Муниципальное общеобразовательное учреждение
Марутинская основная общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом на методическом Директор школы совете совете ________________ Протокол № 2 Протокол № 2 Т.Н.Майорова
от 24.09.2015 г от 24.09.2015 Приказ № 68 от 29.09.2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
Истоки
для 5-9 классов
Составитель: учитель Майорова Т.Н.
д.Сергеево 2015 г
Настоящая программа по истокам для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
• Закона «Об образовании» в РФ
• Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089
• Федерального базисного учебного план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312)
• Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• Авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010;
• Учебных пособий для общеобразовательных школ «Истоки», 5, 6, 7, 8, 9 классы, автор Камкин А.В.;
• В основу рабочей программы для разработки тематического плана в 5-9 классах взяты:
• 1. Программа «ИСТОКИ» Камкина А. В., Кузьмина И. А. /Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки: Программа для основной школы // Истоковедение. - Т.1,2. - М., 2008.
• 2. Научно-методические сборники «Истоковедение» (тт. 1, 2, 3-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14),-
• М.: Издательский дом «ИСТ0КИ»,2008
• 3. Учебники и Рабочие тетради
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 5 -9 классов, является составной частью Истоковедения - нового педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.
Истоки - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его феноменология российской цивилизации, общий контекст основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук. Это:
- отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов; -отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно-нравственные ценности разных народов; -социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установка его внутреннего мира и социокультурные роли.
«Истоки» обращаются к достижениям современной социо-микроистории, религиоведения, экологии, географии культуры.
Теоретические и методологические достижения наук, положенные в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсальные культуры - устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.
В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов: 1) универсалии духовного мира;
2) универсалии нравственности и красоты;
3) универсалии деятельности;
4) универсалии социума;
5) универсалии природно-культурного пространства.
Методология курса
Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный подход к истокам в образовании, что позволяет:
-объединять содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесса основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
-обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью, учащегося.
- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования, обеспечивая преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
- использовать новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
Социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса, вырабатывает «социальный» иммунитет, позволяющий защитить ребенка от негативных воздействий внешней среды.
Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Г лавными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовнонравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия обеспечивающего достижения значимых результатов.
В каждом активном занятии выделяются 5 аспектов:
-содержательный - освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий курса;
- коммуникативный - развитие способности эффективного общения;
-управленческий - развитие управленческих способностей;
- психологический - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
-социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.
Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовнонравственного и социокультурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье, соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентацию в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности, расширять их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Выпускник должен уметь:
- ориентироваться в ближней и дальней социокультурной среде;
- рассказывать о памяти и мудрости Отечества, слове и образе Отечества, истоках дела и подвига, истоках творчества, поисках истины и др., как о вечных ценностях;
- включать их в систему своего жизненного опыта;
- использовать приобретенные знания при выполнении активных занятий;
- проявлять творчество при выполнении заданий в рабочей тетради и в ресурсном кругу; - общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха, научится управлять своей деятельностью.
Результаты освоения программы основного общего образования :
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5 по 9 класс.
Школьный базисный учебный план отводит 34 часа в год для обязательного изучения предмета «Истоки» с 5 по 8 класс, 9 класс - 0,5 часа. Рабочая программа5-8 классов рассчитана на 34 часа. 9 класса рассчитана 0,5 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Учебный курс «Истоки» (5 класс) - рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)
Учебный курс «Истоки» (6 класс) - рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Учебный курс «Истоки» (7 класс) - рассчитан на 34 часа (1час в неделю)
Учебный курс «Истоки» (8 класс) - рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Учебный курс «Истоки» (9 класс) - рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю)
5 класс
Наименование разделов |
Количество часов |
Активные формы обучения (ресурсный круг) |
Активные формы обучения (активное занятие) |
Активные формы обучения (оценивающее занятие) |
Активный экзамен |
|
Память и мудрость Отечества |
|
|||
Введение |
1 |
1 |
1 |
- |
|
Соха и топор |
4 |
1 |
3 |
1 |
|
Крестьянские хоромы |
4 |
2 |
3 |
1 |
|
Соловки |
5 |
2 |
3 |
1 |
|
Храм Покрова на Нерли |
5 |
3 |
3 |
1 |
|
Икона «Живоначальная Троица» |
5 |
2 |
2 |
1 |
|
Московский |
5 |
1 |
4 |
1 |
|
кремль |
|
|
|
|
|
Летописи |
4 |
1 |
4 |
1 |
|
Обобщение |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
34 |
14 |
23 |
8 |
- |
Содержание курса 5 класс
Введение (1ч)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Соха и топор (4)
Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Крестьянские хоромы (4ч)
Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, ввоз. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого свое дело. В доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад между людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Изба - священный мир. Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности вселенной в устройстве крестьянского дома.
Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие. Освященный мир, разумное домостроительство.
Соловки (5ч)
Основная идея: создание и обустройство на далекой северной окраине островной Спасо- Преображенской монастырь был как бы живым напоминанием о Евангельском чуде Преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков. Паломников и трудников со всей России.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря. Крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт умирения и преображения моря - океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение. Храм Покрова на Нерли (5ч)
Основная идея: храм на реке Нерли, первый храм на Руси во имя Покрова Божией матери, стал символом той гармонии между миром духовным. Природным и рукотворным. к которой, как идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией матери. Праздник Покрова Божией матери на Руси. Покров-символ гармонии мира земного и мира Небесного.
Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Икона «Живоначальная Троица»(5ч)
Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творение преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции. Указала на подобие земных идеалов согласия. Любви и соборности основному догмату Православия о Триедином Боге. На необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы. Детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл.
Духовный смысл иконы. Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов, единое устремление жестов, состояние из общего раздумья. Невидимые круги как символы завершенности и вечности. Различия в изображении ангелов и окружающих их символов. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность. Горний мир. Московский Кремль (5ч)
Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, духовности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
Московский Кремль-символ Российского государства. Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намоленные иконы.
Кремль - центр государственности, резиденция главы государства.
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России.
Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный, Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
Летописи (4ч)
Основная идея: древнерусская историческая летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд дна смысл происходящих событий. Сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
Старинные летописи - наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идея летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Как писали и украшали летописи. Древние летописи- бесценные памятники отечественной культуры.
«Сказания», «Житие», «Слово»- младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Социокультурный ряд: летопись. Житие. Сказание, слово. Книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
Обобщающий урок (1час)
6 класс
Наименование разделов |
Количество часов |
Активные формы обучения (ресурсный круг) |
Активные формы обучения (активное занятие) |
Активные формы обучения (оценивающее занятие) |
Активный экзамен |
Слово и образ Отечества |
10 |
2 |
6 |
2 |
|
Слово и образ малой Родины |
12 |
3 |
6 |
3 |
|
Слово и образ времени |
10 |
4 |
5 |
1 |
|
Активный экзамен |
2 |
1 |
|
|
1 |
|
34 |
10 |
17 |
6 |
1 |
Содержание курса 6 класс
«Слово и образ России».
Слово и образ Отечества (10часов)
Отечество (2 часа)
Отечество - земля отцов. Россия - общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество - связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества - единство разнообразия. Признаки единства - вера, язык, культура, образ жизни, общая история, столица, иепархия земель и городов, святые и памятные места.
Образы земледельца и ремесленника, князя и воина, мудреца и монаха.
Святая Русь как обобщѐнный идеал земного устроения.
Святая Русь - хранительница Православной веры.
Цвета Родины - белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон - слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли (6 часов)
Стольный град Москва. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва - «третий Рим». Москва - слово в камне.
Междуречье Волги и Оки - ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образы великого воина - заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский.
Поморье. Русский Север - заповедник народной культуры. Образ северорусской
триады (волость - община - приход). Образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Лен и прялка. Кружево. Тихие протяжные песни Севера. Северное сияние. Полярная ночь.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол - памятник тысячелетию России.
Сибирь «златокипящая государева вотчина». Путь «встречь Солнцу». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает.
Остроги. Сибирские морозы и сибирский характер.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга - матушка. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), людей, Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин).
Юг России - степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы (2 часа)
Г раницы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город Архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край - «ожерелье» земли Русской.
Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству.
Образы восточных пределов. Камень - Байкал-батюшка - Камчатка - Великий океан:
этапы продвижения «встречь Солнцу». Огнедышащая Камчатка. Русская Америка.
Легенды о запредельном - о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы Беловодья в памяти народной.
Слово и образ малой Родины (12 часов)
Город (6 часов)
Семья русских городов.
Не стоит город без праведника. Небесные покровители городов.
Назначение города - торгово - ремесленный, оборонный, промышленный, информационный и коммуникационный центр, творец и хранитель отечественной культуры., хранитель веры.
