Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта
Оценка 4.6

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Оценка 4.6
Документация +2
rtf
дефектология +2
Детсад
10.01.2017
Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта
Данная рабочая программа составлена на основе программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. А также с учетом положений примерной основной об¬щеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Достижению данной цели будут способствовать задачи: - практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоя¬тельное вы-полнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры; - развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли; - формирование компонентов устной речи у дошкольников с нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ
рабочая ПРОГРАММА Павлова 2015-16г.rtf
Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №3» РАССМОТРЕНО                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ                        на педагогическом совете                                                                                      заведующий «МДОУ «Детский сад №3»                                                                         «МДОУ «Детский сад №3» протокол № ______от ________                                                                           __________                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя­логопеда  дошкольного логопедического пункта  учитель­логопед  Павлова Е.Н. 1 2015г. Содержание 1.  Целевой раздел. Пояснительная записка     стр. 2  2.  Содержательный раздел                                 стр. 5 3.  Организационный раздел                               стр. 15     4.  Список используемой литературы                 стр. 23  2 Целевой раздел Пояснительная записка             Данная рабочая программа составлена на основе  программ обучения и воспитания детей с фонетико­фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. А также с учетом   положений примерной основной общеобразовательной   программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования. Достижению данной цели  будут способствовать задачи  : ­ практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произноше­ нием всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать   звуки   по   артикуляционным   и   акустическим   признакам,   самостоятельное   вы­ полнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;   ­ развитие свободного общения воспитанников с   взрослыми и детьми, как социа­ лизация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать   фразы различной кон­ струкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли; ­ формирование   компонентов устной речи у дошкольников с нарушениями речи (лексической   стороны,   грамматического   строя   речи,   произносительной   стороны   речи, связной   речи   ­   диалогической   и   монологической   форм)  в   различных   формах     и   видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно­образовательный про­ цесс   и   взаимодействие   специалистов   ДОУ   (учителя­логопеда,   педагога­психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию). Достижение   поставленной цели и решение   задач   осуществляется с учётом сле­ дующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего  выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского  о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий  одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог  должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных  способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в  решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает  понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 3 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт  возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Дей­ ствие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;           6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий   постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;            7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое  взаимодействие   всех     анализаторных   систем   организма   с   целью   обогащения   слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей. Исходной методологической основой программы являются положения, разрабо­ танные   в   отечественной   логопедии   Л.С.Выготским,   Р.Е.Левиной,   В.И.Лубовским   и др. Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретиче­ ских положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и ста­ новления чтения и письма (Н.И.Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков   и   их   перцептивными   признаками,   которые   лежат   в   основе   восприятия   речевых сообщений   и   определяют   уровень   сформированности   языковой   способности   ребенка   и готовности к овладению грамотой. Рабочая программа предназначена   для воспитанников 5­7 лет (старший дошколь­ ный возраст) с нарушениями речи.  Характеристика  контингента воспитанников. Фонетико­фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.       Определяющим   признаком   фонематического   недоразвития   является   пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико­фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.       Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:       • заменой звуков более простыми по артикуляции;       • трудностями различения звуков;       • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.       Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов   восприятия   звуков   речи.   В   последние   годы   все   чаще   выявляются   дети,   у которых   произношение   звуков   исправлено   в   процессе   краткосрочных   логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.       На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех   перечисленных   особенностей   произношения   и   различения   звуков,   при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.       Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нередко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического   строя   речи.   