Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
10 кл—11 кл
27.04.2018
Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)
Курсу биологии на уровне среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. По сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей. В старшей школе, опираясь на эти сведения, возможно более полное и точное с научной точки зрения раскрытие общих биологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.). Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Рабочая программа по биологии в 10, 11 классе составляет по 1 часу в неделю.
Биология 10-11ФК ГОС, 1 час в неделю.doc
Пояснительная записка Рабочая   программа   учебного   предмета   «Биология»   разработана   в   соответствии   со следующей нормативной базой:  Федеральный   закон   от   29.12.2012г.   №   273   –   ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации»;  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;  Базисный   учебный   план   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации, утверждённый приказом Минобразования России от 09. 03. 2004  №1312;  Федеральный   перечень   учебников,   утверждённых,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы   общего   образования,     на   2015­2016   учебный   год,   утверждённый   приказом Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067;  Санитарно   ­   эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН   «Санитарно   – эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных   учреждениях»,   утверждёнными   Постановлением   Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;  Авторские   учебные   программы   линии   И.Н.   Пономаревой   –   Москва:   издательство «Вентана­Граф», 2013 год  Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Тимшерской средней общеобразовательной   школы   на   2015­2016   учебный   год,   принятый   на   заседании педагогического совета, утверждённый приказом №330 от   28.08.2015 года.  Приказ   №332   от   28.08.2015   года   «Об   изменении   и   корректировке   рабочих   учебных программ».    Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:  освоение   знаний  о   биологических   системах   (клетка,   организм,   вид,   экосистема); истории   развития   современных   представлений   о   живой   природе;   выдающихся открытиях   в   биологической   науке;   роли   биологической   науки   в   формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение   умениями  обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в практической   деятельности   людей,   развитии   современных   технологий;   проводить наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их   описания   и   выявления   естественных   и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе   изучения   выдающихся   достижений   биологии,   вошедших   в общечеловеческую   культуру;   сложных   и   противоречивых   путей   развития современных   научных   взглядов,   идей,   теорий,   концепций,   различных   гипотез   (о сущности   и   происхождении   жизни,   человека)   в   ходе   работы   с   различными источниками информации; воспитание  убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного   отношения   к   природной   среде,   собственному   здоровью;   уважения   к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование  приобретенных знаний и умений  в повседневной жизни для  оценки последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей   среде,   здоровью других   людей   и   собственному   здоровью;   обоснования   и   соблюдения   мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.     Важное значение на уроках биологии в 10 – 11 классах имеет работа по освоению  учащимися следующих ключевых образовательных компетенций: 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности,  общения:     компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа  жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и  соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и  ответственность выбора образа жизни; компетенции ценностно­смысловой ориентации: ценности жизни; ценности науки и  производства; истории цивилизаций, собственной страны и края; компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей  гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное  достоинство, гражданский долг; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития,  личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие;  языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной  сферы:    компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей,  друзьями, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и  принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол). компетенции в общении (коммуникативные): устном, письменном, диалог, монолог. профессионально­трудового выбора. 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:    компетенция учебно­познавательной деятельности: постановка и решение  познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование,  интеллектуальная деятельность; компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности:  планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование,  исследовательская деятельность; компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача  информации; преобразование информации (чтение, конспектирование),  компьютерная грамотность; владение электронной, интернет­технологией. Общая характеристика учебного предмета Одной из важнейших задач этапа среднего общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить: картины мира; 1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно­научной 2) развитие   личности   обучающихся,   их   интеллектуальное   и   нравственное совершенствование,   формирование   у   них   гуманистических   отношений   и   экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3) выработку   понимания   общественной   потребности   в   развитии   биологии,   а   также формирование   отношения   к   биологии   как   возможной   области   будущей   практической деятельности. Цели  биологического образования  в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные   цели   биологического   образования   являются   общими   для   основной   и старшей   школы   и   