Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»
Оценка 4.8

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология +1
10 кл—11 кл
15.09.2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.Естествознание изучается как базовый учебный предмет при освоении профессий СПО социально-экономического профиля в учреждениях СПО – в объеме 195 часов.Рабочая программа
Рабочая программа 19.01.17.docx
Согласовано: методист  Л.Н.Скоблик «____»____________20____г. Утверждаю: зам. директора по УПР З.Р.Киньябулатова «____»_________20___г. Рассмотрено на заседании  цикловой комиссии ________Н.Н.Савина РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ БИОЛОГИЯ »   ПРОФЕССИЯ   19.01.17    ПОВАР, КОНДИТЕР ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ  ПРОФИЛЬ                                                         Уфа 2016 г 1 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ БИОЛОГИЯ 18, 19 ГРУППЫ  для специальностей среднего профессионального образования «Повар, кондитер» 19. 01. 17 Автор:   Савина Н.Н., Бурханова У.Р. Программа   разработана   в   соответствии   с  «Рекомендациями   по реализации   образовательной   программы   среднего   (полного)   общего образования   в   образовательных   учреждениях     среднего   профессионального образования   в   соответствии   с   федеральным   базисным   учебным   планом   и учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих   программы   общего   образования»   (письмо  Департамента государственной  политики  и  нормативно­правового  регулирования  в  сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03­1180). 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № стр. 4­7 8­21 22­23 24­25 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                     ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1.1. Область применения программы      Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для   изучения   естествознания   в   учреждениях   среднего     профессионального образования,   реализующих   образовательную   программу   среднего     общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.      Естествознание изучается как базовый учебный предмет при освоении профессий СПО  социально­экономического профиля в учреждениях СПО – в объеме 195 часов. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:  освоение знаний о современной естественно ­ научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;  овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений   окружающего   мира,   восприятия   информации   естественно ­научного   и   специального   (профессионально   значимого)   содержания, получаемой   из   СМИ,   ресурсов   Интернета,   специальной   и   научно­ популярной литературы;  развитие  интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления   в   ходе   проведения   простейших   исследований,   анализа явлений,   восприятия   и   интерпретации   естественно   ­   научной информации;  воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования   достижений   естественных   наук   для   развития цивилизации и повышения качества жизни;  применение   естественно   ­   научных   знаний   в   профессиональной деятельности и повседневной жизни  для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного   использования   современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.   4 Основу     программы   составляет   содержание,   согласованное   с требованиями   федерального   компонента   государственного   стандарта среднего общего образования базового уровня. Рабочая программа включает в себя элементы профессионально направленного содержания,   необходимые   для   усвоения   профессиональной   образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: дисциплина входит в базовый курс общеобразовательного цикла.   Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия»,  «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку  квалифицированных рабочих по профессиям социально ­  экономического  профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не  нарушает привычную логику естественно ­ научного образования, позволяет  специалистам­предметникам использовать разработанные частные методики  и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи   и   темы.   Это,   в   первую   очередь,   содержание,   освещающее естественнонаучную картину мира, атомно­молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В   результате   изучения   учебной   дисциплины   «Естествознание» обучающиеся должны: знать/понимать  смысл понятий:  естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле,   электромагнитные   волны,   квант,   эволюция   Вселенной,   большой взрыв,  Солнечная   система,  галактика,  периодический   закон,  химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка,   дифференциация   клеток,   ДНК,  вирус,   биологическая   эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;  вклад великих ученых в формирование современной естественно­научной картины мира; 5 строение  атомно­молекулярное уметь 1. приводить   примеры   экспериментов   и   (или)   наблюдений, обосновывающих: вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь  электрического и магнитного   полей,   волновые   и   корпускулярные   свойства   света, необратимость   тепловых   процессов,   разбегание   галактик,   зависимость свойств   вещества   от   структуры   молекул,   зависимость   скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов   в   живой   и   неживой   природе,   взаимосвязь   компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;   2. объяснять   прикладное   значение   важнейших   достижений   в   области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; 3. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе   экспериментальных   данных,   представленных   в   виде   графика, таблицы или диаграммы; 4. работать   с   естественно­научной   информацией,  содержащейся   в сообщениях   СМИ,   интернет­ресурсах,   научно­популярной   литературе: владеть   методами   поиска,   выделять   смысловую   основу   и   оценивать достоверность информации; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:  оценки   влияния   на   организм   человека   электромагнитных   волн   и радиоактивных излучений;  энергосбережения;  безопасного использования материалов и химических веществ в быту;  профилактики   инфекционных   заболеваний,   никотиновой,   алкогольной   и наркотической зависимостей;  осознанных личных действий по охране окружающей  1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: ­ максимальной учебной нагрузки обучающихся  ­ 300  часов,  в том числе: 6 ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки  ­ 195    часов; ­ самостоятельной работы  ­  95  часов 7 Наименование разделов и тем Введение ФИЗИКА 1. Механика 2. Молекулярная физика. Термодинамика  3. Электродинамика 4. Строение атома и квантовая физика 5. Эволюция Вселенной Итого ХИМИЯ 6. Общая химия 7. Неорганические соединения 8. Органические соединения Итого: БИОЛОГИЯ 9. Клеточное строение организмов 10. Наследственность и изменчивость 11. Многообразие и эволюция органического мира 12. Надорганизменные системы Итого: Резерв учебного времени Всего: Количество часов 195 3 22 20 27 15 8 92 13 14 23 50 20 10 5 5 40 6 182 8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:     Теоретические занятия      лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:      Индивидуальные  проектные задания Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме  итоговой контрольной работы и  зачета 145+155=300 98+97=195  67+91=158     8+3=11 17+4=21 5+5=10 47+48=95    9 10 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  Наименование разделов и тем 1 РАЗДЕЛ №1           Тема  №1.1 Тема  №1.2                  .                           Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Сам. работа Уровень освоения                                             Физика и методы научного познания   2 ФИЗИКА 1 2 3 Содержание учебного  материала Науки о природе. Их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественнонаучный метод познания, его  возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и  состава вещества во Вселенной. Макромир, микромир, мегамир,  их пространственно­временные характеристики. Самостоятельная работа: Применение нанотехнологии в выбранной профессии.                                             Нанотехнологии в косметологии. Механика Содержание учебного материала 1 Механическое движение. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел.  Относительность мех. движения. Прямолинейное равномерное движение.  Характеристики и  графическое описание. Прямолинейное равноускоренное движение.  Характеристики и графическое описание.                       Свободное падение как равноускоренное движение по вертикали.  Криволинейное движение (как результат сложного движения).  Движение тела, брошенного  горизонтально с высоты Н и под углом к горизонту. Вращательное движение. Равномерное движение по окружности. Взаимосвязь угловых и линейных параметров. Взаимодействие тел. Законы Ньютона.  Силы в природе: гравитации, трения, упругости. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Применение и учет действия сил в вашей профессии.  Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение. Освоение космоса. 2        3 4 5 6 7 8 9 10 5       2              2 3 2. 2 2 2 2 2 2                       2 2 2 3 98      3      1            1      1   4 47      1 1 22 11 1 1 1 1 1  1 2 1 1 1   11 11 12 Механическая работа и мощность. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.   Механические колебания.  Периоды колебаний математического и пружинного маятников .Механические волны. Звук. Ультразвук и его применение. 1 1 2 3 Лабораторные работы:  №1 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»                                              или    «Определение роста человека с помощью секундомера»                                          №2 «Исследование зависимости силы трения от веса тела» Практические занятия: №1 Решение задач на равномерное и  равноускоренное движения,                                          №2 Решение задач на движение по параболе.                                         №3 Решение задач на движение под действием сил тяготения.                                         №4 Решение задач на движение под действием нескольких сил.                                          №5  Решение задач на законы сохранения импульса и энергии.                                         №6  Решение задач на характеристики механических колебаний и волн.   Контрольная работа  №1 по теме : «Механика» Самостоятельная работа обучающихся; подготовить сообщения: «Области применения физических знаний и методов»; «Основоположники науки о движении тел». Решение задач. Разбор тестовых заданий.  