Городская среда.
Кремль: крепостные укрепления, Золотые и Святые врата, символика стен и башен, общественное значение Кремля.
Посад: концы и слободы, малые миры большого города.
Собор: собор людей, святых и святынь, Соборная горка и «Иордань».
Площади: Соборная, Торговая, Сенная, Парадная.
Храмы: приходские, домовые, всеградские, обетные и др.
Православная топонимия русского народа.
Улица: правила застройки, названия улиц, мир улицы, соседи. Переулки и дворы, дворовое братство.
Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.
Города легендарные - град Китеж.
Деревня (3 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, Торжка, слободы, хутора. Поселения приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные.
Деревенские угодья. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам.
Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образы сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста.
Мир - триединство волости - общины - прихода. Мир - «демократия малых
пространств».
Памятные и приметные места (3 часа)
Гора. Горы в Библии и истории. Гора как место молитвы и духовного прозрения. Горы - памятники.
Дерево. Древо жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре, искусстве. Священные рощи.
Камень. Камни - следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем.
Родник. Легенды о родниках. Святой источник.
Остров. Остров как знак иного мира. Острова мѐртвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри.
Озеро. Великие озѐра. Святое озеро.
Излучина. Лука. Лукоморье.
Слово и образ времени (10 часов)
Жизненный круг времени (4 часа)
Век вечность. Век - жизнь. Жизненный круг.
Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение - второе рождение, введение в мир духовный. Крестины - введение в мир земной. Крестные родители.
Любовь и нежность близких. Колыбельные песни. Познание родного очага.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Покаяние и чаша.
Участие в делах семьи. Обязанности по дому. Дружба. Игры и занятия мальчиков.
Игры и занятия девочек. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение трудовыми навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка, родительское благословение и венчание. Свадьба.
Семилетия зрелости. Новая родня и новые заботы. Отцовство и материнство.
Мастерство. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость.
Забота о ближнем.
Пожилые и старые. Завет о почитании родителей. Хранители устоев и семейного очага. Сила духа в немощи совершается. Наказы стариков.
Годичный круг времени (4 часа)
Год и лето. Г од январский - от Рождества Христова до Воздвижения Креста; центральный образ - Образ Христа - Спасителя. Год сентябрьский - от Рождества Богородицы до Успения; центральный образ - Образ Богородицы - Заступницы. Год мартовский от весны до весны, центральный образ - образ Земли - Матери. Трудовые ритмы года. Праздники.
Народный месяцеслов.
Зима: «умирание» природы. Рождество как символ выхода из тьмы «застывшего» мира, Рождественская ѐлка; Новый год, святки - детский характер праздников; Крещение и великое водосвятие - время духовного очищения и внутренней сосредоточенности.
Весна: пробуждение природы и Масленица; распускающаяся верба; Великий пост и великое обновление; Пасха и ликование весны духовной.
Лето: полнота возрождѐнной природы; молодая берѐзка; Троица и полнота жизни духовной; три Спаса как знак преображения природы и человека.
Осень: угасание природы. Рождество Богородицы и Воздвижение Креста - знаки надежды на новое возрождение; Покров как символ защиты и покровительства.
Всему своѐ время. У Бога живы все - дни поминовения предков. Каждому времени своя пища: будничная и праздничная, постная и скоромная, ритуальная.
Малые круги: седмица и день (2 часа)
Символика седмичного круга: воскресенье и будни, труд земной и труд
души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
День и час. День красный, чѐрный, белый, пѐстрый. Полдень и полночь. Час и
мгновенье. Активный экзамен (2 часа)
7 класс Введение (2 часа)
Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.
Крестьяне (5 часов)
Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.
Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин-земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.
Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.
Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.
Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа
- творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.
Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.
Мастера-ремесленники (5 часов) Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы.
Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника.
Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.
Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.
Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).
Мастера-храмостроители.
Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей
Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.
Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.
Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.
Правила чести российского предпринимательства.
Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.
Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства. Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.
«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.
Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.
Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность
- сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над
Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.
Священство - «соль» Церкви.
Воинство (5 часов)
Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.
Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.
Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.
Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.
Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.
Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило
- хвала подвигу, позор разбою.
Высокий смысл труда(2часа) - активный экзамен
Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые.
Высокий смысл служения(2часа) - активный экзамен
Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость.
Служение Отечеству и творчество - особые предназначения человека. Их Слово и Дело. Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.