определяются   социальными   требованиями,   в   том   числе   изменением социальной   ситуации   развития   —   ростом   информационных   перегрузок,   изменением характера   и   способом   общения   и   социальных   взаимодействий   (объемы   и   способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее   продуктивными   с   точки   зрения   решения  задач   развития   подростка   являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо   этого,   глобальные   цели   формулируются   с   учетом   рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся   в   ту   или   иную   группу   или   общность   —   носителя   ее   норм,   ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение  к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных   (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить: ориентацию  в   системе   этических   норм   и   ценностей   относительно   методов, результатов и достижений современной биологической науки; развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания; овладение учебно­познавательными и  ценностно­смысловыми компетентностями для формирования   познавательной   и   нравственной   культуры,   научного   мировоззрения,   а также   методологией   биологического   эксперимента   и   элементарными   методами биологических исследований; формирование  экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку. Особенность   целеполагания   на   базовом   уровне   заключается   в   том,   что   цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни. Таким   образом,   базовый   уровень   стандарта   ориентирован   на   формирование   общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека,   но   и   обеспечить   его   адекватное   поведение   в   современном   мире,   помочь   в реальной жизни. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, реализующему гуманизацию биологического образования.  Изучение   курса   «Биология»   в   10­11   классах   на   базовом   уровне   основывается   на знаниях,   полученных   учащимися   в   основной   школе,   и   направлено   на   формирование естественно­научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни,  на воспитание  бережного отношения  к окружающей  среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических  теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и  сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности   использования   полученных   знаний   в   повседневной   жизни   для   решения прикладных   задач.   Профилактика   СПИДа;   последствия   влияния   алкоголя,   никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;   наследственные   болезни   человека,   их   причины   и   профилактика;   медико­ генетическое   консультирование;   влияние   человека   на   экосистемы;   глобальные экологические   проблемы   и   пути   их   решения;   последствия   деятельности   человека   для окружающей   среды;   правила   поведения   в   природной   среде;   охрана   природы   и рациональное   использование   природных   ресурсов   ­   эти   и   другие   темы   помогут сегодняшним   школьникам   корректно   адаптироваться   в   современном   обществе   и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Место учебного предмета в учебном плане школы      Курсу биологии на уровне среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий   элементарные   сведения   об   основных   биологических   объектах.   По   сути,   в основной школе преобладает содержание, нацеленное на изучение организменного уровня организации жизни и некоторых общебиологических закономерностей. В старшей школе, опираясь на эти сведения, возможно более полное и точное с научной точки зрения раскрытие общих биологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т. д.). Содержание   курса   биологии   в   основной   школе,   включающее   сведения   о   многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения   общих   биологических   закономерностей,   теорий,   законов,   гипотез   в   старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Рабочая программа по биологии в 10, 11 классе составляет по 1 часу в неделю. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических   теорий,   идей,   гипотез   в   формировании   современной   естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.  КЛЕТКА Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 1. Клеточная теория.   Роль   клеточной   теории   в   становлении   современной   естественнонаучной   картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение   клетки.   Основные   части   и   органоиды   клетки,   их   функции;   доядерные   и ядерные  клетки.  Вирусы   –  неклеточные   формы.  Строение   и  функции  хромосом.   ДНК  – 1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом   на   готовых   микропрепаратах   и   их   описание;   сравнение   строения   клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. ОРГАНИЗМ Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление   клетки   –   основа   роста,   развития   и   размножения   организмов.  Половое   и бесполое размножение.  Оплодотворение,   его   значение.  Искусственное   оплодотворение   у   растений   и животных. Индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез).   Причины   нарушений   развития организмов.   Индивидуальное   развитие   человека.   Репродуктивное   здоровье.   Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность   и   изменчивость   –   свойства   организмов.   Генетика   –   наука   о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая   терминология   и   символика.   Закономерности   наследования,   установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная   и   ненаследственная   изменчивость.   Влияние   мутагенов   на   организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины   и   профилактика.   Селекция.  Учение   Н.И.Вавилова   о   центрах   многообразия   и происхождения   культурных   растений.  Основные   методы   селекции:   гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических  исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач;   анализ   и   оценка   этических   аспектов   развития   некоторых   исследований   в биотехнологии. ВИД История   эволюционных   идей.  Значение   работ   К.