Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"
Оценка 4.9

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.02.2018
Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"
Цель занятий - освоение практического применения знаний и умений при выращивании различных растений, при содержании домашних животных, аквариумных рыбок; - формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); - формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"
Творческое объединение Мир вокруг нас.docx
Пояснительная записка Рабочая программа  творческого   объединения «Мир  вокруг нас»  составлено в соответствии с Базисным планом общеобразовательного учреждения и психологическими особенностями обучающихся школы ВК по 1 часу в неделю, всего 36 часов. Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную   задачу       перехода   к   «новой   школе»,   школе,   которая   может   подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.   Следовательно, необходимо формировать личность, обладающей экологическим сознанием,   на   основании   которого   развивается   экологическое   мышление   и мировоззрение,   реализуется   в   виде   совокупности   конкретных   действий   и   поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.           Актуальность программы Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает обучающимся по­новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у школьника развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Программа   «Мир   вокруг   нас»   эколого­биологической   и   учебно­познавательной направленности с практической ориентацией. Работа направлена на   изучение ближайшего природного окружения и участия в природоохранной деятельности. Данная  программа  помогает  детям  раскрыть  таланты,   открыть   перспективы  для будущего развития личности, дать возможность каждому школьнику самоутвердиться. Важно   показать,   что   познавать   реальный   мир   не   менее   интересно,   чем,   например, виртуальный. Экологическое   образование   по   данной   программе   предполагает   не   только получение   знаний,   но   и   воспитание   экологической   культуры,   а   также   формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Общение   с   природой   –   это   главное   условие   формирования   экологической ответственности по отношению к природной среде.               Программа     имеет  особое  значение   в  формировании  у  обучающихся   целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Изучение   предмета   позволяет   установить   более   тесные   связи   между   познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать  условия для  более плавного и целесообразного формирования нравственно­этических установок. Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной   жизни;   обучить   умению   работать   индивидуально   и   в   группе,   вести дискуссию, отстаивать свою  точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Цель занятий  ­ освоение практического применения знаний и умений при выращивании различных растений, при содержании домашних животных, аквариумных рыбок; ­ формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры); ­ формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем,   уверенности   в   правоте   своих   взглядов,   стремления   к   личному   участию   в практических делах по защите окружающего мира; Задачи Обучающие: ­ расширять представления об окружающем мире; ­ формировать опыт участия в природоохранной деятельности; ­ формировать ответственность за свои поступки. Развивающие: ­ развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ­   развивать   умения   ухода   за   растениями,    домашними   животными, аквариумными рыбками;  ­расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно­   практический опыт обучающихся. Воспитательные: ­ воспитывать   бережное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы; ­ прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине ­ воспитывать трудолюбие, аккуратность. Занятия творческого объединения проводятся в 8 классе, рассчитаны на 1 час в неделю по одному часу, всего 36 часа. Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.  Данная программа реализует духовно­нравственное направление. Содержание   программы   предполагает    следующие   виды   деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, ценностно­ориентировочная, через беседы,   экологические   игры,   природоохранные   акции,   заочные   путешествия, практические   работы,   экологические   проекты,   экскурсии   и   прогулки   в   природу, проведение   акции,   экологического   десанта,   составление   памяток,   защита   проектов   и другое. Данная   программа   способствует   формированию   ценностных   ориентиров обучающихся,   развитию   ценностно­смысловой   сферы   личности   на   основе общечеловеческих   принципов   нравственности   и   гуманизма,   развитию   широких познавательных интересов и творчества. Формы и методы организации деятельности обучающихся:  индивидуальная;  групповая;  парная;  исследовательские задания,  игровые задания,  практикумы,  опытническая работа  систематические наблюдения  ролевые, дидактические, игры,  творческие задания, опыты,  практические работы,  создание экологических проектов,  экскурсии и прогулки в природу,  моделирование,  экологические акции,  гербаризация,  составление памяток. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты    Планируемые   результаты   являются   одним   из   важнейших   механизмов   реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного   стандарта.   Планируемые   результаты   необходимы   как   ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Содержание   программы   творческого   объединения,   формы   и   методы   работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты Показатели в личностной сфере школьника:  развитие   интереса к познанию мира природы;  осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;  осознание места и роли человека в биосфере;  эстетические потребности, ценности и чувства;  расширение сферы социально­нравственных представлений;  установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.  самостоятельность   и   личная   ответственность   за   свои   поступки, установка   на здоровый образ жизни;  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать   нормам   природоохранного,   нерасточительного,   здоровьесберегающего поведения;  гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Метапредметные  результаты  Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;  освоение   норм   и   правил    социокультурного   взаимодействиями   с   взрослыми   и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Регулятивные универсальные учебные действия  Предвосхищать результат.  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.  концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;  стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия  Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия  Ставить и формулировать проблемы;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.  запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.  установление причинно­следственных связей. Предметные   результаты  Овладение   основами   экологической   грамотности,   элементарными   правилами нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   нормами   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  усвоение   первоначальных    сведений   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительнос­ти;  умение   наблюдать,   фиксировать,   исследовать   явления   окружающего   мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;  владение   навыками   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в окружающем мире природы и социума. Учебно­тематический план Наименование раздела Теория Практика Всего часов №  п/п 1 Мой край  2 2. Озеленение школы  3 Животные живого уголка 4 5 6 7 8 Вода – источник жизни Солнце и свет в нашей жизни Воздух и здоровье Пропаганда экологических  знаний Весенние работы  3 2 1 2 2 2 2 2 3 3 2 1 1 1 3 6 6 5 3 3 3 3 5 8 Итого 17 20 36 Содержание  программы  (36 часов) 1. Мой край (6 ч) Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области.   Основные   экогруппы   растений.   Особенности   жизни   животных   области. Знакомство   с   исчезающими   растениями   и   животными   родного   края.   Причины исчезновения   их   и   необходимость   защиты   каждым   человеком.   Красная   книга области.  Практическое занятие «Пришкольный участок».  Экскурсия «Осень в природе».  Проект «Исчезающие растения и животные родного края» 2. Озеленение школы (5 ч) Калейдоскоп  цветов. Роль комнатных растений в жизни человека. Практические занятия: «Уход за комнатными растениями», «Озеленение классных комнат», «Озеленение фойе школы».  3. Животные живого уголка (3 ч) Мои друзья – животные живого уголка! Практические занятия: «Уход за животным живого уголка школы (попуга­  ем, черепахой)» 4. Вода ­ источник жизни (3 ч) Вода в моём доме и в природе. Роль воды в жизни человека, бережное отношение к ней. Проект «Вода ­ источник жизни на земле» 5. Солнце и свет в нашей жизни (3 ч) Источники света. Влияние тепла и света на живые организмы.  Проект «Роль света и тепла в нашей жизни»    6. Воздух и здоровье (4 ч) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?  Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание. Проект «Автомобили и воздух города» 7. Пропаганда экологических знаний (5 ч) Правила поведения в лесу и на берегу реки. Правила поведения в природе, бережное отношение к ней. Инсценирование «Грустная история» (экологическая сказка).  Проект «Берегите природу родного края!»  