8 класс
Наименование разделов |
Количество часов |
Активные формы обучения (ресурсный круг) |
Активные формы обучения (активное занятие) |
Активные формы обучения (оценивающее занятие) |
Активный экзамен |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
Творчество: дух и формы |
14 |
5 |
5 |
4 |
|
Истоки образа |
10 |
4 |
4 |
2 |
|
Истоки творчества разума |
6 |
1 |
4 |
1 |
|
Активный экзамен |
2 |
|
|
|
1 |
Заключение |
1 |
1 |
|
|
|
итого |
34 |
12 |
13 |
7 |
1 |
«Истоки творчества»
Введение (1 час) Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.
Творчество: дух и формы (14 часов)
Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение - непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.
Языки творчества. Язык духа. Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский.
Языки разума. Подвижничество учѐного. Н. М. Карамзин.
Язык образа. Взгляд художника. В. В. Верещагин.
Язык звуков. Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А. Русланова.
Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие еѐ, регулирующие общение.
Молчание.
Мотивы творчества. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати.
Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.
Управление как творчество. Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал. Честь и бесчестье.
Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со - Творец.
Истоки образа (10 часов)
Три мира, окружающих человека - сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трѐх миров. Диалог творца и зрителя. Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.
Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья. Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи. Образы мира невидимого. Г рад - Китеж. Метафорическое восприятие человека. Г олова, сердце, руки - традиции «прочтения».
ДО-видение как дар художественного видения мира.
Истоки творчества разума (6 часов) Сущность научного творчества. Пути научного творчества.
Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация и согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Г ипотезы.
Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.
Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность учѐного.
Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.
Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.
Творчество и Истина.
Активный экзамен (2 часа)
Заключение (1 час)
Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух - содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд - спутники творчества.
Наименование разделов |
Количество часов |
Активные формы обучения (ресурсный круг) |
Активные формы обучения (активное занятие) |
Активные формы обучения (оценивающее занятие) |
проект |
Введение |
1 |
1 |
1 |
|
|
Пути к Истине: взгляд человеческий |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
Начало пути к Истине: |
4 |
1 |
1 |
1 |
|
неотмирные и пленѐнные |
|
|
|
|
|
Дела на пути к Истине: деятели и дельцы |
4
|
1 |
1 |
1 |
|
Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные |
4
|
1 |
1 |
1 |
|
Заключение |
1 |
|
|
|
1 |
итого |
17 |
5 |
5 |
4 |
1 |
Содержание курса 9 класс
«Истоки-9» («В поисках Истины») является частью многолетнего учебного курса «Истоки», призванного присоединить ученика к социокультурному и духовному опыту российской цивилизации, к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа. Программа ставит также задачу воспитания уважения к другим культурам народов России и готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу отечественных традиций. Он призван сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, в воспитании деятельного, порядочного, совестливого и честного человека.
В основу курса «Истоки-9» положены фундаментальные нравственные ценности российской культуры и образа жизни. Они органично связаны с евангельскими истинами, прежде всего с нравственными ориентирами Нагорной проповеди Христа, ставшими интегрирующим базисным контекстом мирового христианства, неотъемлемой частью которого является и русская культура. Именно их осмыслению и посвящен курса «Истоки» для 9 класса.
В то же время, курс «Истоки-9» является обобщающим. Он подводит итог всему циклу «Истоки» для начальной и основной школы
В целом, курс призван развивать способности к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Введение. В поисках истины
Различные взгляды на Истину Истина, как знание, как счастье, как Бог.
Два типа культуры - сотериологический ( «сотерио» - спасение греч.), и эвдемонический ( «эвдемония» - счастье греч.) Выбор пути к Истине дело совести и свободы каждого. Нагорная проповедь Пути к Истине
Любовь и влюбленность - где радостный путь к Истине? Семья как подвиг во имя Истины Как сбиваются с пути к Истине? Малая Церковь. Что такое истинная любовь? Показать отличие современных взглядов на любовь от взглядов Православной Церкви.
Истинная любовь, чувственность, платоническая любовь, самопожертвование. Отношение к браку Православной Церкви. Показать отличие отношения к браку в современном обществе от отношения Православной Церкви/.
Обряд венчания, блуд, прелюбодейство, глава семьи. "Брак — Божие благословение».
Познакомить со взглядами императрицы Александры Федоровны на семейную жизнь.
Власть.
Показать отношение Православной Церкви к власти.
