РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

Оценка 4.8
Контроль знаний +3
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и естественнонаучный цикл.
РПД Экологические основы природопользования СПО.docx
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования  «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» ______________________________________________________________ Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, кандидат экономических наук _____________ А.И.Васильев «___»________________2014 г. (в редакции № 1 от 31.08.2015 г.; в редакции № 2 от 31.08.2016 г.; в редакции № 3 от 31.08.2017г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Профиль: гуманитарный Квалификация выпускника: Дизайнер Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «31» августа  2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы: Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой  Ravgat@yandex.ru Рейтер Е.А. ст. преподаватель Cyrill_reiter@mail.ru Москва 2017 Содержание I. Паспорт программы учебной дисциплины......................................................................3 II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины..........................................5 III. Условия реализации учебной дисциплины.................................................................14 IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..............................15 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,  проектов, исследований.....................................................................................................15 2 I. Паспорт программы учебной дисциплины Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины  «Экологические основы природопользования»  является   частью   основной   профессиональной образовательной   программы,   разработанной   в   соответствии   с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом, утвержденным  Минобрнауки России №1391 от 27 октября 2014 г. по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и естественнонаучный цикл. Цель   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: уметь:  определять   юридическую   ответственность   организаций, загрязняющих окружающую среду; освещать правовые вопросы в сфере природопользования; общие понятия охраны окружающей среды; принципы   рационального   природопользования   и   мониторинга  знать:   окружающей среды. Результаты освоения дисциплины 3 Код ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Наименование результата обучения   выполнения Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного задач, профессионального и личностного развития. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. Работать   в   коллективе,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать повышение квалификации. Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. профессиональных     Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы  максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том дисциплины: числе: 32 часа;  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  –  самостоятельной работы обучающегося – 16 часов. 4 II. Структура и примерное содержание учебной дисциплины Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы семинары Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: доклад реферат внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме Объем часов 48 32 * * 2 16 13 3 * Зачет 5 Тематический план и содержание дисциплины 6 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Экология и природопользование Содержание учебного материала 14 2 1. Цели   и   задачи   дисциплины.   Программа курса.   Экологически   неблагополучные регионы   России,   Карта загрязнения   региона.   причины. Раздел 1. Тема 1.1.  Современное  состояние  окружающей среды в  России. Тема 1.2.  Антропогенное  воздействие на  природу.  Экологические  кризисы и  катастрофы  Тема 1.3. Природные ресурсы и рациональное  природопользование. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1.Хозяйственная деятельность человека и   ее   воздействие   на   природу.   Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные,   региональные   и  глобальные проблемы экологии.  2.Роль   человеческого   фактора   в решении проблем экологии. 3.Научно­технический   прогресс   и природа в современную эпоху. 4.Определение экологического кризиса. Основные   причины   экологического кризиса. 5.Прогнозирование. Определение экологической   катастрофы.   Причины   и виды катастроф. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Природные классификация. 2. Проблемы   и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь размещением производства. 3. Пищевые   ресурсы   человечества. Проблемы   питания   и   производства сельскохозяйственной продукции. 4. Проблемы   сохранения   человеческих   ресурсы   и   их использования       с   7 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 1 2 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл ресурсов. 