ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного
травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и
подростков. Анализ детского дорожнотранспортного травматизма показывает, что основной
причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе детей. Учащиеся не
обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие
дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
В МКОУ Старохворостанской СОШ создана комплексная система работы по профилактике
дорожнотранспортного травматизма. Программа по профилактике дорожнотранспортных
происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся школы создана на основе
программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного
поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению
проблемы профилактики дорожнотранспортного травматизма всех субъектов образовательного
процесса.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта
безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Программа создана с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста. Способствует
охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения
дорожнотранспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего
поколения.
Внеклассная работа по данному направлению строится через проведение классных, общешкольных
мероприятий, на которых учащиеся не только обучаются сами, они передают свои знания другим.
Внеклассные мероприятии направлены на формирование у учащихся основных знаний, умений и
навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию
первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно
относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и
подростков.
Занятия по правилам дорожного движения проводятся в 111 классах 10 часов в год во внеурочное
время.
Цель:
формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения,
расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП,
навыками пропаганды ПДД;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
образовательных стандартов;
предоставить учащимся базовое образование в рамках федеральных государственных
1 выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях
дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотных участников дорожного движения,
целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как
участников дорожного движения.
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной
Ожидаемый результат:
повышение правовой культуры участников дорожного движения,
предотвращение детского дорожнотранспортного травматизма.
Ожидаемые трудности:
непонимание проблемы со стороны родителей;
не желание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Направление деятельности:
тематические классные часы;
лекции, познавательные игры;
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основной педагогический принцип работы:
– совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1й класс
№ п/п
Тема занятия
1
2
Вводное занятие «Мы идём в школу».
Село, где мы живём. Наша улица.
Количество
часов
1
1
2 3
4
5
6
7
8
9
10
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Общие правила перехода улиц и дорог.
Сигналы (жесты) регулировщика.
Дорожные знаки.
Где можно играть?
Мы пассажиры.
А знаешь ли ты, что такое цветсигнал?
Обобщающее занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
2й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие.
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
Элементы улиц и дорог.
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Правила перехода улиц и дорог.
Регулирование дорожного движения.
Дорожные знаки.
Обязанности пассажиров.
Обязанности пешеходов
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного
поведения учащихся на улицах и дорогах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.
Правила дорожного движения.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Организация движения,
движения.
Светофорное регулирование
Дорожные знаки.
Железная дорога.
Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»
Итоговое занятие.
технические средства регулирования
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4й класс
№ п/п
Тема занятия
1
2
3
Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»
Отряды юных инспекторов движения
История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.
Количество
часов
1
1
1
3 4
5
6
7
8
9
10
Сигналы светофора и регулировщика.
Предупредительные сигналы транспортных средств.
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития
дорожных знаков.
Дорожная разметка и её предназначение.
Общие требования к водителям велосипедов.
ГИБДД и ДПС.
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного
поведения учащихся на дорогах.
1
1
1
1
1
1
1
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 14х классов.
Знать:
основные термины и понятия;
общие положения Правил дорожного движения;
правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
правила посадки и высадки из общественного транспорта;
правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового
автомобиля.
Уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
5й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие. Правила движения закон улиц и дорог.
Причины дорожнотранспортных происшествий.
Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора.
Сигналы регулировщика.
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и
дорожные знаки, дополнительные средства информации.
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».
Транспортные средства и дорожное движение.
Правила езды на велосипеде.
Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
Вводное занятие. Дорожнотранспортные происшествия. Причины
ДТП.
Формы регулирования движения.
регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.
Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.
Сигналы светофора и
1
1
1
4 4
5
6
7
8
9
10
Организация дорожного движения.. Правила перехода улиц, дорог,
перекрёстков.
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных
переездов.
Труд водителя.
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных
средствах.
Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к
движению велосипедистов.
Итоговое занятие.
ответственность за нарушение ПДД
Культура транспортного поведения и
1
1
1
1
1
1
1
.7й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Россия страна автомобилей.
Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы
регулировщика. Дорожная разметка.
Дорожные знаки.
На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков
Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.
Правила поведения при ДТП.Оказание пострадавшим первой
доврачебной помощи (практическое занятие).
Роллинг.
Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Железная дорога.
ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правила движения закон улиц и дорог.
Дорожная азбука.
Регулирование движения транспортных средств.
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Транспортные средства на улицах и дорогах
Правила пользования пассажирским транспортом.
Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.
Проезд железнодорожных переездов.
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой
доврачебной помощи.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
5 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие. Мы пешеходы.
Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.
Причины несчастий, происходящих с пешеходами.
Опасные ситуации по вине водителей.
Опасные ситуации по вине пешеходов.
Опасные ситуации, возникшие изза неисправностей транспортных
средств, дорог, освещения.
Внимание: пешеходы.
Шагаем по дороге.
Наш друг светофор светит не только нам
Итоговое занятие. Тест.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 59 классов.
Знать:
правила дорожного движения;
группы знаков и их назначение, место установки;
назначение дорожной разметки и её виды;
правила безопасного поведения на улице, на дороге;
правила пользования общественным и личным транспортом.
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
пользоваться общественным транспортом;
применять знания правил дорожного движения на практике.
10й класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города
Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его
сигналов.
Дорожные знаки:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
знаки особых предписаний;
информационные знаки;
знаки дополнительной информации (таблички)
Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.
Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор
безопасных маршрутов.
Первая медицинская помощь при ДТП.
На загородной дороге.
Правила безопасного поведения при пожаре в общественном
транспорте.
Правила перевозки пассажиров.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 11й класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
Количество
часов
Основные понятия и термины
Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках.
Дорожные знаки и их группы.
Правила пользования общественным транспортом.
поведения.
Опознавательные знаки транспортных средств.
Применение специальных сигналов.
пользования
Правила
Железнодорожный переезд.
ДТП. Их причины и последствия.
Оказание первой медицинской помощи.
Культура транспортного поведения.
железнодорожным
Культура
транспортом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1011 классов.
Знать:
правила дорожного движения;
правила поведения на улицах и дорогах;
основы первой медицинской помощи.
Уметь:
применять свои знания правил дорожного движения на практике;
оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного решения поставленных задач требуется:
Использование аудиовизуальных средств, сотрудничество со СМИ;
Наличие и использование наглядной агитации, оборудования;
Внедрение в практику работы личностноориентированного подхода;
Творческое отношение к образовательному процессу.
В программе заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная работа – это сфера
наибольшего благоприятствования для развития работы с учащимися и воспитанниками. В процессе
организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со
сверстниками, педагогом, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий,
приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к
более эффективной самореализации детей и сохранению их индивидуальности.
В воспитательной работе обеспечивается тесная связь трех компонентов: семья (родители и
ребенок) – преподаватель. Повышение духовных запросов ребенка и родителей с помощью творчества.
Вовлечение родителей в процесс обучения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – издво ЗАО «Новый диск».
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности.
Рабочая тетрадь для 12 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
7 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.:
Мнемозина, 2005.
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И.,
Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАСКЛАСС; Издво НЦ ЭНАС, 2006.
Виноградова Н.Ф. Программа и поурочнотематическое планирование по курсу «Безопасность
на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАСКЛАСС: Издво НЦ ЭНАС,
2007.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс,
2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». –
Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Дорожная безопасность: Учебная книжкатетрадь для 1го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А.,
С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва,
1997.
2006.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс,
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 14 классы. –
М.: ВАКО, 2006.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего
школьника. Учебнометодическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы
дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В.
Ковалева – Изд. 2е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебниктетрадь для 1 кл. нач. шк.(для
2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАСКЛАСС; Издво НЦ ЭНАС,
2006.
Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная
школа. – М.: Айриспресс, 2006.
Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 59 кл.–
М.: Дрофа, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко.
– Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и
школьниками./Авт.сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. издво, 2006.
Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма в начальной и средней школе:
уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам
дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебнометодическое пособие по
Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 14
кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 14 классы/Авт.
сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. –
М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы .
8 28.
Рыбин А.Л. Безопасность в дорожнотранспортной ситуации. 1011 кл., М. Просвещение, 2008
0312
Плакаты
1.
2.
«Улицы безопасности», Издательство «3 Рим», 16 плакатов
Ижевский П.В. «Безопасность дорожного движения», 12 плакатов, 14 кл.
9
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочная деятельности "Школа безопасности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.