РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
5 кл
07.03.2018
Цели и задачи изучения учебного предмета:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозирова• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
история 6 класс ФГОС.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «история России. Всеобщая история»
Савостьяновой Галины Александровны, категория высшая
МОУ СОШ с.Репное Балашовского района Саратовской области
для 6 класса
20172018 учебный год Сведения о регламентирующих документах
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях».
Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»
Примерные основные образовательные программы
Цели и задачи изучения учебного предмета:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение
различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности,
самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре. 3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика,
законы, нормы морали).
4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и
прогнозирова воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни
следует отнести: освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой; изучение экономического развития
К целям курса
средневековых обществ, различных форм социального и политического строя; знакомство с наиболее яркими личностями Средневековья и
определение их роли в истории и культуре; характеристику становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному
человеку и гражданину; раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный
след в истории человечества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Всеобщая история. История Средних веков.
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия,
общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские
завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства православия и католицизма. Римскокатолическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский.
Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый
город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало
Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (VXV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи
Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIVXV вв.
Возникновение сословнопредставительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно
представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские
государства в XIVXV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIVXV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы.
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское
движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние
географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Городагосударства Северного Причерноморья.
Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VIIX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства.
Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности.
Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные
связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое
население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий,
Киевское, ВладимироСуздальское, ГалицкоВолынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиознокультурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение
славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с
завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.
Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества
Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении
Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной
жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение
Москвой северовосточных и северозападных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов
власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIIIXV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва центр
складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании,
литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: Основной формой организации учебного процесса является классноурочная
система. ( лекции, уроки практикумы, зачёты, проекты, комбинированные уроки, видео экскурсии) В качестве дополнительных форм
организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная
работа учащихся с использованием современных информационных технологий
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, микрогрупповая,
дифференцированная, коллективная Календарно тематическое планирование рабочей программы
Класс: 6
Количество часов: в неделю 2 часа
Учебно – методический комплект: Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2014
История России под ред.А.В.Торкунова в 2ух ч., М.: Просвящение, 2016.
№ п/п №
урока в
разделе
Тема раздела, урока
Календарные сроки
дата по
плану
Дата
проведения
1 Введение. Что изучает история средних веков.
2
1
СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 69 вв. (5 ч.)
Древние германцы и Римская империя. 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
2
3
4
5
1
2
1
2
2
3
1
2
3
1516
1718
45
67
Королевство франков и христианская церковь.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Западная Европа в 911 вв.
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения.
ВИЗАНТИЙЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ. (2 ч.)
Византия – государственное устройство и культура.
Образование славянских государств.
Введение.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.(3 ч.)
Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России.
Образование первых государств.
Восточные славяне и их соседи.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ В 9первой половине ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. ( 13 ч.)
Первые известия о Руси.
Становление Древнерусского государства.
Правление князя Владимира.Крещение Руси.
Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава мудрого. Владимир Мономах.. 1920
2122
23
89
Общественный строй и церковная организация на Руси.
1011
Культурное пространство Европы и культура Руси.
12
Повседневная жизнь населения.
2425
1213
Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII первой половине XII в.».
26
27
28
29
30
31
32
33
1
2
1
2
1
2
1
2
АРАБЫ В 69вв. ( 2 ч.)
Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ ( 2 ч.)
В рыцарском замке.
Средневековая деревня и ее обитатели.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ ( 2 ч.)
Средневековый город.Повт. Древние германцы и Римская империя.
Горожане и их образ жизни.Повт. Королевство франков и христианская церковь.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ( 2 ЧАСА)
Католическая церковь в средние века.Повт. Возникновение и распад империи Карла Великого.
Феодальная раздробленность.
Крестовые походы. Повт. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная
раздробленность.
РУСЬ в середине 12начале 13 в. (4 часа)
3435
12
Политическая раздробленность на Руси. Повт. Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России.
ВладимироСуздальское княжество. Повт. Образование первых государств
Новгородская республика. Повт. Образование первых государств
ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ( 5 ч.)
Объединение Франции. Повт. Западная Европа в 911 вв.
