РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и естественнонаучный цикл.
Иконка файла материала РПД Экологические основы природопользования СПО.docx
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования  «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» ______________________________________________________________ Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, кандидат экономических наук _____________ А.И.Васильев «___»________________2014 г. (в редакции № 1 от 31.08.2015 г.; в редакции № 2 от 31.08.2016 г.; в редакции № 3 от 31.08.2017г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Профиль: гуманитарный Квалификация выпускника: Дизайнер Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «31» августа  2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы:Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой  Ravgat@yandex.ru Рейтер Е.А. ст. преподаватель Cyrill_reiter@mail.ru Москва 2017 Содержание I. Паспорт программы учебной дисциплины......................................................................3 II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины..........................................5 III. Условия реализации учебной дисциплины.................................................................14 IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..............................15 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,  проектов, исследований.....................................................................................................15 2I. Паспорт программы учебной дисциплины Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины  «Экологические основы природопользования»  является   частью   основной   профессиональной образовательной   программы,   разработанной   в   соответствии   с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом, утвержденным  Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и естественнонаучный цикл. Цель   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь:  определять   юридическую   ответственность   организаций, загрязняющих окружающую среду; освещать правовые вопросы в сфере природопользования; общие понятия охраны окружающей среды; принципы   рационального   природопользования   и   мониторинга  знать:   окружающей среды. Результаты освоения дисциплины 3Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Наименование результата обучения   выполнения Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного задач, профессионального и личностного развития. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Работать   в   коллективе,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать повышение квалификации. Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. профессиональных     Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы  максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том дисциплины: числе: 32 часа;  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  –  самостоятельной работы обучающегося – 16 часов. 4II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы семинары Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: доклад реферат внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме Объем часов 48 32 * * 2 16 13 3 * Зачет 5Тематический план и содержание дисциплины 6Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Экология и природопользование Содержание учебного материала 14 2 1. Цели   и   задачи   дисциплины.   Программа курса.   Экологически   неблагополучные регионы   России,   Карта загрязнения   региона.   причины. Раздел 1. Тема 1.1.  Современное  состояние  окружающей среды в  России. Тема 1.2.  Антропогенное  воздействие на  природу.  Экологические  кризисы и  катастрофы  Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное  природопользование. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1.Хозяйственная деятельность человека и   ее   воздействие   на   природу.   Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные,   региональные   и  глобальные проблемы экологии.  2.Роль   человеческого   фактора   в решении проблем экологии. 3.Научно­технический   прогресс   и природа в современную эпоху. 4.Определение экологического кризиса. Основные   причины   экологического кризиса. 5.Прогнозирование. Определение экологической   катастрофы.   Причины   и виды катастроф. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Природные классификация. 2. Проблемы   и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь размещением производства. 3. Пищевые   ресурсы   человечества. Проблемы   питания   и   производства сельскохозяйственной продукции. 4. Проблемы   сохранения   человеческих   ресурсы   и   их использования       с   7 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 1 2 2Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл ресурсов. 8Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 20 ­ ­ 2 2 ­ 3 2 2 ­ ­ 2 2 2 2 2 Тема 1.4.  Принципы  рационального  природопользования  и охраны  окружающей среды. Тема 1.5. Мониторинг  окружающей среды. Тема 1.6.  Источники  загрязнения,  основные группы  загрязняющих  веществ в природных  средах. понятия Основные   Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала   1.Определение «Природопользование». аспекты охраны природы.  2.Принципы и правила охраны природы.  3.Ресурсные циклы. Система управления отходами. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа 1. Подготовить доклад по теме : Ресурсные циклы регионов России  Содержание учебного материала 1. Определение   понятия   «Мониторинг окружающей среды».    Мониторинг 2. Виды   мониторинга. качества   и   степени   загрязнения атмосферы,   гидросферы   и   земельных ресурсов. 3. Основные задачи   мониторинга окружающей   среды:   наблюдение   за факторами,   воздействующими   на окружающую   среду;   оценка   и прогнозирование состояния окружающей среды Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала  1. Естественные   и   антропогенные источники   загрязнений   атмосферы, гидросферы   и   земельных   степени загрязнения.  2. Классификация веществ. загрязнения. загрязняющих   Определение   степени       9Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Тема 1.7. Физическое  загрязнение. Раздел 2. Тема 2.1.   Рациональное  использование и  охрана атмосферы.   электромагнитное,     радиоактивное Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала    тепловое, Шумовое, световое, загрязнение окружающей   среды.   Способы   ликвидации последствий   заражения   токсичными   и радиоактивными   веществами   окружающей среды. Понятие экологического риска.  Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа: 1.   Примерная   тематика   внеаудиторной самостоятельной работы – доклады по теме: «Воздействие   негативных   экологических факторов   на   человека,   проживающего   в нашем   регионе,   их   прогнозирование   и предотвращение» «Утилизация   бытовых   и   промышленных отходов в нашем регионе» Охрана окружающей среды Содержание учебного материала 1. Строение   и   газовый   состав атмосферы.   Баланс   газов   в   атмосфере. Последствие   загрязнение   и   нарушения газового атмосферы.   Химические   фотохимические превращения   вредных   веществ   в атмосфере.   