Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностиСПО. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессий и специальностей среднего профессионального образованияРабочая программа
Рабочая программа Химия.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
ПРОФЕССИЯ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ Согласовано:
методист Л.Н.Скоблик
«____»____________20____г.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
________Н.Н.Савина
Утверждаю:
зам. директора по УПР
З.Р.Киньябулатова
«____»_________20___г.
_________________________
Рабочая программа ОУД.9 «Химия» общеобразовательного цикла ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) с
учетом требований ФГОС и социальноэкономического профиля профессионального
образования по профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер».
Организацияразработчик:
ГБПОУ УКРиС имени А.Давлетова, г.Уфа, проспект Октября, 4
Разработчики:
БурхановаУралияРадмировна, преподаватель химии и биологии
2 СОДЕРЖАНИЕ
Результаты освоения учебной дисциплины
Тематическое планирование
Структура и содержание учебной программы
1. Пояснительная записка
2. Место учебной дисциплины в учебном плане
3.
4. Содержание учебной дисциплины
5.
2.6
.
7.
8. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
9. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение программы учебной
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
дисциплины «Химия»
10. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4
9
10
12
17
19
20
43
45
47
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностиСПО. Рабочая программа составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины
«Химия» для профессий и специальностей среднего профессионального
образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для
изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования,
реализующих образовательную программу среднего (полного) общего
образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Химия в учреждениях среднего профессионального образования
(далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального
образования.
При освоении профессий СПО естественнонаучного профиля в
учреждениях СПО химия изучается как профильный учебный предмет в
объеме 171 часа.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
развитие познавательных интересов
интеллектуальных
способностей в процессе самостоятельного приобретения химических
знаний с использованием различных источников информации, в том
числе компьютерных;
и
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, на производстве и в
сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной
жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
4 Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально
направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной
образовательной программы,
формирования у обучающихся
профессиональных компетенций.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
причинноследственные связи между составом, строением,
свойствами и применением веществ;
познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для
фактологического материала;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в
непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте
химических веществ и в химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии
дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически
безопасные способы производства веществ и материалов и охраны
окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая
сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства
служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический
характер и призваны способствовать решению глобальных проблем
человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась
объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение
химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего
обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу
изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал
рассматривался на основе изученных теорий.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих
принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний,
которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной
реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских
ролей.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует
развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез,
обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и
классификация и др.
5 Специфика изучения химии при овладении профессиями и
специальностями естественнонаучного профиля отражена в каждой теме
раздела « Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и
профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент
реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся
(написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе
учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение
химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ,
решение практикоориентированных расчетных задач и т.д.).
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями,
лабораторными опытами и практическими работами.
При изучении химии значительное место отводится химическому
эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся
специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые
химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению
с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Программа содержит тематику рефератов для организации
самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями
естественнонаучного профиля в учреждениях СПО.
В процессе изучения химии важно формировать информационную
компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной
работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске
информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной
литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Программа учебной дисциплины является частью
основной
профессиональной образовательной программы (ППКРС) в соответствии с
ФГОС по профессии СПО: «Повар, кондитер».
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийсядолжен:
знать/понимать:
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками,
значение в жизни современного общества;
s,
p,
атомные
dорбитали,
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и
изотопы,
химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса,
молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные
системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно
оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и
восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм
реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота
образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия,
6 углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и
пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты,
электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и
органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон
постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева,
закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии;
строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения
органических и неорганических соединений (включая стереохимию),
химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических
соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные
металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и
органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин,
метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид,
ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки,
искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства;
уметь:
номенклатурам;
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение
молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных
растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи,
принадлежность веществ к разным классам неорганических и
органических соединений; характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать:s, p, dэлементы по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов,
неметаллов,
основных классов неорганических и органических
соединений;
строение и свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых
кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им
веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева;
зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения,
природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от
различных факторов, реакционной способности органических соединений
от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ,
относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (справочных, научных и научно
7 популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
связывать:
изученный материал со своей профессиональной
деятельностью;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из различных источников.
производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на
8 МЕСТО УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫВУЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ОУД.14 «Химия» изучается как базовый общеобразовательный учебный
предмет по выбору из обязательных предметных областей при освоении
профессий СПО естественнонаучного профиля в учреждениях СПО – в
объеме
максимальной учебной нагрузки обучающихся 249 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 175 часов;
самостоятельной работы 78 часов
Дисциплина входит в группу общеобразовательных дисциплин и направлена
на формирование общих компетенции
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого
уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
9 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство
гордости за российские естественные науки;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из
бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для
человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики,
химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и
производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные
знания с использованием для этого доступных источников информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области естествознания;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для
изучения разных сторон окружающего естественного мира;
−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для
изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства дляих
достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения естественно
научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав
ленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений о целостной современной естественно
научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека,
природы и общества, пространственновременных масштабах Вселенной;
−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и
технологий;
−− сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения
окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности,
бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения
роли грамотного потребителя;
−− сформированность представлений о научном методе познания природы и
средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами
естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достовер
ности полученных результатов;
−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир,
участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные
10 источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к
сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
−− сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для
каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и
оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей.
11 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Органическая химия
Органические соединения
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной
связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических
соединений.
Углеводороды.
Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные
химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен,
ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция
полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.
Кислородсодержащие органические вещества.
Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические
свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и
этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Жиры как сложные эфиры.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотсодержащие органические соединения.
Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические
свойства белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Реакция получения уксусноэтилового эфира.
Качественная реакция на глицерин.
Цветные реакции белков.
Практические занятия
Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg),
с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
Обратимая и необратимая денатурация белков.
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные
полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров:
фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о
химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные
представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна,
винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон),
полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Демонстрация
Различные виды пластмасс и волокон.
Практические занятия
Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.
Определение различных видов химических волокон.
Химия и жизнь
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и
неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы,
жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в
12 организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах
питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной
работы со средствами бытовой химии.
Общая и неорганическая химия
Введение
Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины
мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической
науки в плане развития технологий: химическая технологиябиотехнологияна
нотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере
деятельности общества.
Основные понятия и законы химии
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его
существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.
Демонстрации
Набор моделей атомов и молекул.
Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица
массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная
Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по
химическим формулам.
Закон сохранения массы вещества.
Периодический закон
и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и
система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения
электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и
сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации
Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических
решеток веществ с различными типами химической связи.
Демонстрации
Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.
Вода. Растворы
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические
свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение.
Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного
состояния в другое.
Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов
от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава
раствора.
Демонстрации
13 Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Химические реакции
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы,
от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и
способы его смещения.
Демонстрации
Химические реакции с выделением теплоты. Обратимость химических реакций.
Практическое занятие
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры,
концентрации веществ, действия катализаторов).
Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты,
основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в
свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных
растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.
Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов,
обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в
электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы:
черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая
характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно
восстановительные свойства неметаллов.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями
азота, серы, углерода.
Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами
кислот и щелочей.
Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде.
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.
Восстановительные свойства металлов.
Химические свойства соединений металлов.
Практические занятия
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Определение рН раствора солей.
Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской
Федерации.
Современные методы обеззараживания воды.
Аллотропия металлов.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
Синтез 114го элемента – триумф российских физиковядерщиков.
Изотопы водорода.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
14 Плазма – четвертое состояние вещества.
Аморфные вещества в природе, технике, быту.
Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).
Защита озонового экрана от химического загрязнения.
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной
деятельности.
Косметические гели.
Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
Минералы и горные породы как основа литосферы.
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
Серная кислота – «хлеб химической промышленности».
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
Оксиды и соли как строительные материалы.
История гипса.
Поваренная соль как химическое сырье.
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
Реакция горения на производстве.
Реакция горения в быту.
Виртуальное моделирование химических процессов.
Электролиз растворов электролитов.
Электролиз расплавов электролитов.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
История получения и производства алюминия.
Электролитическое получение и рафинирование меди.
Жизнь и деятельность Г. Дэви.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии.
Современное металлургическое производство.
Специальности, связанные с обработкой металлов.
Роль металлов и сплавов в научнотехническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли – галогены.
История шведской спички.
Химия металлов в моей профессиональной деятельности.
Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.
Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.
Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
Витализм и его крах.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Современные представления о теории химического строения.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
15 Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного
сырья.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
Углеводородное топливо, его виды и назначение.
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научнотехническом прогрессе.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.
Углеводы и их роль в живой природе.
Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
Развитие сахарной промышленности в России.
Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.
Метанол: хемофилия и хемофобия.
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Алкоголизм и его профилактика.
Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной
деятельности.
