Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и естественнонаучный цикл.
Негосударственное образовательное
частное учреждение высшего образования
«Московский финансовопромышленный университет
«Синергия»
______________________________________________________________
Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор,
кандидат экономических наук
_____________
А.И.Васильев
«___»________________2014 г.
(в редакции № 1 от 31.08.2015 г.;
в редакции № 2 от 31.08.2016 г.;
в редакции № 3 от 31.08.2017г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы
природопользования»
Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Профиль: гуманитарный
Квалификация выпускника: Дизайнер
Форма обучения: очная
Обсуждено
на заседании кафедры
Высшей математики и естественнонаучных дисциплин
«31» августа 2017 г.
Протокол № 1
Составитель(и) программы:Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой
Ravgat@yandex.ru
Рейтер Е.А. ст. преподаватель
Cyrill_reiter@mail.ru
Москва 2017
Содержание
I. Паспорт программы учебной дисциплины......................................................................3
II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины..........................................5
III. Условия реализации учебной дисциплины.................................................................14
IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..............................15
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.....................................................................................................15
2I. Паспорт программы учебной дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» является частью основной профессиональной
образовательной программы,
разработанной в соответствии с
Федеральным
государственным образовательным стандартом,
утвержденным Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по
специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования»
входит в математический и естественнонаучный цикл.
Цель и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
определять юридическую ответственность организаций,
загрязняющих окружающую среду;
освещать правовые вопросы в сфере природопользования;
общие понятия охраны окружающей среды;
принципы рационального природопользования и мониторинга
знать:
окружающей среды.
Результаты освоения дисциплины
3Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Наименование результата обучения
выполнения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
задач,
профессионального и личностного развития.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
профессиональных
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том
дисциплины:
числе:
32 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
4II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
семинары
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
доклад
реферат
внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме
Объем часов
48
32
*
*
2
16
13
3
*
Зачет
5Тематический план и содержание дисциплины
6Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
Экология и природопользование
Содержание учебного материала
14
2
1. Цели и задачи дисциплины. Программа
курса. Экологически неблагополучные
регионы России,
Карта
загрязнения региона.
причины.
Раздел 1.
Тема 1.1.
Современное
состояние
окружающей среды в
России.
Тема 1.2.
Антропогенное
воздействие на
природу.
Экологические
кризисы и
катастрофы
Тема 1.3.
Природные ресурсы и
рациональное
природопользование.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1.Хозяйственная деятельность человека
и ее воздействие на природу. Понятие
«охрана природы» и его составляющие.
Локальные, региональные и глобальные
проблемы экологии.
2.Роль человеческого фактора в
решении проблем экологии.
3.Научнотехнический прогресс и
природа в современную эпоху.
4.Определение экологического кризиса.
Основные причины экологического
кризиса.
5.Прогнозирование.
Определение
экологической катастрофы. Причины и
виды катастроф.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1. Природные
классификация.
2. Проблемы
и
воспроизводства природных ресурсов, их
взаимосвязь
размещением
производства.
3. Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы питания и производства
сельскохозяйственной продукции.
4. Проблемы сохранения человеческих
ресурсы и их
использования
с
7
2
2
2
2
2
1
2
2Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
ресурсов.
8Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
20
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
Тема 1.4.
Принципы
рационального
природопользования
и охраны
окружающей среды.
Тема 1.5.
Мониторинг
окружающей среды.
Тема 1.6.
Источники
загрязнения,
основные группы
загрязняющих
веществ в природных
средах.
понятия
Основные
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1.Определение
«Природопользование».
аспекты охраны природы.
2.Принципы и правила охраны природы.
3.Ресурсные циклы. Система управления
отходами.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа
1. Подготовить доклад по теме :
Ресурсные циклы регионов России
Содержание учебного материала
1. Определение понятия «Мониторинг
окружающей среды».
Мониторинг
2. Виды мониторинга.
качества и степени
загрязнения
атмосферы, гидросферы и земельных
ресурсов.
3. Основные
задачи мониторинга
окружающей среды: наблюдение за
факторами,
воздействующими на
окружающую среду;
оценка и
прогнозирование состояния окружающей
среды
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1. Естественные и антропогенные
источники загрязнений атмосферы,
гидросферы и земельных степени
загрязнения.
2. Классификация
веществ.
загрязнения.
загрязняющих
Определение степени
9Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
Тема 1.7.
Физическое
загрязнение.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Рациональное
использование и
охрана атмосферы.
электромагнитное,
радиоактивное
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
тепловое,
Шумовое,
световое,
загрязнение
окружающей среды. Способы ликвидации
последствий заражения токсичными и
радиоактивными веществами окружающей
среды. Понятие экологического риска.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа:
1. Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы – доклады по теме:
«Воздействие негативных экологических
факторов на человека, проживающего в
нашем регионе, их прогнозирование и
предотвращение»
«Утилизация бытовых и промышленных
отходов в нашем регионе»
Охрана окружающей среды
Содержание учебного материала
1. Строение и
газовый состав
атмосферы. Баланс газов в атмосфере.
Последствие загрязнение и нарушения
газового
атмосферы.
Химические
фотохимические
превращения вредных веществ в
атмосфере. Меры по предотвращению
загрязнения и охране атмосферного
воздуха:
фильтры,
безотходные технологии, защита от
выхлопных
автомобилей,
озеленение городов и промышленных
центров.
очистные
баланса
и
газов
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
10
20
2
2
2
2
5
5
8
2
2
2Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
Рациональное
использование и
охрана водных
ресурсов.
Тема 2.3.
Рациональное
использование и
охрана недр.
Тема 2.4.
Рациональное
использование и
охрана земельных
ресурсов.
1. Природная вода и ее распространение.
