Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
Взрослым
10.05.2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология разработана в соответствии с требованиями ФГОС, среднего общего профессионального образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.01.01. Оператор нефтяных и газовых скважин, по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ.
feli5.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Отрадненский нефтяной техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор «ОНТ»
_________________Ю.А. Бурлаков
___ ________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 Биология
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
специальности СПО
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
г.о. Отрадный 2017 г.
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией ____________
Протокол № от «___» _____ 20 г.
Председатель ПЦК
___________ / Иванова Д.В. /
(подпись) (Ф.И.О.)
Автор
Эксперт
___________ /Васюткина Е.А./
_________ /_______________/
(подпись) (Ф.И.О.)
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» ______ 20 г.
___________________________
(ученая степень или звание,
должность, наименование
организации, научное звание) Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биологияразработана в
соответствии с требованиями федерального
образовательного стандарта
(далее –ФГОС)
государственного
среднего общего
среднего
образования,федерального
профессионального образования (далее – СПО) по специальности 21.01.01
государственного
стандарта
Оператор нефтяных и газовых скважин, по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой специальности или профессии среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06259), примерной программы учебной дисциплины ОДБ.09
Биология для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в
качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования. СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины …………
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы …………………….
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование
…………………………………………………….
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………
2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….
3. Условия реализации учебной дисциплины …………
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
…………………………………………………………
Приложение 1 ………………………………………………………..
Приложение 2 ………………………………………………………..
5
5
5
6
6
8
8
9
10
10
10
12
13 1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 Биология
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология является частью
профессионального цикла образовательной программы СПО – программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС)среднего
звена по специальности:21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного
учебного цикла в соответствии с социальноэкономическим профилем
профессионального образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего
общего образования профильный.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение
принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса
ОУД.09 Биология на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина ОУД.09 Биология для
профессиональных
самостоятельностью и цельностью.
образовательных
организаций
обладает
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология имеет
межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами
Экология, География, Химия.
Изучение учебной дисциплины
ОУД.09 Биология завершается
промежуточной аттестацией в формедифференциального зачетав рамках
освоения ППКРС на базе основного общего образования. 1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Личностныерезультаты:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и
достижениям отечественной биологической науки; представления о
целостной естественнонаучной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их
влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую,
социальную
этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественнонаучной
картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;
возможности информационной среды для обеспечения продуктивного
самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели
и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно
исследовательской экспериментальной деятельности, при
использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер
профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил
поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и
других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметные результаты:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности,
обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о
сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационнокоммуникационных
технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем,
вопросов состояния окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить
и анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных
технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметные результаты:
сформированность представлений о роли и месте биологии в
современной научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности для решения
практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка
антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.09 Биология обеспечивает
формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте
преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных
действий
Личностные
(обеспечивают ценностносмысловую
ориентацию обучающихся и
ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях)
Регулятивные
(обеспечивают организацию
обучающимися своей учебной
Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по
специальности/профессии)
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость
будущей профессии,
проявлятьк ней устойчивый интерес.
OK3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей
работы.
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
OK3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей
работы.
OK4. Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
OK5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6 . Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
деятельности) целеполагание,
планирование, прогнозирование,
контроль (коррекция),
саморегуляция, оценка
Познавательные
(обеспечивают исследовательскую
компетентность, умение работать с
информацией)
Коммуникативные
(обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции
других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем,
взаимодействовать и сотрудничать со
сверстниками и взрослыми)
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;
самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС: не
предусмотрено. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Индивидуальный проект (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Составление схем, опорных конспектов, реферат,
домашняя работа
54
36
22
2
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 БИОЛОГИЯ
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Объем
часов
Уровень
освоения
Наименование
разделов и
тем
1
Введение
Тема 1.1
Учение о
клетке.
3
1
2
4
1
2
2
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их
многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы
познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира и практической
деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Раздел 1. Учение о клетке 5ч.
Содержание учебного материала
Клетка – элементарная живая система и основная структурнофункциональная
единица всех живых организмов.
Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки
и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в
клетке.Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными
заболеваниями (СПИД и др.) Ядерная клетка.
Цитоплазма. Органоиды
клетки.Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и
энергетический обмен.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель
наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез
белка.Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка
клеток. Клеточная теория строения организмов.Жизненный цикл клетки. Митоз. Практические занятия №1,№2,№3
Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана
Превращение энергии в клетке, энергетический обмен.
Сравнение строения животной и растительной клетки
Контрольная работа
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Подготовка доклада: «Клеточная теория строения организмов».
«История и современное состояние».
1
1
1
4
Самостоятельное изучение темы «Жизненный цикл клетки.
Клетки и их
разнообразие в многоклеточном организме.Дифференцировкаклеток.Клеточная
теория строения организмов».
Тема 2.1.
Организм.
Размножение и
индивидуально
е развитие
организмов
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов 4ч.
Содержание учебного материала
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее
свойство живых организмов.
