Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература
5 кл—7 кл
14.08.2019
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и рассчитана на 51 час (17 часов в год) . Программа позволяет формировать представление о родной (русской) литературе разных эпох и направлений, а также предусматривает реализацию регионального компонента (Сибирь).
РОДНАЯ ЛИТ-РА ФГОС 5-7кл. 2019-20 Плетнева.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Обсуждена на заседании
М/О учителей русского языка и литературы
Протокол № 4 от 30.08.2019 г.
Руководитель О.В. Нехорошева
Утверждаю.
Приказ от __________ №________
Директор школы
_____________И.И. Максимова
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 4 от 30.08.2019 г.
Председатель МС Н.А. Плетнева
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Срок реализации: три года
для 57 классов
на 51 час
Составитель:
Плетнева Н.А., учитель русского языка
и литературы Кемерово
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
2 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
3 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс – 17 ч.
Понятие о фольклоре. Устное народное творчество – 1 ч.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе
народных идеалов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и
философский характер сказок. «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Древнерусская литература – 1 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть
временных лет» как литературный памятник. «Сказание о Никитекожемяке»
Из литературы XVIII века – 2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение
«Веселием сердца год новый оживляет…»
Из русской литературы XIX века – 5 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. Сказки А.С.
Пушкина. «Сказка о золотом петушке»;
Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе»;
Лев Николаевич Толстой. Котенок»;
4 Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.
Из русской литературы XX века – 7 ч.
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке» Поэтическое изображение родной
природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России.
Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов.
«Малахитовая шкатулка» Реальность и фантастика. Честность,
добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. «Мещерская сторона».
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. Симонов.
Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история».
Гарий Немченко «Озябший мальчик».
Владимир Чивилихин «Светлое око Сибири».
6 класс – 17 ч.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор Сибири – 1 ч.
Обрядовый фольклор в Сибири. Пословицы и поговорки. Загадки.
Древнерусская литература – 1 ч.
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов
(патриотизма, ума находчивости). «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Из литературы XVIII века – 2 ч.
И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок», «Царь и два пастуха».
Из русской литературы XIX века 6 ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Нищий»;
Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода»);
Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник»;
Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика»;
Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».
Из русской литературы XX века 6 ч.
А.И. Куприн «Однорукий комендант»;
А.С. Грин «Зеленая лампа»;
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»;
В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»;
Фазиль Искандер «Дерево моего детства»;
Борис Бурмистров «Как жить на свете, не любя»;
Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.
7 класс – 17 ч.
Устное народное творчество. Русский фольклор Сибири – 1 ч.
Сибирские народные сказания и легенды.
5 Духовная традиция в древнерусской литературе 1 ч.
Притчи. Притча о ветре и цветке. Притча о Боге и учениках.
Эпическое произведение 8 ч.
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического
произведения. Художественная деталь.
К.Ф. Рылеев «Боян»;
А.П. Чехов «Размазня»;
А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица»;
Ч.Т. Айтматов «Белый пароход»;
З. Чигарева «След добра»
Лирическое произведение – 2 ч.
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения.
Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по
выбору учителя).
А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»;
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Драматические произведения – 6 ч.
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и
способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»;
А. Вампилов «Старший сын»;
А. Володин «Пять вечеров».
Лироэпические произведения – 1 ч.
Лироэпические произведения, их своеобразие и виды. Баллады
В. Высоцкий «Баллада о времени».
Взаимовлияние произведений словесностей – 1 ч.
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
5 класс
Наименование разделов
Часы
Примечания
6
№
1
урока
Устное народное творчество. Обрядовый русский фольклор в Сибири 1 ч.
1
Обрядовый фольклор в Сибири. Загадки. Детский фольклор
Древнерусская литература – 1 ч. 2
«Сказание о Никитекожемяке»
Из литературы XVIII века – 2 ч.
3
4
Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт,
художник, гражданин.
Стихотворение «Веселием сердца год новый оживляет…»
Из русской литературы XIX века – 5 ч.
5
6
7
8
Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке».
Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе».
Лев Николаевич Толстой. Котенок»
Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.
Из русской литературы XX века – 7 ч.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
С. Есенин «Песнь о собаке»
П,П. Бажов Сказы («Малахитовая шкатулка»)
К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»
Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история»
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский,
К.М. К.М., Симонов.
Г. Немченко «Озябший мальчик»
Владимир Чивилихин «Светлое око Сибири»
Повторение изученного
Итоговый урок
Всего
6 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
№
Наименование разделов
Часы
Примечания
урока
Устное народное творчество. Обрядовый русский фольклор в Сибири 1 ч.
1
Обрядовый фольклор в Сибири. Пословицы и поговорки
1
Древнерусская литература – 1 ч.
2
Русские летописи
Из литературы XVIII века – 2 ч.
3
4
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок»
Из русской литературы XIX века – 6 ч.
5
6
7
8
9
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Нищий».
Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая
вода»)
Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник».
Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика».
Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».
Из русской литературы XX века – 6 ч.
10
11
А.И. Куприн «Однорукий комендант».
А.С. Грин «Зеленая лампа».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 12
13
14
15
16
17
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»
Фазиль Искандер «Дерево моего детства»
Борис Бурмистров «Как жить на свете, не любя»
Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.
Итоговый урок
Всего
2
1
1
1
1
1
17
7 класс
№
Наименование разделов
Часы
Примечания
урока
Устное народное творчество. Русский фольклор Сибири 1 ч.
1
Сибирские народные сказания и легенды.
Духовная традиция в древнерусской литературе– 1 ч.
2
Притчи. Притча о ветре и цветке. Притча о Боге и учениках
Эпические произведения – 8 ч.
3
4
56
7
8
К.Ф. Рылеев «Боян»
А.П. Чехов «Размазня»
А.Н.Рыбаков «Бронзовая птица»
Ч.Т. Айтматов «Белый пароход»
З. Чигарева «След добра»
Лирические произведения – 2 ч.
8
9
А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»
Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Драматические произведения – 6 ч.
1011 А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
1213 А. Вампилов «Старший сын»
1314 А. Володин «Пять вечеров»
Лироэпические произведения – 1 ч.
15
В. Высоцкий «Баллада о времени»
Взаимовлияние произведений словесности – 1 ч.
16
17
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
Итоговый урок
Всего
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
17
8
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература. 5-7 классы" (51 час)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.