При   углубленном   обследовании   речи   детей   могут   быть 4 отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными. Состояние здоровья дошкольников, посещающих логопедический пункт МДОУ  Группа здоровья 1 2 3 4 Итого Количество детей  15 10 ­ ­ 25 Содержательный раздел Диагностическая работа                     Работа   учителя­логопеда   строится   с   учетом   возрастных,   индивидуальных особенностей   детей,   структуры   речевого   нарушения,   этапа   коррекционной   работы   с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.                    То есть коррекционно­педагогический процесс организуется на диагностической основе,   что   предполагает   систематическое   проведение   диагностики   речевого   развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.              В речевой карте дошкольника с нарушениями речи отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребенка учителем­логопедом и другими педагогами ДОУ.                      С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей   проводится скрининговое     исследование   детской   речи,   задача   которого   состоит   в   выявлении возможных   затруднений   в   развитии   речи   воспитанников   ДОУ.   Все   дети,   достигшие трехлетнего   возраста,   проходят   логопедическое   обследование   (экспресс­диагностика Л.С.Соломаха, Н.В.Серебрякова).           Данные диагностики используются для разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в усвоении программы. Коррекционно­развивающая работа                    Содержание коррекционно­развивающей работы учителя­логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, Фонетико­фонематическое недоразвитие.          Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается не только структура речевого   нарушения,   но   и   психоэмоциональный   и   коммуникативный   статус   ребенка, 5 Работа   по   коррекции   и   развитию   речи   строится   по   следующим   основным уровень   его   работоспособности.   Занятия   организуются   с   учетом   психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка   с   педагогом   и   сверстниками.   Обеспечивается   реализация   требований здоровьесбережения   по   охране   жизни   и   здоровья   воспитанников   в   образовательном процессе.         На коррекционно­развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления   психоэмоционального   напряжения,   стабилизации   эмоционального   фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности.   направлениям: ­ развитие артикуляционного и голосового аппарата; ­ развитие просодической стороны речи; ­ формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; ­   уточнение,   обогащение   и   активизация   лексического   запаса   в   процессе   нормализации звуковой стороны речи; ­ формирование грамматической и синтаксической сторон речи; ­ развитие диалогической и монологической речи.           Коррекционно­развивающая работа учителя­логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ­ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ Нарушения устной речи Фонетическое недоразвитие речи Фонетико­фонематическое   недоразвитие речи Направления коррекционной работы ­ Коррекция звукопроизношения ­ Развитие фонематического восприятия. ­ Совершенствование слоговой структуры слов. ­ Коррекция звукопроизношения.             К развивающему аспекту деятельности учителя­логопеда ДОУ следует отнести не только   специфические   задачи   по   развитию   речевых   процессов   у   воспитанников   с нарушениями речи, но и такие задачи, как ­ развитие мотивации к обучению; ­ профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; ­ развитие самоконтроля за своей речью; ­ развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных   ориентировок,   наглядно­образного   мышления,   элементов   словесно­ логического мышления.   воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.          В процессе коррекции и развитии речи у детей необходимым является применение современных   коррекционно­логопедических   технологий,   направленных   на   звуковую   и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы: ­ игровых технологий в логопедической коррекции (Л.В.Забродина, Е.С.Ренизрук); ­ технологии речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина); ­ технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк); ­ технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н.Ю.Костылева, М.Ю.Картушина);               Таким   образом,   создаются   условия   для   последующей   успешной   адаптации 6 ­ информационно­коммуникационных технологий; ­ здоровьесберегающих технологий (Е.А.Алябьева, А.С.Галанов).     Разнообразие,   вариативность   используемых   методик   позволяет   обеспечить дифференцированный   подход   к   коррекции   речевых   нарушений,   индивидуализировать коррекционно­развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка   в   зависимости   от   вида   и   структуры   речевого   нарушения,   наличия   вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.               В логопедическом кабинете создается коррекционно­развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно­гигиенических требований. С   целью   усиления   коррекционной   направленности   педагогического   процесса   в   группах оформлены речевые уголки. Таким образом, обеспечивается закрепление речевых навыков в свободной деятельности детей. Консультирование               Учителем­логопедом   организуется   как   индивидуальное,   так   и   групповое консультирование   родителей.   Консультирование   предполагает   работу   с   запросом родителей или педагогов с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.               На   индивидуальных   консультациях   родителям   воспитанников,   обучающихся   на логопункте, учитель­логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития   ребенка   с   нарушениями   речи.   Родители   постоянно   информируются   о достижениях ребенка в речевом развитии.               Групповые  консультации  проводятся  при  условии,  что  у нескольких  родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.              