Божия власть. Из глубокой древности дошло до нас утверждение, что власть - это право управлять и повелевать людьми. Для того, кто любит власть, не так уж важно, кем управлять - родом, племенем, целой страной или, скажем, семьей. «Поле власти» могло быть предельно малым предельно большим. Но в любом случае власть воспринималась как осознание своей силы и возможности навязывать другим свою волю, свои решения.
Какой бывает власть?
Власть над государством.... Власть над сообществом ....Власть над ближними
Власть над собой «Иметь власть над собой, над своими чувствами» «Учитесь властвовать собой»
Власть вещей, власть денег - метафоры
Власть выражена в законах, нормах, правилах, запретах, волевых и эмоциональных
воздействиях. Карьера и слава. (1час)
Слава, известность в поселении, сообществе, городе, стране, мире. Успех, должности, чины, награды. В чем замысел творца?
Как славу и успех может понять человек? Слава по достоинству, успех по заслугам. Добиться славы любым путем. Какие силы и во имя чего тратит человек на путях к славе и успеху? Какие соблазны ждут на этом пути?
Куда может привести путь к славе и успеху? Как не сбиться с пути?
Богатство.
Истина - в богатстве. Такое убеждение живет в сознании многих людей. Они уверены, что богатство открывает путь ко всему остальному - к счастью, к славе, к любви, к познанию смысла жизни. И такой человек волей-неволей подчиняет всю свою жизнь стяжанию - собиранию богатства, его сохранению и увеличению.
Но так ли уж верно это утверждение? Стоит ли на это тратить всю жизнь без остатка? Не обернется ли это к концу жизни большим разочарованием? Приведет ли оно к истине? Эти и другие вопросы, связанные с богатством, всегда стояли перед людьми. Но первый из них заключается вот в чем - а что такое богатство? Богатс тво дела Богатс тво слова
Есть еще один вид богатства - богатство слова.
Но ничто, никакие современные информационные технологии не смогут заменить живого, сердечного слова. Слово. Можно словом научить. Можно словом обмануть. Можно словом погубить. Можно словом спасти.
Богатство духа
Есть и еще одно богатство - богатство духа. Молитва. Вера. Любовь.
Правда Как богатством распорядиться и не ошибиться.
Знание. (1час)
Знание - путь к Истине. Знание - путь к блаженству. София - премудрость Божия. Пути человеческого познания. Пути к Истине и пути к ложному знанию, к иллюзии Что требует от человека путь к Истине. Какие соблазны встречают на этом пути?
Где можно оказаться, путешествуя по пути к Истине.
Как не сбиться на путях к знанию?
Удовольствия. Духовная радость и спасение.
Человек создан для радости и обладание ею - есть блаженство и Истина В чем радости мира сего? А в чем замысел Творца?
Пути к радости могут стать путем к Истине. Как радость может обернуться в печаль.
Что дают человеку радости и что от него отнимают.
Раздел 2 Неотмирные и плененные Показать, что каждый человек, выбирает по какому пути к Истине он пойдет.
Заповеди блаженства, 10 заповедей, добродетель, порок, грех.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Нестяжатели и корыстолюбцы.
Показать чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев. Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори».
Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них — страшный грех. Развивающее занятие «Чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев»
Нищие духом и самоуверенные. Объяснить, что значит выражение «нищие духом», и чем нищие духом отличаются от самоуверенных. Ресурсный круг «Как ты понимаешь выражение «нищие духом?»
Кроткие и властные. (Показать чем кроткие отличаются от властных. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть кротким?»
Плачущие и раскрепостившиеся. Жизнь- дар Божий
«Блаженны плачущие» означает, что страдание есть реальность нашего мира, и даже более — составляющая полноты человеческой жизни. Жизни без страдания не бывает, потому что такая жизнь была бы уже не человеческой, а какой-то иной. И потому страдание следует воспринимать как данность, как одну из ипостасей удела человеческого. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания.
Человек внутренне вырастает, преодолевая обрушившиеся на него муки и испытания. Раздел : Деятели и дельцы
Утешители и жестокосердные. Основные понятия по теме. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть жестокосердным?»
