Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ
Оценка 4.9

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Оценка 4.9
Документация
docx
химия
Взрослым
26.02.2018
Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ разработана на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 26.02. 2015 г., 23.01.09 Машинист локомотива
программа по химии машинисты тепловоза 2016-2017.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Зиминский Железнодорожный Техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Химия  среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего звена 23.01.09 Машинист локомотива                  Квалификация: Помощник машиниста электровоза                            Слесарь по ремонту подвижного состава Форма обучения очная Срок освоения ОП СПО  ПКРС 3 года 10 месяцев на базе основного  общего образования Профиль получаемого профессионального образования технический Зима, 2016 Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ  разработана на основе программы  общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных  образовательных организаций, одобренной Научно­методическим советом Центра  профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации  основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего  образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 26.02. 2015 г.,  23.01.09 Машинист локомотива  Разработчик: Безносова   М.Ю., профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»   преподаватель   биологии   государственного   бюджетного Согласовано: Руководитель МК общеобразовательного цикла ______________________(__Ф.И.О._____) Протокол № _____от «___»________20____г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 22 23 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ 1.1. Область применения программы Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения   обществознания   в   профессиональных   образовательных   организациях   СПО, реализующих   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе   основного   общего   образования   при   подготовке   квалифицированных   рабочих, служащих и специалистов среднего звена: 23.01.09 Машинист локомотива  Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам   освоения   учебной   дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования   на   базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего   профессионального   образования   (письмо   Департамента   государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной   образовательной программы:.   учебная   дисциплина   «Химия»   является  общеобразовательной   дисциплиной предлагаемой   образовательной   организацией  из   обязательной   предметной   области   ФГОС среднего общего образования 1.3. Цели дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: – формирование у студентов умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;  ­   формирование   у   студентов   целостного   представления   о   мире   и   роли   химии   в создании  современной  естественнонаучной  картины  мира;  умения  объяснять  объекты  и процессы   окружающей   действительности   –   природной,   социальной,   культурной, технической среды, – используя для этого химические знания;  ­   развитие   у   студентов   умений   различать   факты   и   оценки,   сравнивать   оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;  ­   приобретение   студентами   опыта   разнообразной   деятельности,   опыта   познания   и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,   коммуникативных   навыков,   навыков   измерений,   навыков   сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Химия»   обеспечивает   достижение студентами следующих результатов: личностных:   чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически   грамотное   поведение   в   профессиональной   деятельности   и   в   быту   при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;    готовность   к   продолжению   образования   и   повышения   квалификации   в   избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; 4   умение   использовать   достижения   современной   химической   науки   и   химических технологий   для   повышения   собственного   интеллектуального   развития   в   выбранной профессиональной деятельности;  метапредметных:    использование   различных   видов   познавательной   деятельности   и   основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно­следственных связей, поиск аналогов,   формулирование   выводов)   для   решения   поставленной   задачи,   применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон   химических   объектов   и   процессов,   с   которыми   возникает   необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;    использование различных источников для получения химической информации, умение оценить   её   достоверность   для   достижения   хороших   результатов   в   профессиональной сфере; предметных:   сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание   роли   химии   в   формировании   кругозора   и   функциональной   грамотности человека для решения практических задач;    владение   основополагающими   химическими   понятиями,   теориями,   законами   и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;   владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание,   измерение,   эксперимент;   умение   обрабатывать,   объяснять   результаты проведённых   опытов   и   делать   выводы;   готовность   и   способность   применять   методы познания при решении практических задач;    сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   проводить   расчёты   по химическим формулам и уравнениям;   владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;     сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической   информации, получаемой из разных источников.  