Консультации по запросу проводятся учителем­логопедом также и для родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт. Даются рекомендации по развитию устной речи. Пропаганда логопедических знаний Пропаганда   логопедических   знаний   является   условием   успешного   решения   задач коррекционно­развивающего   направления   деятельности   учителя­логопеда.   Она осуществляется в работе учителя­логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями. Взаимодействие с педагогами ДОУ Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива.   Достижение   положительного   результата   работы   учителя­логопеда   на   логопункте   ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя­логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога­психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ   по   проблемам   профилактики   и   коррекции   нарушений   речи   позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического   возраста,   специфики   этапа   развития   речи,   выявленной   речевой   и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. 7 Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает   такую   организацию   взаимодействия   педагогов,   при   которой   создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: ­   речевая   среда,   содержащая   образцы   правильного   использования   языка   как   средства общения и познания; ­ организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы,   находящиеся   в   основе   речевого   развития:   психомоторные,   познавательные, эмоциональные; ­ обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; ­ систематическое развитие предпосылок речевого развития.                   Задачами   комплексного   подхода   в   работе   педагогов   ДОУ   к   коррекции   речи выступают: ­ закрепление речевых навыков; ­ преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи; ­ повышение качества образовательных достижений воспитанников. Модель взаимодействия учителя­логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта Цель: обеспечение преемственности в работе учителя­логопеда и педагогов  ДОУ в образовательном процессе Задачи Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений 8 Направления взаимодействия Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения В   сравнительном   контексте   практика   совместной   деятельности   учителя­логопеда   и воспитателя ДОУ может быть представлена следующим образом: В о с п и т а т е л ь ­ замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя­логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей; ­ создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы; ­   формирует   общие   предпосылки   для   речевого   развития:   фонематические   процессы; общую, мелкую и речевую моторику; ­ обогащает содержание детской речи; У ч и т е л ь – л о г о п е д  ­ диагностирует уровень развития речи воспитанников; ­ дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения; ­ осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.                  Учитель­логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий   логопедической   профилактической   направленности   со   всей   группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте.  Кроме того, учитель­логопед помогает воспитателю организовать обучение и   воспитание   ребенка   с   нарушениями   речи   с   учетом   особенностей   развития   его познавательных   интересов,   личности,   эмоционально­волевой   и   коммуникативной   сфер, например,   подобрать   наглядно­дидактические   и   литературные   материалы,   организовать совместную деятельность со сверстниками. 9 В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая   необходимую   познавательную   и   мотивационную   базу   для   формирования речевых   умений,   в   других   –   воспитатель   содействует   закреплению   результатов, полученных   на   логопедических   занятиях.   Совместное   решение   общих   образовательных задач воспитателя и учителя­логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе с детьми. Профессиональные функции педагогов ДОУ Направления работы Пропаганда знаний Сообщает Воспитатель Учитель­логопед   родителям информацию   об   условиях благополучного развития речи Сообщает   родителям   информацию   о видах и причинах речевых нарушений Диагностическое Распознает   недостатки   в речевом   развитии   и   адресует логопеду   запрос,   содействуя раннему   выявлению   речевых нарушений Работа Первичная диагностика (скрининг). 1. Работа   по   запросу   педагога (родителя).   Диагностирует   развитие всех   сторон   речи,   определяет   его соответствие   возрастной   норме.   В случае  наличия  проблемы  направляет ребёнка на ПМПК. 2. рамках   минимума. диагностического Проводит   первичную   диагностику сторон   речи развития   всех   воспитанников   ДОУ,   достигших четырехлетнего   возраста,   определяет его соответствие возрастной норме. В случае  наличия  проблемы  направляет ребенка на ПМПК. в     Вторичная диагностика. При зачислении ребенка на логопункт проводит   вторичную   диагностику   с целью  выявления структуры речевого дефекта. Третичная диагностика. В процессе логопедической коррекции при необходимости более углубленно изучает специфику речевого развития ребенка. 10 Итоговая диагностика. По   завершении   срока   коррекционной работы   изучает   динамику   речевого развития ребенка. Коррекционно­ развивающее Формирует   у   ребенка   общие предпосылки, обеспечивающие успешность   логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах нормы. Корректирует   все   стороны   речи   для оптимизации   ее   развития.     Развивает сохранные   речевые   навыки,   что создает   психологическую   основу   для коррекции ее нарушенных сторон.          В контекст деятельности учителя­логопеда по пропаганде логопедических знаний в ДОУ входит   работа   по   ранней   профилактике   речевых   нарушений   у   детей.   Учитель­логопед организует   взаимодействие   с   воспитателями   групп     раннего   возраста,   направленное   на повышение их компетентности по данной проблеме.          