8 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 20 ­ ­ 2 2 ­ 3 2 2 ­ ­ 2 2 2 2 2 Тема 1.4.  Принципы  рационального  природопользования  и охраны  окружающей среды. Тема 1.5. Мониторинг  окружающей среды. Тема 1.6.  Источники  загрязнения,  основные группы  загрязняющих  веществ в природных  средах. понятия Основные   Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала   1.Определение «Природопользование». аспекты охраны природы.  2.Принципы и правила охраны природы.  3.Ресурсные циклы. Система управления отходами. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа 1. Подготовить доклад по теме : Ресурсные циклы регионов России  Содержание учебного материала 1. Определение   понятия   «Мониторинг окружающей среды».    Мониторинг 2. Виды   мониторинга. качества   и   степени   загрязнения атмосферы,   гидросферы   и   земельных ресурсов. 3. Основные задачи   мониторинга окружающей   среды:   наблюдение   за факторами,   воздействующими   на окружающую   среду;   оценка   и прогнозирование состояния окружающей среды Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала  1. Естественные   и   антропогенные источники   загрязнений   атмосферы, гидросферы   и   земельных   степени загрязнения.  2. Классификация веществ. загрязнения. загрязняющих   Определение   степени       9 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Тема 1.7. Физическое  загрязнение. Раздел 2. Тема 2.1.   Рациональное  использование и  охрана атмосферы.   электромагнитное,     радиоактивное Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала    тепловое, Шумовое, световое, загрязнение окружающей   среды.   Способы   ликвидации последствий   заражения   токсичными   и радиоактивными   веществами   окружающей среды. Понятие экологического риска.  Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа: 1.   Примерная   тематика   внеаудиторной самостоятельной работы – доклады по теме: «Воздействие   негативных   экологических факторов   на   человека,   проживающего   в нашем   регионе,   их   прогнозирование   и предотвращение» «Утилизация   бытовых   и   промышленных отходов в нашем регионе» Охрана окружающей среды Содержание учебного материала 1. Строение   и   газовый   состав атмосферы.   Баланс   газов   в   атмосфере. Последствие   загрязнение   и   нарушения газового атмосферы.   Химические   фотохимические превращения   вредных   веществ   в атмосфере.   Меры   по   предотвращению загрязнения   и   охране   атмосферного воздуха:   фильтры, безотходные   технологии,   защита   от выхлопных автомобилей, озеленение   городов   и   промышленных центров. очистные баланса   и       газов   Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала Тема 2.2. 10 20 2 2 ­ ­ 2 2 ­ 5 5 8 2 2 ­ ­ 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл Рациональное  использование и  охрана водных  ресурсов. Тема 2.3.  Рациональное  использование и  охрана недр. Тема 2.4.  Рациональное  использование и  охрана земельных  ресурсов.           1. Природная вода и ее распространение. Истощение   и   загрязнение   водных ресурсов.   Рациональное   использование   меры   водных по ресурсов,   истощения   и предотвращению   их   загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения   и   оборотные   системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Полезные   ископаемые   и   их распространение.   Распределение   и запасы   минерального   сырья   в   мире. Минерально­сырьевые ресурсы    России. Использование человеком. Исчерпаемость   минеральных   ресурсов. Основные по использованию   и   охране   недр.   Охрана природных   комплексов   при   разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте   природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и   ускоренная   эрозия   почв.   Система мероприятий   по   защите   земель   от   эрозии. Результаты   антропогенного   воздействия   на почвы и меры по ее охране. направления недр в   веществ       Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа: 11 2 2 2 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 ­ 3 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 20 3 8 2 2 ­ ­ 2 2 ­ ­ 2 2 2 2 2 Раздел 3. Тема 3.1. Охрана ландшафтов. Тема 3.2. Государственные и  общественные  мероприятия по  охране окружающей  среды. Тема 3.3. Правовые основы и  социальные вопросы  защиты среды  обитания.   ландшафтов. Их   Особо   охраняемые 1. Примерная тематика рефератов. «Молочные продукты – в любом возрасте» «Генетически   модифицированные   про­ дукты» «Добавки в пищевых продуктах» «Соя, и ее польза для здоровья» «Экология и здоровье человека» «Пища Франкенштейна.» Мероприятия по защите планеты Содержание учебного материала 1.Охрана классификация. территории. 2.Антропогенные   формы   ландшафтов, их охрана. Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1. экологическая экспертиза   предприятий   и   территорий. Экологическая   общественная   экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль   и   регулирование   рационального использования   природных   ресурсов   и окружающей   среды.   Федеральные   органы   отвечающие   за   рациональное власти, природопользование. Организация рационального природопользования в России Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала 1.   Правовые   основы   охраны   атмосферы, гидросферы,   недр,   земель,   растительного   и животного   мира,   ландшафтов.   Социальные вопросы   экологического   воспитания   и образования   подрастающего   поколения. Природоохранное и экологические права населения просвещение   Государственная           12 Объем часов Уровень освоения Форма ТКУ, балл 2 20 20 100 Наименование разделов и тем Тема 3.4. Международное  сотрудничество в  области  рационального  природопользования  и охраны  окружающей среды. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена Содержание учебного материала   и   История   международного   природо­   Природоохранные   межгосударственные   международных 1. охранного   движения. конвенции соглашения. организаций в охране природы Практические занятия:  не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: Роль     Подготовка докладов. Примерная тематика:    России   в   деятельности «Участие международных природоохранных организаций» «Новые   эколого­экономические   подходы   к природоохранной деятельности» «Описать   подробно   тематику   соглашений, конвенций, принятые законы» Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»   ­ ­ 2 2 ­ 5 5 2 Всего 48/16 Для   характеристики   уровня   освоения   учебного   материала используются следующие обозначения: 1) ознакомительный   (узнавание   ранее   изученных   объектов, свойств);  2) репродуктивный   (выполнение   деятельности   по   образцу, инструкции или под руководством); 3) продуктивный   (планирование   и   самостоятельное   выполнение деятельности, решение проблемных задач). 13 III. Условия реализации учебной дисциплины Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению. Реализация   программы   дисциплины   требует   наличие   учебного кабинета с учебно­наглядными пособиями. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее   место   преподавателя,   оборудованное   персональным компьютером   с   лицензионным   или   свободным   программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;  комплект   учебно­наглядных   пособий   «Экологические   основы природопользования».  принтер. Оборудование учебного кабинета:   мультимедиапроектор или мультимедийная доска;  фото или/и видео камера;  web­камера. Информационное обеспечение обучения: Основная литература: 1 Денисов В.В. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В.В. Денисов, Е.С. Куликова, И.А.Денисова. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2014. – 456с. Дополнительная литература: 1 Байлагасов   Л.В.   Региональное   природопользование:   учебное пособие. ­ М.: Берлин,   Директ­Медиа, 2016. ­ 195 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   2 Григорьева И.Ю.Основы природопользования: учебное пособие. – М.:ИНФРА­М, 2013. – 336с. 3 Ильиных   И.А.   Экология   человека:   учебное   пособие.   ­   М.: Берлин,Директ­Медиа, 2016. ­ 299с. –режим доступа http://biblioclub.ru   4 Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: учебник / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. ­ 4­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юнити­Дана, 2015. ­ 687с. – режим доступа http://biblioclub.ru   14 5 Тулякова О.В. Биология с основами экологии: учебное пособие. ­ М.: Директ­Медиа, 2014. ­ 689с. – режим доступа http://biblioclub.ru   6 Хаскин В.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юнити­ Дана, 2015. ­ 495 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   № 1. 2 Интернет­ресурсы Наименование портала Ссылка http://www.mnr.gov.ru/ (издания, курса, документа) Министерство  природных ресурсов и  экологии Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВНИИ ЭКОЛОГИЯ IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины http://www.vniiecology.ru/ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических занятий   и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) знать:  общие понятия охраны окружающей среды  принципы рационального  природопользования и мониторинга  окружающей среды уметь:  определять юридическую ответственность  организаций, загрязняющих окружающую среду  освещать правовые вопросы в сфере  природопользования ОК­1­ОК­9 Формы   и   методы   контроля   и   оценки результатов обучения     успеваемости,   текущий контроль Ф: промежуточная аттестация.  М:  индивидуальный или групповой опрос;  контрольная работа; индивидуальная или  групповая работа (представление выполненного  задания, отчет о выполненной работе; проверка  выполнения поставленной задачи. зачет 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018