Подготовить реферат    Жизнь и научная деятельность     Исаака Ньютона; Развитие взглядов человечества на строение мира и место человека во Вселенной; Земля – как центр познания Вселенной;   Открытие закона всемирного тяготения; Движение планет и искусственных спутников Земли. Решение   задач.   Работа   с   тестами.    Работа   с   дополнительными   источниками.  Трение   ­   помощник   или   враг? Подготовить   сообщение    Развитие   космонавтики   в   России;   Жизнь   и   научная   деятельность   К.Циолковского; Реактивное движение в природе и технике; «Олимпийский космос» . Подготовка к конкурсу «Космическая мода», «Космические прически. Подготовить презентацию, сообщение, конспект по темам: «Ультразвук и его применение», «Шум и борьба с ним» Самостоятельное решение задач и разбор тестовых заданий.   1 1     1     1     1     1     1     1     1       2      2      3      3      3      3      3      3 11      3 Тема  №1. 3 Молекулярная  физика   и термодинамика Содержание учебного материала 1 История   атомистических   учений. (экспериментальное подтверждение)   Основные   положения   молекулярно­кинетической   теории 20    1 10 12 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Объяснение агрегатных состояний вещества на основе мол­кин. теории (Модели газов, жидкостей и твердых тел). Фазовые переходы.   Масса и размеры молекул. Количество вещества.   Основные   термодинамические   параметры,   связь   с   микропараметрами.   (Температура   –   мера   средней кинетической   энергии   движения   молекул.   Основное   уравнение   молекулярно­кинетической   теории идеального газа. Связь давления с энергией.) Уравнение   состояния   идеального   газа.   Применение   к   изопроцессам.   (Границы   применимости   модели идеального газа) Модель строения жидкости. Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание и капиллярность. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.  Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. Количество теплоты и работа газа.  Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Уравнение теплового баланса. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические  проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергоснабжения. Лабораторные работы: №3 «Определение скорости  хаотического движения молекул в кабинете и дома» или                                                 «Определение         массы воздуха в кабинете»,                                          №4«Определение влажности воздуха»,                                          №5«Наблюдение действия поверхностно­активных веществ»,                                                  или  «Наблюдение роста кристаллов  из раствора» (дома) Практические занятия:  № 7 Решение задач  на связь Р,V,Т с микропараметрами;                                      №8  Решение задач на уравнение идеального газа и графики газовых законов.                                      №9 Решение задач на вычисление внутренней энергии идеального газа.                                     №10 Решение расчетных задач на первый закон термодинамики.                                     №11 Решение  задач на применение первого закона термодинамики к изопроцессам.                                     №12Решение задач на  кпд тепловых двигателей  и циклические процессы. Контрольные работа №2  «Молекулярная физика и тепловые явления». Самостоятельная   работа   обучающихся   Работа   с   дополнительной   литературой;   Значение   влажности; Температурно­влажностный режим в мастерской; Техника безопасности (газовые баллоны, лампы дневного света);     Смачивание   и   капиллярные   явления.   Применение   ПАВ.   Нанотехнологии   в   косметологии.   Молекулярная   физика­   основа   современного Использование   в   технике   и   быту.   Удаление   пятен;          1         1 1     1     1     1 1     1 1     1     1     1     1     1     1     1     1     1      1 2 2 2 2       2       2 3        3 2               3        2        2 2 3 2 2 2 2 3 3 10 13 материаловедения.   Материалы   с   заданными   свойствами.    Подготовить   сообщение:  Принцип   работы холодильников  и кондиционеров. (+) и (­) значения тепловых двигателей. Экология и  здоровье. Физика против курения. Решение задач. Разбор тестовых заданий. Выполнение  домашних лабораторных работ Тема № 1.4                                                                                          Электродинамика     28            14               1 2 3 4 5 6 Содержание учебного материала Взаимодействие  заряженных тел. Электрические заряды.  Закон сохранения электрического заряда. Закон  Кулона . Электрическое поле и его характеристики. Проводники и  изоляторы в электрическом поле.  Электроемкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и   сверхпроводимость. Закон Ома для участка цепи. Источники тока. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи (замкнутой). Рабата и мощность электрического тока. Тепловое действие электрического тока.  Закон Джоуля ­ Ленца.  Постоянные магниты. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле. Магнитная индукция.  Действия  магнитного поля (сила Ампера и сила Лоренца). Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.  Электромагнитные колебания. Электрогенератор и переменный ток.  Альтернативные источники энергии. Получение, передача и потребление  электроэнергии. Проблемы  энергоснабжения. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Свет. Развитие  представлений о природе света. Дуализм света. Электромагнитная природа света. Волновые свойства света:  дисперсия света, интерференция, дифракция и  поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Виды линз. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические  приборы. Лабораторные работы:  №6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках»,                                          №7 «Наблюдение интерференции и дифракции света» Практические занятия:   №13  Решение задач на закон Кулона.                                            №14  Решение задач на вычисление напряженности и потенциала  одного или нескольких точечных  электрических зарядов.                                            № 15 Решение задач по геометрической оптике.       Контрольная работа  №3  « Электродинамика»    4                 3                 2         2          3         2     1     2     1     2      1     1     1     1     1     1 2 2 2 2 2 2        2        3        3             3 3 3 3 3 3 14 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить  сообщение(презентацию) Майкл Фарадей – создатель теории  электрического поля; Электризация (+ и ­ )  в моей профессии. Техника безопасности. Заземление. Шаговое  напряжение. Влияние эл. поля на здоровье человека.  Разбор тестовых заданий. Электронагревательные приборы в  моей профессии. Подготовить презентации (сообщения) на темы: « Современная радиотелефонная связь и ее влияние на здоровье человека»; «Компьютерная техника в организации труда. Ее влияние на здоровье человека»;  «Электромагнитные поля – источники  загрязнения окружающей среды»;   Подготовить рефераты  « Магнитное поле Земли и его влияние на биосферу»; «Способы хранения информации»;  Доклады: «Магнитные свойства  вещества», «Магнитная запись», «Электроизмерительные приборы»,  Написать  сочинение миниатюру  « Свет и цвет в моей профессии»:  Сообщения: «Иллюзии зрительного восприятия»;  «Освещенность. Нормы освещенности рабочего места», « Оптические приборы в моей профессии» 14 3 Тема № 1.5                                     Квантовая  физика и  строение атома 15             7 Содержание учебного материала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Зарождение квантовой теории. Гипотеза Планка о квантах. Фотон и его характеристики.  Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография, фотосинтез. Корпускулярно­волновая природа  света. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора.  Квантование энергии. Атомные спектры. Спектры излучения и поглощения. Оптическая спектроскопия как метод изучения  состава вещества. Лазеры и их применение.  Состав и строение атомного ядра. Изотопы.  Ядерные силы. Энергия связи.  Радиоактивные превращения.  Закон радиоактивного распада. Свойства излучений. Доза излучения. Биологическое действие. Ядерные реакции. Энергия выхода. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.  Атомные реакторы и виды  АЭС. Термоядерная реакция (синтез). Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Классификация элементарных частиц. Открытие новых частиц.  Фундаментальные частицы и  фундаментальные взаимодействия Практические занятия:  №16 Решение задач  на вычисление кинетической энергии  фотоэлектронов.                                            №17 Решение задач на определение частоты и длины волны испускаемого света. Контрольная работа   № 4 по теме «Квантовая физика и строение атома»  1 1 1 1 1 1     1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 3 3 2 3 3 2 2 3 3 15 Самостоятельная работа учащихся. Написать сообщение (презентацию) на тему: «А.Г. Столетов»; «Фотоэффект и  его применение». Разбор тестовых заданий. Подбор информации и сообщения «Альтернативные источники энергии»,  «Жизнь Марии Склодовской – Кюри», «Применение радиоактивных изотопов»,  «Последствия взрывов на АЭС»,   «Лазеры и их применение». Составить кроссворд на тему «Кванты и атомы». 7 3 Тема №1.6                                                        Строение и эволюция вселенной Содержание учебного материала 1 2 3 4 5 Размеры Солнечной системы.   Природа  тел Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты  гиганты. Малые тела  Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы и других планетных систем. Солнце и  его строение.  Источник энергии Солнца и других звезд.  Разнообразие звезд. Расстояния до них. Светимость и температура. Современные представления  о  происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика – Млечный путь. Другие галактики. Метагалактика  и Вселенная. Современная научная картина мира. Происхождение  и эволюция  Вселенной. Расширение Вселенной. Большой взрыв. Лабораторная работа №8  «Звездное небо сегодня и в день своего рождения» (по желанию) Контрольные работы №5  «Итоговая зачетная работа» Самостоятельная работа учащихся. Составить кроссворд по теме «Строение и эволюция Солнечной системы»;   Использовать  Интернет  для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.  Подготовить  сообщение, реферат или  презентацию по теме:  «Звезды»; «Галактики»; «Малые тела Солнечной системы»; «Эволюция  звездных систем»; «Современная научная картина мира», «Солнечная активность  и ее влияние на человека  и природу» Содержание учебного матеёриала Нанотехнологии в косметологии.   Подведение итогов первого семестра.  