Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
03.02.2017
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления. 4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
РП Тропинки 4 класс готовая.doc
Содержание Пояснительная записка……………………………………….......... Описание места предмета в учебном плане ……………...……….. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ………………………………………. Содержание учебного предмета ……………………………..……. Календарно ­ тематическое планирование……………………….. Список литературы ………………………………………. 3 5 6 7 9 12 3 Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы  формирования психологического здоровья младших школьников  «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой,  Москва,2001. Проблема формирования психологически здоровой личности в  условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время  является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между  внешними требованиями и психофизиологическими возможностями  учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие  учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей  становится источником стресса.  Предлагаемая программа психологических занятий в начальной  школе направлена на формирование и сохранение психологического  здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса  ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и  способы преодоления трудностей, способствует установлению  атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит  умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.  Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического  противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для  полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и  является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению  большинства ведущих исследователей в этой области, наличие  динамического равновесия между индивидом и средой. Цель программы:  формирование и сохранение психологического  здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  адаптации к школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.  Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,  жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей ­установку преодоления. 4 4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для  установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего  эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к  мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и  примерными программами начального общего образования курс  психологических занятий «Тропинки к самому себе» изучается в 4 классе по одному часу в неделю (34 ч. в год). Общий объём учебного времени  составляет 136 часов. 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения     Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию  из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично   строить   свои   взаимоотношения   друг   с   другом   и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.       Познавательные УУД:       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить   представление   о   собственных   возможностях   и способностях учиться   наблюдать   и   осознавать   происходящие   в   самом   себе изменения оценивать   правильность   выполнения   действий   и   корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные УУД: 6      ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать   необходимость   признания   и   уважения   прав   других людей  формулировать своё собственное мнение и позицию  учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Содержание программы Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11часов)  Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних  каникул. После лета меня называют по­новому –четвероклассник.  Чем четвероклассник  отличается от первоклассника? А от  второклассника и третьеклассника?  Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка,  Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья.  Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!   Какой Я – большой или маленький?  Что я умею и чем горжусь?  Мои способности. Что такое способности и какие нужны  способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека  есть какие­то способности, но некоторые люди не знают о своих  способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех =  способности + трудолюбие».   Мой выбор, мой путь.   Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в  жизни.  Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас  самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как  сложится наша жизнь.  Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо  только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и  неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того  человека, которому доверяю.  Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом  можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно    7 приласкать или сделать больно.   Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту,  стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся! Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)  Моё детство.  Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка,  чему радуюсь, о чём мечтаю?   Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас   такими, какие мы есть.  Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал   раньше и что  знаю сейчас.    Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя,  каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе? Раздел 3.Моё будущее (5часов)  Как заглянуть во взрослый мир?    Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас».  Чтобы получить какой­то результат в будущем, надо что­то делать  для этого уже сейчас.  Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что  такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем  человека? Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (5 часа)  Поведение человека зависит от его качеств.    Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.  Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать  интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас,  чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?  Что такое идеальное Я?   У многих людей есть некий идеальный образ самого себя ­  то,  каким бы ему хотелось стать. Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?  (8 часов)  Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?  Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе,  8  дома, на улице».  Что такое « право на уважение»? Как  я должен поступить, если  нарушено моё «право на уважение»?   В реальности количество прав и обязанностей человека примерно  одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах  ученика и учителя в школе».  Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как  можно разрешать конфликты мирным путём? Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально­символические,  релаксационные  и когнитивные методы. Основной формой работы  является психологический тренинг. Тематическое планирование № Наименование раздела, темы Раздел 1. Кто я? Мои  силы, мои  возможности. 1 Мое лето. 2 Кто я? 3 Какой я – большой или  маленький? 4 Мои способности. 5 Мой выбор, мой путь. 6 Способности моих  родителей 7 Не всегда самый  лёгкий путь приводит к успеху. 8 Мой внутренний мир. Количество часов 11 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды учебной деятельности Усвоение понятия  «способности»,  исследование своих  способностей и  возможностей. Осознание своей  уникальности и  неповторимости. Повышение   уверенности в себе и  развитие  самостоятельности. Выработка адекватного отношения к ошибкам  и неудачам. 9 9 Уникальность моего  внутреннего мира,  уникальность твоего  внутреннего мира. Кого я могу впустить в  свой внутренний мир? Что значит верить? 1 0 1 1 Раздел 2. Я расту, я  изменяюсь 1 Мое детство. 2 Мое детство. 3 Я изменяюсь. 4 Я изменяюсь. 5 Каким я буду, когда  вырасту? Раздел 3. Мое  будущее. Каким бы я  хотел стать в будущем?  Как заглянуть во  взрослый мир?   Как заглянуть во  1 2 взрослый мир?  3 Я в настоящем, я в  будущем. 4 Хочу вырасти  здоровым человеком. 5 Хочу вырасти  здоровым человеком. Раздел 4. Хочу  вырасти  интеллигентным  человеком и что для  этого нужно? 1 Поведение человека  зависит от его качеств. 2 Кто такой  интеллигентный  человек? 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 Развитие навыков  саморегуляции,  произвольности,  внутреннего плана  действий, уровня  самоконтроля. Помочь детям осознать происходящие в них  изменения. Развитие умения  планировать цели. Формирование  установки на здоровый  образ жизни и  реализации её в  реальном поведении и  поступках. Развитие умения  формулировать  собственное мнение и  позицию. Осознание понятия  «интеллигентный  человек». Обсуждение проблемы  идеалов. 10 3 Хочу вырасти  интеллигентным  человеком 4 Что такое идеальное я? 5 У многих людей есть  некий идеальный образ  самого себя Раздел 5. Хочу  вырасти свободным  человеком, что для  этого нужно? 1 Кто такой свободный  человек? 2 Права и обязанности  школьника 3 Что такое право на  уважение? 4 Нарушение прав других людей 5 Права и обязанности  школьника 6 Права и обязанности  школьника 7 Как разрешить  конфликты мирным  путем? 8 Как разрешить  конфликты мирным  путем? Итого: 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Осознание личной  свободы и свободы  другого. Осознание  необходимости  признавать и уважать  права других людей. Развитие умения  учитывать разные  мнения и интересы и  обосновывать  собственную позицию. 11 Список литературы 1. 2. 3. 4. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и  рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая  азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред.  И.В.Вачкова­М.: Ось­89, 2004г.­168с. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и  коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и  родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в  12 начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с. 13 14

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс

Рабочая программа «Тропинка к своему Я» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017