Взаимодействие педагога с родителями Взаимодействие   учителя­логопеда   с   родителями   как   с   участниками   образовательного процесса   значительно   повышает   результативность   коррекционно­развивающей   и профилактической работы.  Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников:   во­первых,   собраний,   групповых   и   индивидуальных   консультаций   для родителей детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребенка   с   нарушениями   речи,   а   также   мастер­классы   по   обучению   артикуляционным упражнениям,   семинары­практикумы   по   обучению   родителей   логопедическим   играм, совместные  занятия  с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр., во­вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе   создание   информационных   стендов.   Традиционные   формы   работы   с   родителями дополняются интерактивными формами (сайт ДОУ). Модель взаимодействия учителя­логопеда с родителями в условиях  логопедического пункта Цель: создание единого коррекционно­ развивающего пространства Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи  Задачи Развитие позиции родитель­эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми 11 Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи Этапы работы учителя­логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте Подготовительный:  сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных   сторон   речи,   специфичных   трудностях   и   сильных   сторонах   речевого развития;  формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;  изучение   родительских   ожиданий   в   отношении   организации   и   содержания логопедической коррекции. Основной  – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет   вовлечения   родителей   в   коррекционно­педагогический   процесс   с   использованием следующих форм:     включение родителей в проведение занятий; содержательное   информирование   родителей   о   динамике   речевого   развития   в процессе логопедической коррекции; обучение   приемам   логопедической   коррекции,   используемым   в   семейном воспитании детей с нарушениями речи; содействие   в   создании   коррекционно­педагогической   среды   в   семье   с   учетом речевого нарушения ребенка. Завершающий:   анализ   эффективности   взаимодействия   с   родителями   за   период   логопедической коррекции; разработка   рекомендаций   по   обеспечению   устойчивости   результатов логопедической коррекции. Технология реализации рабочей программы                   Технология   реализации   рабочей   программы   учителя­логопеда   на   логопункте включает   три   взаимосвязанных   этапа,   в   соответствии   с   этапами   становления   речевой функции в раннем и дошкольном возрасте, представленными в работах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой. 1. Профилактический. 12 Задача:  обеспечение   условий   для   профилактики   речевых   нарушений   у   детей   раннего возраста   при   переходе   из   условий   семейного   воспитания   к   условиям   дошкольного образования. Возраст воспитанников:  3 года Ведущий специалист: воспитатель Координатор­консультант: учитель­логопед С о д е р ж а н и е   э т а п а                      Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений: ­   создание   условий   для   эмоционального   комфорта   и   обогащения   жизни   ребенка положительными переживаниями; ­ обогащение чувственного опыта ребенка; ­ развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций; ­ развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи; ­ развитие речевой функциональной системы.  Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность   обеспечивает   стимулирование   потребности   в   речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.           Педагогические усилия направлены на создание социально­игровых, а затем реальных коммуникативных ситуаций. Создаем образ, фиксируем в речи, ребенок входит в образ, образ вызывает потребность речевого высказывания. 2. Диагностико­развивающий. Задача:  обеспечение   условий   для   динамической   диагностики   речевого   развития   детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи. Возраст воспитанников: 3­5 лет. Ведущий специалист: воспитатель. Координатор­консультант: учитель­логопед. С о д е р ж а н и е    э т а п а         В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности воспитатель   обеспечивает   два   основных   направления   работы.   Во­первых,   развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение   пониманию   и   использованию   разнообразных   интонаций   говорения: вопросительной,   воспитатель обеспечивает   развитие   артикуляторных,   дыхательных   и   фонематических   возможностей детей,   которые   составляют   основу   для   освоения   детьми   правильной   устной   речи.   В процессе формирования  данных сторон речи становятся  заметными проблемы речевого развития,   которые   в   более   старшем   возрасте   станут   предметом   деятельности   учителя­ логопеда.   повествовательной,   восклицательной.   Во­вторых, 3. Коррекционно­развивающий этап. 13 обеспечение   условий   коррекции   речевых   нарушений   у   воспитанников, Задача: оптимизация их речевого развития. Возраст воспитанников: 5­7 лет. Ведущий специалист:  учитель­логопед. Участники  коррекционно­педагогического   процесса:   педагог­психолог,   музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель. С о д е р ж а н и е    э т а п а  В   процессе   разных   видов   деятельности   детей   специалисты   обеспечивают   выработку речевых   навыков   и   их   введение   в   самостоятельную   речь   воспитанников,   как   в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованных занятий, досуга.                    Каждый специалист решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.                    Рабочая программа включает следующие разделы работы учителя­логопеда на логопедическом пункте ДОУ: «Диагностика проблем речевого развития воспитанников», «Коррекция   речевых   нарушений,   «Пропаганда логопедических знаний». Ожидаемый   результат  реализации   рабочей   программы:   соответствие   показателей речевого   развития   возрастной   норме,   сформированность   предпосылок   учебной деятельности.       