Акция « Дом, в котором мы живем» 8. Весенние работы (8 ч) Выращивание  растений. Уход за растениями. Экологический десант «Уборка школьной территории» Практические   занятия:   «Посадка   растений   (цветов)   рассадным   способом», «Подготовка   почвы   к   посеву   на   пришкольном   участке»,   «Посадка   растений (цветов) в грунт», «Уход и наблюдение за всходами». Календарно­тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема  Мой край Вводное занятие. «Осень в природе» (экскурсия) Растительный и животный мир родного края  Практическое занятие «Пришкольный участок» Основные экологические группы животных Основные экологические группы растений Проект «Исчезающие растения и животные родного края» Озеленение школы Калейдоскоп  цветов  Сроки  реализации  Сентябрь Октябрь Кол­во часов 6 ч 1 1 1 1 1 1 5 ч 1 8 9 10 11 Роль комнатных растений в жизни человека  Практическое занятие «Уход за комнатными  растениями» Практическое   занятие  «Озеленение   классных комнат»  Практическое   занятие школы»  «Озеленение   фойе Животные живого уголка 12 Мои друзья – животные живого уголка! 13­14 Практические занятия: «Уход за животными живого уголка школы (попугаем, черепахой)» Вода – источник жизни Вода в моём доме и в природе Роль воды в жизни человека, бережное  отношение к ней Проект «Вода ­ источник жизни на земле» Солнце и свет в нашей жизни Источники света Влияние тепла и света на живые организмы  Проект «Роль света и тепла в нашей жизни»    Воздух и здоровье Воздух и здоровье человека Источники загрязнения воздуха Проект «Автомобили и воздух города» Пропаганда экологических знаний Правила поведения в лесу и на берегу реки Правила   поведения   в   природе, отношение к ней Инсценирование «Грустная история»  (экологическая сказка)   бережное 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Ноябрь Декабрь    Январь       Февраль         Март 1 1 1 1 3 ч 1 2 3 ч 1 1 1 3 ч 1 1 1 4 ч 1 1 1 5 ч 1 1 1 27 28 29 30 31 32  Проект «Берегите природу родного края!»  Акция « Дом, в котором мы живем» Весенние работы Выращивание  растений Практическое занятие «Посадка  растений (цветов) рассадным способом  Уход за растениями  Экологический десант «Уборка школьной  территории» 33­34 Практическое   занятие   «Подготовка   почвы   к посеву на пришкольном участке» Практическое занятие «Посадка  растений (цветов) в грунт» Практическое занятие «Уход и наблюдение за  всходами». Подведение итогов 35 36       1 1 1 1 1 1 2 1 1 Апрель Май Июнь Учебно­методическое обеспечение Биология.   5­11   классы:   внеклассные   мероприятия.   –   Вып.   2/авт­сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009. Биология.   Дополнительные   материалы   к   урокам   и   внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10­11 классах / авт.­сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов.  энциклопедия, 2005. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.:  Агропромиздат, 1988. Литвинова   Л.С.,   Жиренко   О.Е.   Нравственно­экологическое   воспитание школьников: Основные  аспекты, сценарии мероприятий. 5­11  классы. – М.: 5  за знания, 2007. Международные   экологические  акции  в   школе.   7­9   классы   (Конференции, праздники,   ролевые   игры,   театрализованные   представления).   /   Авт.­сост. Г.А.Фадеева.­ Волгоград: Учитель, 2006. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.­сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2­е изд.,  доп. — М. : Просвещение,2007. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. 10. 11. 12. 13. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009. Самкова  В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Человек   и   природа:   дискуссии,   ролевые   игры,   библиотечные   уроки.   5­11 классы / авт.­сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.     Интернет­ресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет­сайт «Общественные  ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для  учащихся. 4. http://www.forest.ru — интернет­портал Forest.ru — всё о российских лесах. 5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. 6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России. Планируемые результаты по четвертям 1 четверть Сообщение «Исчезающие растения и животные родного края». Презентация «Калейдоскоп  цветов». Тематический бюллетень №1 «Комнатные растения».   2 четверть Презентация «Уход за комнатными растениями». Тематический бюллетень №2 «Животные живого уголка» (Из жизни  аквариума).  Сообщение на тему «Вода в жизни человека».  3 четверть Сообщение «Источники света». Тематический бюллетень №3 «Воздух и здоровье человека».  Инсценирование «Грустная история» (экологическая сказка). Презентация «Берегите природу родного края!»  4 четверть  Тематический бюллетень №4 «Выращивание  растений». Сообщение «Уход за растениями». Презентация «Посадка  растений».

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"

Рабочая программа творческого объединения "Мир вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018