Меры   по   предотвращению загрязнения   и   охране   атмосферного воздуха:   фильтры, безотходные   технологии,   защита   от выхлопных автомобилей, озеленение   городов   и   промышленных центров. очистные баланса   и       газов   Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала Тема 2.2. 10 20 2 2 ­ ­ 2 2 ­ 5 5 8 2 2 ­ ­ 2Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Рациональное  использование и  охрана водных  ресурсов. Тема 2.3.  Рациональное  использование и  охрана недр. Тема 2.4.  Рациональное  использование и  охрана земельных  ресурсов.           1. Природная вода и ее распространение. Истощение   и   загрязнение   водных ресурсов.   Рациональное   использование   меры   водных по ресурсов,   истощения   и предотвращению   их   загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения   и   оборотные   системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Полезные   ископаемые   и   их распространение.   Распределение   и запасы   минерального   сырья   в   мире. Минерально­сырьевые ресурсы    России. Использование человеком. Исчерпаемость   минеральных   ресурсов. Основные по использованию   и   охране   недр.   Охрана природных   комплексов   при   разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте   природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и   ускоренная   эрозия   почв.   Система мероприятий   по   защите   земель   от   эрозии. Результаты   антропогенного   воздействия   на почвы и меры по ее охране. направления недр в   веществ       Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа: 11 2 2 2 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 ­ 3Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 20 3 8 2 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 2 2 2 Раздел 3. Тема 3.1. Охрана ландшафтов. Тема 3.2. Государственные и  общественные  мероприятия по  охране окружающей  среды. Тема 3.3. Правовые основы и  социальные вопросы  защиты среды  обитания.   ландшафтов. Их   Особо   охраняемые 1. Примерная тематика рефератов. «Молочные продукты – в любом возрасте» «Генетически   модифицированные   про­ дукты» «Добавки в пищевых продуктах» «Соя, и ее польза для здоровья» «Экология и здоровье человека» «Пища Франкенштейна.» Мероприятия по защите планеты Содержание учебного материала 1.Охрана классификация. территории. 2.Антропогенные   формы   ландшафтов, их охрана. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. экологическая экспертиза   предприятий   и   территорий. Экологическая   общественная   экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль   и   регулирование   рационального использования   природных   ресурсов   и окружающей   среды.   Федеральные   органы   отвечающие   за   рациональное власти, природопользование. Организация рационального природопользования в России Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1.   Правовые   основы   охраны   атмосферы, гидросферы,   недр,   земель,   растительного   и животного   мира,   ландшафтов.   Социальные вопросы   экологического   воспитания   и образования   подрастающего   поколения. Природоохранное и экологические права населения просвещение   Государственная           12Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 2 20 20 100 Наименование разделов и тем Тема 3.4. Международное  сотрудничество в  области  рационального  природопользования  и охраны  окружающей среды. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала   и   История   международного   природо­   Природоохранные   межгосударственные   международных 1. охранного   движения. конвенции соглашения. организаций в охране природы Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: Роль     Подготовка докладов. Примерная тематика:    России   в   деятельности «Участие международных природоохранных организаций» «Новые   эколого­экономические   подходы   к природоохранной деятельности» «Описать   подробно   тематику   соглашений, конвенций, принятые законы» Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»   ­ ­ 2 2 ­ 5 5 2 Всего 48/16 Для   характеристики   уровня   освоения   учебного   материала используются следующие обозначения: 1) ознакомительный   (узнавание   ранее   изученных   объектов, свойств);  2) репродуктивный   (выполнение   деятельности   по   образцу, инструкции или под руководством); 3) продуктивный   (планирование   и   самостоятельное   выполнение деятельности, решение проблемных задач). 13III. Условия реализации учебной дисциплины Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению. Реализация   программы   дисциплины   требует   наличие   учебного кабинета с учебно­наглядными пособиями. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее   место   преподавателя,   оборудованное   персональным компьютером   с   лицензионным   или   свободным   программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;  комплект   учебно­наглядных   пособий   «Экологические   основы природопользования».  принтер. Оборудование учебного кабинета:   мультимедиапроектор или мультимедийная доска;  фото или/и видео камера;  web­камера. Информационное обеспечение обучения: Основная литература: 1 Денисов В.В. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В.В. Денисов, Е.С. Куликова, И.А.Денисова. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2014. – 456с. Дополнительная литература: 1 Байлагасов   Л.В.   Региональное   природопользование:   учебное пособие. ­ М.: Берлин,   Директ­Медиа, 2016. ­ 195 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   2 Григорьева И.Ю.Основы природопользования: учебное пособие. – М.:ИНФРА­М, 2013. – 336с. 3 Ильиных   И.А.   Экология   человека:   учебное   пособие.   ­   М.: Берлин,Директ­Медиа, 2016. ­ 299с. –режим доступа http://biblioclub.ru   4 Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: учебник / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. ­ 4­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юнити­Дана, 2015. ­ 687с. – режим доступа http://biblioclub.ru   145 Тулякова О.В. Биология с основами экологии: учебное пособие. ­ М.: Директ­Медиа, 2014. ­ 689с. – режим доступа http://biblioclub.ru   6 Хаскин В.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юнити­ Дана, 2015. ­ 495 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   № 1. 2 Интернет­ресурсы Наименование портала Ссылка http://www.mnr.gov.ru/ (издания, курса, документа) Министерство  природных ресурсов и  экологии Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВНИИ ЭКОЛОГИЯ IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины http://www.vniiecology.ru/ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических занятий   и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) знать:  общие понятия охраны окружающей среды  принципы рационального  природопользования и мониторинга  окружающей среды уметь:  определять юридическую ответственность  организаций, загрязняющих окружающую среду  освещать правовые вопросы в сфере  природопользования ОК­1­ОК­9 Формы   и   методы   контроля   и   оценки результатов обучения     успеваемости,   текущий контроль Ф: промежуточная аттестация.  М:  индивидуальный или групповой опрос;  контрольная работа; индивидуальная или  групповая работа (представление выполненного  задания, отчет о выполненной работе; проверка  выполнения поставленной задачи. зачет 15