Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
естествознание
Взрослым
13.04.2017
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
УД естествознание.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГАПОУ «САБИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
2016
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО)
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»
Организацияразработчик: «Сабинский аграрный колледж» государственного автономного
образовательного учреждения среднего профессионального образования
Разработчик:
Нургалиев Р.М., преподаватель общеобразовательных дисциплин
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по НМР
_______________Ч.И. Сунгатова
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО
«Сабинский аграрный
колледж»
___________З.М. Бикмухаметов
2 стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
СОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью
общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на
основе примерной программы среднего (полного) общего образования по
естествознании
социальноэкономического профиля получаемого
профессионального образования.
учётом
с
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым
общепрофессиональным дисциплинам.
мира,
восприятия
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего
и
специального (профессионально
значимого) содержания, получаемой из СМИ,
ресурсов интернета, специальной и научнопопулярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления
в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и
интерпретации естественнонаучной информации;
законов природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни
безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей
среды.
воспитание убежденности в возможности познания
естественнонаучного
информации
для
обеспечения
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен
знать:
смысл понятий: естественно научный метод познания, электромагнитное поле,
электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная
система, галактика;
периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула,
4 биологическая
белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК;
вирус,
экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной
картины мира.
биоразнообразие,
эволюция,
организм,
популяция,
строение
вещества,
существование
и взаимосвязь
электрического и магнитного полей,
В результате освоения дисциплины «Естествознание» обучающийся должен уметь:
- приводить примеры
экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих:
атомномолекулярное
электромагнитного
поля
волновые и
корпускулярные свойства света, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных
наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения
синтетических материалов с
заданными свойствами, создания биотехнологий,
лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе
экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
профилактики инфекционных
наркотической зависимостей;
заболеваний, никотиновой, алкогольной и
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117часов;
самостоятельной работы обучающегося 59часов.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1.
Вид учебной работы
Количество
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
из них:
Лабораторные и практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет
часов
176
117
36
59
6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
Раздел 1.
Тема 1.
Механика.
Тема 2.
Молекулярная физика и
термодинамика.
2
Физика
Содержание учебного материала
1 Механическое движение, его относительность. Законы динамики
Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон
всемирного тяготения.
Импульс. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения
механической энергии.
2
Решение задач на законы Ньютона
Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 1.1
Содержание учебного материала
1
2
Атомы и молекулы. Агрегатные
агрегатными состояниями.
Температура. Абсолютная температура.
состояния. Взаимные переходы между
Тепловые машины, их применение.
3
Практические занятия
1
Решение тематических задач по теме 2
3
51
6
2
2
2
6
8
2
2
2
2
4
2
2
2
7 Тема 3
Основы электродинамики.
Тема 4
Колебания и волны.
Тема 5
Квантовая физика
Самостоятельная работа по теме 1.2
Содержание учебного материала
1
2
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле.
Постоянный
электрический
тока, напряжение,
электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и
закон ДжоуляЛенца.
ток. Сила
3
Изучение закона Ома для полной цепи.
Решение тематических задач по теме 3
Виды механических колебаний. Маятники.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение.
Закон отражения и преломления света. Показатель преломления.
Линзы. Построение изображения в линзах.
Лабораторная работа
1
Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 1.3
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Лабораторная работа
1
Практические занятия
Решение задач на тему линзы.
1
2
Семинар №1 по темам 1.1 – 1.4.
Самостоятельная работа по теме 1.4
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Определение показателя преломления.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения.
Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика.
7
10
2
2
2
2
2
4
14
2
2
2
2
2
2
2
3
10
2
2
2
2
2
2
2
8 Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 1.5
Семинар №2 по теме 1.5.
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Тема 6
Современная научная
картина мира.
Раздел 2.
Тема 1
Вода и растворы.
Тема 2
Химические процессы в
атмосфере.
Контрольная работа №1 по темам 1.1 – 1.6.
1
Содержание учебного материала
1
Современная научная картина мира.
Химия с элементами экологии
Содержание учебного материала
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды.
Растворение твердых веществ и газов.