1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов; самостоятельной работы 54 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для профессий: Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  В том числе: Практических занятий Контрольных работ Самостоятельная работа обучающегося: Самостоятельная работа№1 к разделу №1 Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. История возникновения и развития органической химии.  2. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.  162 108 14 6 54 6 5 3. Витализм и его крах.  4. Роль   отечественных   ученых   в   становлении   и   развитии   мировой органической химии.  5. Современные представления о теории химического строения Самостоятельная работа №2 к разделу №2  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.  2.   Экономические   аспекты   международного   сотрудничества   по использованию углеводородного сырья.  3. История   открытия   и   разработки   газовых   и   нефтяных месторождений в Российской Федерации.  4. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.  5. Углеводородное топливо, его виды и назначение 6. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.  7. Резинотехническое производство и его роль в научно­техническом прогрессе. Нефть   и   ее   транспортировка   как   основа   взаимовыгодного международного сотрудничества. Самостоятельная работа№3 к разделу №5 Реферат на тему (по выбору студентов): 1. Охрана   окружающей   среды   от   химического   загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.  2. Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).  3. Защита озонового экрана от химического загрязнения.  4. Грубодисперсные   системы,   их   классификация   и   использование   в профессиональной деятельности.  5. 6.  Косметические гели.   Применение суспензий и эмульсий в строительстве.  Минералы и горные породы как основа литосферы Самостоятельная работа №4 к разделу №6  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов):  «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».  1. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.  2. 3. Синтез 114­го элемента – триумф российских физиков­ядерщиков.  4. 5. 6. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.  Изотопы водорода.   Использование радиоактивных изотопов в технических целях.  Самостоятельная работа №5 к разделу №7  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. Защита озонового экрана от химического загрязнения.  2. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в  профессиональной деятельности.   Косметические гели.  3. 4. Применение суспензий и эмульсий в строительстве.  5. Минералы и горные породы как основа литосферы. 6 6 6 6 6 Самостоятельная работа №6 к разделу №14 Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. Плазма – четвертое состояние вещества.  2. Аморфные вещества в природе, технике, быту.  3. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.  4. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.  5. Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).  6. Защита озонового экрана от химического загрязнения.  7. Минералы и горные породы как основа литосферы.  8. Растворы вокруг нас. Типы растворов.  9. Вода как реагент и как среда для химического процесса.  10. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.  11. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.  12. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. Самостоятельная работа №7 к разделу №9  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): промышленности». предприятиях различного профиля. 1. Серная кислота – «хлеб химической 2. Использование минеральных кислот на 3. Оксиды и соли как строительные материалы. 4. История гипса. 5. Поваренная соль как химическое сырье. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту Самостоятельная работа №8 к разделу №10  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. Реакции горения на производстве и в быту  2. Виртуальное моделирование химических процессов.  3. Электролиз растворов электролитов.  4. Электролиз расплавов электролитов.  Практическое   применение   электролиза: гальванопластика, гальваностегия.   рафинирование, Самостоятельная работа №9 к разделу №11  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. Аллотропия металлов. 2. История получения и производства алюминия.  3. Электролитическое получение и рафинирование меди.  4. Жизнь и деятельность Г. Дэви.  5. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.  6. История отечественной черной металлургии.  7. Современное металлургическое производство.   8. История отечественной цветной металлургии.  9. Роль металлов и сплавов в научно­техническом прогрессе.   6 6 6 6 7 10. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.   11. Инертные или благородные газы.  12. Рождающие соли – галогены.  История шведской спички. Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета­1 курс.                                                      8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия 23.01.09 Машинист локомотива Наименование разделов и тем № п\п Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) Объем часов  Уровен ь 1, 2 Введение 1 Раздел 1. Предмет  органической химии. Теория  строения органических  соединений 3 4, 5 (если предусмотрены) 2 Введение Содержание   учебного   материала.    