Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
01.03.2018
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -Планируемых результатов начального общего образования,
Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование
рабочая программа.docx
«Средняя школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей
классов
Протокол № 1
от « 28 » августа 2015г.
начальных
« СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
поУВР
_____________/Вайс О.И./
« 28 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ № 2
_____________/Бутов Ю.В./
Приказ №
от « 31 » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
( ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
3 КЛАСС
ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 »августа 2015 г.
г.Богородицк 2015 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго
поколения ;
Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых
результатов начального общего образования,
Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовнонравственной культуры
народов России».
Направлена на обеспечение духовнонравственного развития младших школьников и в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа
духовно нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи
развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило;
оценка нравственных поступков.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные методы, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует
раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание методы;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу..
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время
является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность
нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений
духовнонравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
младшего школьника.
Общая характеристика курса.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию
нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное
чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука
добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его
реализации в учебновоспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного
сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование
умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме
довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит
учителю использовать эмоциональнообразную форму народных произведений и художественной детской
литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи,
школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная
степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно
нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру
— ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть
наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно
эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск
смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым
взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности
имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды
социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные,
нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно
нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя
организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция
содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного
развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который
определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация
поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства,
неприятности).
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к
пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека,
формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
общественно – полезные дела
Планируемые результаты освоения программы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет
предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать
базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к
людям и предметам их труда.
3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит
первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и
их мотивации.
4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить
задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь
с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал
герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор
альтернативного решения.
3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников,
добавлять их высказывания.
4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся выучит:
правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,
правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила
опрятности;
правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
слова вежливости,
основные правила общения, правила работы в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных
высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным
местах;
трудом других людей,
работать в паре и в группе,
проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
культурно выражать свои эмоции в совместной работе
ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной
тематике.
№
1
2
3
4
5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела
Колво часов
Школьный этикет
Правила общения
О трудолюбии
Культура внешнего вида
Внешкольный этикет
Итого
5
11
8
4
6
34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная
организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих
поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям
ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике
«вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое
отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного
уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами
коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации
(преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной,
жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе
и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная
ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к
труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их
значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида
человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных
ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в
разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и
пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с
ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на
«Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. Правила поведения в общественных местах (в магазине,
библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать
обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Место предмета в учебном плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа –
1час в неделю.
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Литература
Для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от «6» октября 2009 г. № 373)
Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного
поведения», Л, 1989 г. (89)
Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной
деятельности младших школьников (1 4 классы)
1. Демонстрационные картинки с изображением профессий
2. Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
3. Наборы сюжетных картинок
Дидактические материалы
ru
:// school
Интернет – ресурсы:
1. www
. school
2100.
2.
3.
:// window
4.
www.edu.ru
collection
. edu
. ru
. edu
. ru
http
http
5.
6.
http://www.portalslovo.ru/
http://www.bestreferat.ru/referat98091.html
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.