РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета окружающий мир уровень начального общего образования (базовый)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1-4 класс разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф. 2012. Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Иконка файла материала 4. Рабочая программа по окр.миру 1-4 виноградова Школа21 век.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение             основная общеобразовательная школа с. Котиково                                        Вяземского муниципального района Хабаровского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  окружающий мир уровень начального общего образования  (базовый) Шведова Т.В.­ учитель нач.классов   Червакова М. В. учитель нач.классов   Демиденко В. М. учитель нач.классов  1 категория2016 Аннотация Рабочая   программа   по   курсу   «Окружающий   мир»   1­4   класс    разработана   и составлена   на   основе   Федерального   государственного   образовательного     стандарта начального   общего образования, ООП НОО, программы УМК   «Начальная   школа XXI века»  под  редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана­Граф. 2012. Цель учебного курса:  формирование в сознании ученика ценностно­окрашенного   образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего   живого.   На   этой   основе   происходит   становление   у   ребенка   современной экологически   ориентированной   картины   мира,   развивается   чувство   сопричастности   к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.     Задачи курса: воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,  формирование   опыта   экологически   и   этически   обоснованного   поведения   в природной и социальной среде,  развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,  осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются   условия   для   развития   у   учащихся   познавательных   процессов,   речи, эмоциональной   сферы,   творческих   способностей,   формирования   учебной   деятельности.       Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1 Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими   различные   виды   человеческой   деятельности   и   систему   общественных отношений. 2 Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также     последующего   успешного   обучения;   предоставление   каждому   школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 3 Культурологический   принцип   –   понимается   как   обеспечение   широкого   эрудиционного фона   обучения,   что   дает   возможность   развивать   общую   культуру   школьника,   его возрастную эрудицию. В программе 3­4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников». 4 Принцип   экологизации   –   определяется   социальной   значимостью   решения   задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.   Этот   принцип   реализуется   через   формирование   у   школьников   элементарного умения   предвидеть   последствия   своего   поведения,   сравнивать   свои   действия   с установленными нормами поведения в окружающей среде. 5 Принцип   поступательности   –   обеспечивает   постепенность,   последовательность   и   возможность   успешного   изучения   соответствующих перспективность   обучения, естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.6 Краеведческий   принцип   –   обязывает   учителя   при   изучении   природы   и   общественных явлений   широко   использовать   местное   окружение,   проводить   экскурсии   на   природу,   в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что   дает   человеку   природа,   почему  человек   должен   изучать   природу;   почему   природу нужно беречь и охранять. Человек   и  общество:  чем   богата   и   знаменита   родная   страна,   почему   гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Правила безопасной жизни Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 ч:1 класс­66ч(33 учебные недели), 2­4 классы ­по 68ч (по 34 учебные недели). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей Требования к результатам освоения дисциплины: Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.  Форма контроля: тестирование, итоговая комплексная работа. 1. Планируемые  предметные результаты освоения учебного предмета. В   результате   изучения   курса   «Окружающий   мир»   обучающиеся   на   уровне начального общего образования: получат   возможность   расширить,   систематизировать   и   углубить   исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,   овладеть   основами   практико­ориентированных   знаний   о   природе,   человеке   и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; обретут   чувство   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   его   историю, осознают   свою   этническую   и   национальную   принадлежность   в   контексте   ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных   ориентаций,   способствующих   формированию   российской   гражданской идентичности; приобретут   опыт   эмоционально   окрашенного,   личностного   отношения   к   миру природы   и  культуры;  ознакомятся   с  началами   естественных  и   социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,   позволит   сделать   восприятие   явлений   окружающего   мира   более   понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении; получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально­ научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   личного   опыта   общения   с людьми,   обществом   и   природой,   что   станет   основой   уважительного   отношения   к   иному мнению, истории и культуре других народов; познакомятся   с   некоторыми   способами   изучения   природы   и   общества,   начнут осваивать умения проводить наблюдения  в природе,  ставить опыты,  научатся  видеть и понимать некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире и неизбежность егоизменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры   родного   края,   что   поможет   им   овладеть   начальными   навыками   адаптации   в динамично изменяющемся и развивающемся мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ­средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио­  и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов   учебной   деятельности   и   формирование   личностного   смысла   учения, самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   в   том   числе   в информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической   грамотности,   получат   возможность   научиться   соблюдать   правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Человек и природа Выпускник научится: – – узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать  на  основе  предложенного  плана   изученные  объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; – проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям – – и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать   естественнонаучные   тексты   (на   бумажных  и   электронных носителях,   в   том   числе   в   контролируемом  Интернете)   с   целью   поиска   и   извлечения информации,   ответов   на   вопросы,   объяснений,   создания   собственных   устных   или письменных высказываний; – использовать   различные   справочные   издания   (словарь   по   естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; – использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; – обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и  неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – определять   характер   взаимоотношений   человека   и   природы,   находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   здоровье   и   безопасность человека; – понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться:– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото­ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;   – моделировать   объекты   и   отдельные   процессы   реального   мира   с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; – осознавать ценность природы и необходимость нести  ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; – пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; – выполнять   правила   безопасного   поведения   в   доме,   на  улице,   природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; – планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные  действия   в   процессе познания   окружающего   мира   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации. Человек и общество Выпускник научится: – узнавать   государственную   символику   Российской   Федерации   и   своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя   дополнительные   источники   информации   (на  бумажных   и электронных   носителях,   в   том   числе   в   контролируемом   Интернете),   находить   факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, группа сверстников, этнос),  в том числе с позиции развития этических чувств,   доброжелательности   и   эмоционально  нравственной   отзывчивости,   понимания чувств других людей и сопереживания им; – использовать   различные   справочные   издания   (словари,  энциклопедии)   и детскую   литературу   о   человеке   и   обществе  с   целью   поиска   информации,   ответов   на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: – осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими социальными группами; – ориентироваться  в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны; – проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной  обстановке;   участвовать   в   коллективной   коммуникативной   деятельности   в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности  и пути её достижения; договариваться   о  распределении   функций   и   ролей;   осуществлять   взаимный   контроль   всовместной   деятельности;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. 1 класс  Ученик научится: —   воспроизводить   свое   полное   имя,   домашний   адрес,   название   города,   страны, достопримечательности столицы России, своего города ( р.к.) — различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном  пребывании на улицах  — ориентироваться  в основных помещениях школы, их местоположении; — различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий нашего города (р.к.) — различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; —   определять   последовательность   времен   года   (начиная   с   любого),   находить ошибки   в   предъявленной   последовательности;   кратко   характеризовать   сезонные изменения; — устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;  —   описывать   (характеризовать)   отдельных   представителей   растительного   и животного мира своего края (р.к.); — сравнивать домашних и диких животных. ­­ уметь работать с информацией, представленной в разных формах; Ученик получит возможность научиться: —анализировать   дорогу   от   дома   до   школы,   в   житейских   ситуациях   избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; знать безопасный путь дорогу в школу (р.к.) Человек познает мир. — различать основные нравственно­этические понятия; — рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; — участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.  2 класс: Ученик научится: — составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. — называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;  —   оценивать   жизненную   ситуацию,   а   также   представленную   в   художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; —   различать   (соотносить)   прошлое­настоящее­будущее;   год­век   (столетие); соотносить событие с датой его происхождения; —   кратко   характеризовать   Солнечную   систему   (солнечную   «семью»);   называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; — называть царства природы;  — описывать признаки животного и растения как живого существа; — моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; —   различать   состояния   воды   как   вещества,   приводить   примеры   различных состояний воды;  — устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;  — описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; —   сравнивать   представителей   растительного   и   животного   мира   по   условиям   их обитания; ­­ уметь работать с информацией, представленной в разных формах; ­ находить дополнительную информацию для решения учебных и самостоятельныхпознавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете Ученик получит возможность научиться: — «читать» информацию, представленную в виде схемы; —   воспроизводить   в   небольшом   рассказе­повествовании   (рассказе­описании) изученные сведения из истории Древней Руси; —   ориентироваться   в   понятиях:   Солнечная   система;   сообщество,   деревья­ кустарники­травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры» — проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); — приводить примеры из Красной книги России , Вологодской области (р.