Научные   методы   познания   веществ   и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении   профессий   СПО   и   специальностей   СПО   естественнонаучного профиля профессионального образования. Органическая химия Предмет органической химии. Содержание   учебного   материала.    Понятие   об   органическом   веществе   и органической химии. Краткий очерк истории развития  органической  химии. Витализм  и   его  крушение.  Особенности  строения  органических  соединений. Круговорот углерода в природе. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Содержание учебного материала.      Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А.М. Бутлерова для развития   органической   химии   и   химических   прогнозов.   Строение   атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s­ и р­ орбитали. Электронные и электронно­графические формулы атома углерода в основном и возбужденном усвоени я 4 1 2 2 3 2 43 8 1 2 6, 7 8 9 10 состояниях. Ковалентная  химическая  связь и ее  классификация  по способу перекрывания   орбиталей   (­   и  ­связи).   Понятие   гибридизации.   Различные типы   гибридизации   и   форма   атомных   орбиталей,   взаимное   отталкивание гибридных   орбиталей   и   их   расположение   в   пространстве   в   соответствии   с минимумом   энергии.   Геометрия   молекул   веществ,   образованных   атомами углерода в различных состояниях гибридизации. Классификация органических соединений. Содержание   учебного   материала.    Классификация   органических   веществ   в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие  функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Тривиальные   названия.   Рациональная   номенклатура   как   предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ. Классификация реакций в органической химии. Содержание учебного материала.     Понятие о типах и механизмах реакций в органической   химии.   Субстрат   и   реагент.   Классификация   реакций   по изменению   в   структуре   субстрата   (присоединение,   отщепление,   замещение, изомеризация)   нуклеофильные, электрофильные).   Реакции   присоединения   (АN,   АЕ),   элиминирования   (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование   и   дегидрирование,   галогенирование   и   дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация   и   поликонденсация,   Особенности окислительно­ восстановительных реакций в органической химии. Практические занятия №1: Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна).   и   типу   реагента   (радикальные,   перегруппировка. Самостоятельная работа№1 к разделу №1 Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 1. История возникновения и развития органической химии.  2. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.  3. Витализм и его крах.  4. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.  2 2 3 2 2 1 6 5. Современные представления о теории химического строения Раздел 2.  Углеводороды и их  природные источники 11, 12 13, 14 15   Природные источники углеводородов    Нахождение   в   природе,   состав   и Содержание   учебного   материала.    физические   свойства   нефти.   Топливно­энергетическое   значение   нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее   разделения,   их   использование.   Вторичная   переработка   нефтепродуктов. Ректификация мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные   виды   крекинга,   работы   В.Г.   Шухова.   Изомеризация   алканов. Алкилирование   непредельных   углеводородов.   Риформинг   нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число.  Сравнение   состава   природного   и   попутного   газов,   их   практическое использование.  Основные направления использования каменного угля. Коксование каменного угля,   важнейшие   продукты   этого   процесса:   кокс,   каменноугольная   смола, надсмольная   вода.   Соединения,   выделяемые   из   каменноугольной   смолы. Продукты, получаемые из надсмольной воды. Экологические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых. Алканы. Содержание учебного материала.    Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение,   разложение,   дегидрирование.   Применение   алканов   на   основе свойств Практическое занятие№2: Получение метана и изучение его свойств: горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.  12 2 2 1 2 2 3 16, 17 18, 19 20 21 22 Акены. Содержание   учебного   материала    Этилен,   его   получение   (дегидрированием этана,   деполимеризацией   полиэтилена).   Гомологический   ряд,   изомерия,   15 номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции   (обесцвечивание   бромной   воды   и   раствора   перманганата   калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки Содержание учебного материала. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена­ 1,3 и   изопрена:   обесцвечивание   бромной   воды   и   полимеризация   в   каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Практические   занятия   №3:  Получение   этилена   дегидратацией   этилового спирта.   Взаимодействие   этилена   с   бромной   водой,   раствором   перманганата калия. Алкины.  Содержание учебного материала.    Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение,   обесцвечивание   бромной   воды,   присоединений   хлороводорода   и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены.   Содержание   учебного   материала.        Бензол.   Химические   свойства   бензола: горение,   реакции   замещения   (галогенирование,   нитрование).   Применение бензола на основе свойств. 23 Контрольная работа № 1 «Углеводороды» Самостоятельная работа №2 к разделу №2  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов):  Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.  1. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.  2. 3. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.  4. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.  5. Углеводородное топливо, его виды и назначение 6. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.  7. Резинотехническое производство и его роль в научно­техническом прогрессе. 2 2 3 2 2 2 2 1 1 1 1 6 24, 25 26 27 28 29 8. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Раздел 3.      Кислородсодержащие  органические соединения Спирты.  Содержание   учебного   материала.   Получение   этанола   брожением   глюкозы   и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных   одноатомных   спиртах.   Химические   свойства   этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в   альдегид.   16   Применение   этанола   на   основе   свойств.   Алкоголизм,   его последствия   и   предупреждение.   Глицерин   как   представитель   многоатомных спиртов.   Качественная   реакция   на   многоатомные   спирты.   Применение глицерина. Фенол Содержание учебного материала.   Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.сти.   Практические занятия №4:  Изучение   растворимости   спиртов   в   воде.   Окисление   спиртов   различного строения   хромовой   смесью.   Получение   диэтилового   эфира.   Получение глицерата меди. Альдегиды.    Содержание учебного материала  Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как  функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую  кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов  окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его  свойств. Карбоновые кислоты.  Содержание учебного материала   Понятие о карбоновых кислотах.  Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных  одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением  альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с  минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной  кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере  11 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 30 31, 32 33 пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры.  Жиры.  Содержание учебного материала  Получение сложных эфиров реакцией  этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных  эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров.  Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров.  Применение жиров на основе свойств. Мыла Углеводы.  Содержание учебного материала Углеводы, их классификация: моносахариды  (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и  целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.  Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту,  восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе  свойств. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о  реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений:  глюкоза   полисахарид. Практические занятия №5:  Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной  кислоты с металлами. Получение изоамилового эфира уксусной кислоты.  Сравнение степени ненасыщенности твердого и жидкого жиров. Омыление жира.  Получение мыла и изучение его свойств: пенообразование, реакции ионного  обмена, гидролиз, выделение свободных жирных кислот. 34 Контрольная работа  № 2 « Гидроксильные соединения» Раздел 4.   Азотсодержащие  органические соединения.  Полимеры   35, 36 Амины.  Содержание учебного материала Понятие об аминах. Алифатические амины,  их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание.  Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.  1 2 1 1 12 2 2 3 3 3 2 2 37, 38 39, 40, 41 42, 43 44 Аминокислоты.    Содержание   учебного   материала  Аминокислоты   как   амфотерные дифункциональные   органические   соединения.   Химические   свойства аминокислот:   взаимодействие   со   щелочами,   кислотами   и   друг   с   другом (реакция   поликонденсации).   Пептидная   связь   и   полипептиды.   Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Содержание учебного материала. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков Полимеры.    Содержание   учебного   материала  Белки   и   полисахариды   как   биополимеры. Пластмассы.   Получение   полимеров   реакцией   полимеризации   и поликонденсации.   Термопластичные   и   термореактивные   пластмассы. Представители   пластмасс.   Волокна,   их   классификация.   Получение   волокон. Отдельные представители химических волокон Практические занятия№6:  Решение   экспериментальных   задач   на   идентификацию   органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. . 45 Контрольная работа № 3 « Амины, аминокислоты, белки» Неорганическая химия Раздел 5.    Основные понятия  и законы химии 46, 47 Основные понятия химии.  Содержание учебного материала       Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент.   Аллотропия.   Простые   и   сложные   вещества.   Качественный   и количественный   состав   веществ.   Химические   знаки   и   формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества 2 3 2 1 1 63 4 2 2 2 3 3 2 48, 49 50, 51 Основные законы химии.   Содержание   учебного   материала      Стехиометрия.   Закон   сохранения   массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной   массы,   определение   массовой   доли   химических   элементов   в сложном веществе. 2 2 Самостоятельная работа№3 к разделу №5 Реферат на тему (по выбору студентов): 7. Охрана   окружающей   среды   от   химического   загрязнения.   Количественные   характеристики   загрязнения окружающей среды.  8. Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).  