ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4х классов разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской программы курса информатики для 24
классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной
школы: 2 – 4 классы (ФГОС) / Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний,
2012 г., с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ №3.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 3. На
изучение предмета «Информатика» в 4 классе начальной школы отводится 34 учебных часа.
Количество часов в неделю: 1 час
Распределение по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Количество часов
8 часов
8 часов
10 часов
8 часов
Программа ориентирована на использование учебнометодического комплекта
авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А.
Нуровой, рекомендованным к использованию в учебном процессе в текущем учебном году, в
состав которого входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 4 класса
(в двух частях) / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для 4
класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы
для 4 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое
пособие для учителя. 4 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
5. ЭОР к методическому пособию (ФГОС) 4 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний,2013.
Введение учебного предмета «Информатика» во 2м классе и реализация его в 3 и 4х
классах обусловлено необходимостью реализации непрерывного курса информатики в рамках
основного общего образования, направленного на успешную социализацию учащихся, развитию
качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Предмет
является пропедевтическим, способствует развитию логического и абстрактного мышления, что
позволяет учащимся успешно осваивать учебный предмет «Математика», эффективному
формированию у учащихся информационной грамотности.
Одним из условий успешной реализации основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ СОШ№ 3 является воспитание и развитие качества личности,
отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися
информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТкомпетентности).
Изучение информатики и информационных технологий в 4 классе направлено на
достижение следующих целей:
формирование общих представлений об информационной картине мира, об
информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
ознакомление с базовой системой понятий информатики; развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов
алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие
информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том
числе при изучении других школьных предметов;
освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в
учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических
норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
1. Научить решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня
сложности.
2. Сформировать первичные представления об объектах информатики, таких как
«информация», «сообщение», «информационный объект», «система объектов», «модель»,
«суждение»,
«программа»,
«управление», «управляющий объект», «объект управления», «управляющий сигнал», «цель
управления».
«умозаключение»,
«исполнитель»,
«понятие»,
«алгоритм»,
3. Научить применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные
умения и навыки, т.е.:
представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста, таблицы или
схемы);
решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
использовать в своей учебной деятельности устную и письменную речь с целью
общения; письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
навыки использования компьютера при решении информационных задач;
4. Сформировать первичные навыки логического и алгоритмического мышления.
5. Сформировать понимание взаимосвязи первоначальных понятий и видеть их связь с
объектами реальной действительности.
6. Сформировать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать
содержание базового и профильных курсов информатики.
7. Сформировать коммуникативные навыки, научить осуществлять сбор, хранение,
обработку и передачу информации.
Специфика данного предмета заключается в том, что в процессе его изучения
происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления –
способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов,
составляющих единое целое; алгоритмического мышления – умения планировать
последовательность действий для достижения какойлибо цели, а также умения решать задачи,
ответом для которых является описание последовательности действий; объектно
ориентированного мышления – умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих
действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности
применять логику при решении информационных задач – умения выполнять операции над
понятиями и простыми суждениями. Информатика рассматривается в общеобразовательной
школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый заключается в
формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на
пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные
представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического
курса информатики освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и
использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с
подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному
использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных
обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах,
при выполнении творческих и иных проектных работ.
В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и
практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных
понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых
информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах
работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется
практическая пользовательская подготовка формирование первичных представлений о
компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с
использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
В ходе обучения информатике по данной рабочей программе:
развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.
е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е.
правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией
между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять
информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового
курса информатики в средней и старшей школе.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Основной формой организации учебного процесса остаётся урок, используются
коллективные формы работы в парах, в группах и индивидуальные формы работы.
При проведении уроков в рамках системнодеятельностного подхода используются
игровые технологии, проектного обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения.
Используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно
деятельностные игры, деловые игры.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
чтение текста;
выполнение заданий и упражнений (информационных задач);
наблюдение за объектом изучения;
компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
работа со словарём;
контрольный опрос, контрольная письменная работа;
итоговое тестирование; беседа;
разбор домашнего задания;
физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Формы и методы контроля результата обучения
Методы устного контроля и самоконтроля
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос;
устные опросы;
устный самоконтроль.