Линнея,   учения   Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция ­ структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.  Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.  Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию;   выявление   приспособлений   организмов   к   среде   обитания;   анализ   и   оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. ЭКОСИСТЕМЫ Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура   экосистем.   Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых  организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в  природной среде. Проведение   биологических   исследований:   выявление   антропогенных   изменений   в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная   характеристика   природных   экосистем   и   агроэкосистем   своей   местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях; решение экологических задач;   анализ   и   оценка   последствий   собственной   деятельности   в   окружающей   среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Содержание тем учебного курса, 10 класс Введение в курс общебиологических явлений (4 ч). Объект изучения биологии – живая природа. Основные свойства жизни. Отличительные  признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни  организации живой природы. Отличительные признаки живой природы: уровневая  организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы  биологических  исследований. Проведение   биологических   исследований:   описание   особей   вида   по морфологическому критерию  (практическая работа). Значение практической биологии. Отрасли   биологии,   ее   связи   с   другими   науками.  Роль   биологических   теорий,   идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.                                     Биосферный уровень организации жизни (7 ч). Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского   о   живом   веществе.   Функции   живого   вещества   в   биосфере.  Роль   живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  Этапы биологической эволюции в развитии биосферы.  Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Круговороты   веществ   и   потоки   энергии   в   биосфере.   Биологический   круговорот. Механизмы устойчивости биосферы. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Особенности биосферного уровня организации. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения   в   биосфере,   вызванные   деятельностью   человека.   Проблема   устойчивого развития   биосферы.   Роль   взаимоотношений   человека   и   природы   в   развитии   биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Биогеоценотический уровень организации жизни (9 ч). Биогеоценоз   как   биосистема   и   особый   уровень   организации   жизни.  Экологические факторы,   их   значение   в   жизни   организмов.  Биогеоценоз,   биоценоз   и   экосистема. Видовая   и   пространственная   структура   экосистем.  Типы   связей   и   зависимостей   в  Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в биогеоценозе. экосистемах. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и   свойства   экосистем.     Круговорот   веществ   и   превращения   энергии   в   биогеоценозе.  Причины   устойчивости   и   смены   экосистем. Зарождение   и   смена   биогеоценозов.   Многообразие биогеоценозов. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования. Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);   сравнительная   характеристика   природных   экосистем   и   агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях; решение   экологических   задач;   анализ   и   оценка   последствий   собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Популяционно­видовой структурный уровень организации жизни (15 ч). Биологический вид: характеристика и структура. Популяция как форма существование вида,   как   структурный   компонент   биогеоценоза,   как   основная   единица   эволюции. Видообразование   и   его   формы.     Система   живых   организмов   на   Земле.   Сохранение биоразнообразия.   Особенности   популяционно­видового   уровня   жизни.  История эволюционных   идей.  Значение   работ   К.Линнея,   учения   Ж.Б.Ламарка, эволюционной   теории   Ч.Дарвина.  Роль   эволюционной   теории   в   формировании современной   естественнонаучной   картины   мира.   Вид,   его   критерии   Популяция   ­ структурная   единица   вида,   единица   эволюции.  Основные   направления   эволюции: ароморфоз,   идиоадаптация,   дегенерация,   биологический   прогресс   и   биологический  Движущие   силы   эволюции,   их   влияние   на   генофонд   популяции. регресс. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные   признаки   живого.   Усложнение   живых   организмов   на   Земле   в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Человек как уникальный вид живой природы. Человеческие расы.   Проведение   биологических   исследований:   анализ   и   оценка   различных   гипотез происхождения жизни и человека.  Проблема сохранения биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно­видового уровня жизни. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания. Повторение и обобщение по курсу. Заключение (1 ч). Содержание тем учебного курса, 11 класс Организменный уровень организации живой материи (17 ч). Организменный   уровень   жизни   и   его   роль   в   природе.  Организм   –   единое   целое. Многообразие организмов.  Организм как биосистема.  Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. его   значение.    Оплодотворение, Деление   клетки   –   основа   роста,   развития   и   размножения   организмов.  Половое   и  Искусственное бесполое   размножение. оплодотворение   у   растений   и   животных.    Индивидуальное   развитие   организма (онтогенез).   Причины   нарушений   развития   организмов.   Индивидуальное   развитие человека.   Репродуктивное   здоровье.   Последствия   влияния   алкоголя,   никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.  Основные понятия генетики. Наследственность   и   изменчивость   –   свойства   организмов.   Генетика   –   наука   о закономерностях   наследственности   и   изменчивости.  Г.Мендель   –   основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.   Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние   мутагенов   на   организм   человека.   Значение   генетики   для   медицины   и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение   Н.И.Вавилова   о   центрах   многообразия   и   происхождения   культурных растений.  Основные   методы   селекции:   гибридизация,   искусственный   отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).  Вирусы – неклеточные формы.  Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные   заболевания.   Профилактика   вирусных   заболеваний.   Способы   борьбы   со СПИДом. Проведение   биологических   исследований:   выявление   признаков   сходства зародышей   человека   и   других   млекопитающих   как   доказательство   их   родства, источников   мутагенов   в   окружающей   среде   (косвенно)   и   оценка   возможных последствий   их   влияния   на   собственный   организм;   составление   простейших   схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Клеточный уровень организации жизни (9 ч). Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.  Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 2. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной  естественнонаучной картины мира.  Клетка   как этап   эволюции   живого   в   истории   Земли.   Многообразие   клеток   и   тканей.  Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Цитология ­ наука о клетке. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки. Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.  Деление клетки – митоз и мейоз.  Строение и функции хромосом. ДНК – носитель   наследственной   информации.   Значение   постоянства   числа   и   формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль бактерий в природе. Микробиология на службе человека. 2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Молекулярный уровень проявления жизни (7 ч). Молекулярный уровень жизни и его особенности.  Основные химические соединения живой материи.   Процессы   биосинтеза   белка.   Химические   элементы   в   оболочках   Земли   и молекулах   живых   систем.   Химическое   загрязнение   окружающей   среды.   Биологическое разнообразие живого мира. Структурные уровни организации живой природы. Повторение и обобщение по курсу. Заключение (1 ч). Опыт познавательной деятельности. В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой   научных   понятий   в   контексте   предварительного   профессионального самоопределения.   Усвоение   системы   научных   понятий   формирует   тип   мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим   миром,   а   также   становится   источником   нового   типа   познавательных интересов   (не   только   к   фактам,   но   и   к   закономерностям),   средством   формирования мировоззрения.  В то же время возраст 15­17 лет ­ это период подросткового кризиса, который связан с развитием   самосознания,   что   влияет   на   характер   учебной   деятельности.   Для   старших подростков по­прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование.   У   них   продолжают   развиваться   теоретическое,   формальное   и рефлексивное   мышление,   способность   рассуждать   гипотетико­дедуктивным   способом, абстрактно­логически,   умение   оперировать   гипотезами,   рефлексия   как   способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции. Психологическими особенностями подросткового возраста являются целеполагание и построение   жизненных   планов   во   временнóй   перспективе,   т.   е.   наиболее   выражена мотивация,   связанная   с   будущей   взрослой   жизнью.   В   этом   возрасте   развивается способность   к   самостоятельному   планированию   учебной   деятельности,   построению собственной образовательной траектории. Особенностью   подростков   является   постепенный   отход   от   прямого   копирования оценок   взрослых   к   самооценке,   все   большая   опора   на   внутренние   критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются   в   ходе   особой   деятельности   ­   самопознания.   Основной   формой самопознания   подростка   является   сравнение   себя   с   другими   людьми:   взрослыми, сверстниками.   Поэтому   большое   значение   на   данном   этапе   обучения   имеют самостоятельные творческие работы, позволяющие подростку проявить и развить свои способности.  Одно из новообразований подросткового возраста ­ чувство взрослости, включение во вполне   взрослую   интеллектуальную   деятельность,   когда   подросток   интересуется определенной   областью   науки   или   искусства,   глубоко   занимаясь   самообразованием. Важнейшее значение в этот период приобретает коммуникативная деятельность. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.   Очень   важным   для   подростка   является   мнение   о   нем   группы,   к   которой   он принадлежит.   Сам   факт   принадлежности   к   определенной   группе   придает   ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он   приобретает   в   коллективе,   существенным   образом   влияют   на   его   поведенческие мотивы.  Основу  познавательных   ценностей  составляют   научные   знания,   научные   методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у школьников в процессе изучения биологии, проявляются в: отношении к: ­ биологическому  научному знанию как одному из  компонентов культуры наряду с другими естественно­научными знаниями; ­   окружающему   миру   как   миру   живых   систем   и   происходящих   в   них   процессов   и явлений; познавательной   деятельности   (как   теоретической,   так   и   экспериментальной)   как источнику знаний; понимании:  ­   практической   значимости   и   достоверности   биологических   знаний   для   решения глобальных   проблем   человечества   (энергетической,   сырьевой,   продовольственной, здоровья и долголетия человека, техногенных катастроф, глобальной экологии и др.); ­ ценности биологических методов исследования объектов живой природы; ­ сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине (на примере истории развития биологии); ­ действия законов природы и необходимости их учета во всех сферах человеческой деятельности. Расширение сфер человеческой деятельности в современном мире неизбежно влечет за собой  необходимость  формирования  у  учащихся  культуры   труда  и  быта   при  изучении любого   предмета.   