РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
естествознание
Взрослым
29.03.2019
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для профессий среднего профессионального образования социально-экономического профиля 260807.01 Повар, кондитер.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
раб. прогр. естествознание.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 2
201
Одобрена
На заседании МК
общеобразовательного цикла
Протокол №____
от «___» ______________20__г.
Председатель МК
______________________
Утверждаю
Зам. Директора по УР
_______________
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для профессий
среднего профессионального образования социальноэкономического профиля
260807.01 Повар, кондитер.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной
дисциплины Естествознание
для профессий начального профессионального
образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и
рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию
федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС) среднего (полного) общего образования по Естествознанию на базовом уровне в
пределах основной образовательной программы среднего профессионального
образования с учетом профиля поучаемого профессионального образования.
Организацияразработчик: «ГБОУ НПО РО АККПУ»
Разработчик: О.И. Поливанова., преподаватель высшей квалификационной категории
«ГБОУ НПО РО АККПУ»
Рецензенты: 3
1. _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
на рабочую программу по учебной дисциплине «Естествознание»,
разработанную преподавателем «ГБОУ НПО РО АККПУ» Чеха И.А.
Рецензия
Рабочая программа разработана на основе примерной программы
учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального
профессионального образования и специальностей среднего
одобренной и рекомендованной
профессионального образования,
Департаментом государственной политики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
Программа предназначена для изучения естествознания в училище
при подготовке квалифицированных рабочих, служащих. Требования к
объему часов и содержанию выполнены полностью. Программа включает в
себя аудиторную и внеаудиторную (самостоятельную) нагрузку.
Программа является базовой. Она не имеет явно выраженной
однако включает в себя элементы
профильной составляющей,
профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения
формирования у
профессиональной образовательной программы,
обучающихся профессиональных компетенций.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие
относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия»,
«Биология».
В программе сбалансированы теоретическая и практическая части.
Программой предусмотрены лабораторные работы, направленные на 4
закрепление теоретических знаний, на получение учащимися практических
навыков.
Программа рекомендована к использованию в образовательном
процессе училища.
Рецензент
________________________________________________________________
на рабочую программу по учебной дисциплине «Естествознание»,
разработанную преподавателем «ГБОУ НПО РО АККПУ» Чеха И.А.
Рецензия
Рабочая программа разработана на основе примерной программы
учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального
профессионального образования и специальностей среднего
одобренной и рекомендованной
профессионального образования,
Департаментом государственной политики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008 г.).
Требования к объему часов и содержанию выполнены полностью.
Программа является базовой. Она направлена на формирование у
обучающихся профессиональных компетенций.
Кроме теоретического обучения программой предусмотрены
лабораторные работы, дающие возможность учащимся закрепить и
совершенствовать знания, полученные в процессе изучения учебного
материала курса, а также получить практические навыки.
Данная программа рекомендована к использованию в
образовательном процессе училища. 5
Рецензент
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для
изучения естествознания в училище, реализующем образовательную
программу среднего (полного) общего образования, при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного)
общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования» (письмо
Департамента государственной политики и нормативноправового
регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №
031180) естествознание в училище изучается с учетом профиля
получаемого профессионального образования.
При освоении профессии социальноэкономического профиля
«Повар, кондитер» естествознание изучается как базовый учебный предмет
в объеме 330 часов. Из них из них на обязательную аудиторную нагрузку
отводится 254 часа, на самостоятельную (внеаудиторную) работу – 76
часов.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и
методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями
и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние
на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для
объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации
естественнонаучного и специального (профессионально значимого)
содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной
и научнопопулярной литературы;
развитие
творческих способностей и
критического мышления в ходе проведения простейших
интеллектуальных, 6
исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы
и использования достижений естественных наук для развития
цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной
деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
грамотного использования современных
технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа не имеет явно выраженной профильной составляющей,
однако включает в себя элементы профессионально направленного
содержания,
для усвоения профессиональной
образовательной программы,
формирования у обучающихся
профессиональных компетенций.
необходимые
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие
относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия»,
«Биология».
