Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
27.02.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы).
В ходе реализации программы используются как групповая, так и индивидуальная формы
обучения, каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
рабочая программа экономика первые шаги.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Принято»
«Согласовано»
на педагогическом совете
МОУ «Пристенская ООШ»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Пристенская ООШ»
«Утверждаю»
Директор МОУ «Пристенская
ООШ» Валуйского района
Белгородской области
Валуйского района
Белгородской области
Протокол № ___ от «__»
Валуйского района
Белгородской области
_____________ Ветренко Л.Л.
_____________Даньшина Г.П.
____________2016г.
«____»____________2016г.
Приказ № ___ от
«___»____2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социального направления «Экономика: первые шаги»
(факультатив)
возраст обучающихся – 710 лет
Срок реализации: 4 года
Программу составила:
Грачева Татьяна Ивановна,
1квалификационная категория с.Пристень
2016 год
Результаты освоения факультатива «Экономика: первые шаги»
1. Личностные результаты
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице
общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении
экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества
личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно
бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей.
Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении
к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к
богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о
своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
2. Метапредметные результаты
К концу первого года обучения (1 класс) ученик научится:
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;
обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственнобытового труда, труда в уголке
природы;
уважать труд людей разных профессий;
классифицировать профессии по предмету труда;
рассказывать о профессиях.
К концу второго года обучения (2 класс) ученик научится:
различать потребности по видам;
определять потребности домашних питомцев;
формулировать свои потребности;
определять потребности своих близких;
оценивать свои желания и возможности их реализации;
соотносить виды товаров и место их приобретения;
различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
К концу третьего года обучения (3 класс) ученик научится:
раскрывать причины возникновения денег;
различать российские и иностранные деньги
объяснять, как оплачивают товары и услуги;
определять размер сдачи при осуществлении покупки;
устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
выделять существенные характеристики товара;
производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
осуществлять простейшие экономические расчёты;
планировать результаты экономии и бережливости;
планировать результаты экономии и бережливости;
взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
К концу четвертого года обучения (4 класс) ученик научится:
2 определять источники формирования богатства;
сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
различать материальные и нематериальные ценности;
обосновывать важность меценатства и милосердия;
объяснять, что такое налоги и для чего они нужны;
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственнобытового труда, труда в уголке
природы;
различать виды ресурсов;
обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
3. Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
что такое собственность;
почему все люди трудятся;
какие бывают профессии;
как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
самообслуживанию, хозяйственнобытовому труду, труду в уголке природы.
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
какие бывают потребности;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
какие бывают товары и услуги;
где можно приобрести товары и услуги;
почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
различать товары и услуги.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
о доходах и расходах в семье;
о формировании бюджета семьи.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
составлять свой бюджет;
отличать российские деньги от иностранных;
рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
основные виды ресурсов;
как производят товары;
какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
определять ресурсы, необходимые для производства товара;
объяснять важность меценатства и милосердия.
3 Содержание факультатива «Экономика: первые шаги»
В ходе реализации программы используются как групповая, так и индивидуальная формы
обучения, каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания
1 класс (17ч)
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Форма занятия: путешествие, инсценирование, моделирование
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.
Форма занятия: беседа
Важность уюта, целесообразность порядка.
Форма занятия: игра, отгадывание загадок, беседа
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Форма занятия: рассказ, беседа
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
Форма занятия: беседа, работа с калькулятором и счетами, составление бюджета семьи
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно
рассчитать средства), щедрость.
Форма занятия: игра «вопросответ», беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
Форма занятия: беседа, рассказ
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные
открытия).
Форма занятия: беседа, слушание музыки
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает
одну вещь на другую.
Форма занятия: исследование
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Форма занятия: практическая работа, беседа
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся (КТД)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Форма занятия: игра, беседа, инсценирование.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда
людей разных профессий.
Форма занятия: заочная экскурсия, беседа
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Форма занятия: игра
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Форма занятия: викторина
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетноролевые игры;
4 — темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе»,
«Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши (игра)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Форма занятия: заочная экскурсия
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с
созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Форма занятия: беседа, рассказ, презентация
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Форма занятия: исследование
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером
своего дела».
2 класс (34ч)
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни.
Форма занятия: беседа, рисование
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на
примере домашних питомцев).
Форма занятия: беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление
своих интересов.
Форма занятия: рассказ, беседа, работа с иллюстрациями
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Форма занятия: рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные
на их достижение.
Форма занятия: дискуссия
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
Форма занятия: рассказ, беседа, коллаж
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и
изобретения).
Форма занятия: рассказ, беседа, работа в группах
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику
своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Форма занятия: творческая деятельность, рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.)
товары.
5 Форма занятия: рассказ, дидактическая игра
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра
Продавец — профессия человека, который продаёт товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Покупатель — человек, покупающий товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение
образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые
оказывают человеку различные люди и организации (учреждения).