Поэтому   в   содержание   учебного   предмета   «Биология»   включаются ценности труда и быта: отношение к: ­   трудовой   деятельности   как   естественной   физической   и   интеллектуальной потребности; ­ труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике; понимание необходимости:  ­     полной   реализации   физических   и   умственных   возможностей,   знаний,   умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности; ­ соблюдения гигиенических норм и правил; сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе путем организации правильного питания с учетом знаний основ обмена веществ и энергии; ­ осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением  достижений  науки  биологии  и  биологического  производства  для развития современного общества. Опыт   эмоционально­ценностных   отношений,   который   учащиеся   получают   при изучении   курса   биологии   в   старшей   школе,   способствует   выстраиванию   ими   своей жизненной   позиции.   Содержание   учебного   предмета   включает   совокупность нравственных ценностей:  отношение к: ­ жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях; ­   себе   (осознание   собственного   достоинства,   чувство   общественного   долга, дисциплинированность, честность и правдивость, простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, осознание необходимости самосовершенствования); ­   другим   людям   (гуманизм,   взаимное   уважение   между   людьми,   товарищеская взаимопомощь  и  требовательность,  коллективизм,   забота  о  других  людях,  выполнение общественных поручений, формирование собственной позиции по отношению к событиям мирового, федерального, регионального, муниципального уровней, уважение, принятие и правильное понимание других культур, расовая и национальная толерантность); ­ своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, развитие творческих начал в трудовой деятельности, признание важности своего труда и результатов труда других людей); ­   природе   (бережное   отношение   к   ее   богатству,   нетерпимость   к   нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы); понимания необходимости: ­ уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских биологов (патриотическое чувство).  Курс   биологии   обладает   возможностями   для   формирования  коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Формирование знаний при обучении биологии происходит в процессе коммуникации с использованием не только обычного языка, но и специальных обозначений, формул, уравнений процессов, т. е. специального языка. Ценностные ориентиры направлены на: формирование негативного отношения к: нарушению норм языка (обычного и специального) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.);  понимание необходимости: ­   получать   информацию   из   различных   источников,   при   этом   аргументированно   и критически оценивать полученную информацию; ­ грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; ­ вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения; ­ уважать, принимать, поддерживать существующие традиции и общие нормы языка. Для формирования духовной личности необходимо развивать эстетическое отношение человека к действительности, творчество и сотворчество при восприятии природы в целом и отдельных ее объектов, в том числе человека. Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают: позитивное чувственно­ценностное отношение к: ­ окружающему миру (красота и гармония окружающей природы); ­   выполнению   учебных   задач   как   к   процессу,   доставляющему   эстетическое удовольствие   (красивое,   изящное   решение   или   доказательство,   логика   процессов   и явлений, в основе которых лежит гармония); понимание необходимости: ­ восприятия и преобразования живой природы по законам красоты; ­   изображения   истины,   научных   знаний   в   чувственной   форме   (например,   в произведениях   искусства,   посвященных   научным   открытиям,   ученым,   объектам   живой природы); ­   принятия   трагического   как   драматической   формы   выражения   конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения (на примере выдающихся научных открытий).   Все   выше   обозначенные   ценности   и   ценностные   ориентиры   составляют   в совокупности   основу   для   формирования   в   процессе   изучения   биологии   на   ступени среднего общего образования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Тематическое планирование, 10 класс Название темы и раздела Содержание урока 1. Введение в курс общей биологии ­ 4 часа № уро ка 1 2 Лабораторные, практические работы. Экскурсии Практическая  работа Что изучает общая биология. Основные  свойства жизни. Уровни организации живой материи. 3 Методы биологических  исследований. 4 5 6 Значение практической биологии и  биологических знаний. Учение В.И.Вернадского о биосфере. История развития жизни на Земле. 7 Биосфера как глобальная экосистема. 8 Механизмы устойчивости биосферы. 9 10 Особенности биосферного уровня  организации Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. 11 Повторение по теме: «Биосферный  уровень жизни». Объект изучения биологии – живая природа.  Основные свойства жизни. Отличительные  признаки живого. Биосистема как структурная  единица живой материи. Отличительные   признаки   живой   природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы биологических  исследований. Проведение биологических исследований:  описание особей вида по морфологическому  критерию Значение практической биологии. Отрасли  биологии, ее связи с другими науками. Роль  биологических теорий, идей, гипотез в  формировании современной  естественнонаучной картины мира. Методы  познания живой природы. 2. Биосферный уровень жизни – 7 часов Биосфера – глобальная экосистема. Учение  В.И.Вернадского о биосфере. Учение В.И.  Вернадского о живом веществе. Функции живого  вещества в биосфере. Этапы биологической эволюции в развитии  биосферы. Роль живых организмов в биосфере.  Эволюция биосферы. Глобальные  экологические проблемы и пути их решения. Круговороты веществ и потоки энергии в  биосфере. Биологический круговорот.  