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и
оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные
1
1
2 стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство
их эволюционного родства.
Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Практические занятия №4,№5,№6
Анализ сходства и различия митотического и мейотического делений клетки.
Заполнение сравнительной таблицы фаз митоза и мейоза.
Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
Сходство зародышей как свидетельство эволюционного родства. Причины
нарушений в развитии организмов.
Контрольная работа
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Самостоятельное изучение тем: Экологические проблемы промышленных и
бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации.
Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
1
1
1
1
2
3
1
2
1 Тема 3.1.
Основы
генетики и
селекции.
Подготовка доклада:
• Система контроля за экологической безопасностью в России.
• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
Раздел 3.Основы генетики и селекции 8ч.
Содержание учебного материала
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
5
2
Законы генетики, установленные Г. Менделем.
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола.
Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности
изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.
Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.
Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы
селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений. 1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
Практические занятия №7,№8,№9,№10,№11
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Составление вариационной кривой модификационной изменчивости.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Контрольная работа «Концепция устойчивости развития»
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии.
Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Самостоятельное изучение тем
«Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия
и происхождения культурных растений»,
«Основные методы селекции: гибридизация
и искусственный отбор»,
«Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних
животных и микроорганизмов». Тема 4.1.
Происхожден
ие и развитие
жизни на
земле.
Тема 4.2.
Эволюционно
е учение.
Раздел 4.Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение 8ч.
4
Содержание учебного материала
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых
организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и
современная его организация.
Содержание учебного материала
Значение работ К.Линнея,Ж.Б.Ламаркав развитии эволюционных идей в биологии.
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения
в формировании современной естественнонаучной картины мира.Микроэволюция и
макроэволюция. Концепция вида,егокритерии.Популяция—структурная единица
вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков,
И.И.Шмальгаузен).
Доказательства эволюции.Сохранение
биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного
ее развития.
Причины вымирания видов.Основныенаправленияэволюционного
прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Макроэволюция.
Практические занятия №12,№13,№14,№15
Концепция вида, его критерии.
Современные представления о видообразовании.
1
1
1
2
1 1
Причины вымирания видов.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Контрольная работа
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Самостоятельное изучение тем:
«Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и
прогрессивного ее развития»,
«Причины вымирания видов»,
«Основныенаправленияэволюционного прогресса»,
«Биологический прогресс и биологический регресс».
Подготовка доклада «Современные представления о видообразовании
(С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции»
Раздел 5.Происхождение человека 3ч.
Содержание учебного материала
1
2
1
2
1
Антропогенез.
о
происхождениичеловека. Доказательства родства человека с млекопитающими
животными. Этапы эволюции человека.
приматов.Современные
гипотезы
Эволюция
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.Критика
Тема 5.1.
Происхождени
е человека расизма.
Практические занятия №16,№17
1
1
1
1
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Подготовка докладов
«Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность
расизма»,
«Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого
общества»,
«Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов»,
«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
эмбриональное развитие ребенка».
Раздел 6. Основы экологии 5 ч. Тема 6.1
Основы
экологии
Содержание учебного материала
Экологические факторы,их значение в жизни организмов.Экологическиесистемы.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот
веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в
экосистеме: конкуренция,
Причины
устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.
Искусственные сообщества—
агроэкосистемыиурбоэкосистемы.
хищничество,
симбиоз,
паразитизм.
Биосфера — глобальная экосистема.
Учение В.И.Вернадского о
биосфере.Рольживых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших
биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере.Последствия деятельности человекав
окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую
среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы
ипути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны
природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охрана.
Практические занятия №18,№19
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Изменения в биосфере.
Контрольная работа
3
2
1
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Подготовка докладов:
«Экология как теоретическая основа рационального природопользования и
охраны природы. Ноосфера»,
«Правила поведения людей в окружающей природной среде»,
«Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охрана».
Тема
7.1Бионика
Содержание учебного материала
Раздел 7 Бионика 2ч.
Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых
организмов и их использования для создания совершенных технических систем и
устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в
хозяйственнойдеятельности людей морфофункциональных черт организации
растений и животных.
Практические занятия №20
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей
морфофункциональных черт организации растений и животных.
Контрольная работа
1
1
2
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся
Дифференцированный зачет
Максимальная учебная нагрузка 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 36
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся 18
1
Итого 36
54 2.3. Содержание профильной составляющей
№
заня
тий
1.
Наименование разделов и тем
Количе
ство
часов
Введение.
Роль биологии в формировании современной естественно
научной картины мира и в практической деятельности людей.
1
Раздел 1. Учение о клетке.
Превращение энергии в клетке, энергетический обмен.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
1
2.
3.
1
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
1
4.
Репродуктивное
Индивидуальное развитие человека.
здоровье
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Наследственные болезни человека,
профилактика.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
5.
6.
7.
8.
