   танец.   Танцевальные   элементы.   Крымско­татарский   народный   танец. Танцевальные элементы Театрализованный танец с элементами актерского мастерства. Постановка танцевально­театральных номеров к спектаклю. Этюды (16 часов) Раскрыть   понятие   этюд.   Импровизация   в   этюде.   Логическое   составление   и постановка   этюдов.   Этюды   с   придуманными   обстоятельствами.   Этюды   на взаимодействие. Работа над спектаклем (45 часов) Выбор   пьесы.   Чтение   пьесы,   её   анализ.   Распределение   ролей.   Деление   пьесы   на отдельные эпизоды. Импровизация. Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей. Репетиции по эпизодам. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Хореографические   постановки   к   спектаклю.   Обыгрывание   реквизита   и   бутафории. Репетиции в декорациях. Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка. Прогоны спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ (9 часов) Установка   декораций,   смена   декораций   Репетиция   с   музыкальным   и   световым сопровождением   спектакля   (имитация   различных   шумов   и   звуков).   Генеральная репетиция.   Репетиция   с   реквизитами,   бутафорией,   в   костюмах.   Разбор   итогов генеральной   репетиции.   Показ   спектакля.   Коллективный   анализ   и   выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив. Учебно­тематический план театрального кружка «Улыбка» №  п/п Наименование блоков, тем   разделов, Количест во Характеристика деятельности учащихся часов 1 2 3 Основы культуры   театральной 3,5 Познавательная. Практическая Культура   и   техника   речи. Сценическая речь 10 Актерское мастерство 15 Художественное творчество. творчество   Социальное Познавательная.   Игровая. Художественное творчество 4 5 6 7 Хореография Этюды 9 12,5 Работа над спектаклем 36 Генеральная Спектакль. анализ   репетиция.   Коллективный 6,5 Художественное творчество. творчество   Социальное Художественное творчество. творчество   Социальное Художественное творчество. творчество   Социальное Художественное творчество. творчество   Социальное Формы контроля: Для   полноценной   реализации   данной   программы   используются   разные   виды контроля: ­текущий – осуществляется  посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; ­промежуточный – праздники, соревнования, занятия­зачеты, конкурсы ; ­итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой   подведения   итогов   считать:   выступление   на   школьных   праздниках, торжественных   и   тематических   линейках,   участие   в   школьных   мероприятиях, родительских  собраниях,  классных  часах,  участие в мероприятиях  младших  классов, инсценирование   сказок,   сценок   из   жизни   школы   и   постановка   сказок   и   пьесок   для свободного просмотра Методические рекомендации Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм   и   видов   работы,   которые   способствуют   развитию   творческих   возможностей учащихся,  ставя  их  в позицию  активных  участников.  С  целью  создания  условий  для самореализации детей используется: включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; создание   благоприятных   диалоговых   социально­психологических   условий   для свободного межличностного общения; моральное поощрение инициативы и творчества; продуманное   сочетание   индивидуальных,   групповых   и   коллективных   форм деятельности; регулирование активности и отдыха (расслабления). На занятиях широко применяются: словесные   методы   обучения   (рассказ,   беседа,   побуждающий   или   подводящий диалог); метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.; наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.); работа   с   книгой   (чтение   литературного   произведения,   получение   нужной информации на определённую тему). Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини­пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса. Значительное   место   при   проведении   занятий   занимают   театральные   игры, способствующие   развитию   фантазии,   воображения,   мышления,   внимания   детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Календарно­тематическое планирование театрального кружка «Улыбка» п/п Наименование разделов программы и тем уроков Кол­во часовДата План. Факт. Основы театральной культуры (3,5 часа) Виды   театрального   искусства.   Раскрыть   понятие кукольный   театр,   драматический   театр,   музыкальный театр. 03.09 Театр   снаружи   и   изнутри   (театральное   здание, 1,5 04.09 зрительный зал, за кулисами). Знакомство с театрами Москвы и Республики Крым. 10.09 Культура и техника речи. Сценическая речь (9 часов) Упражнения по фонационному дыханию. 1,5 Подготовка   речевого   аппарата   (артикуляционная гимнастика). Игровые тренинги. Постановка голоса. Звуковые упражнения. Постановка голоса. Посыл звука. 1,5 1,5 Правильная   дикция   и   артикуляция.   Упражнения   со 11.09 17.09 18.09 25.09 01.10 скороговорками. Словесное   действие(скороговорки   с   заданным 1,5 02.10 действием). Работа   с   текстом.   Логические   ударения   в 08.10 предложениях. Актерское мастерство (15 часов) Знакомство   с   элементами   актерского   мастерства Элемент   актерского   мастерства­   внимание.   Игры   и упражнения. 1,5 09.10 Элементы   актерского   мастерства­фантазия   и 15.10 воображение. Игры и упражнения. Упражнения на «Если бы…»­ «Войдите в роль». 1,5 Я в «Предлагаемых обстоятельствах». Развитие артистической смелости. 1,5 Игры,   упражнения   на   развитие   ассоциативного   и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного 1.5 восприятия ­ слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. 16.10 22.10 23.10 29.10 30.10 Учебно­методические пособия: Алянский Ю.Л. Азбука театра. ­ Ленинград , 1990.  Станиславский К.С.­ Полное собрание сочинений. Чехов М.А. – Литературное наследие. «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988 «Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно­эстетического воспитания – М. 1988 «Основы художественной речи» Киев. 1989 Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976 Описание материально­технического обеспечения программы  п/п Наименование   объектов   и   средств   материально­ технического обеспечения Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Закон РФ «Об образовании». Инструкции по ОБЖ. Конвенция о правах ребёнка. 3. Технические средства обучения Плакаты, декорации, бутафория, реквизит. Ширма 4. Экранно­звуковые пособия Магнитофон.

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"

Рабочая программа театрального кружка "Улыбка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018