Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа
Оценка 5

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Оценка 5
Образовательные программы
doc
химия
10 кл
12.08.2018
Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе практических работ – 3 часа. Данный элективный курс является дополнением к базовому курсу органической химии, в 11 классе предполагается преемственный курс «Решение экспериментальных и расчетных задач по общей и неорганической химии». Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в общеобразовательном классе.
Электив 10 класс 2010 Решение экспер. и расч. задач.doc
Пояснительная записка       Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе   практических работ – 3 часа. Данный элективный  курс является дополнением к базовому  курсу органической  химии, в 11 классе предполагается преемственный курс «Решение  экспериментальных и расчетных задач по общей и неорганической химии».          Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в  общеобразовательном классе.                 Цели курса  :         закрепить и систематизировать знания учащихся по  органической химии;       научить учащихся на основе знаний о строении молекул органических веществ,  предсказывать химические свойства веществ различных классов        показать практическое значение взаимного влияния атомов в молекулах друг на друга  для предсказания реакционной способности органических веществ        научить решать задачи на вывод формул  и по химическим уравнениям различного  уровня      сложности       научить выполнять цепочки химических превращений органических веществ различного  уровня сложности       научить на практике безопасной работе с органическими веществами.              развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление  химических знаний и умений, использование их в практической деятельности; развитие  познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей  учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химической технологией;  целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.              Задачи курса  :         Закрепить расширить и систематизировать знания учащихся по химии;  Показать зависимость свойств от состава и строения, обусловленность  применение веществ их свойствами:  Показать качественную новизну любого химического соединения как результат  взаимного влияния атомов, образующих его элементов;  Показать управляющую функцию объективных законов природы в отношении  химических реакций, особенностей  их протекания;  Показать развитие науки под влиянием требований практики и, в свою очередь   влияние науки на успехи практики; научить решать разнообразные задачи на вывод формул различного уровня  сложности, соответствующие требованиям по химии в вузы;            показать связь органической химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами        жизнедеятельности человека;  при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания  учащихся о фундаментальных законах органической химии; создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно  работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными  источниками информации; углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах и  получении  органических веществ;      совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими  приборами и оборудованием; решения экспериментальных, аналитических и расчетных  задач; научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; объяснить на современном уровне свойства органических соединений и химические  процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком. Требования к знаниям и умениям обучающихся.     После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: основные понятия теории строения органических соединений;  причины многообразия углеродных соединений (гомология, изомерия); валентные состояния атома углерода;  виды связи (одинарную, двойную, тройную);  важнейшие функциональные группы органических веществ;  номенклатуру основных представителей групп органических веществ;  основные свойства веществ обусловленные строением их молекул.     После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:      разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,  материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно­ следственную зависимость между составом, строением, свойствами и  практическим использованием веществ; составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;  выполнять эксперименты на распознавания важнейших органических веществ; решать расчетные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ  различных гомологических рядов и по химическим уравнениям; решать цепочки превращения органических веществ разного уровня сложности. Требования к уровню подготовки учащихся включают в себя как требования основанные  на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических  понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснении  химических явлений, приведении примеров практического использование изучаемых  органических веществ. Требования направлены на реализацию деятельностного,  практико­ориентированного и личностно­ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение  знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и  собственного здоровья Обоснование выбора темы элективного курса по химии.    Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов (1 час), отведенных на изучение органической химии, расширяет возможность  совершенствования практических умений  учащихся прогнозировать свойства веществ на  основе знаний о строении молекул изучаемых веществ, взаимного влияния атомов в  молекулах друг на друга.  Также позволяет научить  решать задачи на установление молекулярных формул веществ, по уравнениям химических реакций и работать с  различными видами цепочек превращения органических веществ. В данный курс были включены  3 практические работы по основным классам органических веществ.           Учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков  дать хорошие знания учащимся, а главное сформировать у них необходимые умения и  навыки, в том числе научить решать расчетные задачи.           Между тем задачи  включаются в задания на вступительных экзаменах по химии.  Поэтому элективный курс «Решение экспериментальных и расчетных задач по  органической химии» направлен на усиление подготовки выпускников, выработки у  школьников умения решать задачи и поиска ответов на сложные вопросы по химии, и   предусматривает подготовку выпускников к ЕГЭ.      Решение задач по программе элективного курса «Решение экспериментальных и расчетных  задач по органической химии» позволит систематизировать необходимый объём теоретических  знаний, приобрести навыки решения качественных и количественных задач, задач на  превращения. Позволит познакомиться с формами и «уровнем трудности» заданий ЕГЭ,  обеспечит психологическую адаптацию будущего абитуриента, что на конкурсном экзамене  может иметь немаловажное значение. На основании того, что наша школа с 2008 года является  базовой школой при РГУ им. А.Н. Косыгина, и выпускники чаще всего выбирают  факультет  химической технологии и экологии, то дополнительная подготовка по химии им необходима.  Учащиеся нашей школы в течение учебного года посещают кафедры факультета и участвуют в  олимпиаде по химии РГУ им. А.Н. Косыгина.      Количество выпускников выбирающих химию как один из экзаменов ЕГЭ с каждым годом  растет. Для успешного написания ЕГЭ требуется иметь хорошие и устойчивые знания  по  предмету, необходимо заранее потренироваться в написании тестов. На экзамен по химии  выносится материал, который проходят в школе за четыре года. Неудивительно, что часть  пройденных тем требует повторения или углубления для решения заданий более высокого  уровня. Курс включает весь материал, входящий в кодификатор ЕГЭ       Изучение данного курса позволит углубить знания учащихся  по химии, а именно поможет  получить  реальный опыт по выполнению заданий части В и С ЕГЭ.       В данном курсе проводятся практикумы по решению заданий ЕГЭ по химии, которые  позволят учащимся успешно справиться с заданиями на экзамене. Литература для учащихся. 1.Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия – 10, учебник для общеобразовательных учреждений  (двухуровневый), М. «Просвещение»,2016 год. 2. Егоров А.С. «Химия, пособие­репетитор для поступающих в вузы» Ростов­на­Дону. «Феникс»  2001 3. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.  Дрофа. 1999. 4. Хомченко Г.П., Хомченко И.П. Задачи по химии для поступающих в вузы. М. «Высшая школа» 1987. 5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс.М.  «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2005 год. Программа курса. (1 час в неделю, всего 34 часа)      Введение (2 ч).    Цели и задачи курса, его структура. Алгоритмы решения всех типов задач за курс основной школы.     Тема 1 (6ч).         Строения атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Электронные и  электронно­графические формулы атома углерода.                  Гибридизация орбиталей на примере, на примере атома углерода. Виды гибридизации: sp3­ гибридизация на примере молекулы метана и других алканов, sp2­ гибридизация на  примере молекулы этилена,  sp­гибридизация на примере молекулы ацетилена. Геометрия  молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них:  направленность, длина, энергия и кратность углерод ­ углеродных связей. Особые виды  связи в органических веществах: σ – связь и π – связь.       Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения  теории строения органических соединений.                       Изомерия. Изомеры. Упражнения по составлению структурных формул изомеров  углеводородов С4­С10 разветвленного строения.       Алгоритм решение задач на вывод формул веществ по массовым долям элементов и по  продуктам сгорания.       Практическая работа № 1.     Тема 2 (6 ч).      Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины. Особенности строения молекул веществ  данных гомологических рядов и их свойств, обусловленных этим строением. Взаимное  влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах  кратных связей и более электроотрицательных элементов.    Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ  по  массовым долям химических элементов.     Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ  по  продуктам сгорания.     Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ по  данным  о поглощении продуктов их сгорания.     Решение задач на нахождения молекулярных формул органических веществ на основе  реакций  с их участием (на примере гомологического ряда алкенов).    Решение цепочек превращения углеводородов.    Практическая работа № 2.     Тема 3 (2 ч). Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов  друг на друга в молекуле толуола.      Решение задач на превращения веществ.      Тема 4 (10 ч).     Кислородсодержащие органические вещества. Функциональные  группы (гидросогруппа, карбонильная, карбоксильная). Взаимное влияние атомов в  молекулах органических веществ, содержащих кислород.     Спирты. Предельные, непредельные и ароматические спирты. Простые эфиры.     Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.     Предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Взаимное влияние атомов в  молекулах кислот и свойства, обусловленные этим влиянием.     Непредельные, двухосновные и ароматические кислоты.     Задачи на вывод молекулярных формул органических веществ, содержащих кислород.      Задачи на генетическую связь карбоновых кислот с органическими веществами других  гомологических рядов.     Задачи по химическим уравнениям.      Решение комбинированных цепочек.      Практическая работа № 3.            Тема 5 (2 ч).     Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Вывод формулы глюкозы на основе определения  функциональных групп по качественным реакциям.     Тема 6 (4 ч).    Амины. Основность аминов, обусловленная особым строением аминогруппы.            Аминокислоты – Амфотерные органические соединения. Взаимное влияние двух  функциональных групп друг на друга.    Белки как природные полимеры. Пространственные структуры белка.          Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул органических веществ,  содержащих азот.    Итоговое занятие (1 ч).    Резерв (1ч). Тематическое планирование учебного материала. (10 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа). Дата Номер  занятия                Тема занятия Количество  часов № 1  № 2 № 3 № 4  № 5 № 6 № 7 № 8  № 9 № 10 № 11 № 12 № 13            Введение. (2 час)    Вводное занятие. Знакомство с целями и  задачами курса, его структурой.    Алгоритмы решения всех типов задач за курс  основной школы.             Тема 1. (6 часов)    Строение атома углерода.  Гибридизация орбиталей на примере атома  углерода. Виды гибридизации. Ковалентная связь в органической химии и её  характеристика. Теория химического строения А. М. Бутлерова. Практическая работа № 1 Качественное определение углерода, водорода,  хлора в органических веществах. Алгоритмы решения задач на вывод формул  веществ по массовым долям элементов. Алгоритмы решения задач на вывод формул  веществ по продуктам сгорания. Тема 2 (6 часов)    Углеводороды, их гомологические ряды и  строение молекул. Практическая работа № 2 Получение этилена и опыты с ним. Решение задач на вывод формул веществ по  массовым долям элементов. Решение задач на вывод формул веществ по  продуктам сгорания. Решение задач на вывод формул веществ  органических веществ на основе реакций с  их  1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч. № 14 № 15 № 16 № 17  № 18 № 19 № 20 № 21 № 22 № 23 № 24 № 25 № 26 № 27 № 28 № 29 № 30 № 31 № 32 № 33 № 34 участием. Решение цепочек превращений углеводородов.                     Тема 3(2часов) Ароматические углеводороды. Ориентанты  первого рода. Взаимное влияние атомов друг на  друга в молекуле толуола. Решение задач на превращение веществ.                   Тема 4  (10 часов)    Кислородсодержащие органические вещества.  Функциональные группы. Спирты, их классификация. Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны.  Строение молекул и свойства этих веществ. Карбоновые кислоты, их классификация. Практическая работа № 3 Получение и свойства карбоновых кислот. Задачи на вывод молекулярных формул  органических веществ, содержащих кислород. Задачи  на генетическую связь карбоновых кислот  с органическими веществами других  гомологических рядов. Решение задач по уравнениям химических  реакций. Решение комбинированных цепочек.             Тема 5. (2 часа) Сложные эфиры. Жиры. Строение молекул. Углеводы. Строение молекулы глюкозы.               Тема 6. (4 часа) Амины. Основность аминов, обусловленная  особым строением аминогруппы. Аминокислоты. Амфотерные органические  соединения. Белки как природные полимеры.  Пространственные структуры белка. Решение расчетных задач на вывод молекулярных  формул органических веществ, содержащих азот. Итоговое занятие. Резерв. 1 ч. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа

Рабочая  программа учебного курса «Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии» для 10 класса на 34 учебных часа
Скачать файл