Итого:
их
причины и
1
1
1
1
9 3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
доска для писания;
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет
Технические средства обучения: нет
3.2. Информационноеобеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева «Биология», 2014 г
2. Е.И.Тупикин «Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности»,2012 г
Дополнительные источники
1.Л.П.Анастасова «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии»,2011
Перечень Интернетресурсов 1.Федеральный портал «Российское образование»
2.
http://www.altai.fio.ru/projects/Group4/potok13/site/index.html
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
Дополнительные источники
1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М 2006.
2. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 1011 класс. –
М.,2004
3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к
учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая
биология. 1011 классы»
4. Пименов А.В. Уроки биологии в 1011 классах 1 и 2 часть. – Ярославль
Академия развития.
5. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных
работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные) Формы и методы контроля и на уровне учебных действий
оценки результатов обучения
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
уметь:
объяснять роль биологии в
формировании научного
мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы,
родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на
эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека; влияние
экологических факторов на живые
организмы, влияние мутагенов на
растения, животных и человека;
взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды;
причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в
развитии организмов, мутации и их
значение в возникновении
наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены
экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
решать элементарные биологические
задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и передачи энергии в
экосистемах (цепи питания);
описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
выявлять приспособления
Тестирование
тестирование организмов к среде обитания,
источники и наличие мутагенов в
окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и
неживой природы, зародышей
человека и других животных,
природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности;
процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать
выводы и обобщения на основе
сравнения и анализа;
находить информацию о
биологических объектах в различных
источниках (учебниках, справочниках,
научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети
Интернет) и критически ее оценивать;
изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях.
Устный опрос
практическое занятие
практическое занятие
В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
знать:
основные положения биологических
теорий и закономерностей: клеточной
теории, эволюционного учения,
учения В.И.Вернадского о биосфере,
законы Г.Менделя, закономерностей
изменчивости и наследственности;
тестирование строение и функционирование
биологических объектов: клетки,
генов и хромосом, структуры вида и
экосистем;
сущность биологических процессов:
размножения, оплодотворения,
действия искусственного и
естественного отбора, формирование
приспособленности, происхождение
видов, круговорот веществ и
превращение энергии в клетке,
организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие
биологической науки.
Итоговая аттестация
усвоенных знаний и освоенных умений
практическое занятие
тестирование
Дифференцированный зачет Планирование учебных занятий с использованием активных и
интерактивных форм и методов обучения
Приложение 1
Кол
во
часов
Активные и
интерактивные формы
и методы обучения
формируемые
универсальные
учебные действия
Методпроектов
познавательные
Групповая работа с
иллюстративным
материалом
регулятивные
Проблемное обучение
регулятивные
Составление и
инсценировка диалогов
коммуникативные
Ролевая игра
коммуникативные
Проблемное обучение
регулятивные
4
4
3
3
4
3
21
123
82
25%
№
п/п
Тема учебного
занятия
1. Учение о клетке.
2. Организм.
Размножение и
индивидуальное
развитие
организмов.
3. Основы генетики и
селекции.
Эволюционное
учение.
Происхождение и
история развития
жизни на земле.
4.
5.
6.
Основы экологии
Всего
Максимальная
нагрузка
Аудиторная
нагрузка
% использования
активных и
интерактивных
форм и методов обучения
Тематика индивидуальных учебных проектов
Приложение 2
Ф И О студента
Тема проекта
Шифр
группы
Срок
выполнения
Клеточная теория строения
организмов. История и
современное состояние
Наследственная информация и
передача ее из поколения в
поколение.
Драматические страницы в
истории развития генетики.
Успехи современной генетики в
медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных
идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и
ее значение для развития
биологии.
Современные представления о
механизмах и закономерностях
эволюции.
Современные представления о
зарождении жизни. Рассмотрение
и оценка различных гипотез
происхождения
Современный этап развития
человечества. Человеческие расы.
Воздействие человека на природу
на различных этапах развития
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее
загрязнения на развитие
организмов.
Влияние курения, употребления
алкоголя и наркотиков
родителями на эмбриональное
развитие ребенка.
Витамины, ферменты, гормоны и
их роль в организме. Нарушения
при их недостатке и избытке
Причины и границы устойчивости
биосферы к воздействию
деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного
уровня и их соподчиненность в
глобальной экосистеме —
биосфере.
Видовое и экологическое
разнообразие биоценоза как
основа его устойчивости.
Повышение продуктивности
фотосинтеза в искусственных
экологических системах.
Различные экологические
пирамиды и соотношения
организмов на каждой их
ступени.
Пути повышения биологической
продуктивности в искусственных
экосистемах.
Роль правительственных и
общественных экологических
организаций в современных 21.
22.
23.
24.
25.
развитых странах.
Рациональное использование и
охрана невозобновляемых
природных ресурсов (на
конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений
в биосфере. Озоновые «дыры»,
кислотные дожди, смоги и их
предотвращение.
Экологические кризисы и
экологические катастрофы.
Предотвращение их
возникновения.
Влияние окружающей среды и ее
загрязнения на развитие
организмов.
Современные представления о
механизмах и закономерностях
эволюции.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Биология программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.