Методы письменного контроля и самоконтроля
контрольные письменные работы;
тесты и тестовые задания;
практическая работа.
Учебнотематический план
Наименование разделов
Повторение.
Понятие. Суждение. Умозаключение.
Мир моделей.
Управление.
Повторение и обобщение материала.
№
1
2
3
4
5
Всего
Всего часов
7
9
8
8
2
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе обучения у выпускника начальной школы будут достигнуты следующие
результаты освоения учебного предмета «Информатика» в начальной школе:
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других
людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты:
освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
уметь использовать знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио видео и графическим
сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных
объектов, процессов и явлений действительности;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
средств;
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных
владеть основами пространственного воображения;
уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию
о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);
знать правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь составлять простые и составные логические выражения;
уметь определять истинность простых логических выражений;
уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;
уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;
уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или
графическим;
иметь представление о процессе управления;
уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.
В результате изучения данного предмета выпускники начальной школы достигнут
определённых результатов:
Овладеют ключевыми компетенциями:
организационными (способность организовать свою деятельность),
интеллектуальными (способность результативно мыслить и работать с информацией),
оценочными (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и
ценностей и отвечать за выбор),
коммуникативными (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
Овладеют предметными результатами:
действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные;
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
овладеть основами пространственного воображения;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
одну и ту же информацию представлять различными способами: текстом, рисунком,
таблицей, числами;
описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о
них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте
различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь
кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране
компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Повторение.
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения
между объектами. Компьютер как система. Контрольная работа (тестирование).
Учащиеся повторят:
о способах классификации информации по способу воспроизведения (звуковая,
зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);
о способах классификации по способу представления (текстовая, числовая,
графическая, табличная);
способы обработки информации, человеком, о том, что компьютер обрабатывает
закодированные данные;
что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют
объектами;
что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений;
что объекты одного класса образуют систему;
что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.
правила работы с компьютером и технику безопасности;
основные источники получения информации;
что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом,
рисунком, таблицей, символами
научатся
получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника;
находить и называть отношения между объектами;
классифицировать объекты по общему признаку;
пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения
задачи.
Раздел 2. Понятие, суждение, умозаключение. Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями.
Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Учащиеся узнают
о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий
об этих объектах (виртуальный мир);
что понятие – объект внутреннего виртуального мира;
что такое суждение и умозаключение;
что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение;
что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;
что существуют симметричные и не симметричные понятия;
для чего используют диаграмму Эйлера;
какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение,
подчинение);
что существуют понятия «истина» и «ложь»;
научатся:
формулировать понятие;
приводить примеры понятий;
определять принадлежат ли термины к понятиям;
обобщать понятия, делить понятия;
приводить примеры отношений между понятиями;
приводить примеры истинных суждений;
приводить примеры ложных суждений;
оценивать истинность высказывания.
Раздел 3. Мир моделей.
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как
исполнитель.
Учащиеся узнают
о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой
моделей; о целях создания модели;
о понятиях «текстовая» и «графическая» модель;
о понятиях «алгоритм» и «исполнитель алгоритмов»;
о компьютере как исполнителе;
о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и
графическом;
чем отличается исполнительчеловек от исполнителя – компьютера;
о системе команд конкретного исполнителя;
что такое компьютерная программа.
уметь:
искать информацию в имеющемся источнике;
приводить примеры моделей;
приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий
алгоритмом;
приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей;
составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме;
использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи.
Раздел 4. Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления.
Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства
коммуникации.
Учащиеся узнают
о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»;
что управление объектами зависит от цели;
что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных,
знаковых, световых, звуковых и т.д.);
что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью
современных средств коммуникации.
научатся:
узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;
называть цель управления для конкретного случая;
приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов;
приводить примеры современных средств коммуникации;
пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной
задачи.
Повторение и обобщение материала.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 4-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.