Что англичане считают началом своих свобод. Повт. Западная Европа в 911 вв.
Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии.Повт. Западная Европа в 911 вв.
Усиление королевской власти во Франции и Англии. Повт. Западная Европа в 911 вв.
Германия и Италия в 1214 вв..Повт. Западная Европа в 911 вв.
СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Повт. Образование славянских государств.
Завоевание турками османами Балканского полуострова .Повт. Образование славянских государств.
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (3 ч.)
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
3
4
1
2
3
4
5
1
2
1 46
47
48
49
50
51
52
53
2
3
1
2
3
4
5
6
5455
78
5657
910
Образование и философия, литература, искусство. Повт. Культура Западной Европы в эпоху Раннего Воз
рождения.
Культура Раннего Возрождения. Научные знания. . Повт. Культура Западной Европы в эпоху Раннего Воз
рождения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Повт. Арабский халифат и его распад.
Русские земли в середине 1314 в.(10 ч.)
Монгольская империя и изменение политической карты мира.Повт. Арабский халифат и его распад.
Батыево нашествие на Русь. Повт. Политическая раздробленность на Руси.
СевероЗападная Русь между Востоком и Западом. Повт. Политическая раздробленность на Руси.
Золотая Орда. Повт. Политическая раздробленность на Руси.
Литовское государство и Русь. Повт. Политическая раздробленность на Руси.
Усиление Московского княжества. Повт. Новгородская республика
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Повт.Новгородская республика
Обобщающие уроки по теме.
Формирование единого Русского государства.(14 ч.) 5859
12
60
61
3
4
6263
56
64
7
6566
89
67
1011
6869
1213
70
14
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в.Повт. Становление Древнерусского
государства
Московское княжество в первой половине 15 в. .Повт. Становление Древнерусского государства
Распад Золотой Орды и его последствия. .Повт. Становление Древнерусского государства
Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.Пов Правление князя
Владимира.Крещение Руси.т.
Русская православная церковь в 15начале 16 в.Повт. Правление князя Владимира.Крещение Руси.
Формирование культурного пространства единого Российского государства.
Проектная деятельность.
Наш край в 1516 вв.
Итоговый урок по курсу. Перечень учебнометодического обеспечения
Список дополнительной литературыАгафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. М. : Русское слово, 2005.
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XIIXV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. М. : Курсив, 2010.
Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VIX1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. М. : Курсив, 2010.
Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт. сост. С. Н. Степанько. Волгоград : Учитель, 2009.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.6 Эксмо, 2005
Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.сост. Н. Ю. Бухарева. Волгоград :
Учитель, 2009.
История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.сост. Н. Ю. Колесниченко. Волгоград : Учитель, 20II.
История. 59 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Список литературы для учащихся.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. М. : ACT: ACT рель: Хранитель, 2002.
Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. М.: Дрофа Плюс, 2011.
Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. М.: Росмэн, 2000.
Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. М.: ACT, 2008.
Энциклопедия для детей. Т 5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. от древних славян до Петра Великого./гл.ред. М.Д.Аксенова. М.:Аванта+, 1999
Образовательные диски
История средних веков. 6 класс. ООО «Дрофа», 2007
История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. ООО «Дрофа», 2006
Учебное электронное издание. Всеобщая история 56 класс. ООО «Кордис Медиа», 2004
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
Основные Интернетресурсы
http
:// www
http:// www
http
:// www
http:// www
http
:// www
http
:// www
http://www
. prosv
. ru – сайт издательства «Просвещение»
. history
. standart
. internet
school
. pish
.1 september
. lesson
history
. edu
. standart
. narod
. ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
. ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
. ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
. edu
. ru – интернетшкола издательства «Просвещение»: «История»
. ru – сайт научнометодического журнала «Преподавание истории в школе»
. ru – газета «История», издательство «Первое сентября» :// www
. historic
. patriotica
:/ www
. http
:// www
Дополнительные Интернетресурсы
http
http
www
http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http
. shtml историческая библиотека
inism
. asp научная электронная библиотека
– библиотека думающего о России
. ru / books
. ru / subjects
/ index
/ stal
. ru / defaultx
. elibrary
. html
:// museum
. ru / Портал «Музеи России».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история России. Всеобщая история» для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.