Последствия деятельности человека в  окружающей среде. Правила поведения в  природной среде. Биосфера как глобальная биосистема и  экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Особенности биосферного уровня организации Человек   как   житель   биосферы.   Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.   Проблема   устойчивого   развития биосферы.   Роль   взаимоотношений   человека   и природы   в   развитии   биосферы.   Особенности биосферного уровня живой материи. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. Повторение по теме: «Биосферный уровень  жизни». 3. Биогеоценотический уровень жизни – 9 часов 12 13 Биогеоценоз как особый уровень  организации жизни. Экологические  факторы Видовая и пространственная структура  экосистем. Биогеоценоз   как   биосистема   и   особый   уровень организации жизни. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Видовая и 14 Типы связей и зависимостей в  экосистемах 15 Механизмы устойчивости, зарождение и  смена биогеоценозов. 16 Многообразие биогеоценозов. 17 Сохранение разнообразия биогеоценозов. 18 Природопользование в истории  человечества 19 Экологические законы  природопользования. 20 Повторение по теме:  «Биогеоценотический уровень жизни». пространственная структура экосистем. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе  Пищевые связи, круговорот веществ и  превращения энергии в экосистемах. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем.   Круговорот веществ и превращения энергии в  биогеоценозе.  Зарождение и смена биогеоценозов. Причины устойчивости и смены экосистем. Многообразие биогеоценозов.  Проведение биологических исследований:  выявление антропогенных изменений в  экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);  сравнительная характеристика природных  экосистем и агроэкосистем своей местности Сохранение разнообразия биогеоценозов.  Влияние деятельности человека на  биогеоценозы Природопользование в истории человечества  Проведение биологических исследований:  исследование изменений в экосистемах на  биологических моделях Экологические законы природопользования. Проведение биологических исследований:  решение экологических задач; анализ и оценка  последствий собственной деятельности в  окружающей среде, глобальных экологических  проблем и путей их решения. Повторение   по   теме:   «Биогеоценотический уровень жизни». 4. Популяционно – видовой  уровень жизни­15 часов Экскурсия. Практическая  работа 21 Биологический вид: характеристика и  структура. 22 Популяция. Видообразование. Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия 23 24 25 26 Особенности популяционно­видового  уровня жизни. 27 Основные закономерности эволюции. 28 Роль эволюционной теории Вид, его критерии 29 30 Популяция ­ структурная единица вида,  единица эволюции. Движущие силы эволюции 31 Биологический вид: характеристика и структура.  Популяция как форма существование вида, как  структурный компонент биогеоценоза, как  основная единица эволюции. Видообразование и его формы.   Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия Особенности   популяционно­видового   уровня жизни. История эволюционных идей. Значение работ  К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,  эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании  современной естественнонаучной картины  мира. Вид, его критерии Популяция ­ структурная единица вида,  единица эволюции. Основные   направления   эволюции:   ароморфоз, идиоадаптация,   биологический прогресс   и   биологический   регресс.  Движущие силы   эволюции,   их   влияние   на   генофонд   дегенерация, 32 Результаты эволюции. 33 Гипотезы происхождения жизни. 34 Гипотезы происхождения человека. 35 Выявление приспособлений организмов к  среде обитания. Повторение по теме:  «Биогеоценотический уровень жизни». 36 Повторение и обобщение по курсу. популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение  многообразия видов как основа устойчивого  развития биосферы. Гипотезы происхождения жизни.  Отличительные признаки живого. Усложнение  живых организмов на Земле в процессе  эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция  человека. Человек как уникальный вид живой  природы. Человеческие расы.   Проведение биологических исследований:  анализ и оценка различных гипотез  происхождения жизни и человека. Проблема биологического разнообразия.   Всемирная   стратегия   сохранения природных   видов.   Особенности   популяционно­ видового уровня жизни. Проведение биологических исследований:  выявление приспособлений организмов к среде  обитания.  Повторение и обобщение по курсу. сохранения     № уро ка 1 2 3 4 5 Тематическое планирование, 11 класс Название темы и раздела Содержание урока 1. Организменный уровень жизни – 17 часов. Организменный уровень жизни и его роль в  природе. Процессы жизнедеятельности одноклеточных  и многоклеточных организмов. Оплодотворение и размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. История развития генетики.  Наследственность и изменчивость – свойства  организмов.   его Организм   –   единое   целое.  Многообразие организмов. Организм  как биосистема.  Обмен веществ и превращения   энергии   –   свойства   живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения   организмов.  Половое   и бесполое размножение Оплодотворение, значение.   Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное   развитие   организма (онтогенез).  Причины нарушений развития   Индивидуальное   развитие организмов. человека. здоровье. Последствия   влияния   алкоголя,   никотина, наркотических   веществ   на   развитие зародыша человека. Основные понятия генетики.  Наследственность и изменчивость –  свойства организмов. Генетика – наука о  закономерностях наследственности и  изменчивости. Г.Мендель – основоположник   Репродуктивное   Практическая  работа Лабораторные, практические работы. Экскурсии 6 Генетические закономерности. 7 8 9 Наследственная и ненаследственная  изменчивость. Наследственные болезни человека. Вклад Н.И.Вавилова в развитии селекции. 10 Достижения биотехнологии. 11 Мутагены, их влияние на живую природу и  человека. 12 Генетика пола и наследование 13 Решение элементарных генетических задач. 14 Этические аспекты медицинской генетики 15 Царство вирусы: разнообразие и значение. 