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Форма занятия: беседа, обмен мнениями, проектная деятельность
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастерклассы «Я умею и могу научить всех».
3 класс (34ч)
Жилабыла денежка
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все
необходимые вещи своими руками.
Форма занятия: занятиесказка
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.
Форма занятия: устный журнал
Необходимость обмена. Бартер.
Форма занятия: рассказ, беседа, игра
Как появились деньги.
Форма занятия: конференция
Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс
— оборотная.
Форма занятия: путешествие, устный журнал
Купюры — бумажные деньги.
Форма занятия: рассказ, беседа, презентация
Рубли и копейки — деньги России.
Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета
Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс
валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.
6 Форма занятия: рассказ, беседа
Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это
разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Форма занятия: рассказ, беседа, экскурсия
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров,
стоимость покупки и размер сдачи.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетноролевая игра
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетноролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его
производство, доставку.
Форма занятия: исследование
Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом.
Форма занятия:
Чек как документ, подтверждающий покупку.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетноролевая игра
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле
те товары, которые рекламируются?
Форма занятия: исследование
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка.
Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетноролевая игра
Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения
потребностей семьи или её членов.
Форма занятия: дискуссия
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и
качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама:
правда и вымысел»;
— изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия,
пособие.
Форма занятия: устный журнал
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
Форма занятия: рассказ, беседа
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Форма занятия: практическая работа
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Форма занятия: презентация, игра
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с
уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Форма занятия: рассказ, беседа, игра
Практическая и игровая деятельность:
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
7 Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Форма занятия: рассказ, беседа
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Форма занятия: беседа
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага
на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать
приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения
электричества, воды, тепла.
Форма занятия: занятиепутешествие
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну Минуток.
4 класс (34ч)
Богатство и бедность
Как создаётся богатство.
Форма занятия: рассказ, беседа
Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
Форма занятия: экскурсияисследование
Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения,
предприимчивость.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Открытия и изобретения.
Форма занятия: рассказ, беседа
Создание новых технологий.
Форма занятия: рассказ, беседа
Важность знаний в создании богатства.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Ценности материальные и нематериальные.
Форма занятия: устный журнал
Богатство и культура.
Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии
Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Форма занятия: круглый стол
Богатство и милосердие.
Форма занятия: рассказ, конкурс пословиц и поговорок
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или
городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки,
школы, интернаты, детские дома.
Форма занятия: конференция
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о
богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда.
Форма занятия: рассказ, беседа
Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.
8 Форма занятия: конференция
Оценка труда. Почему труд поразному ценится. Заработная плата.
Форма занятия: рассказ, беседа
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей
профессии от успехов в учёбе.
Форма занятия: рассказ, беседа
Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия
работы.
Форма занятия: рассказ, беседа
В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.
Форма занятия: рассказ, беседа, экскурсия
Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства,
памятники).
Форма занятия: конференция
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же
услуга (нематериальный продукт труда).
Форма занятия: рассказ, беседа
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Форма занятия: рассказ, беседа
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе»,
«Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали
товар.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.
Форма занятия: рассказ, беседа
Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные.
Форма занятия: презентация
Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками
человека, необходимые для производства товаров.
Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа
Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.
Форма занятия: конференция
Важность труда людей разных профессий.
Форма занятия: дискуссия, сюжетноролевая игра
Производители — люди, которые создают (производят) товары.
Форма занятия: рассказ, беседа
Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.
Форма занятия: рассказ, беседа
Фабрика, завод — места, где производят товары.
Форма занятия: рассказ, беседа, исследование
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
9 — экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная
книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
Тематическое планирование факультатива «Экономика: первые шаги»
1 класс (17ч)
Название раздела и тем
Я и моя семья
Моё и чужое
Почему люди трудятся
Все работы хороши
2 класс (34ч)
Название раздела и тем
Что нам нужно для жизни
Хочу, могу и надо
Как товары и услуги исполняют желания
Часы учебного времени
Всего
Теория
Практика
6
4
4
3
17
Всего
5
3,5
3
2
1
0,5
1
1
Часы учебного времени
Всего
Теория
Практика
8
10
16
34
Всего
4
6
12
4
4
4
3 класс (34ч)
Название раздела и тем
Часы учебного времени
Всего
Теория
Практика
№
п/п
1
2
3
4
№
п/п
1
2
3
№
п/п
1
2
3
4
Жилабыла денежка
У всякого товара есть цена
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Доход не бывает без хлопот
5
«Дом невелик, да лежать не велит»
Всего
4 класс (34ч)
9
4
9
7
5
34
7
2,5
6
4
4,5
2
1,5
3
3
0,5
№
п/п
1
2
3
Название раздела и тем
Часы учебного времени
Всего
Теория
Практика
Богатство и бедность
Труд – основа жизни
Как товары производят
12
10
12
11
8
9
1
2
3
10 Всего
34
11
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" (1-4классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.