к.).  3 класс Ученик научится: — характеризовать условия жизни на Земле;  — устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;  — описывать свойства воды (воздуха); — различать растения разных видов (в том числе своего края (р.к.), описывать их; —   объяснять   последовательность   развития   жизни   растения,   характеризовать значение органов растения; — объяснять отличия грибов от растений; — характеризовать животное как организм; — устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; — составлять описательный рассказ о животном; —приводить примеры (конструировать) цепи питания; —   характеризовать   некоторые   важнейшие   события   в   истории   российского государства (в пределах изученного); — сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох; — называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; — работать с географической и исторической картой, контурной картой. ­ уметь работать с информацией, представленной в разных формах; ­ находить дополнительную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете ­­   создавать   информационные   объекты   в   качестве   отчёта   о   проведённых исследованиях; Ученик получит возможность научиться:  —   ориентироваться   в   понятии   «историческое   время»;   различать   понятия   «век», «столетие», «эпоха»; — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;  — приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; — проводить несложные опыты по размножению растений. —   проводить   классификацию   животных   по   классам;   выделять   признак классификации;  — рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена — ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.   4 класс:Ученик научится: — характеризовать признаки живого организма, характерные для человека; — моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; —   устанавливать   последовательность   возрастных   этапов   развития   человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; — оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;  — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;  — описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности; — составлять рассказ­описание о странах­соседях России;  —   различать   год,   век,   арабские   и   римские   цифры,   пользоваться   терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; —   соотносить   события,   персоналии   с   принадлежностью   к   конкретной   исторической эпохе; — называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; —   различать   (называть)   символы   царской   власти,   символы   современной   России, Вологодской области и города Сокол (р.к.). Называть имя Президента современной России; —   описывать   основные   события   культурной   жизни   России   (в   разные   исторические эпохи), называть их даты,  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. ­уметь работать с информацией, представленной в разных формах; ­   находить   дополнительную   информацию   для   решения   учебных   и   самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете ­ создавать информационные объекты в качестве отчёта о проведённых исследованиях Ученик получит возможность научиться:  —   применять   в   житейской   практике   правила   здорового   образа   жизни,   соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; —   различать   эмоциональное   состояние   окружающих   людей   и   в   соответствии   с   ним строить общение; —   раскрывать   причины   отдельных   событий   в   жизни   страны   (войны,   изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/ (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты. 2. Тематическое планирование   учебного курса «Окружающий мир». Раздел ы 1. 2. Раздел учебного курса 1 класс Введение. Что такое окружающий мир Мы ­ школьники Кол­ во часов 66ч 1ч 10ч Количество уроков контроля Стартовая диагностическая   работа – 13. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 1 2 3 Ты и здоровье Мы и вещи Родная природа Родная страна 6ч 6ч 25ч 18ч Промежуточная диагностическая   работа – 1 Итоговая диагностическая работа ­ 1 2 класс 68ч Введение. Что тебя окружает. Кто ты такой Кто живет рядом с тобой Россия ­  твоя Родина Мы­ жители Земли 2ч 10ч 11ч 20ч 25ч 3 класс 68ч Введение Земля – наш общий дом Растительный мир Земли Грибы Животный мир Земли Каким   был   человек   в   разные   времена (исторические эпохи) Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) Уроки ­ обобщения 1ч 10ч 11ч 1ч 11ч 14ч 20ч 4 класс 68ч Введение Человек – живое существо (организм) Человек   и   общество,   в   котором   он живет 1ч 30ч 37ч Практические   работы   – 11 Проверочные работы – 4 Экскурсии ­ 11 Опыты – 5 Практические работы – 2 Экскурсии – 1 Проверь (контрольный урок) ­ 4   себя Опыты – 6 Практические работы – 2 Проверь (контрольные уроки) ­ 3 себя3. Учебно­методический комплект и материально­технического обеспечения образовательного процесса. 1 класс ­Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. 1 класс.  Учебник  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.  Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать» № 1, № 2 2 класс ­Н.Ф. Виноградова  Окружающий мир. 2 класс. Учебник ­Н.Ф.   Виноградова     Окружающий   мир.   2   класс.   Рабочие   тетради   «Учимся   думать   и фантазировать» № 1, № 2  3 класс ­Н.Ф.Виноградова ,Г.С.Калинова Окружающий мир. 3 класс. Учебник.  ­Н.Ф.Виноградова,   Г.С.Калинова   Окружающий   мир.   3   класс.   Рабочие   тетради «Окружающий мир» № 1, № 2  4 класс ­Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир. 4 класс. Учебник.  ­Н.Ф.Виноградова,   Г.С.Калинова   Окружающий   мир.   4   класс.   Рабочие   тетради «Окружающий мир» № 1, № 2 ­Окружающий мир. Методика обучения 1­4 классы. Методическое пособие

Посмотрите также