Заметное место в программе занимают интегрирующие,
межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание,
освещающее естественнонаучную картину мира, атомномолекулярное
строение вещества, превращение энергии, человека как биологический
организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы
экологии.
В данной программе представлен сокращенный, но достаточно
традиционный перечень дидактических единиц.
При организации учебной деятельности обучающихся повышенное
внимание уделяется изучению разделов «Неорганические соединения»,
«Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка,
ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой
природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на
развитие растений и животных.
Предусмотренный примерной программой резерв учебного
времени в данной программе используется как дополнительный
профессионально значимый материал. 7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии
цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его возможности и
границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы.
Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир,
макромир, мегамир, их пространственновременные характеристики.
ФИЗИКА
1. Механика
Механическое движение. Относительность механического движения.
Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их
графическое описание.
Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.
Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон
сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания.
Период и частота колебаний.
Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его
использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на
тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и
противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Свободные и вынужденные колебания.
Образование и распространение волн.
Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторные работы
1. Исследование зависимости силы трения от веса тела. 8
2. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от
длины нити.
2. Молекулярная физика. Термодинамика
История атомистических учений.
Наблюдения и опыты,
подтверждающие атомномолекулярное строение вещества. Масса и
размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней
кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества
и фазовых переходов между ними на основе атомномолекулярных
представлений.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней
кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости.
Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные
вещества. Жидкие кристаллы.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон
термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их
применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых
машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
3. Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон
Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом
поле.
Постоянный электрический ток.
напряжение,
электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое
действие электрического тока и закон ДжоуляЛенца.
Сила тока,
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции.
Электрогенератор и
переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы
энергосбережения.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость
электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия
света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и
преломления света. Оптические приборы. 9
Использование электромагнитных волн различного диапазона в
технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр.
Интерференция и дифракция света.
Отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Лабораторные работы
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения
на ее различных участках.
4. Изучение интерференции и дифракции света.
4. Строение атома и квантовая физика
Волновые и корпускулярные свойства света.
Фотоэффект.
Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная
модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом.
Квантование энергии.
Принцип действия и использование лазера.
Оптическая
спектроскопия как метод изучения состава вещества.
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.
Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые
организмы.
Демонстрации
Фотоэлемент.
Линейчатые спектры различных веществ. 10
5. Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой
взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение
химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
Демонстрации
Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах.
Движение планет в Солнечной системе.
ХИМИЯ
6. Химические свойства и превращения веществ
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Связь между строением электронной оболочки атома и химическими
свойствами элемента.
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и
полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь.
Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами
химической связи.
Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она
зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.
Демонстрации
Химические реакции с выделением теплоты.
Вещества с различными типами кристаллической решетки.
Обратимость химических реакций.
Лабораторные опыты
1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов
(температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).
7. Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений. Химические свойства
основных классов неорганических соединений в свете теории
электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая,
нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и
цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая
характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.
Окислительновосстановительные реакции. 11
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от
загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
Демонстрации
Восстановительные свойства металлов.
Химические свойства соединений металлов.
Лабораторные опыты
2. Реакции обмена в водных растворах электролитов.
3. Определение рН раствора солей.
4. Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей.
8. Органические соединения
Многообразие органических соединений. Основные положения
теории строения органических соединений. Изомерия: структурная,
пространственная. Классификация органических соединений.
Углеводороды, их строение и характерные химические свойства.
Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в
органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь
– природные источники углеводородов.
Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый
спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли
высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза,
крахмал, целлюлоза.
Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата
калия, бромной водой.
Реакция получения уксусноэтилового эфира.
Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты
5. Качественная реакция на глицерин.
6. Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с
индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными
оксидами (CuO). 12
7. Обратимая и необратимая денатурация белков.
БИОЛОГИЯ
9. Клеточное строение организмов
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
Клеточная теория строения организмов. Роль в клетке неорганических и
органических веществ. Строение клетки: основные органоиды и их
функции. Метаболизм, роль ферментов в нем.
Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Генетический код. Матричное воспроизводство белков.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы.
Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных
заболеваний.
Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их
строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного
организма (онтогенез).
