Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 151901 Технология машиностроения от «12» ноября 2009года № 582
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И.М.Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009года
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы по специальности 151901.51 Технология машиностроения, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программирование для автоматизированного оборудования по специальности Технология машиностроения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебнопроизводственной работе
технологического профиля
(руководитель профиля)
_________________ Е.Г. Чаплыгина
« ______» ________________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программирование для автоматизированного оборудования
151901.51 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
2013г.ОДОБРЕНО
Предметно (цикловой) комиссией
«Металлообработка»
председатель ________Н.В. Чебуренкова
протокол №____ от «_____»_________2012г.
Составитель:
Чебуренкова Н.В. преподаватель ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани»
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: _________Наркевич Е.В. преподаватель спец. дисциплин
высшей категории ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» технологический профиль
Содержательная экспертиза:_________ Ваулина С.Г. заведующий отделом по
учебной работе технологического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза (для специальных дисциплин, ПМ):
Содержательная экспертиза:__________ Ефимкина В.Я. заместитель начальника
конструкторского технологического отдела ООО «Сельмаш»
Рабочая
программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных
государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее – СПО) 151901 Технология машиностроения от «12»
ноября 2009года № 582
Рабочая программа разработана в соответствии с разяснениями
по
формированиюпримерных программ учебных дисциплин начального профессионального и
среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального
образования, утверждёнными И.М.Реморенко, директором Департамента государственной
политики и нормативноправового регулирования в сфере образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009года
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной
образовательной программы по специальности 151901.51 Технология машиностроения,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
12
31.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программирование для автоматизированного оборудования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 151901 Технология машиностроения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и
в профессиональной подготовке по специальности СПО 151901 Технология машиностроения
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих
программ (УП);
рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки,
координаты опорных точек контура детали;
заполнять формы сопроводительной документации;
выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка;
производить корректировку и доработку УП на рабочем месте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей
в автоматизированном производстве.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к
освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности СПО 151901.51
Технология машиностроения и овладению профессиональными компетенциями (ПК)
ПК 1.1. Использовать
конструкторскую
документацию
при разработке
4технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические
операции.
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических
процессов обработки деталей.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного
подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению
деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической
документации.
В процессе обучения обучающийся должен обладать общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
5профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часов;
самостоятельной работы обучающегося 31час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме зачета
93
62
4
20
31
672.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Программирование для автоматизированного оборудования»
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа студентов
2
Цель и задачи дисциплины, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль и значение дисциплины в
производственном процессе, перспективы ее развития. Взаимосвязь с основным оборудованием производственного
процесса.
и тем
1
Введение
Раздел 1 Подготовка к
разработке управляющей
программы (УП)
Тема 1.1. Этапы подготовки УП Определение номенклатуры деталей для обработки на станках с программным управлением, гибких
производственных системах. Классификация деталей по конструктивнотехнологическим признакам.
Разработка УП
Тема 1.2. Технологическая
документация.
Требования к технологической документации. Справочная, исходная и сопроводительная документация.
Тема 1.3. Расчет элементов
контура детали
Геометрические элементы контура детали. Опорная точка. Решение типовых геометрических задач.
Пример расчета координат опорных точек контура детали.
Лабораторная работа №1.
Расчет элементов контура детали.
Практическая работа №1:
Определить элементы контура детали. Определить опорные точки контура инструмента.
Объем часов Уровень
усвоения
3
2
26
2
2
4
2
2
4
1
1
1
2
8Тема 1.4. Расчет элементов
траектории инструмента
Эквидистанта. Эквидистанта к отрезку прямой, к дуге окружности. Сопряжение соседних участков
эквидистанты. Пример расчета координат опорных точек эквидистанты
Практическая работа №2:
Построить эквидистанту перемещения инструмента к контуру детали, к отрезку к прямой.
Тема 1.5. Структура УП и ее
формат
Управляющая программа, информация, содержащаяся в УП, структура кадра, значение стандартных
адресов. Назначение формата кадра, содержание формата кадра.
Тема 1.6. Запись, контроль и
редактирование УП
Представление УП на программоносителях. Код ISO7bit. Подготовка кадров с использованием
персональных компьютеров. Назначение. Состав. Режим работы.
Лабораторная работа №2
Расшифровка УП
Практическая работа №3:
Рассчитать координаты опорных точек эквидистанты.
4
2
2
4
2
2
1
1
1
9Самостоятельная работа:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Последовательность и этапы разработки УП.
Необходимая технологическая документация, справочная, исходная и сопроводительная.
Расчет и определенно координаты контура деталей.
Построение, расчет и определение координаты опорных точек эквидистанты к контуру детали.
Кодирование и расшифровка содержимого кадра
Исходная точка «О» станка – и её назначение.