9. Защита озонового экрана от химического загрязнения.  10. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.  11.  Косметические гели.  12.  Применение суспензий и эмульсий в строительстве.  13. Минералы и горные породы как основа литосферы Раздел 6. Периодический закон и периодическая система химических   элементов   Д.И. Менделеева   Периодический закон Д.И. Менделеева.  Содержание   учебного   материала    Открытие   Д.И.   Менделеевым   периодического   закона.   Периодический   закон   в   формулировке   Д.И. Менделеева.   Периодическая   таблица   химических   элементов   –   графическое отображение   периодического   закона.   Структура   периодической   таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). 6 6 2     2 52, 53  54 Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Содержание учебного материала    Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов   элементов   малых   периодов.   Особенности   строения   электронных оболочек   атомов   элементов   больших   периодов   (переходных   элементов). Понятие   об   орбиталях.   s­,   р­   и   d­   Орбитали.   Электронные   конфигурации атомов   химических   элементов.   Современная   формулировка   периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов   Д.И.   Менделеева   для   развития   науки   и   понимания   химической картины мира Практические занятия №7: «Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей « 55 Контрольная работа №4: « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.  Менделеева» Самостоятельная работа №4 к разделу №6  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов):  «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».  7. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.  8. 9. Синтез 114­го элемента – триумф российских физиков­ядерщиков.  10.  Изотопы водорода.  11.  Использование радиоактивных изотопов в технических целях.  12. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. 6 Раздел 7.   Строение вещества 56, 57 Ионная химическая связь     Катионы,   их   образование   из   атомов   в Содержание   учебного   материала.    результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, по знаку заряда,   по   наличию   гидратной   оболочки.   Ионные   кристаллические   решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки 2 2 1 1 6 13 2 2 58, 59 60, 61 62, 63 64, 65 66 67 Ковалентная химическая связь.  Содержание учебного материала.      Механизм образования ковалентной связи (обменный   и   донорно­акцепторный).   Электроотрицательность.   Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные   кристаллические   решетки.   Свойства   веществ   с   молекулярными   и атомными кристаллическими решетками. Металлическая химическая связь  Содержание   учебного   материала.      Металлическая   химическая   связь,   как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические   кристаллические   решетки   и   свойства   веществ   с   такими кристаллами.  Агрегатные состояния веществ и водородная связь Содержание учебного материала Твердое, жидкое и газообразное состояния  веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.  Водородная связь Чистые вещества и смеси. Содержание учебного материала  Понятие о смеси веществ. Гомогенные и  гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов  смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Содержание учебного материала  Понятие о дисперсной системе. Дисперсная  фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о  коллоидных системах. Практические занятия №8:  «Решение расчётных задач на «избыток­недостаток» 68 Контрольная работа №5: « Строение вещества» 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 Самостоятельная работа №5 к разделу №7  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 6. Защита озонового экрана от химического загрязнения.  7. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.  8. 9. Применение суспензий и эмульсий в строительстве.  10. Минералы и горные породы как основа литосферы.  Косметические гели.  Раздел 8. Вода. Растворы.  Электролитическая  диссоциация 69, 70 71, 72 Вода. Растворы. Растворение.  Содержание   учебного   материала  Вода   как   растворитель.   Растворимость веществ.   Насыщенные,   ненасыщенные,   пересыщенные   растворы.   Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация.  Электролиты   и   неэлектроиты. Содержание   учебного   материала  Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для   веществ   с   различными   типами   химической   связи.   Гидратированные   и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые   электролиты.   Основные   положения   теории   электролитической диссоциации.   Кислоты,   основания   и   соли   как   электролитыСпособы   их получения:   реакции   полимеризации   и   реакции   поликонденсации.   Структуры полимеров: линейные, разветвленные и пространственные. Структурирование полимеров:   вулканизация   каучуков,   отверждение поликонденсационных   полимеров.   Классификация   полимеров   по   различным признакам.    дубление   белков, 6 5 2 2 2 2 73 74, 75 76, 77 78, 79 Практическое занятие №9:  « Приготовление раствора заданной концентрации» Самостоятельная работа №6 к разделу №8  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов):  Вода как реагент и как среда для химического процесса.  1. Растворы вокруг нас. Типы растворов.  2. 3. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.  4. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.  5. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях    Классификация Раздел   9. неорганических соединений и их свойства    Кислоты и их свойства        .   