Благодетели и угнетатели. Основные понятия по теме. Развивающее занятие «Чем благодетели отличаются от угнетателей»
Миротворцы и сеятели вражды. Идея мира и идея справедливости произрастают из единого корня. Внутренняя соразмерность и гармония интересов в семье, обществе и государстве, равно как и в межгосударственных отношениях, достигаются тогда, когда своими интересами готов поступиться каждый. Именно поэтому миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи. В самом деле, если человек не готов принести в жертву другому часть собственных интересов, как сможет он участвовать в создании равновесной системы? Миротворческое служение есть долг и призвание Церкви. Труженики и живущие за счет других. Основные понятия по теме 2 Елисеев традиция и труд философский взгляд
4 Платонов этнологический подход 5 трудовые награды
6 литература о труженике:
Стихи русских поэтов о труде
A. Кольцов Песня пахаря
Алексей Михайлович Жемчужников ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И
СЕМЕНАХ ЛАДОНИ, ПАХНУЩИЕ ХЛЕБОМ 1851 Николай
Некрасов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГ А B. Маяковс кий Труд В.
Брюсов
ТРУД
М.Е. Салтыков - Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Народ-труженик в творчестве Некрасова
Иван Никитин
Устное народное творчество Пословицы о труде и тунеядстве: Былины
Раздел :Подвижники и самодовольные
Чистые сердцем и окаменевшие. Игнатий Брянчанинов - О чистоте
сердечной Сергий Радонежский. Термины темы. Цитата об окаменевшем сердце Что такое чистое сердце.
Картина «Боярыня Морозова» Беспокойные и благодушные.
Благодушие и
великодушие Забалуев Вадимблагодушие Термины темы
Гонимые за правду и малодушные. Что значит быть гонимым за правду. Аввакум Петрович Александр Николаевич Радищев. Борис и Глеб. Георгий Победоносец Гонимые за правду. -стихи.
Кто есть гонимые за правду? О подвиге мучеников и о нас Заключение. Вера и рассудок.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В основной школе обучающиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
В 5-м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)
В 6-м классе («Слово и образ Отечества») обучающиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и ритмы времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.
В 8-м классе («Истоки творчества») обучающиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака - символа - образа в отечественной культуре и искусстве.
В 9-м классе («В поисках истины») представлены различные пути к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.
Результаты обучения
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 5) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по предмету «Истоки» должны обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Выпускник должен уметь
-ориентироваться в ближней и дальней социокультурной среде;
- рассказывать о памяти и мудрости Отечества, слове и образе Отечества, истоках дела и подвига, истоках творчества, поисках истины и др., как о вечных ценностях;
- включать их в систему своего жизненного опыта;
-использовать приобретенные знания при выполнении активных занятий;
-проявлять творчество при выполнении заданий в рабочей тетради и в ресурсном кругу; -общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха, научится управлять своей деятельностью;
-уважительно относиться к вечным ценностям;
-выполнять активные занятия самостоятельно, в парах, группах, управлять видом своей деятельности.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый
Литература:
Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:
1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134).
2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки»). 3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки»).
4. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки»,).
5. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки»).
6. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки»).
7. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки»).
8. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки»).
9. Г олубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки»).
10. Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).
11. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное, с.155-245).
12. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное, с.145-154).
13. «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, с.265-316).
14. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, с.85-165).
15. «Истоки»-8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 10, с.181-264).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебнонаглядные пособия), презентации, наборы фотографий городов, книги со стихами поэтов, ноутбук, мультимедийный проектор , экран проекционный, музыкальный центр.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 5 класса
За год предусмотрено 8 оценивающих активных занятий. Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 5 класс.
Активные формы обучения».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 6 класса
За год предусмотрено 6 оценивающих активных занятий 1 активный экзамен. Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 6 класс. Активные формы обучения».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 7 класса
За год предусмотрено 5 оценивающих активных занятий и 2 активных экзамена. Система оценивания каждого активного занятия и активного экзамена индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 7 класс. Активные формы обучения». Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 8 класса
За год предусмотрено 7 оценивающих активных занятий и 1 активный экзамен. Система оценивания каждого активного занятия и активного экзамена индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 8 класс. Активные формы обучения».
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 9 класса
За год предусмотрено 5 оценивающих активных занятий, защита рефератов и проектов.
Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна.
Планируемые результаты достижения обучающихся
1. Воспитать в каждом обучающемся качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам.
2. Формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры.
3. Знать, чтить и сохранять духовно-нравственные и культурные традиции своего народа, знать и беречь святыни родного края, своего Отечества.
4. Расширить кругозор обучающегося знаниями по истории России, родного края, города. Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Истоки» в каждом классе формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные работы.
Виды организации учебной деятельности:
- выполнение активных занятий, ресурсный круг, рефлексия
22
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.