Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
РП Тропинки 4 класс готовая.doc
Содержание
Пояснительная записка………………………………………..........
Описание места предмета в учебном плане ……………...………..
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета ……………………………………….
Содержание учебного предмета ……………………………..…….
Календарно тематическое планирование………………………..
Список литературы ……………………………………….
3
5
6
7
9
12
3 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы
формирования психологического здоровья младших школьников
«Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой,
Москва,2001.
Проблема формирования психологически здоровой личности в
условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время
является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между
внешними требованиями и психофизиологическими возможностями
учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие
учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей
становится источником стресса.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной
школе направлена на формирование и сохранение психологического
здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса
ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и
способы преодоления трудностей, способствует установлению
атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит
умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического
противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и
является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие
динамического равновесия между индивидом и средой.
Цель программы: формирование и сохранение психологического
здоровья младших школьников через создание условий для их успешной
адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
установку преодоления.
4 4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и
примерными программами начального общего образования курс
психологических занятий «Тропинки к самому себе» изучается в 4 классе
по одному часу в неделю (34 ч. в год). Общий объём учебного времени
составляет 136 часов.
5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и
взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и
способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе
изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать
при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
6
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других
людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Содержание программы
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)
Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних
каникул. После лета меня называют поновому –четвероклассник.
Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от
второклассника и третьеклассника?
Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка,
Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья.
Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
Мои способности. Что такое способности и какие нужны
способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека
есть какието способности, но некоторые люди не знают о своих
способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех =
способности + трудолюбие».
Мой выбор, мой путь.
Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в
жизни.
Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас
самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как
сложится наша жизнь.
Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо
только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и
неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того
человека, которому доверяю.
Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом
можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно
7 приласкать или сделать больно.
Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту,
стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Моё детство.
Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка,
чему радуюсь, о чём мечтаю?
Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас
такими, какие мы есть.
Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал
раньше и что знаю сейчас.
Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя,
каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее (5часов)
Как заглянуть во взрослый мир?
Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас».
Чтобы получить какойто результат в будущем, надо чтото делать
для этого уже сейчас.
Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что
такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем
человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого
нужно? (5 часа)
Поведение человека зависит от его качеств.
Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него
присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать
интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас,
чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
Что такое идеальное Я?
У многих людей есть некий идеальный образ самого себя то,
каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?
(8 часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как
хочется?
Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе,
8
дома, на улице».
Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если
нарушено моё «право на уважение»?
В реальности количество прав и обязанностей человека примерно
одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах
ученика и учителя в школе».
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как
можно разрешать конфликты мирным путём?
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые
игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоциональносимволические,
релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы
является психологический тренинг.
Тематическое планирование
№ Наименование раздела,
темы
Раздел 1. Кто я? Мои
силы, мои
возможности.
1 Мое лето.
2 Кто я?
3 Какой я – большой или
маленький?
4 Мои способности.
5 Мой выбор, мой путь.
6 Способности моих
родителей
7 Не всегда самый
лёгкий путь приводит к
успеху.
8 Мой внутренний мир.
Количество часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
Основные виды
учебной деятельности
Усвоение понятия
«способности»,
исследование своих
способностей и
возможностей.
Осознание своей
уникальности и
неповторимости.
Повышение
уверенности в себе и
развитие
самостоятельности.
Выработка адекватного
отношения к ошибкам
и неудачам.
9 9 Уникальность моего
внутреннего мира,
уникальность твоего
внутреннего мира.
Кого я могу впустить в
свой внутренний мир?
Что значит верить?
1
0
1
1
Раздел 2. Я расту, я
изменяюсь
1 Мое детство.
2 Мое детство.
3 Я изменяюсь.
4 Я изменяюсь.
5 Каким я буду, когда
вырасту?
Раздел 3. Мое
будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем?
Как заглянуть во
взрослый мир?
Как заглянуть во
1
2
взрослый мир?
3 Я в настоящем, я в
будущем.
4 Хочу вырасти
здоровым человеком.
5 Хочу вырасти
здоровым человеком.
Раздел 4. Хочу
вырасти
интеллигентным
человеком и что для
этого нужно?
1 Поведение человека
зависит от его качеств.
2 Кто такой
интеллигентный
человек?
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
Развитие навыков
саморегуляции,
произвольности,
внутреннего плана
действий, уровня
самоконтроля.
Помочь детям осознать
происходящие в них
изменения.
Развитие умения
планировать цели.
Формирование
установки на здоровый
образ жизни и
реализации её в
реальном поведении и
поступках.
Развитие умения
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Осознание понятия
«интеллигентный
человек».
Обсуждение проблемы
идеалов.
10 3 Хочу вырасти
интеллигентным
человеком
4 Что такое идеальное я?
5 У многих людей есть
некий идеальный образ
самого себя
Раздел 5. Хочу
вырасти свободным
человеком, что для
этого нужно?
1 Кто такой свободный
человек?
2 Права и обязанности
школьника
3 Что такое право на
уважение?
4 Нарушение прав других
людей
5 Права и обязанности
школьника
6 Права и обязанности
школьника
7 Как разрешить
конфликты мирным
путем?
8 Как разрешить
конфликты мирным
путем?
Итого:
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Осознание личной
свободы и свободы
другого.
Осознание
необходимости
признавать и уважать
права других людей.
Развитие умения
учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию.
11 Список литературы
1.
2.
3.
4.
Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и
рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая
азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред.
И.В.ВачковаМ.: Ось89, 2004г.168с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и
коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и
родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в
12 начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
13 14
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.