Водные ресурсы Земли. Умягчение и опреснение воды.
1
2
3
Практические занятия
1
Семинар №4 по теме 2.1.
Самостоятельная работа по теме 2.1
Содержание учебного материала
1
2
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат.
Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Кислотные
дожди.
2
6
2
2
1
1
26
8
2
2
2
2
4
6
2
2
2
2
9 Практические занятия
Семинар №5 по теме 2.2.
1
Самостоятельная работа по теме 2.2
Содержание учебного материала
1
Химические элементы в организме человека. Органические и
неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения:
белки, углеводы, жиры и витамины.
Строение белковых молекул. Углеводы ‒ главный источник энергии в
организме.
Роль жиров в организме. Холестерин. Минеральные вещества в
продуктах питания.
Пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Тема 3
Химия и
организм человека.
Контрольная работа
Раздел 3.
Тема 1
Наиболее общие
представления о жизни .
2
3
2
Семинар №6по теме 2.3.
4
Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 2.3
Содержание учебного материала
1
Содержание учебного материала
1
Контрольная работа №2 по темам 2.1 – 2.3.
Биология с элементами экологии.
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание,
выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, их классификация.
Клетка единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК носитель
наследственной информации.
2
4
10
2
2
2
2
2
4
2
38
10
2
2
2
2
10 3
3
4
5
6
Тема 2
Организм человека и
основные проявления его
жизнедеятельности.
Тема 3
Человек
окружающая среда.
организации
Уровни
организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы
эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
клеточный,
живой
природы:
Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
Семинар №7 по теме 3.1.
Лабораторная работа
1
Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 3.1
Содержание учебного материала
1
2
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности
организма.
Система пищеварительных органов.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания.
Опорнодвигательная система и ее компоненты: кости, мышцы, сухожилия .
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные
функции крови.
Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.
Строение нервной системы.
Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
7
8
9
Практические занятия
1
Самостоятельная работа по теме 3.2
Содержание учебного материала
1
2
Семинар №8 по теме 3.2.
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние
деятельности человека на окружающую
Рациональное природопользование.
среду.
3
Практические занятия
2
2
2
4
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
8
2
2
2
2
2
2
11 Семинар №9 по теме 3.3.
1
Самостоятельная работа по теме 3.3
2
6
2
Дифференцированный зачет
Всего 117
Самостоятельная работа
Повторение пройденного материала
59
Всего:
176
12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия двух учебных кабинетов
«Физики» и «Химии».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий;
Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для обучающихся
1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
3. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика:
Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
4. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества:
Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
5. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
6. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
7. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М., 2005.
8. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2010г.
9. В.М. Константинов, А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева Биология. – М., 2011г.
Для преподавателей
1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
2. Кабардин О.
., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы:
Φ
учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников
В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и
профильном уровне. – М., 2006.
4. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебнометодическое пособие, М.,
2006г.
5. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
описывать и объяснять физические явления и
свойства тел: движение небесных тел; свойства
газов, жидкостей и твердых тел;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их
проверки, делать выводы на основе
экспериментальных данных, представленных в
виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией,
содержащейся в сообщениях СМИ,
научнопопулярной литературе;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни для:
оценки влияния на организм человека
электромагнитных волн и радиоактивных
излучений;
безопасного использования материалов и
химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний,
никотиновой, алкоголь ной и наркотической
зависимостей;
осознанных личных действий по охране
окружающей среды.
Знания:
естественнонаучный метод познания,
электромагнитное поле, галактика,
периодический закон;
химическая связь, химическая реакция,
макромолекула, белок, катализатор, фермент,
клетка, дифференциация клеток, ДНК;
вирус, биологическая эволюция,
биоразнообразие, организм;
популяция, экосистема, биосфера, энтропия,
самоорганизация;
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
индивидуальная, устный опрос
фронтальный, устный опрос
групповая, лабораторная работа
индивидуальная, устный опрос
индивидуальная, самостоятельная
работа
индивидуальная, устный опрос
групповая, практическая работа
групповая, самостоятельная работа
14
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.