Кислоты   как   электролиты,   их Содержание   учебного   материала.    классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории   электролитической   диссоциации.   Особенности   взаимодействия концентрированной   серной   и   азотной   кислот   с   металлами.   Основные   способы получения кислоты. Основания и их свойства.  Содержание учебного материала.     Основания как электролиты, их  классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в  свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в  воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства.      .     Соли как электролиты. Соли средние, кислые Содержание учебного материала   и  основные.   Химически   свойства   солей   в   свете   теории   электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. 1 6 9 2 2 2 3 2 2 2 80, 81 82 83, 84 85, 86 87 Оксиды и их свойства.  .           Солеобразующие и несолеобразующие    Содержание учебного материала   оксиды.   Основные,   амфотерные   и   кислотные   оксиды.   Зависимость   характера оксида  от степени  окисления образующего  его металла.  Химические  свойства оксидов. Получение оксидов Практическое занятие №10:  « Решение расчётных задач на определение практического и теоретического  выхода продукта реакции». Самостоятельная работа №7 к разделу №9  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 6. Серная кислота – «хлеб химической промышленности». 7. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. 8. Оксиды и соли как строительные материалы. 9. История гипса. 10. Поваренная соль как химическое сырье. 11. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту Раздел 10. Химические реакции Классификация химических реакций.     Содержание учебного материала.     Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно­восстановительные реакции      .   Степень   окисления.   Окислитель   и Содержание   учебного   материала.    восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно­ восстановительных реакций Понятие о скорости реакций.          Скорость гомо­ и гетерогенной реакции. Содержание учебного материала.   Энергия   активации.   Факторы,   влияющие   на   скорость   химической   реакции. Природа   реагирующих   веществ.   Температура   (закон   Вант­Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо­ и гетерогенный, их механизмы. 2 1 6 8 2 2 1 2 3 2 2 2 Ферменты,   их   сравнение   с   неорганическими   катализаторами.   Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Скорость химических реакций.        Понятие о скорости химических реакций.  Содержание учебного материала.   Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих   веществ,   поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций.         Содержание   учебного   материала.   Химическое равновесие и способы его смещения Практическое занятие №11:  «Решение  расчётных задач по уравнениям реакций»    Обратимые   и   необратимые   реакции.   их   концентрации,   температуры, Самостоятельная работа №8 к разделу №10  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 5. Реакции горения на производстве и в быту  6. Виртуальное моделирование химических процессов.  7. Электролиз растворов электролитов.  8. Электролиз расплавов электролитов.  9. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. Металлы.     Особенности   строения   атомов   и    Содержание   учебного   материала.   кристаллов.   Физические   свойства   металлов.   Классификация   металлов   по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие   о   металлургии.   гидрометаллургия   и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.   Пирометаллургия,   1 1 1 6 16 8 2 2 3 2 Практические занятия №12: «Решение расчётных задач на определение практического и теоретического  1 3 88 89 90 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98 99 выхода продукта реакции»  Неметаллы.       Особенности строения атомов. Неметаллы Содержание учебного материала.   –   простые   вещества.   Зависимость   свойств   галогенов   от   их   положения   в периодической   системе.   Окислительные   и   восстановительные   свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. 5 2 Практические занятия №13­14:  «Получение, собирание и распознавание газов»  «Решение экспериментальных задач» Самостоятельная работа №9 к разделу №11  Презентация. реферат на тему (по выбору студентов): 13. Аллотропия металлов. 14. История получения и производства алюминия.  15. Электролитическое получение и рафинирование меди.  16. Жизнь и деятельность Г. Дэви.  17. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.  18. История отечественной черной металлургии.  19. Современное металлургическое производство.   20. История отечественной цветной металлургии.  21. Роль металлов и сплавов в научно­техническом прогрессе.   22. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.   23. Инертные или благородные газы.  24. Рождающие соли – галогены.  25. История шведской спички. Дифференцированный зачет 3 2 6 2 3 100 , 101 , 102 , 103 , 104 105 , 106 107 , 108 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Итого: 162 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия Оборудование учебного кабинета:  ­ посадочные места по количеству студентов; ­ рабочее место преподавателя. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы Основные источники:  Дополнительные источники: Интернет­ресурсы: 1. pvg.mk.ru ­ олимпиада «Покори Воробьёвы горы»  2. hemi.wallst.ru ­ «Химия. Образовательный сайт для школьников»  3. www.alhimikov.net ­ Образовательный сайт для школьников  4. chem.msu.su ­ Электронная библиотека по химии  5. www.enauki.ru   –   интернет­издание   для   учителей   «Естественные   науки» 1september.ru ­ методическая газета "Первое сентября"  6. hvsh.ru ­ журнал «Химия в школе»  7. www.hij.ru/ ­«Химия и жизнь»  8. chemistry­chemists.com/index.html ­ электронный журнал «Химики и химия» Для студентов  1. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей социально­ экономического и гуманитарного профилей: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014  2. Габриелян  О.С. Химия  для  профессий  и  специальностей  технического  профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014  3. Габриелян   О.С.   Химия   для   профессий   и   специальностей   естественно   научного профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014  4. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: 2014  5. Габриелян   О.С.   Практикум:   учеб.   пособие   /   Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. – М.: 2014  6. Габриелян   О.С.   Химия:   пособие   для   подготовки   к   ЕГЭ:   учеб.   пособие   /   О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М.: 2011  7. Ерохин   Ю.М.   ,   Ковалева   И.   Б.   Химия   для   профессий   и   специальностей технического и естественно научного профилей. – М.: 2014  8. Ерохин   Ю.М.   Химия:   Задачи   и   упражнения.   –   М.:   2014   Ерохин   Ю.М.   Сборник 9. тестовых заданий по химии. – М.: Академия, 2014   Габриелян   О.С.   и   др.   Химия   для   профессий   и   специальностей   технического профиля (электронное приложение)  Для преподавателей 1. Об   образовании   в   Российской   Федерации.   Федеральный   закон   Российской Федерации   от   29   декабря   2012   г.   №   273­ФЗ   Федеральный   государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.   №   413   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».  3. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или специальности   среднего   профессионального   образования   (письмо   Департамента государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  4. Габриелян   О.С.   Химия   для   преподавателя:   учебно­методическое   пособие   /   О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: 2014  5. Габриелян   О.С.   и   др.   Химия   для   профессий   и   специальностей   53   технического профиля (электронное приложение) 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  1 2 Умения:  называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре определять:  валентность   и   степень   окисления химических   элементов,   тип   химической   связи   в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах   неорганических   и   органических соединений,   окислитель   и   восстановитель, принадлежность   веществ   к   разным   классам неорганических и органических соединений; решать: формулам и уравнениям; характеризовать: элементы малых периодов по их положению   в   Периодической   системе   Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов,   основных   классов   неорганических   и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;  расчетные   задачи   по   химическим выполнять   химический   эксперимент:  по распознаванию   важнейших   неорганических   и органических соединений; проводить:  самостоятельный   поиск   химической информации   с   использованием   различных источников изданий, (научно­популярных     Тесты, карточки Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки Решение задач  Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки Самостоятельная работа Рефераты, сообщения, презинтации компьютерных   баз   данных,   ресурсов   Интернета); использовать   компьютерные   технологии   для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; связывать:  профессиональной деятельностью; изученный   материал   со   своей Рефераты, сообщения   атом, элемент,   валентность, Знания: важнейших   химических   понятий:  вещество, химический     молекула, относительные   атомная   и   молекулярная   массы, ион,   аллотропия,   изотопы,   химическая   связь, электроотрицательность,   степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных  веществ,   вещества  молекулярного   и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,   электролитическая   диссоциация, окислитель   и   восстановитель,   окисление   и восстановление,   тепловой   эффект   реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,   углеродный   скелет,   функциональная группа, изомерия, гомология; основных   законов   химии:  сохранения   массы веществ, веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;   постоянства состава     Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки основных   теорий   химии;  химической   связи, электролитической   диссоциации, строения органических и неорганических соединений;   Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки Контрольная   работа,   самостоятельная   работа, тесты, карточки важнейших   веществ   и   материалов:  важнейшие металлы   и   сплавы;   серная,   соляная,   азотная   и уксусная   кислоты;   благородные   газы,   водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные   и   амфотерные   оксиды   и   гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен,   карбонат   и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла,   дисахариды (сахароза),   полисахариды   (крахмал   и   целлюлоза), анилин,   аминокислоты,   белки,   искусственные   и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;   моносахариды   (глюкоза),   хлорид   натрия,

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ

Рабочая программа  учебной дисциплины ХИМИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018