Подведение итогов за весь курс «Физика» Профилированный цикл для парикмахеров Запас времени ИТОГО 8 4                  1 1 1 1 1 1 1 4 2 98 47 16 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 17 Наименование  разделов и тем. РАЗДЕЛ 2          ТЕМА 2.1   ОБЩАЯ ХИМИЯ Содержание учебного материала лабораторные и практические  работы, самостоятельная работа обучающихся.  Химия Введение Периодический закон. Периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева.  Открытие Д.И. Менделеевым. Периодический закон в формулировке  Д.И. Менделеева.      Периодическая таблица химических элементов – графическое  отображение периодического закона. Структура периодической таблицы:  периоды (малые и большие), группы (главная и побочная) Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.  Особенности строения электронных оболочек атомов элементов  больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. S­,  р­ и d­орбитали.  Современная формулировка периодического закона. Значение  периодического закона и периодической системы химических  элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания  химической картины мира Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная.  Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная  связь.  Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она  зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое  Уровень  освоения Объём  часов 50 13 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 18 ТЕМА 2.2  НЕОРГАНИЧЕСКИ Е СОЕДИНЕНИЯ. равновесие. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА.                                                         Подготовка к контрольной работе. Реферат «Нанотехнологии  в производстве графена» «Жизнь и творчество Д.И. Менделеева»  Предоставление схем моделей Периодической системы.  Предоставление моделей кристаллических решеток СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. Классификация неорганических соединений. Химические свойства  основных классов неорганических соединений в свете теории  электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей:  кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора  Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные.  Коррозия металлов и способы защиты от нее. Важнейшие соединения  металлов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита  окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлам Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на  примере галогенов. Окислительно­восстановительные реакции.  Важнейшие соединения неметаллов в природе и хозяйственной  деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения  соединениями азота, серы, углерода. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№2 по теме «Неорганические  соединения» Лабораторные опыты 1. Реакции обмена в водных растворах электролитов. 4 14 3 4 3 1 3 3 1 1 1 2 2 19 ТЕМА 2.3  ОРГАНИЧЕСКАЯ  ХИМИЯ. 2. Определение pH раствора солей. 3. Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.  Подготовка к контрольной работе. Подготовка рефератов. По темам  1)значение РН растворов моющих средств. 2)влияние профессиональной деятельности  на окружающею среду. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.  Многообразие органических соединений. Основные положения теории  строения органических соединений. Изомерия: структурная,  пространственная. Классификация органических соединений. Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом  синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь –  природные источники углеводородов Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый  спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как  соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.  Генетическая связь между классами органических соединений.  Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила  безопасной работы со средствами бытовой химии. Лабораторные опыты  «Качественная реакция на глицерин. Химические свойства уксусной  кислоты»  4 23 4 4 4 5 1 4 3 1 1 1 1 1 2 20 «Получение этилена и опыты с ним. Уравнение  реакций.  «Получение уксусно­этилового эфира»  «Цветные реакции на белок» КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №3 по теме «Органическая химия» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Подготовка к контрольной работе. Написание уравнений химических  реакций свойств уксусной кислоты в молекулярном и ионном виде(работа  с тестами), подготовка  к ЕГЭ. 1 10 2 3 50+18=68 Итого: РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.1  КЛЕТОЧНОЕ  СТРОЕНИЕ  ОРГАНИЗМОВ. БИОЛОГИЯ Содержание учебного материала 1.Клетка­единица строения и жизнедеятельности организма.  Клеточная теория строения. 2.Роль в клетке неорганических веществ и органических  веществ. 4.Строение клетки: основные органоиды и их функции. 5.Метаболизм, роль ферментов в нём. 6.Молекула ДНК­носитель наследственной информации. 40 15 1 1 1 1 1 Уровень Освоения 1 1 1 1 1 21 7.Генетический код. 8.Матричное воспроизводство белков. 9.Деление клетки ­ основа роста, развития и размножения  организмов. 10.Размножение организмов, его формы и значения. 11.Одноклеточные и многоклеточные растительные и  животные организмы 12.Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и  лечение вирусных заболеваний. 13.Гаметы и их строение. 14.Оплодотварение. 15.Индивидуальное развитие многоклеточного организма  (онтогенез). ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ №1  «Строение  растительной и животной клеток под  микроскопом» №2 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в  клетках растений» САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Подготовка сообщений,  рефератов по темам: «Органические вещества растительной клетки,  доказательства их наличия в растениях»  «Неорганические вещества клеток растений»   «Доказательства их наличия в растениях»  «Био­макро­микроэлементы и их роль в жизни растениях» «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки  сохранения и  передачи наследственных признаков в  поколениях» СОДЕРЖАНИЕ  МАТЕРИАЛА. 1.Наследственность и изменчивость ­ свойства  организмов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 10 1 ТЕМА 3.2  1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 22 НАСЛЕДСТВЕН Н­ОСТЬ И  ИЗМЕНЧИВОСТ Ь ТЕМА 3.3  Многообразие и  эволюция  органического  мира. 2.Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. И Т. Морганом. 3.Хромосомная теория наследственности и теория гена. 4.Изменчивость. Наследственная и ненаследственная. 5.Причины наследственных изменений. Мутагены и мутация. 6.Влияние мутагенов на организм человека и оценка  последствий их влияния. 7.Значение генетики для медицины. Биотехнологии. 8.Генная и клеточная инженерия. Клонирование. 9.Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых  исследований в биотехнологии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев  растений, антропометрические данные учащихся) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. 2.Успехи современной генетики в медицине и  здравоохранении. 3.Драматические страницы в истории развития генетики. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. 1.Система органического мира и её классификация. 2.Вид, его критерии. Проблема реального существования  видов в природе. 3.Популяция­структурная единица эволюции. Теория  эволюции органического мира Ч. Дарвина 4.Предпосылки и движущие силы эволюции. 5.Результат эволюции: адаптация, видообразование,  многообразие органического мира, вымирание искусственный  отбор и селекция. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 2 2 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 23 ТЕМА 3.4  НАДОРГАНИЗ­ МЕННЫЕ  СИСТЕМЫ.  6.Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез.  Происхождение и эволюция человека. Контроль знаний: «Зачетная работа по теме 1­3» Самостоятельная работа. Изучение способов адаптации организмов к среде  обитания. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 1.Экологические факторы. Приспособления организмов к  влиянию различных экологических факторов. 2.Экосистема, её основные составляющие. Характеристика  видовой и пространственной структуры экосистемы. 3.Пищевые связи в экосистеме. Само регуляция в  экосистемах, их развитие и смена. 4.Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.  Искусственная экосистема­агробиоценоз. 5.Биосфера­глобальная экосистема. Роль живого вещества в  круговороте веществ в биосфере. Учение В. И. Вернадского. 6.Глобальные изменения в биосфере под влиянием  деятельности человека. Проблемы устойчивого развития  биосферы. 7.ЭКСКУРСИЯ. «Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и  животных. Взаимосвязи в природных экосистемах (лес,  луг, вода)»  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Отчёт по экскурсии. Подготовка рефератов по темам: Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые дыры, кислотные дожди, смоги и их  предотвращение. 1 1 4 8 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 1 3 3 1 1 1 1 1 1 1 3 2 3 3 24 Устойчивое развитие природы и общества.  Итоговый контроль знаний: Итого: 1 1 40+20=60 3 3 25 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета   физики, химии (биологии) Оборудование учебного кабинета:      посадочные места учащихся; рабочее место преподавателя; рабочая меловая доска; наглядные пособия (учебники, опорные конспекты­плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ). Технические средства обучения:   ПК,  мультимедиапроектор,  проекционный экран.  кодоскоп 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Для обучающихся. 1. Самойленко П.И. Физика. Учебник для НПО и СПО – М.,2012.   2. Самойленко П.И. Физика. Задачник для НПО и СПО – М.,2012. 3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005. 4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005. 5. Касьянов   В.А.   Физика.   10   кл.:   Учебник   для   общеобразовательных   учебных заведений. – М., 2005. 6. Касьянов   В.А.   Физика.   11   кл.:   Учебник   для   общеобразовательных   учебных заведений. – М., 2003. 7. Габриелян   О.   С.,   Остроумов   И.   Г.   Химия   для   профессий   и   специальностей социально­   экономического   и   гуманитарного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 8. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014. 9. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014. 10. Савинкина   Е.В.,   Логинова   Г.П.   Химия   для   школ   и   классов   гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002. 11. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005. 12. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2010. 13. Константинов В.М.,Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биолония. Учебник для НПО и СПО – М.,2014. 26 Для преподавателей 1. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования.   / Министерство образования РФ. – М., 2004. 2. Кабардин О. ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: Φ учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001. 3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. 4. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006. 5. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002. 6. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006. 7. Габриелян   О.   С.,   Остроумов   И.   Г.   Химия   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   и   гуманитарного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 8. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно­методическое пособие / О.С. 9. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006. 10. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004. 11. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. 12. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004. 13. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003. 14. Кузнецова   Н.Е.   Обучение   химии   на   основе   межпредметной   интеграции   / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004. 15. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003. 16. Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014. 17. Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Бородин П. М. и др. Биология (базовый уровень) 11 18. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 19. Методическое пособие. – М., 2003. 20. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003. 21. Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. 22. Методическое пособие. – М., 2003. 23. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – класс. М., 2003 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий   и   лабораторных   работ, тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения    1. Интерпретация результатов наблюдений за   деятельностью   обучающегося   в процессе   освоения   образовательной программы. 2.   Стартовая   диагностика   подготовки обучающихся   по   школьному   курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме:  ­ защиты практических занятий;  ­контрольных   работ   по   темам   разделов дисциплины; ­ зачетов; ­ тестирования; ­устных ответов с места и у доски;  ­ физических  диктантов; ­   самостоятельного   решения   задач   по аналогии; ­ домашней работы; ­ кроссвордов, викторин; ­   участия   и   проведения   внеклассных мероприятий;   ­ отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной   согласно инструкции   (представление   пособия, презентации   /буклета,     информационное сообщение). работе     4. зачетной работы (контрольной работы)   Итоговая   аттестация:   Итоговая       электромагнитное   квант, знать/понимать смысл   понятий:  естественнонаучный   метод познания, поле, электромагнитные   волны,   эволюция Вселенной,   большой   взрыв,   Солнечная   система, галактика,   периодический   закон,   химическая связь,   химическая   реакция,   макромолекула,   клетка, белок,   фермент,   ДНК, дифференциация   клеток,   вирус, биологическая   эволюция,   биоразнообразие, организм,   популяция,   экосистема,   биосфера, энтропия, самоорганизация;  вклад   великих   ученых  в   формирование современной естественно­научной картины мира; уметь   катализатор,   обосновывающих: 5. приводить   примеры   экспериментов   и(или) наблюдений,  атомно­ молекулярное строение вещества, существование электромагнитного   поля   и   взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные   свойства   света,   необратимость тепловых   процессов,   разбегание   галактик, зависимость   свойств   вещества   от   структуры молекул,   зависимость   скорости   химической реакции   от   температуры   и   катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как   носителя   наследственной   информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный   характер   процессов   в   живой   и неживой   природе,   взаимосвязь   компонентов экосистемы,   влияние   деятельности   человека   на экосистемы; 6. объяснять   прикладное   значение   важнейших достижений в области естественных наук  для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами,   создания   биотехнологий,   лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; 7. выдвигать   гипотезы   и   предлагать   пути   их проверки, на   основе экспериментальных   данных,   представленных   в виде графика, таблицы или диаграммы;   делать   выводы  8. работать с естественно­научной информацией, содержащейся   в   сообщениях   СМИ,   интернет­ ресурсах, научно­популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки   влияния   на   организм   человека электромагнитных   волн   и   радиоактивных излучений; энергосбережения; безопасного   использования   материалов   и химических веществ в быту;     профилактики   инфекционных   заболеваний, никотиновой,   алкогольной   и   наркотической зависимостей; осознанных   личных   действий   по   охране окружающей   Разработчики: ГБОУ     УКРиС                                                              преподаватель физики      Н.Н. Савина,                                                                             преподаватель химии и биологии  У.Р. Бурханова                                                              (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание биология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018