Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.
Оценка 4.8

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология +1
Взрослым
19.02.2018
Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.
В статье указаны положения формирования и проведение " мыслительных пятиминуток",указана их классификация с примерами по каждому виду, даны результаты применения пятиминуток. В основе использования пятиминуток лежат разнообразные приёмы, например, перепутанные логические цепочки, приём новизны, проблемной ситуации," лови ошибку", "отсроченная отгадка", "незаконченное предложение" и т.д.
пятиминутки.docx
«Мылительные пятиминутки» как средство развития учебно­логических умений. « Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребёнка. Он будет таким, какой он есть. Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя» .      Януш Корчак. Важнейшей задачей современной системы образования является  формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД),  которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно  осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и  использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь  контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности  (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные  действия и операции) и выступает существенным фактором повышения  эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и  формирования компетенций, образа мира и ценностно­смысловых оснований  личностного морального выбора. В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре  основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные, включая  общеучебные, логические, постановка и решение проблем, коммуникативные  действия . Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков разработали классификацию  общеучебных умений, объединив их в три группы: учебно­управленческие,  учебно­информационные и учебно­логические умения  Остановимся подробнее на последней группе общеучебных умений. Под учебно­логическими умениями понимаются общеучебные умения,  обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач .В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию  учебно­логических умений: ­изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает  обязательную разработку целостного учебно­методического комплекса; ­усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных  учебных предметов; ­гармоничное сочетание первого и второго подходов. Формирование учебно­логических умений – важная часть целостной  внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных  действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе  организации работы по данному направлению могут стать «мыслительные  пятиминутки». В основе формирования и проведения « мыслительной пятиминутки» лежат  следующие положения: 1.Обязательное предъявление теории 2.Формируется и развивается не логическое мышление вообще, а перечень  конкретных умений. 3.Формирование логического  мышления осуществляется с опорой на  нагляднодейственное и наглядно­образное мышление. 4.Участвуя в проведении» 5 минуток» дети  должны получать полноценное  интеллектуально­эстетическое удовольствие. «Мыслительная пятиминутка» имеет свою цель­это способствовать  формированию целостного представления об анализе и синтезе, как  инструментах познания. Содержание "логических пятиминуток" должно включать не только  содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый  обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети  благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им  пронизана вся их жизнь. В зависимости от целевой установки использования данного методического  приема на том или ином этапе урока выделяют следующие виды логических  пятиминуток . Вид «Стартовая пятиминутка»­  объяснение учащимся, что зачем и как будет изучаться. Прочитайте данные  строки и отгадайте тему « логической пятиминутки»: Камень твёрдый? Яблоко с багрово­красной кожей? Может быть, меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? Так или иначе, всё земное Умещается в его пределы Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело! Горячее, холодное, доброе, чуткое, разбитое, гордое, золотое, каменное,  жестокое, старое ........ «Сердце подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна,  но стирающемуся, когда его не подсыпают»     К.Вебер Правильно тема посвящена сравнению « Что на что похоже?» Вводные пятиминутки»­ изложить сущность конкретной группы учебно­логических умений (анализ и  синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрировать их значения для  повышения эффективности учебно­познавательной деятельности учащихся Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и  синтезе как способах познания. Сегодня мы продолжим учиться правильно и логически мыслить, и попробуем использовать анализ и синтез. Вы все хорошо помните, о том , что именно для растений характерен процесс  фотосинтеза. Вам необходимо вспомнить его основное содержание и  составить план (после коллективной работы на доске появляется  планпроцесса). В данном случае фотосинтез выступил в качестве объекта нашего  анализа. Что мы с ним сделали? Действительно, мы разделили его на части,  выделив в каждой части существенное (о чем и что говорится), потом эти  части озаглавили и получили план. Сейчас я назову участников данного процесса, а вы определите их роль  и положение: Тилакоиды, углекислый газ, кислород, вода, ферменты, строма,  энергия, глюкоза) О: ( Тилакоиды, вода,энергия, ферменты, кислород­ световая фаза; Углекислый