обучающихся   на   логопункте», Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно­образовательного процесса и в индивидуальные планы коррекции. Результаты мониторинга находят отражение: ­ в речевых картах воспитанников группы; ­в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников логопункта;  ­в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя­логопеда. Ожидаемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего   возрастным   нормам,   предупреждение   возможных   трудностей   в   ус­ воении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную  адаптацию  и   интеграцию   в  обществе.  В  конце  учебного  года   дети  должны уметь:        • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;        • четко дифференцировать все изученные звуки;        • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;        • производить элементарный звуковой анализ и синтез;        • отвечать на вопросы о содержанию, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;        • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.   Формы и средства организации образовательной деятельности Форма организации занятий   – индивидуальная, подгрупповая. Продолжительность занятий:     15   ­   25   минут.   Частота   проведения   индивидуальных   занятий   определяется 14 характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.                      На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуля­ ционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук): 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. 7. Обогащение словарного запаса. На   занятиях   проводится   совершенствование   моторных   навыков,   координации, ориентировки в пространстве и конструктивного  праксиса.   Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.  Организационный раздел Материально­техническое  обеспечение. Оснащение                     Для построения   работы учителя­логопеда используются групповые помещения МДОУ.  Вид   помещения.   Функциональное использование Групповая комната ­Индивидуальное консультирование  родителей и педагогов. ­Проведение индивидуальных видов  работ с дошкольниками  (диагностика, коррекционно­ развивающая работа). ­Библиотека специальной литературы и практических  пособий. ­Материалы консультаций, семинаров, папки­ передвижки. ­Игрушки, игровые пособия, атрибуты для  развивающей работы. ­Конструкторы различных видов. ­Головоломки, мозаики, настольно­печатные игры. ­Развивающие игры . ­Раздаточные и демонстративные материалы. ­Информационный уголок для родителей. Основное содержание коррекционно­логопедической работы На занятиях осуществляется: • закрепление навыков произношения изученных звуков; • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; • звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков; • расширение   лексического   запаса   в   процессе   закрепления   поставленных   ранее звуков; • закрепление   доступных   возрасту   грамматических   категорий   с   учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. 15 Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку   однотипности   нарушения   звукопроизношения.   Состав   детей   в   подгруппах   в течение   года   периодически   меняется.   Это   обусловлено   динамическими   изменениями   в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуально­подгрупповая работа включает в себя: • выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы; • закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’] и т. д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько   смазанно,   произносятся   с   вялой   артикуляцией.   Поэтому   необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит   активизировать   артикуляционный   аппарат,   создать   условия   спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков; • постановку   отсутствующих   у   ребенка   звуков   общепринятыми   в   логопедии методами.   Последовательность   появления   в   речи   этих   звуков   зависит   от   того,   какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б] — [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой   звук   поддается   коррекции   быстрее.   При   условии   одновременной   постановки нескольких   звуков,   относящихся   к   разным   фонетическим   группам,   логопед   имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука при   изолированном   произношении   и   отработка   его   в   сочетании   с   другими   звуками   на соответствующем   речевом   материале.   Приемы   постановки   и   коррекции   звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук: • в открытых слогах (звук в ударном слоге): са — сани, су — сук, со — совы, сы — сын; • в обратных слогах: ос — нос; • в закрытых слогах: сас — сосна; • в стечении с согласными: ста — станок, сту — стук, ска — миска. Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности. Очень полезны   слоговые   упражнения   с   постепенным   наращиванием   слогов,   с   попеременным ударением. Дифференциация   звуков   осуществляется   с   постепенным   усложнением. Например: са—ша,   ша—са;   саша—шаса;   саш—сош;   са—ша—са—ша—са. Тренируется быстрое и четкое переключение звуков, различных по месту артикуляции. В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. 16 Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух.   Восприятие   звука   стимулирует   правильное   произношение,   а   четкая,   осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Включаются   упражнения   по   удерживанию   в   памяти   ряда,   состоящего   из   3—4 гласных   звуков.   Учитывая   возрастные   особенности   детей,   все   задания   предлагаются   в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков ([п], [п’], [т], [к], [к’], [л’]) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в начале слова (паук), затем — в конце (паук). Много внимания  уделяется запоминанию слоговых   рядов,   например: та­ат,   пку­уп­пу и   т. д. Эти   слоги   произносятся   с   разной интонацией,   силой   голоса,   медленно   и   отрывисто,   с   выделением   ударного   слога. Например: па—па—па; па—па—па; па—па—па. Процесс   проговаривания   сопровождается   отхлопыванием,   отстукиванием   ритма, угадыванием   количества   слогов.   