Рабочая программа по геометрии предназначена для работы в 8 классе по учебнику Л.С. Атанасян. Программа соответствует всем требованиям ФГОС. В программе указаны планируемые результаты освоения учебного курса: личностные, метапредметные, предметные. В программе выдержана структура оформления в соответствии с требованиями ФГОС.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»
689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. НЧирикова, 9
тел./факс: 8(42735) 29249
e mail
: school
е nmelen
@ yandex
. ru
Рассмотрено
на МО учителей
Протокол от
Руководитель МО _______
Согласовано
И.о.зам. директора по УР
_____________
Утверждено
Приказом МБОУ «ООШ с. Энмелен»
Рабочая программа учебного курса
«Геометрия» для VIII класса
Составила: учитель начальных классов
А.А.Рагтувье
Энмелен2018 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные
возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;• умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники,
средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения
тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из
них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и
технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения,
свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы
доказательств;6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом
перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических
задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение,
доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины
дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы
площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и
технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и
сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на
вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа)
Глава 5.Четырехугольники (14 часов)Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник,
ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать
представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников,
поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности
четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6.Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести
формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему
Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных
свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование
которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она
позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ,
обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах
для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус,
косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в
освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность
сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан
треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе
подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы.
Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью;
познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует
уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника
выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения
высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного
четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
9. Повторение. Решение задач. (2 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.Календарнотематический план по геометрии в 8 классе – 66 ч. (2 ч./нед.)
Наименование раздела и тема урока
в
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
а
к
о
р
у
п
и
Т
I четверть (18 ч.)
2
Повторение2ч.
Признаки равенства треугольников
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Четырехугольники14 ч.
3
4
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
№
урок
а
1
1
2
04.09
06.09
3 Многоугольники. Многоугольник. Выпуклый многоугольник.
Четырехугольник.
Решение задач по теме «Многоугольники»
4
5 Многоугольники. Параллелограмм
1 Комбинир.ур.
11.09
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
13.09
18.09
у
н
а
л
п
о
п
а
т
а
Д
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
Наглядные
пособия
Рабочие
страницы /
Домашнее
задание
5
6
7
8
с. 28/ п.1420
6981/п.31
97/ п.4042
с. 100
с. 100 /п.436
7
8
Решение задач. Подготовка к вводной контрольной работе.
Вводная контрольная работа
Работа над ошибками. Признаки параллелограмма Решение задач
то теме «Параллелограмм».
Трапеция. Решение задач
9
10 Теорема Фалеса.
11 Задачи на построение
12 Прямоугольник. Ромб. Квадрат
13 Решение задач
14 Осевая и центральная симметрии
15 Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
16 Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»
Площадь 14 ч
17 Работа над ошибками. Площадь многоугольника. Понятие площади
многоугольника.
18 Площадь квадрата. Решение задач.
II четверть (14 ч.)
1 Площадь прямоугольника. Решение задач.
2 Площадь параллелограмма
3 Площадь треугольника
4 Площадь трапеции
5
6
7 Теорема Пифагора
8 Теорема, обратная теореме Пифагора.
Решение задач на вычисление площадей фигур
Решение задач на вычисление площадей фигур.
1 Комбинир.ур.
1
У.пр.зн. и ум
20.09
25.09
1 Комбинир.ур.
27.09
1 Комбинир.ур.
1
Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
1 Ур.обобщ.
1
У.пр.зн. и ум
02.10
04.10
09.10
11.10
16.10
18.10
23.10
25.10
1 Комбинир.ур.
30.10
1 Комбинир.ур.
01.11
1 У.ознакомл.
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур
1 У.ознакомл.
1 У.ознакомл.
1 У.ознакомл.
