Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 14.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и рассчитана на 51 час (17 часов в год) . Программа позволяет формировать представление о родной (русской) литературе разных эпох и направлений, а также предусматривает реализацию регионального компонента (Сибирь).
Иконка файла материала РОДНАЯ ЛИТ-РА ФГОС 5-7кл. 2019-20 Плетнева.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45»                                                                                                                                                                                 Обсуждена  на   заседании М/О учителей русского языка и литературы Протокол № 4 от 30.08.2019 г. Руководитель               О.В. Нехорошева        Утверждаю. Приказ от __________ №________ Директор школы _____________И.И. Максимова Рассмотрена  на  заседании методического совета Протокол № 4 от 30.08.2019 г. Председатель МС              Н.А. Плетнева                                                                      РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА                                                                                        Срок реализации:  три года                                                                       для     5­7     классов                                                                              на  51   час                                                                                              Составитель:                                                                                                Плетнева Н.А., учитель русского языка                                                                                               и  литературыКемерово   Планируемые результаты освоения  учебного предмета «Родная литература»    Личностные результаты  1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к   Отечеству, прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учетом   устойчивых   познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)   формирование   целостного  мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню  развития науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6)   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8)   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)   формирование   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному   уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 210) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.    Метапредметные результаты  1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые   задачи   в   учебе   и   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности; 2)   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией; 4)   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные   возможности   ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9)   умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ­   компетенции);   развитие   мотивации   к   овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные    результаты 31) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2)   понимание   родной   литературы   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3)   обеспечение   культурной   самоидентификации,   осознание   коммуникативно­эстетических возможностей   родного   языка   на   основе   изучения   выдающихся   произведений   культуры   своего народа, российской и мировой культуры; 4)   воспитание   квалифицированного   читателя   со   сформированным   эстетическим   вкусом, способного   аргументировать   свое   мнение   и   оформлять   его   словесно   в   устных   и   письменных высказываниях   разных   жанров,   создавать   развернутые   высказывания   аналитического   и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5)   развитие   способности   понимать   литературные   художественные   произведения,   отражающие разные этнокультурные традиции; 6)   овладение   процедурами   смыслового   и   эстетического   анализа   текста   на   основе   понимания принципиальных   отличий   литературного   художественного   текста   от   научного,   делового, публицистического   и   т.п.,   формирование   умений   воспринимать,   анализировать,   критически оценивать   и   интерпретировать   прочитанное,   осознавать   художественную   картину   жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  5 класс – 17 ч. Понятие о фольклоре. Устное народное творчество – 1 ч. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья Муромец  и Соловей  разбойник» Древнерусская литература – 1 ч.  Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Сказание о Никите­кожемяке» Из литературы XVIII века – 2 ч. Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Веселием сердца год новый оживляет…» Из русской литературы XIX  века – 5 ч. Александр Сергеевич Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке»; Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе»; Лев Николаевич Толстой. Котенок»; 4Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. Из русской литературы XX  века – 7 ч. Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке» Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел   Петрович   Бажов.  «Малахитовая   шкатулка»  Реальность   и   фантастика.   Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Константин Георгиевич Паустовский. «Мещерская сторона». Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. Симонов.  Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история». Гарий Немченко «Озябший мальчик». Владимир Чивилихин «Светлое око Сибири». 6 класс – 17 ч. Устное народное творчество.  Обрядовый фольклор Сибири – 1 ч. Обрядовый фольклор в Сибири. Пословицы и поговорки. Загадки.  Древнерусская литература – 1 ч.  Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов  (патриотизма, ума находчивости). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Из литературы XVIII века – 2 ч. И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок», «Царь и два пастуха». Из русской литературы XIX века  ­ 6 ч. Михаил Юрьевич Лермонтов.  Стихотворение «Нищий»; Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода»); Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник»; Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика»; Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».  Из русской литературы XX века  ­ 6 ч. А.И. Куприн  «Однорукий комендант»;  А.С. Грин «Зеленая лампа»; В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»; В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»; Фазиль Искандер «Дерево моего детства»; Борис Бурмистров «Как жить на свете, не любя»; Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта. 7 класс – 17 ч. Устное народное творчество. Русский фольклор Сибири – 1 ч. Сибирские  народные сказания и легенды. 5Духовная традиция в  древнерусской литературе  ­ 1 ч. Притчи. Притча о ветре и цветке. Притча о Боге и учениках. Эпическое произведение  ­ 8 ч. Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.  К.Ф. Рылеев «Боян»; А.П. Чехов «Размазня»; А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица»; Ч.Т. Айтматов «Белый пароход»; З. Чигарева «След добра» Лирическое произведение – 2 ч. Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя). А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»; Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Драматические произведения – 6 ч.  Драматические   произведения,   их   своеобразие   и   виды.   Герои   драматического   произведения   и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»; А. Вампилов «Старший сын»; А. Володин «Пять вечеров». Лиро­эпические произведения – 1 ч. Лиро­эпические произведения, их своеобразие и виды. Баллады В. Высоцкий «Баллада о времени». Взаимовлияние произведений словесностей – 1 ч. Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. Тематическое планирование с указанием количества часов,                 отводимых на освоение каждой темы.  5 класс Наименование разделов Часы Примечания 6 № 1 урока Устное народное творчество. Обрядовый  русский фольклор в Сибири ­1 ч. 1 Обрядовый фольклор в Сибири. Загадки. Детский фольклор Древнерусская литература – 1 ч.2 «Сказание о Никите­кожемяке» Из литературы XVIII века – 2 ч. 3 4 Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Веселием сердца год новый оживляет…» Из русской литературы XIX  века – 5 ч. 5 6 7 8 Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке». Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе». Лев Николаевич Толстой. Котенок» Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. Из русской литературы XX  века – 7 ч. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 С. Есенин  «Песнь о  собаке» П,П. Бажов Сказы («Малахитовая шкатулка») К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история» Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. К.М., Симонов.  Г. Немченко «Озябший мальчик» Владимир Чивилихин  «Светлое око Сибири» Повторение изученного  Итоговый урок                                                                                        Всего                                                                                                                                                              6 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 № Наименование разделов Часы Примечания урока Устное народное творчество. Обрядовый  русский фольклор в Сибири ­1 ч. 1 Обрядовый фольклор в Сибири. Пословицы и поговорки 1 Древнерусская литература – 1 ч. 2 Русские летописи Из литературы XVIII века – 2 ч. 3 4 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок» Из русской литературы XIX  века – 6 ч. 5 6 7 8 9 Михаил Юрьевич Лермонтов.  Стихотворение «Нищий». Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода») Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник». Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика». Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».  Из русской литературы XX  века – 6 ч. 10 11 А.И. Куприн  «Однорукий комендант».  А.С. Грин «Зеленая лампа». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 712 13 14 15 16 17 В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин» Фазиль Искандер «Дерево моего детства» Борис Бурмистров «Как жить на свете, не любя» Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта. Итоговый урок                                                                                        Всего 2 1 1 1 1 1 17                                                                                7 класс № Наименование разделов Часы Примечания урока Устное народное творчество. Русский фольклор  Сибири ­1 ч. 1 Сибирские  народные сказания и легенды. Духовная традиция   в древнерусской литературе– 1 ч. 2 Притчи. Притча о ветре и цветке. Притча о Боге и учениках Эпические произведения – 8 ч. 3 4 5­6 7 8 К.Ф. Рылеев «Боян» А.П. Чехов «Размазня» А.Н.Рыбаков  «Бронзовая птица» Ч.Т. Айтматов «Белый пароход» З. Чигарева «След добра» Лирические произведения – 2 ч. 8 9 А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»  Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка» Драматические произведения – 6 ч. 10­11 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»  12­13 А. Вампилов «Старший сын» 13­14 А. Володин «Пять вечеров» Лиро­эпические произведения – 1 ч. 15 В. Высоцкий  «Баллада о времени» Взаимовлияние произведений словесности – 1 ч. 16 17 Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. Итоговый урок                                                                                        Всего 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 17 8