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
Аммиак и амины – бескислородные основания.
Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Аминокислоты – амфотерные органические соединения.
Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
«Жизнь это способ существования белковых тел…»
Структуры белка и его деструктурирование.
Биологические функции белков.
Белковая основа иммунитета.
СПИД и его профилактика.
Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной
продовольственной программы.
Химия и биология нуклеиновых кислот.
16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
«Химия»
максимальной учебной нагрузки обучающихся 249 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 175 часов;
самостоятельной работы 78 часов
Наименование разделов и тем
Первый курс
Введение
1. Органическая химия
1.1. Предмет органической химии. Теория строения
органических соединений
1.2. Предельные углеводороды
1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды
1.4. Ацетиленовые углеводороды
1.5. Ароматические углеводороды
1.6. Природные источники углеводородов
1.7. Гидроксильные соединения
1.8. Альдегиды и кетоны
1.9. Карбоновые кислоты и их производные
1.10. Углеводы
1.11. Амины, аминокислоты, белки
1.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
Нуклеиновые кислоты
1.13. Биологически активные соединения
Второй курс
Повторение основных вопросов первого курса
2. Общая и неорганическая химия
2.1. Химия – наука о веществах
2.2. Строение атома
2.3. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
2.4. Строение вещества
2.5. Полимеры
2.6. Дисперсные системы
2.7. Химические реакции
Количество
часов
175
88
1
87
11
6
8
3
5
5
6
5
9
8
9
4
8
87
2
81
3
4
5
8
4
6
8
17 2.8. Растворы
2.9. Окислительновосстановительные реакции.
Электрохимические процессы
2.10. Классификация веществ. Простые вещества
2.11. Основные классы неорганических и органических
соединений
2.12. Химия элементов
2.13. Химия в жизни общества и в профессии
Итоговое занятие
Итого
6
6
8
10
8
8
1
87
18 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Теоретические занятия
практические занятия
лабораторные занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Индивидуальные проектные задания
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме экзамена.
Объем часов
249
175
152
16
3
78
19 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
ХИМИЯ
Введение
Важнейшие
химические понятия
Основные законы
химии
Основные теории
химии
Важнейшие
вещества
и материалы
Раскрытие вклада химической картины мира в единуюестественно
научную картину мира.
Характеристика химии как
производительной силы общества
«аллотропия»,
«изотопы»,
«молярнаямасса»,
«вещество»,
«химический элемент»,
Умение дать определение и оперировать следующими химическими
понятиями:
«атом»,
«молекула», «относительные атомная и молекулярная массы»,
«ион»,
«химическая связь»,
«электроотрицательность», «валентность», «степень окисления»,
«моль»,
«молярный объем газообразных
веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения»,
«растворы», «электролити неэлектролит», «электролитическая
диссоциация», «окислитель
и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость
химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный
скелет»,«функциональная группа», «изомерия»
Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства
состава веществ. Установление причинноследственной связимежду
содержанием этих законов и написанием химических формул и
уравнений.
Раскрытие физического смысла символики
Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева
(номеров элемента,периода, группы) и установление причинно
следственной связимежду строением атома и закономерностями
изменения свойствэлементов и образованных ими веществ в
периодах и группах.
Характеристика элементов малых периодов по их положению
вПериодической системе Д. И. Менделеева
Установление зависимости свойств химических веществ от
строения атомов образующих их химических элементов.
Характеристика важнейших типов химических связей и
относительности этой типологии.
Объяснение зависимости
свойстввеществ от их состава и строения кристаллических
решеток.Формулирование
теории
электролитической диссоциации и характеристика в свете этой
теории свойств
основных классов неорганических соединений.
Формулирование основных положений теории химического строе
ния органических соединений и характеристика в свете этой теории
свойств важнейших представителей основных классоворганических
соединений
Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе
общих физических и химических свойств металлов и неметаллов.
Характеристика состава,
строения, свойств, получения и
основных положений
20 применение важнейших неметаллов.Характеристика состава,
строения и общих свойств важнейших
классов неорганических соединений.Описание состава и свойств
важнейших представителей органических соединений: метанола и
этанола, сложных эфиров, жиров,мыл, карбоновых кислот
(уксусной кислоты), моносахаридов
(глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмалаи
целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических
полимеров
Использование
профессиональной
деятельностихимических терминов и символики.Называние
изученных веществ по тривиальной или международной
номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо
щью химических формул. Отражение химических процессов с
помощью уравнений химических реакций
учебной
и
в
Химический язык
и символика
Химические реакции Объяснение
сущности
химических
процессов.