1 Комбинир.ур
13.11
15.11
20.11
22.11
27.11
29.11
04.12
06.12
с.103
с.101/п.44
с.103/ п.45
с.105
с.106
с.108 /п.46,47
с. 112
с. 110 /п.48
с.112
с.116/п.49
с.119/п.50
с.121/п.51
с.122/п.52
с.123/п.53
с. 125/п.54
с. 126128
с. 126128
с.128/п.55
с.129/п.56Решение задач
9
10 Формула Герона
11 Решение задач. Подготовка к контрольной работе
12 Контрольная работа №2 по теме: «Площади»
Подобные треугольники
13 Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки. Определение
подобных треугольников.
14 Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач.
I III четверть (20ч.)
Первый признак подобия треугольников.
Решение задач на применение первого признака подобия
треугольников.
1
2
3
Второй и третий признаки подобия треугольников.
4 Решение задач на применение признаков подобия треугольников.
5 Решение задач на применение признаков подобия треугольников.
Подготовка к контрольной работе.
6 Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»
7
Работа над ошибками. Средняя линия треугольника
8 Свойство медиан треугольника
9 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
10
Практические приложения подобия треугольников.
Измерительные работы на местности
11.12
1 Комбинир.ур
13.12
1
У.ознакомл.
1 Комбинир.ур
18.12
1 Проверка ЗУН 20.12
25.12
1 Комбинир.ур.
27.12
1 Комбинир.ур.
15.01
1
1
1
У.ознакомл.
17.01
Комбинир.ур
22.01
Комбинир.ур
24.01
1 Комбинир.ур.
29.01
1 Комбинир.ур.
31.01
1 У.пр.зн. и ум
1 Комбинир.ур.
1
Комбинир.ур
1 Комбинир.ур
1
Ур. ознаком.
05.02
07.02
12.02
14.02
19.02
11 О подобии произвольных фигур. Задачи на построение методом
подобия.
1
Ур. ознаком.
21.02
12 .Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного
1 Комбинир.ур.
26.02
с.132
с.130/п.57
с.133
137,138/п.58,
59
139/п.60
с. 141/ п.61
143
142,143/п.62,
63
с.144
с. 144
145/п.64
146
146 /п.65
148,149 /п.66
150,154/п.67
154/п.68треугольника
13 Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600
14 Решение задач.
15 Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
16
Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между
сторонами и углами прямоугольного треугольника»
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
28.02
05.03
07.03
1 У.пр.зн. и ум
12.03
Окружность 17 ч.
17 Работа над ошибками.
Взаимное расположение прямой и окружности.
18 Касательная к окружности.
19,20 Решение задач.
IV четверть (16ч.)
Градусная мера дуги окружности
1
2 .Теорема о вписанном угле
3 Теорема об отрезках пересекающихся хорд
4 Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
5 Свойства биссектрисы угла
6 Свойства серединного перпендикуляра к отрезку
7 Теорема о пересечении высот треугольника
8,9 Решение задач
10 . Вписанная окружность
11 Свойство описанного четырехугольника. Решение задач
12 Описанная окружность
13 Решение задач по теме «Окружность».
14 Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
1 Комбинир.ур
14.03
1 Комбинир.ур
2 У.ознакомл.
1
У.ознакомл
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
2 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур
1 Комбинир.ур.
1 Комбинир.ур.
1 У.пр.зн. и ум
19.03
21.03
02.04
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
30.04
07.05
14.05
16.05
21.05
156/п.69
157161
157161
217222/
162/ п.70
164/п.71
166
167/п.72
168/п.73
170/п.73
170172
173/ п.74
174/ п.75
176/ п.76
177,178
178/п.77
180/п.77
181/п.78
с.18215 Работа над ошибками. Повторение за курс 8 класса.
16 Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
1 Комбинир.ур.
1 У.пр.зн. и ум
23.05
№ п\п
Тема урока
План Факт
Дата
1
Вводная контрольная работа
2
Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»
3
Контрольная работа №2 по теме: «Площади»
4 Контрольная работа № 3 по теме «Подобные
треугольники»
5 Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между
сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
Итоговая контрольная работа