газ, вода, глюкоза, строма­ темновая фаза) Что помогло вам дать правильный ответ, правильно определить  названия фаз? Вы мысленно объединили  участников в одно целое. Такое  мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом. Молодцы, вы успешно справились с заданиями. Научившись правильно  осуществлять анализ и синтез, вы в дальнейшем сможете успешно разрешить  многие проблемы. Приём «ключевые слова»­ тема «Расщепление в ротовой полости» Ротовая полость, амилаза, йодный раствор, качественная реакция,  чашки Петри, ватные палочки, накрахмаленный бинт, температура тела. О чём пойдёт речь на уроке? Предложите тему. Какого рода задание  предстоит выполнить? Итак, мы должны запомнить: синтез – объединение составных частей в целое с целью изучения объекта, а анализ – разложение целостного объекта на  составные части с целью его изучения, познания. «Инструктивные пятиминутки»­ представить учащимся в доступной форме минимум теоретической  информации, которая необходима для осознанного применения того или  иного учебно­логического умения. Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения.  Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от  других вещей или процессов. Задание 1.Приспособленность позвоночных животных  к образу жизни      Вид                                                 Приспособления   Травяная лягушка                    к климатическим условиям   Прыткая ящерица                      к характеру пищи  Деревенская ласточка                 к добыванию пищи Дельфин­белобочка   Задание 2. В ходе лабораторной работы рассмотрите внешнее строение лягушки и  определите приспособления к каждой из сред жизни. Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки» Цель работы: выявить во внешнем строении лягушки черты  приспособленности к обитанию в двух средах­ наземной и водной. Оборудование :препараты с лягушками Инструктивная карточка Рассмотрите лягушку. Какую форму тела имеет этот представитель  класса Земноводных? Какое значение имеет форма тела в жизни лягушки. Рассмотрите голову лягушки, найдите ноздри, барабанные перепонки.  Где расположены глаза, имеют ли они веки? Какую роль эти органы и  особенности их строения играют в жизни лягушки? Найдите у лягушки передние и задние конечности. Используя     наблюдения и текст параграфа 36, заполните таблицу.                   «Тренинговые пятиминутки»­ последовательное формирование и развитие отдельных учебно­логических  умений в соответствии с классификацией общеучебных умений Цель: способствовать формированию целостного представления об анализе и  синтезе, сравнении как способах познания, а также формировать  биологическую грамотность. Задание: вставьте на месте пропуска букву. Найдите в строчке лишнее слово и подчеркните его. Объясните устно свой выбор. С каким заданием не  справились (или было сложно распознать  и почему?) 1Животная клетка включает  в себя:  м..тохондрии, ядро,  хлоропласты ,плазматическую м..мбрану. 2.Для процесса гликолиза характерно: л...зосомы, цитоплазма, 2  молекулы АТФ, м...лочная кислота. Задание­ в каком порядке растут деревья: Берёза правее ели, ива левее осины, берёза левее ивы. Задание. Перепутанные логические цепочки­ укажите правильный порядок   пастбищной цепи питания: аист, трава, лягушка, кузнечик.              «Мониторинговые пятиминутки»­ изучение сформированности ключевых учебно­логических умений Цель: изучить сформированность ключевых учебно­логических умений  (анализ, синтез, сравнение) Задание: соотнесите термины с понятиями и объясните свой выбор.  Термины                                 Понятия  1.перикард         а)раздел медицины, изучающий..  2.миокард          б) внутренний слой  3.кардиология   в) наружный серозный слой  4.эпикард           г) околосердечная сумка  5.эндокард         д) средний мышечный слой  6.артерии           е) сосуды, несущие кровь от  7.вены                    сердца                             ж) сосуды, несущие кровь к                                               сердцу                      «Финишная пятиминутка»­ побудить детей к осмыслению проделанной в течение какого­либо временного отрезка совместной работы Цель: побудить детей к осмыслению проделанной в течение урока совместной работы. Мы узнали, что наука о растениях­ ботаника ,что существуют разные царства  живых организмов и все они взаимосвязаны между собой. Реши кроссворд и  подведи итоги изученного. Найди выделенный столбик. 1 2 1 2 4 5 6 7 5 7 8 8 4 6 3 3 1.Стебель с листьями или почками. 2.Живая оболочка Земли. 3.Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям. 4.Тело лишайника. 5.Основоположник систематики, ввел двойные латинские названия. 6.Взаимовыгодное сожительство двух организмов. 7.Наука о грибах. 8.Доядерные организмы. ОТВЕТЫ: 1.побег, 2.биосфера, 3.ткань, 4.таллом, 5.Линней, 6.симбиоз,  7.микология, 8.прокариоты. В выделенном столбике – БОТАНИКА. Таким образом, «логические пятиминутки» формируют и развивают  конкретный перечень умений, овладев которыми, обучающийся будет  способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять  понятия, доказывать и опровергать. Учитель должен подчеркивать важность  познавательной составляющей «логических пятиминуток»,  демонстрировать  прикладной аспект сформированных умений в процессе обучения и в  повседневной жизни учеников.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся на уроках биологии.

Статья "Мыслительные пятиминутки" как средство развития учебно-логических умений у учащихся  на уроках биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018