Химический
эксперимент
Химическая
информация
Профильное и
профессионально
значимое
содержание
различных
источников
использованием
компьютерных баз данных,
Классификацияхимических реакций по различным признакам
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии
с правилами техники безопасности.Наблюдение, фиксирование и
описание результатов проведенногоэксперимента
Проведение самостоятельного поиска химической информации
(научно
с
ресурсов
популярныхизданий,
Интернета); использование компьютерных технологий для
обработки и передачихимической информации и ее представления в
различных формах
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и
на производстве.Соблюдение правил экологически грамотного
поведения в окру
жающей среде.Оценка влияния химического загрязнения
окружающей среды
на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение
правил безопасного обращения с горючими и токсичными
веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка
достоверности химической информации, поступающей из разных
источников
21 УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
( ХИМИЯ)
Для реализации программы дисциплины «Химия» имеется учебный
кабинет химии.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
посадочные места студентов (15 столов и 30 стульев);
рабочее место преподавателя (стол и стул)
рабочая меловая доска;
демонстрационный стол
стационарные стенды (5 штук)
стенд «Сегодня на уроке»
«Таблица Д. И. Менделеева»
оборудование для демонстрации опытов и проведения лабораторных работ
наглядные пособия, плакаты, модели
стенды по химии, экологии
ноутбук персональный
диапроэктор
микроскоп
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Для студентов
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально
экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. об
разования. — М., 2014.
Дополнительная литература:
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб.пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014. (электронный вариант)
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб.пособие для студ. учреждений
сред.проф. образования. — М., 2014. (элекронный вариант)
Гаршин А.П. Учебное пособие: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках,
таблицах, химических реакцияхюСПб.: Питер, 2011.288с. ил
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: ученик для учащихся
общеобразовательных учреждений; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 4е изд., перераб. –
М.: ВентанаГраф, 2011.288 с. : ил.
Кузнецова Н.Е. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара – М.: ВнтанаГраф, 2011. –
288 с.: ил.
Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. 9й класс.
Подготовка к ГИА2013 : учебнометодическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. –
Ростов н/Д: Легон, 2013. – 176 с. – (ГИА9).
22 Антошин А.Э. ЕГЭ 2012. Химия. Решение задач. Сдаем без проблем! /. – М.: Эксмо, 2011. –
112 с. – (ЕГЭ.Сдаем без проблем).
Химия: электронный учебнометодический комплекс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации
поорганизации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательныхпрограмм среднего профессионального образования на базе основного
общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального
образования»..
Гаршин А.П. Учебное пособие: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках,
таблицах, химических реакциях СПб.: Питер, 2011.288с. Ил
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.метод. пособие. —
М., 2014.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: ученик для учащихся
общеобразовательных учреждений; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 4е изд., перераб. –
М.: ВентанаГраф, 2011.288 с. : ил.
Кузнецова Н.Е. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара – М.: ВнтанаГраф, 2011. –
288 с.: ил.
Антошин А.Э. ЕГЭ 2012. Химия. Решение задач. Сдаем без проблем! /. – М.: Эксмо, 2011. –
112 с. – (ЕГЭ.Сдаем без проблем).
Химия: электронный учебнометодический комплекс. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Диск Учебнометодический комплект
2. Диск Интерактивные наглядные пособия (таблицы, схемы, портреты)
Интернетресурсы
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. chemistrychemists. com/ index. html (электронныйжурнал «Химикиихимия»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
23 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
Знать:
выполнять расчетные задачи;
пользоваться лабораторной посудой и
оборудованием;
определять характер химической
связи; степень окисления;основные
классы
и
органических соединений;
составлять уравнения химических
реакций;
применять полученные знания на
практике
неорганических
Формулировки основных законов
химии;
Формулировку
периодического
закона;
Виды химической связи;
Теорию
электролитической
диссоциации;
Положение металлов и неметаллов в
их
периодической
соединения, свойства;
Основные
теории
химического строения органических
веществ;
Формулы алканов, алкенов, алкинов,
алкадиенов, аренов,
органических
кислот и других соединений;
гомологический ряд и виды изомерии.
системе,
положения
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Текущий контроль в
форме:
отчетов
лабораторных работ;
практических работ;
контрольных работ;
самостоятельных
работ;
Текущий контроль в форме:
тестирования по
темам дисциплины;
устного опроса;
доклада по реферату
или сообщению;
химических
диктантов;
24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.