16 Вирусные заболевания. 17 Повторение по теме: « Организменный  уровень жизни».   и     их генетики. Генетическая терминология и  символика. Закономерности наследования,  установленные Г.Менделем. Хромосомная  теория наследственности. Современные  представления о гене и геноме. Наследственная   и   ненаследственная изменчивость.   Влияние   мутагенов   на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные   болезни   человека, причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия происхождения культурных   растений.  Основные   методы селекции:   гибридизация,   искусственный отбор. Биотехнология,   ее   достижения.  Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических исследований:  выявление признаков сходства зародышей  человека и других млекопитающих как  доказательство их родства, источников  мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния  на собственный организм. Проведение биологических исследований:  составление простейших схем скрещивания Проведение биологических исследований:  решение элементарных генетических задач. Проведение биологических исследований:  оценка этических аспектов развития  некоторых исследований в биотехнологии. Вирусы   –   неклеточные   формы. вирусов,   их   разнообразие, функционирование в природе.  Царство   строение   и Вирусные заболевания. Основные факторы,  формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания.  Профилактика вирусных заболеваний.  Способы борьбы со СПИДом. Повторение по теме: « Организменный уровень жизни». Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа 2. Клеточный уровень жизни ­ 9 часов. 18 Клеточный уровень организации живой  материи. Клеточный уровень организации жизни и его  роль в природе. Развитие знаний о клетке  (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и  Т.Шванн) 3. Клеточная теория. Роль  клеточной теории в становлении  современной естественнонаучной картины  3 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. 19 Многообразие клеток и тканей. Химический  состав клетки. 20 Строение клетки. 21 Особенности клеток прокариот и эукариот. 22 23 Деление клетки – митоз и мейоз. Строение и функции хромосом. Роль бактерий в природе. 24 25 Микробиология на службе человека. 26 Повторение по теме: « Клеточный уровень  жизни». Практическая  работа мира. Клетка как этап эволюции живого в истории  Земли. Многообразие клеток и тканей.  Химический состав клетки. Роль  неорганических и органических веществ в  клетке и организме человека. Цитология ­ наука о клетке. Строение клетки. Основные   части   и   органоиды   клетки,   их функции. Доядерные и ядерные клетки. Проведение биологических исследований:  наблюдение клеток растений и животных  под микроскопом на готовых  микропрепаратах и их описание; сравнение  строения клеток растений и животных;  приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Деление клетки – митоз и мейоз. Строение и функции хромосом. ДНК –  носитель наследственной информации.  Значение постоянства числа и формы  хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль бактерий в природе. Микробиология на службе человека. Повторение по теме: « Клеточный уровень  жизни». 3.   Молекулярный уровень жизни ­ 7 часов. 27 Молекулярный уровень жизни: значение и  роль в природе. 28 Основные химические соединения живой  материи. 29 Процессы биосинтеза белка. 30 Химические элементы в оболочках Земли и  молекулах живых систем. 31 Химическое загрязнение окружающей среды.  32 Биологическое разнообразие живого мира. Структурные уровни организации живой  природы. 33 Повторение по теме: « Молекулярный  уровень жизни». 34 Повторение и обобщение по курсу. Молекулярный уровень жизни и его  особенности.   Основные химические соединения живой  материи. Процессы биосинтеза белка. Химические элементы в оболочках Земли и  молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды.  Биологическое разнообразие живого мира. Структурные уровни организации живой  природы. Повторение по теме: « Молекулярный уровень  жизни». Повторение и обобщение по курсу. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен   знать/понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение   В.И.Вернадского   о   биосфере;   сущность   законов   Г.Менделя,   закономерностей изменчивости; строение   биологических   объектов:  клетки;   генов   и   хромосом;   вида   и   экосистем (структура);               сущность   биологических   процессов:    действие искусственного   и   естественного   отбора,   формирование   приспособленности,   образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику;   оплодотворение, размножение, уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических   веществ   на   развитие   зародыша   человека;   влияние   мутагенов   на   организм человека,   экологических   факторов   на   организмы;   взаимосвязи   организмов   и  окружающей среды;   причины   эволюции,   изменяемости   видов,   нарушений   развития   организмов, наследственных   заболеваний,   мутаций,   устойчивости   и   смены   экосистем;   необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять  приспособления   организмов   к   среде   обитания,   источники   мутагенов   в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать:   биологические   объекты   (тела   живой   и   неживой   природы   по   химическому составу,   зародыши   человека   и   других   млекопитающих,   природные   экосистемы   и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках,   научно­популярных   изданиях,   компьютерных   базах   данных,   ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: соблюдения   мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний,   стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания   первой   помощи   при   простудных   и   других   заболеваниях,   отравлении   пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Учебно­методическое обеспечение образовательного процесса. Литература для учащихся: 1.   Общая биология: 10 класс/ Под ред. И.Н. Пономаревой. ­ М., 2014                                     2.   Общая биология: 11 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой.­ М., 2014                                     3.    