Определить номенклатуру детали для обработки на станках с ЧПУ
Классификация детали по конструктивнотехнологическому признаку
Виды отверстий и последовательность переходов их обработки. Типовые технологические схемы
обработки отверстий. Программирование обработки групп отверстий на сверлильном станке с ЧПУ.
Практическая работа №4
Разработать карту наладки сверлильного станка с ЧПУ для обработки заданной детали с
указанием переходов обработки.
Переходы токарной обработки. Типовые технологические схемы обработки зон выборки массива
материала.
13
22
2
4
2
1
1
10
Раздел 2.
Программирование
обработки деталей на
металлорежущих станках с
ЧПУ
Тема 2.1. Программирование
обработки деталей на
сверлильных станках с ЧПУТема 2.2. Программирование
обработки деталей на токарных
станках с ЧПУ
Программирование обработки деталей на токарном станке с ЧПУ
Практическая работа №5
Тема 2.3. Программирование
обработки деталей на
фрезерных станках с ЧПУ
Разработать карту наладки токарного станка с ЧПУ для обработки заданной детали.
Разработка УП обработки детали на токарном станке с ЧПУ.
Переходы фрезерной обработки. Многокоординатная обработка контуров и поверхностей на фрезерном
станке с ЧПУ.
Программирование обработки контуров и поверхностей на фрезерном станке с ЧПУ.
Практическая работа №6
Разработать карту наладки фрезерного станка с ЧПУ для обработки заданной детали с
указанием переходов обработки.
Разработка УП обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ.
Самостоятельная работа:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Разработка УП обработки детали на сверлильном станке с ЧПУ.
Разработка УП обработки детали на токарном станке с ЧПУ.
Разработка УП обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ.
Раздел 3. Системы
автоматизированного
программирования (САП)
2
4
2
2
4
10
12
2
1
2
11Тема 3.1. Основные
принципы автоматизации
процесса подготовки УП
Тема 3.2. САП, структура,
классификация
Тема 3.3. Обзор
отечественных и зарубежных
САП
Тема 3.4. САП для станков с
ЧПУ
Сущность автоматизированной подготовки УП. Понятие «система автоматизированного
программирования».
Уровни автоматизации процесса подготовки УП; понятие «система автоматизированного
программирования».
Задачи, решаемые при автоматизации процесса подготовки УП;
Структура САП: препроцессор, процессор, постпроцессор. Задачи, решаемые основными
блоками САП. Формы записи исходной информации.
Классификация САП.
Современные промышленные САП, реализуемые на больших и малых ЭВМ. Обзор их
возможностей, особенностей. Тенденции развития современных САП.
Характеристика конкретной САП.
Задание исходной геометрической и технологической информации. Пример разработки
комплекта исходных данных для САП.
Практическая работа №7:
Разработать комплекс исходных данных для разработки УП обработки заданной детали
средствами САП.
Самостоятельная работа:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
основные блоки САП;
классификацию САП;
формы записи исходной информации
современное состояние, многообразие и тенденция развития САП в нашей стране и за рубежом
принцип кодирования слов промежуточного языка «процессорпостпроцессор
Всего:
Внеаудиторная самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
4
2
2
2
2
8
62
31
93
2
2
1
2
123. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Требования к минимальному материальнотехническому
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технология
машиностроения», лаборатории «Автоматизированного проектирования технологических
процессов и программированных систем ЧПУ» и мастерской станков с ЧПУ.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
Оборудование лаборатории:
посадочные места для обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
малогабаритные фрезерные станки с СЧПУ;
малогабаритные токарные станки с СЧПУ.
Оборудование мастерской:
посадочные места для обучающихся;
рабочее место преподавателя;
токарные станки с ЧПУ;
фрезерные станки с ЧПУ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Серебреницкий П.П., Схиртладзе А.Г. Программирование для автоматизированного
оборудования Учебник для средн. проф. учебных заведений – М.: Высшая школа.
2003.
Дополнительные источники:
131. Белянин П.Н. Гибкие производственные системы: Учеб. пособие для
машиностроительных техникумов / П.Н. Белянин, М.Ф Издон, А.С. Жогин М:
Машиностроение, 1998.
2. Гжиров Р.И., Серебреницкий П.П. Программирование обработки на станках с
ЧПУ: Справочник. Л.: Машиностроение. Ленинградское отдние, 1990.
3. Дерябин А.Л. Программирование технологических процессов для станков с ЧПУ:
Интернетресурсы: www.sapr.ru
Учебное пособие для техникумов. М.: Машиностроение, 1984;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
Использовать справочную и исходную
документацию при написании УП
рассчитывать траекторию и эквидистанты
инструментов, их исходные точки, координаты
опорных точек контура детали
заполнять формы сопроводительной
документации
выводить УП на программоносители, заносить
УП в память системы ЧПУ станка
производить корректировку и доработку УП на
рабочем месте
Знания:
методы разработки и внедрения управляющих
программ для обработки простых деталей в
автоматизированном производстве
Лабораторные и практические работы
14