Постепенно   ряды   слогов   удлиняются   и   варьируются. Включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, называние слов с этим звуком   также   осуществляются   в   процессе   игр   с   использованием   различного дидактического материала. Например, игра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат   картинки.   Логопед   называет   разные   звуки:   [и],   [у],  [р],   [л],   [т],   [к]  и   т. д. Дети, услышав звук [т], должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в тексте игры должен быть звук [т]). «Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома)». Когда   дети   свободно   определяют   наличие   звука   в   слове,   можно   перейти   к определению его места в слове. Например, игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те   картинки,   в   названии   которых   есть,   например,   звук   [т].   А   затем   «расселяют»   их   в трехэтажном домике. На первом этаже — картинки со звуком [т] в начале слова, на 2­м — в середине, на 3­м — в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.). Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, an, ym, уп, uт, ип, аль, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги, (уп, ут и т. д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп­оп­ от и т. д.). Наибольшее   количество   занятий   посвящается   закреплению   и   дифференциации свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков [с], [с’], [з],   [з’]   дети   могут   упражняться   в   согласовании   прилагательных синий,   зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков [л] — [л’] могут включаться задания на преобразование глаголов, например: гуляет — гуляли — погуляет; копает — копали — выкопали и т. д.; звуков [ы] — [и] — на закрепление категории числа существительных: тыквы — кубики, коты — соки, лилии — липы и т. д. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед может уменьшать или увеличивать время для изучения звуков. В это   же   время   продолжается   работа   по   составлению   и   распространению предложений   по   вопросам,   демонстрации   действий,   картинкам,   опорным   словам. 17 Оречевляя   простые   сюжеты,   дети   учатся   составлять   несложные   рассказы   с   опорой   на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки. Работа   по   закреплению   навыков   звукового   анализа   и   синтеза.   На   материале изучаемых  звуков  дети   тренируются   в  выделении  согласного  в  слове,  определении  его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов, например: ас­са, уц­цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез.  ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАНИКАМИ С ФОНЕТИКО­ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Периоды коррекционно­ логопедической Работы 1 1.Сентябрь,  октябрь, ноябрь Содержание 2 Совершенствование произносительной стороны речи Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать уме ние дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно­графическую символику. Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, [С], [с'], [3], [3'], [ц], [ш], [ж], [р] И Т .  д.). Развивать умение дифференцировать звуки по парным при знакам (гласные ­ согласные, звонкие ­ глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.). Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять в произношении многосложных слов с откры тыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать правильную ритмико­интонационную и мело дическую окраску речи. Развитие лексико­грамматических средств языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха,  панцирь, музей, театр, суша, выставка). Активизировать словообразовательные процессы: употреб ление наименований, образованных за счет словосложения (пчеловод, книголюб, белоствольная береза,  прилагательных   с   различными   значениями   соотнесенности (плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.). Учить: • употреблять существительные с увеличительным значени Индикаторы результативности 3 В итоге логопе дической работы речь детей долж на соответство вать языковым нормам по всем параметрам. Та ким образом, де ти должны уметь: ­составлять расска зы, пересказы; • адекватно упот реблять в само стоятельной речи простые и слож ные предложе ния, усложняя их Придаточными причины и след ствия, однород ными членами Предложения и т .  д.; • понимать и ис пользовать в са Мостоятельной речи простые и сложные пред 18 ем (голосище, носище, домище)', • совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов ­ глаголов, прилагательных, существительных (вкатить ­ выкатить, внести ­ вынести, жадность ­ щедрость, бледный —румяный)­, логи; • понимать и при менять в речи все лексико­грамма­ тические катего­ • объяснять   значения   слов   с   опорой   на   их   словообразова­ тельную структуру (футболист ­ спортсмен, который играет в футбол). • преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец ­ танцевать ­ танцовщик ­ танцовщица ­ танцующий)', • дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги; • образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно­зеленый,   ярко­красный).  Упражнять   в   подборе синонимов   и   практическом   употреблении   их   в   речи  (скупой, жадный,   храбрый,   смелый,   неряшливый,   неаккуратный, грязнуля). Развивать   понимание   и   объяснять   переносное   значение   вы­ ражений   Совер­ шенствовать   умение   преобразовывать   названия   профессий мужского рода в профессию женского рода  (воспитатель ­ воспитательница, баскетболист ­ баскетболистка). (широкая   душа,   сгореть   со   стыда). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять   умение   выделять   отличительные   признаки предметов,   объектов;   составлять   загадки   с   опорой   на   эти признаки. Совершенствовать   навыки   сравнения   предметов,   объектов; составление рассказов­описаний каждого из них. Учить: • подбирать   слова­рифмы,   составлять   пары,   цепочки   риф­ мующихся слов; словосочетаний с рифмами; • анализировать   причинно­следственные   и   временные   связи, существующие между частями сюжета; • составлять   рассказы   с   элементами   творчества   (дополняя, изменяя отдельные эпизоды). Упражнять   в   конструировании   предложений   по   опорным словам;   в   распространении   предложений   за   счет   введения однородных   членов   (сказуемых,   подлежащих,   дополнений, определений). Формировать навыки составления повествовательного рассказа на   основе   событий   заданной   последовательности.   Закреплять навыки   составления   рассказа   по   картине   (с   опорой   на вопросительно­ответный и наглядно­графические планы). Продолжать   учить   составлять   рассказ   по   серии   сюжетных картинок;   заучивать   потешки,   стихотворения.   Совершен­ ствовать   навыки   пересказа   рассказа,   сказки   с   опорой   на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). Подготовка к овладению элементарными навыками письма     рии слов; • овладеть   навы­ ками   словообра­ зования   разных частей   речи,   пе­ реносить   эти   на­ выки   на   другой лексический   ма­ териал; • оформлять   ре­ чевое   высказыва­ ние в соответствии с   фонетическими нормами   русского языка; пра­ • овладеть вильным звуко­ слоговым   оформ­ лением   речи.   По­ мимо этого у детей должны быть достаточно   развиты и другие предпосылочные условия,   во   многом определяющие   их готовность   к  школь­ ному обучению: • фонематическое восприятие; • первоначальные навыки   звукового   и слогового   анализа   и синтеза; • графо­моторные навыки; элементарные навыки   письма   и чтения  (печатание букв а. о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов   и   коротких предложений   19 и чтения.  Развивать произвольное внимание, слуховую память;  оптико­   пространственные   ориентировки. способом и местом образования и т. д. Формировать   умение   выделять   начальный   гласный   звук, стоящий под ударением, из состава слова  (у ­утка)­,  выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах); выделять последний согласный звук в слове (например, мак).   отличающихся 1 2 3 2. Декабрь, январь, февраль.  Закреплять   понятия   «звук»,   «слог».   Совершенствовать   навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных ­ согласных, твердых ­ мягких, звонких ­ глухих, а также звуков,  Учить: ­ анализировать звуковой ряд, состоящий из двух, трех, четырех гласных звуков; ­ осуществлять анализ и синтез обратного слога (например, an); ­ выделять первый согласный звук в слове (например, кот)­, ­ производить   анализ   и   синтез   прямых   слогов  (например,   са, па)~, • учить   анализировать   их   оптико­пространственные   и   гра­ фические признаки; • составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом ­ прямые; осуществлять звуко­буквенный анализ и синтез слогов. Знакомить   с   буквами,   соответствующими   правильно   произ­ носимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м])* Совершенствование   произносительной   стороны   речи Закреплять   навыки   четкого   произношения   звуков   (гласных   и согласных),   имеющихся   в   речи   детей.   Формировать   умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их   акустические   и   артикуляционные   признаки,   на   наглядно­ графическую   символику.   Корригировать   произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, [с], [С], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). Развивать умение дифференцировать звуки по парным при­ знакам (гласные ­ согласные, звонкие ­ глухие, твердые ­ мягкие, свистящие ­ шипящие и т. д.). Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять   в   произношении   многосложных   слов   с  открытыми   и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать   правильную   ритмико­интонационную   и   мело­ дическую окраску речи. Развитие   лексико­грамматических   средств   языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов. 20 3.   Март,   апрель, май   образованных   Активизировать   словообразовательные   процессы:   употребление наименований, за   счет   словосложения прилагательных с различными значениями соотнесенности (голубая   чашка,   красивая   девочка,   веселый   щенок). Учить: • употреблять существительные с увеличительным значением; • преобразовывать   одну   грамматическую   категорию   в   другую (певец — петь ­ пение ­ поющий)', • дифференцированно   использовать   в   речи   простые   и   сложные предлоги; • образовывать сравнительную степень прилагательных, сложные составные прилагательные. Совершенствовать навыки подбора и употребления   в   речи   антонимов   ­   глаголов,   прилагательных, существительных.   Объяснять   значения   слов   с   опорой   на   их словообразовательную структуру  (пианист ­ человек, который играет   на   пианино).  Упражнять   в   подборе   синонимов   и практическом употреблении их в речи. Развивать   понимание   и   объяснять   переносное   значение   вы­ ражений  (золотые   руки,   золотая   рожь).  Совершенствовать умение   преобразовывать   названия   профессий   мужского   рода  в профессию женского рода.  Развитие   самостоятельной   развернутой   фразовой   речи Закреплять   умение   выделять   отличительные   признаки   предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствовать   навыки   сравнения   предметов, составление рассказов­описаний каждого из них. Учить: подбирать   слова­рифмы,   составлять   пары,   цепочки   рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами; анализировать   причинно­следственные   и   временные   связи, существующие между частями сюжета; составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения; составлять   рассказы   с   элементами   творчества   (дополняя,   изменяя отдельные эпизоды); Упражнять в конструировании предложений по опорным словам; в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Формировать   навыки   составления   повествовательного   рассказа   на основе   событий   заданной   последовательности;   предложений   с элементами   творчества   (с   элементами   небылиц,   фантазийными фрагментами). Закреплять   навыки   составления   рассказа   по   картине   (с   опорой   на вопросительно­ответный и наглядно­графические планы).   