Истощение и загрязнение водных
ресурсов. Рациональное использование
меры
водных
по
ресурсов,
истощения и
предотвращению их
загрязнения.
Рациональное
использование подземных вод. Очистные
сооружения и оборотные системы
водоснабжения.
Экологические
проблемы химии гидросферы.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1. Полезные ископаемые и их
распространение.
Распределение и
запасы минерального сырья в мире.
Минеральносырьевые ресурсы России.
Использование
человеком.
Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Основные
по
использованию и охране недр. Охрана
природных комплексов при разработке
минеральных ресурсов. Рекультивация и
восстановление земель
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в
круговороте
природе.
Хозяйственное значение почв. Естественная
и ускоренная эрозия почв.
Система
мероприятий по защите земель от эрозии.
Результаты антропогенного воздействия на
почвы и меры по ее охране.
направления
недр
в
веществ
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа:
11
2
2
2
2
2
2
2
2
3Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
20
3
8
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Раздел 3.
Тема 3.1.
Охрана ландшафтов.
Тема 3.2.
Государственные и
общественные
мероприятия по
охране окружающей
среды.
Тема 3.3.
Правовые основы и
социальные вопросы
защиты среды
обитания.
ландшафтов.
Их
Особо охраняемые
1. Примерная тематика рефератов.
«Молочные продукты – в любом возрасте»
«Генетически модифицированные про
дукты»
«Добавки в пищевых продуктах»
«Соя, и ее польза для здоровья»
«Экология и здоровье человека»
«Пища Франкенштейна.»
Мероприятия по защите планеты
Содержание учебного материала
1.Охрана
классификация.
территории.
2.Антропогенные формы ландшафтов,
их охрана.
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1.
экологическая
экспертиза предприятий и территорий.
Экологическая общественная экспертиза.
Паспортизация промышленных предприятий.
Контроль и регулирование рационального
использования природных ресурсов и
окружающей среды. Федеральные органы
отвечающие за рациональное
власти,
природопользование.
Организация
рационального природопользования в России
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
1. Правовые основы охраны атмосферы,
гидросферы, недр, земель, растительного и
животного мира, ландшафтов. Социальные
вопросы экологического воспитания и
образования подрастающего поколения.
Природоохранное
и
экологические права населения
просвещение
Государственная
12Объем
часов
Уровень
освоения
Форма
ТКУ, балл
2
20
20
100
Наименование
разделов и тем
Тема 3.4.
Международное
сотрудничество в
области
рационального
природопользования
и охраны
окружающей среды.
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
не предусмотрена
Содержание учебного материала
и
История международного природо
Природоохранные
межгосударственные
международных
1.
охранного движения.
конвенции
соглашения.
организаций в охране природы
Практические занятия:
не предусмотрены
Самостоятельная работа обучающихся:
Роль
Подготовка докладов. Примерная тематика:
России в деятельности
«Участие
международных
природоохранных
организаций»
«Новые экологоэкономические подходы к
природоохранной деятельности»
«Описать подробно тематику соглашений,
конвенций, принятые законы»
Контрольная работа по пройденному курсу
«Экологические
основы
природопользования»
2
2
5
5
2
Всего
48/16
Для характеристики уровня освоения учебного материала
используются следующие обозначения:
1) ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов,
свойств);
2) репродуктивный (выполнение деятельности по образцу,
инструкции или под руководством);
3) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач).
13III. Условия реализации учебной дисциплины
Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного
кабинета с учебнонаглядными пособиями.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным
компьютером с лицензионным или свободным программным
обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к
сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебнонаглядных пособий «Экологические основы
природопользования».
принтер.
Оборудование учебного кабинета:
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;
webкамера.
Информационное обеспечение обучения:
Основная литература:
1 Денисов В.В. Экологические основы природопользования: учебное
пособие / В.В. Денисов, Е.С. Куликова, И.А.Денисова. – РостовнаДону:
Феникс, 2014. – 456с.
Дополнительная литература:
1 Байлагасов Л.В. Региональное природопользование: учебное
пособие. М.: Берлин, ДиректМедиа, 2016. 195 с. – режим доступа
http://biblioclub.ru
2 Григорьева И.Ю.Основы природопользования: учебное пособие. –
М.:ИНФРАМ, 2013. – 336с.
3 Ильиных И.А. Экология человека: учебное пособие. М.:
Берлин,ДиректМедиа, 2016. 299с. –режим доступа http://biblioclub.ru
4 Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования:
учебник / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. 4е изд., перераб. и доп.
М.: ЮнитиДана, 2015. 687с. – режим доступа http://biblioclub.ru
145 Тулякова О.В. Биология с основами экологии: учебное пособие.
М.: ДиректМедиа, 2014. 689с. – режим доступа http://biblioclub.ru
6 Хаскин В.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда:
учебник / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова. 3е изд., перераб. и доп. М.: Юнити
Дана, 2015. 495 с. – режим доступа http://biblioclub.ru
№
1.
2
Интернетресурсы
Наименование портала
Ссылка
http://www.mnr.gov.ru/
(издания, курса, документа)
Министерство природных ресурсов и
экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ВНИИ ЭКОЛОГИЯ
IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
http://www.vniiecology.ru/
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать:
общие понятия охраны окружающей среды
принципы рационального
природопользования и мониторинга
окружающей среды
уметь:
определять юридическую ответственность
организаций, загрязняющих окружающую среду
освещать правовые вопросы в сфере
природопользования
ОК1ОК9
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
успеваемости,
текущий
контроль
Ф:
промежуточная аттестация.
М: индивидуальный или групповой опрос;
контрольная работа; индивидуальная или
групповая работа (представление выполненного
задания, отчет о выполненной работе; проверка
выполнения поставленной задачи.
зачет
15