Демонстрации
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Объемные модели молекул белка и ДНК.
Наблюдение митоза в клетках растений.
Лабораторные работы
1. Строение растительной, животной и бактериальной клеток под
микроскопом.
2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках
растений.
10. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом
(на примере наследования у человека).
Хромосомная теория
наследственности и теория гена.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние
мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния.
Значение генетики для медицины. 13
Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка
этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
Лабораторная работа
3. Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры
листьев растений, антропометрические данные учащихся).
11. Многообразие и эволюция органического мира
Система органического мира и ее основные систематические
категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального
существования видов в природе.
Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции
органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции
(борьба за существование и естественный отбор). Результат эволюции:
адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание.
Искусственный отбор, селекция.
Проблема сущности жизни.
Оценка различных гипотез
происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.
Демонстрации и экскурсии
Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных.
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их
выведения.
Лабораторная работа
4. Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.
12. Надорганизменные системы
Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию
различных экологических факторов.
Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и
пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема –
агробиоценоз.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в
круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере,
ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Глобальные
изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема
устойчивого развития биосферы.
Демонстрации и экскурсии 14
Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на
развитие растений и животных.
Взаимосвязи в природных экосистемах (лес, луг, водоем). 15
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ ПРОФЕССИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Количество часов
а
к
з
у
р
г
а
н
)
я
а
н
р
о
т
и
д
у
а
е
н
в
(
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
6
8
16
4
2
36
5
7
8
20
5
я
а
н
б
е
ч
у
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
4
28
33
59
22
10
156
20
29
39
88
28
а
к
з
у
р
г
а
н
)
я
а
н
р
о
т
и
д
у
а
(
я
а
н
ь
л
е
т
а
з
я
б
О
4
22
25
43
18
8
120
15
22
31
68
23
ы
т
о
б
а
р
е
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
2
2
4
1
3
3
7
2
Наименование разделов и тем
Введение
ФИЗИКА
1. Механика
2. Молекулярная физика.
Термодинамика
3. Электродинамика
4. Строение атома и квантовая физика
5. Эволюция Вселенной
Итого
ХИМИЯ
6. Химические свойства и превращения
веществ
7. Неорганические соединения
8. Органические соединения
Итого:
БИОЛОГИЯ
9. Клеточное строение организмов 16
10. Наследственность и изменчивость
11. Многообразие и эволюция
органического мира
12. Надорганизменные системы
Итого:
Всего:
22
16
20
86
330
6
4
5
20
76
16
12
15
66
254
1
1
4
15 17
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание»
обучающийся должен:
знать/понимать
смысл понятий:
большой взрыв,
естественнонаучный метод познания,
электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция
Вселенной,
галактика,
периодический закон, химическая связь, химическая реакция,
макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация
клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие,
организм,
энтропия,
самоорганизация;
Солнечная система,
экосистема,
биосфера,
популяция,
вклад великих ученых в формирование современной естественно
научной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений,
обосновывающих:
атомномолекулярное строение вещества,
существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и
магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света,
необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость
свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости
химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное
строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной
информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и
вероятностный характер процессов в живой и неживой природе,
взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека
на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области
естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств
связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами,
создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны
окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы
на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика,
таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией,
содержащейся в
сообщениях СМИ, интернетресурсах, научнопопулярной литературе: 18
владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать
достоверность информации; 19
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и
радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и
наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды. 20
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Самойленко П.И., Физика для профессий и специальностей
социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для
образоват. Учреждений НПО и СПО. М, 2010.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – М., 2003.
Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов
гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.
Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение
в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию
учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении
физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное
планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для
учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебнометодическое
пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс /
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. /
О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной
интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. –
М., 2003. 21
Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых
организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003. 22
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………........................
Содержание учебной дисциплины
Введение…………………………………………………………...................
Физика……………………………………………………………...................
Химия………………………………………………………………................
Биология…………………………………………………………...................
Тематический план ……………………………….........................................
Требования к результатам обучения …………………............................
Литература…………………………………………………………………..
1
3
3
6
8
10
11
13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.