Рабочая тетрадь по общей биологии. 10 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой.,М., 2014г. 4.    Рабочая тетрадь по общей биологии. 11 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой.,М., 2014г. Литература для учителя: 1.  Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10­11 классы. ­ М., 1997. 2.   Биологический энциклопедический словарь. — М., 1989. 3.   Биология охраны природы / Под ред. А.В. Яблокова. — М., 1983. 4.   Воронцов Н.Н, Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: 10­11 классы.­М., 1996. 5.   Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — Кострома, 1996. 6.   Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. — Минск, 1997. 7.  Мамзин А.С. Биология в системе культуры. — СПб. 1998.  8. Общая биология: 10­11 классы / Под ред. В.Б. Захарова. — М., 2000. 9 .Общая биология: 10 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой. — М., 2010 10. Общая биология: 11 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой. — М., 2010. 11. Общая биология: 10­11 классы /Под ред. Ю.И. Полянского.­М., 2000. 12 .Пасечник В.В., Кучмепко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами: 9­11 классы. — М., 1999. 13. Пономарева И.Н. Экология. — М., 2001. — (Библиотека учителя). 14. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения  биологии. — М., 2006г. 15. Петров КМ. Экология человека и культура. — СПб., 1999.  16. Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. ­ М., 2000г. 17. Сухова Т.С, Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. — М.,2000             Материально­техническое обеспечение. Библиотечный фонд:  Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии, авторские программы по разделам биологии, методические пособия для учителя, учебники, рабочие тетради для учащихся.  Таблицы: систематика растений, Систематика Ж., портреты учёных   биологов, таблицы: Портреты учёных  биологов, Фотосинтез, Структура молекулы белка, Правила поведения в кабинете биологии, Многообразие орг. мира, Схема строения клеток живых организмов. Карты: зоогеографическая карта России.  Экранно   –   звуковые   пособия:   электронное   учебное   издание   «Биотехнология»,   полный интерактивный курс биологии «Открытая биология»;  Учебно – практическое оборудование: лупа ручная, микроскоп школьный, 2 комплекта посуды   и   оборудования   для   проведения   лаб.   работ.   Модели:   дезоксирибонуклеиновая кислота.  Технические средства обучения: диапроектор, ПК.    Гербарий к курсу основ общей биологии.  Коллекции:   «Агроценоз»,   «Виды   защитных   окрасок   у   животных»,   «Примеры приспособлений у организмов», «Формы сохранности ископаемых растений и животных»; Муляжи плодов и корнеплодов полиплоидных и гибридных растений; магнитные модели – аппликации «Биосфера и человек», «Перекрёст хромосом», «Синтез белка» Критерии и нормы оценок 1.Оценка знаний. правильность   и   осознанность   изложения   содержания,   полноту   раскрытия   понятий, степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений. самостоятельность ответа. речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей уч­ся, необходимо учитывать:  точность употребления научных терминов.              ОТМЕТКА   «5»   ­   полно   раскрыто   содержание   материала   в   объёме   программы   и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы   научные   термины;   для   доказательства   использованы   различные   умения, выводы   из   наблюдений   и   опытов;   ответ   самостоятельный,   использованы   ранее приобретённые знания.      ОТМЕТКА «4» ­ раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения   понятий   и   использованы   научные   термины;   ответ   самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.         ОТМЕТКА   «3»   ­   усвоено   основное   содержание   учебного   материала,   но   изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; в качестве доказательства не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.     ОТМЕТКА «2» ­ основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.     ОТМЕТКА «1» ­ ответ на вопрос не дан. 2. Оценка практических умений. правильность определения цели опыта; самостоятельность подбора оборудования и объектов; последовательность в выполнении работы по закладке опыта; логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта. А). Оценка умений ставить опыты. Учитель должен учитывать:         ОТМЕТКА «5» ­ правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.     ОТМЕТКА «4» ­ правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускается 1 – 2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и формулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.     ОТМЕТКА «3» ­ правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.        ОТМЕТКА «2» ­ не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.     ОТМЕТКА «1» ­ полное неумение заложить и оформить опыт.     Б). Оценка умений проводить наблюдения. Учитель должен учитывать:  правильность проведения наблюдений по заданию;  умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);  логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.       ОТМЕТКА   «5»   ­   правильно   по   заданию   учителя   проведено   наблюдение;   выделены существенные признаки  у наблюдаемого  объекта (процесса);  логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы;     ОТМЕТКА «4» ­ правильно по заданию учителя проведено наблюдение; при выведении существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта   (процесса)   названы   второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.        ОТМЕТКА «3» ­ допущены неточности и 1 – 2 ошибки в проведении наблюдений по заданию   учителя;   при   выделении   существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта (процесса) выделены лишь некоторые; допущено 1 – 2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.     ОТМЕТКА «2» ­ допущено 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущено 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.     ОТМЕТКА «1» ­ не владеет умением проводить наблюдение.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа учебного предмета «Биология» по ФК ГОС, 10-11 класс (1 час в неделю)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.