объектов; 21 Развивать произвольное внимание, слуховую память. Закреплять понятия «звук», «слог». Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных ­ согласных, твердых ­ мягких, звон ких ­ глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (а ­ астра): по следний согласный звук в слове (например, рак)­, гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах). Учить: • анализировать звуковой ряд, состоящий из двух, трех, че тырех гласных звуков; • осуществлять анализ и синтез обратного слога (например, an); • выделять первый согласный звук в слове (например, кот); • производить анализ и синтез прямых слогов (например, ла, ра). Знакомить с буквами, соответствующими правильно произ носимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м]* ­ учить анализировать их оптико­пространственные и графи ческие признаки. Учить: • составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала об ратные, потом ­ прямые; • осуществлять звуко­буквенный анализ и синтез слогов. Развивать: • оптико­пространственные ориентировки; • графо­моторные навыки; • умение дифференцировать на слух и в речи оппозицион ные звуки ([р] ­ [л], [с] ­ [ш], [ш] ­ [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] ­ [т'] ­ [ч], [ш] ­ [щ], [т] ­ [с] ­ [ц], [ч] ­ [щ] и т. д.); умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Закреплять и автоматизировать поставленные звуки в само стоятельной речи. Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [Ч], [Щ]). Совершенствовать навыки употребления в речевом контек сте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемо­ сти.  Воспитывать   правильный   темп   и   ритм   речи,   интонационно­ мелодическую окраску. Развитие лексико­грамматических средств языка  Уточнять   и расширять значения слов (с опорой на лексические темы). Активизировать   словообразовательные   процессы:   объяснение   и употребление   сложных   слов    Белоснежка, (стекловата, 22 сладкоежка,   самокат,   снегокат);  объяснение   и   практическое употребление   в   речи   существительных   с   уменьши­   тельно­ ласкательным   и   увеличительным   значением  (кулак   ­   кулачок   ­ кулачище). Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций  (цветы:   полевые,   садовые,   лесные);  навыки согласования   прилагательных   с   существительными   в   роде,   числе, падеже;   согласования   числительных   с   существительными   в   роде, падеже.  Совершенствовать   навык   употребления   в   самостоятельной   речи сложных предлогов. Учить   объяснять   и   практически   употреблять   в   речи   слова   с переносным   значением  (ангельский   характер,   ежовые   рукавицы, медвежья услуга и др.). Совершенствовать   умение   подбирать   синонимы  (прекрасный, красивый,   замечательный,   великолепный)',  преобразовывать   одни грамматические формы в другие (веселье ­ веселый ­ веселиться — веселящийся)',  объяснять и практически употреблять в речи слова переносного   значения  (смотреть   сквозь   розовые   очки,   собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапка.ии).  Учить   употреблять   слова   в   самостоятельной   речи,   подбирать синонимы   и   употреблять   их   в   самостоятельной   речи  (молить   — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать). Развитие самостоятельной фразовой речи  Закреплять   навыки   выделения   частей   рассказа,   анализа   причинно­ следственных и временных связей, существующих между ними. Совершенствовать   навыки   распространения   предложений   за   счет введения   в   них   однородных   членов   предложения;   умение пересказывать сказки, рассказы: ­ с распространением предложений; ­ с добавлением эпизодов; ­ с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета); ­ составления рассказов­описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении); ­ развернутого рассказа о каком­либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения   Совер­ Развивать   оптико­пространственные   ориентировки.   Закреплять   понятия, шенствовать   графо­моторные   навыки. характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия ­ «ударный гласный звук». Повторить   изученные   ранее   буквы.   Формировать   навыки   их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] ­ [ш], [с] ­ [з], [п] ­ [б] и т. д.). Закреплять   графические   и   оптико­пространственные   признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации. Учить делить слова на слоги; вводить изученные буквы в наглядно­ графическую   схему   слова;   чтению   слогов,   слов   аналитико­ синтетическим   способом;   преобразования   слогов,   слов   с   помощью 23 замены букв, удаления или добавления буквы (му­пу, мушка, пушка, кол­укол и т. д.)\  определять количество слов в предложении, их последовательность; выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Формировать операции звуко­слогового анализа и синтеза на основе наглядно­графических схем слов (например, вата, кот). Формировать навыки написания слогов, слов (например, лапа). Знакомить со словами более сложной слоговой структуры  (шапка, кошка),  учить   их   анализировать,   выкладывать   из   букв   разрезной азбуки.  1. Примерная   основная   общеобразовательная   программа   дошкольного   образования Список использованной литературы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. 2. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико­ фонематическим недоразвитием.­ М.:МГОПИ,1993 3. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико­фонематическим недоразвитием­ М.:ГНОМ и Д,2000 4. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Просвещение, 2009 5. В.В.Коноваленко . Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.­ГНОМ,2005 6. Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство  Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.­М.:Эксмо.2008 7. Журнал “Логопед” 24

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопеда  дошкольного логопедического пункта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017