Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
3 кл
01.03.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Программа разработана на основе - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ; - Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -Планируемых результатов начального общего образования, Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование
рабочая программа.docx
«Средняя  школа №2» Муниципальное общеобразовательное учреждение   Рассмотрено на заседании ШМО учителей классов                     Протокол № 1  от «  28  » августа 2015г.   начальных  « СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора  поУВР _____________/Вайс О.И./                            « 28 » августа 2015г.   «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ № 2 _____________/Бутов Ю.В./                              Приказ №  от «  31 » августа 2015г.                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                     «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»                    ( ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)                                                                                                                      3 КЛАСС                     ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ Принято на заседании  педагогического совета протокол № 1 от « 31 »августа 2015 г.                                                                                      г.Богородицк 2015 ­ 2016 учебный год                                                                                  Пояснительная записка Программа разработана на основе  ­   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   второго поколения ; ­ Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; ­   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   ­Планируемых результатов начального общего образования,  Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Направлена   на   обеспечение   духовно­нравственного   развития   младших   школьников     и   в     соответствии   с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего   образования   программа духовно­ нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:  патриотические чувства гражданина России;  гражданская идентификация;   общечеловеческие ценности;  поликультурный мир;  личное нравственное самосовершенствование. Основная  цель  – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.  Задачи ­     развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило;  оценка  нравственных  поступков. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:  личностно направленные методы, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;  стимулирующие,  когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;  развивающие  нравственное сознание методы;  активизирующие, пробуждающие творческие способности  личности, её эмоциональную сферу..  Актуальность  программы   определена   тем,   что   одной  из   важнейших   задач   образования   в   настоящее   время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается   на   его   поведении,   которое   контролируется   его   внутренними   побуждениями,   собственными взглядами   и   убеждениями.   Выработка   таких   взглядов,   убеждений   и   привычек   составляет   сущность нравственного воспитания.  Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает  реализацию одного из направлений духовно­нравственного   воспитания   и   развития:   воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания младшего школьника.                                                Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».  Принцип  гуманизма  лежит   в   основе   отбора   содержания   нравственного   образования,   методов   его реализации   в   учебно­воспитательном   процессе.   Оно   направлено   прежде   всего   на   развитие   нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные  методы  работы с детьми: личностно   направленные,  стимулирующие,  развивающие,   активизирующие.  Это   позволяет   в   яркой   форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю   использовать     эмоционально­образную   форму   народных   произведений   и   художественной   детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал.  Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­ нравственного и социального развития личности.  Аксиологический принцип.  Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено   примерами   нравственного   поведения.   Пример   как   метод   воспитания   позволяет   расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить   возможность   выбора   при   построении   собственной   системы   ценностных   отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.  Принцип   идентификации   (персонификации).  Идентификация   —   устойчивое   отождествление   себя   со значимым другим, стремление быть  похожим на него.  В младшем школьном возрасте преобладает  образно­ эмоциональное   восприятие   действительности,   развиты   механизмы   подражания,   эмпатии,   способность   к идентификации.  Принцип   диалогического   общения.  В   формировании   ценностных   отношений   большую   роль   играет диалогическое   общение   младшего   школьника   со   сверстниками,   родителями   (законными   представителями), учителем   и   другими   значимыми   взрослыми.   Выработка   личностью   собственной   системы   ценностей,   поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной,   информационной,   коммуникативной   активности,   в   содержании   которых   присутствуют   разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания.  Воспитание,   направленное   на   духовно­ нравственное   развитие   обучающихся   и   поддерживаемое   всем   укладом   школьной   жизни,   включает   в   себя организацию   учебной,   внеучебной,   общественно   значимой   деятельности   младших   школьников.   Интеграция содержания   различных   видов   деятельности   обучающихся   в   рамках   программы   их   духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.              Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание программы  раскрывает  правила  нравственного  поведения  и тот  внутренний  механизм,   который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения,   поступка,   т.е.   желание,   стремление   делать   людям   добро   и   не   причинять   зла,   неудобства, неприятности). Ознакомление   с   внутренней   сутью   нравственного   поступка   –   мотивом.   Третьеклассники   подводятся   к пониманию   ответственности   за   выбор   поведения,   ознакомлению   с   нравственными   качествами   человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.                        Формы и виды деятельности           игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно ­ ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; конкурсы; посещение библиотек; праздники. общественно – полезные дела                 Планируемые результаты освоения программы. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД 1. Обучающийся   получит   знания   о   характере   взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника. 2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. 3. С   помощью   обсуждения   сказок,   произведений   художественной   литературы   ученик   освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации. 4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?») ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД 1.  Обучающийся  научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям. 2.  Обучающийся  научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения. 3.  Обучающийся  научится   или   получит   возможность   анализировать   высказывания   собеседников, добавлять их высказывания. 4.  Обучающийся  научится   создавать   словесный   портрет   героя,   оценивать   адекватно   ситуацию   и предотвращать конфликты.                          Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы       Обучающийся выучит:      ­ правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,   правильную организацию работы на уроке,  уметь оценивать      своё   поведение,       ­ основные   требования   к   внешнему   виду   человека  и уметь выполнять основные правила  опрятности;       ­ правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках.      ­  слова вежливости,      ­ основные правила общения, правила работы в группе. Обучающийся получит возможность научиться:  ­ применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,  ­ применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных   ­ высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников,      ­ проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным  местах; трудом других людей,  ­работать в паре и в группе,   ­ проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким,    ­ культурно выражать  свои эмоции в совместной работе   ­ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной    тематике.   № 1 2 3 4 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование раздела Кол­во часов Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида Внешкольный этикет                                                                     Итого 5 11 8 4 6 34 часа СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. ­ Школьные перемены как время активного отдыха, игры. ­ Поведение в столовой, правила поведения за столом.  Универсальные учебные действия: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.    Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).   Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций   жизни   (школьного   коллектива,   семьи).   Активное   освоение   в   речевой   и   поведенческой   практике «вежливых»   слов,   их   значения   в   установлении   добрых   отношений   с   окружающими.   ­   Доброе,   терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения  к   родителям,  близким  (конкретные  жизненные  ситуации).  Практическое  знакомство  с  правилами коллективных   игр,   позволяющих   играть   дружно,   без   конфликтов.   Пути   выхода   из   конфликтной   ситуации (преодоление   ссор,   драк,   признание   своей   вины).   ­   Нравственное   содержание   ситуации   (литературной, жизненной), их оценивание.  Универсальные учебные действия:  Использовать в речи слова вежливости.   Участвовать   в   диалоге:  высказывать   свои   суждения   по   обсуждаемой   теме,   анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.  Высказывать   предположение  о   последствиях   недобрых   поступков   (в   реальной   жизни,   героев произведений).  Создавать  по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),  описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.  Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.     О трудолюбии.   Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.   Способы   бережного   отношения   к   вещам,   созданным   трудом   других   людей.   ­   Пути   и   способы преодоления   лени,   неумения   трудиться   (избавление   от   неорганизованности,   недисциплинированности).   ­ Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.  Универсальные учебные действия:  Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.   Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.  Культура внешнего вида.    Культура внешнего вида как чистота, опрятность,  аккуратность в человеке. ­ Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. ­ Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.  Универсальные учебные действия:  Воспроизводить  основные   требования   к   внешнему   виду   человека   в   практических   и   жизненных ситуациях.   Оценивать внешний вид человека.  Внешкольный этикет.   Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных  жизненных  ситуациях  (на  улице,   в транспорте,  во время  прогулок):   уступит  место  маленьким  и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.   Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. ­ Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,   театре   и   т.д.):   не   мешать   другим   людям,   соблюдать   очередь,   чётко   и   громко   высказывать обращение, просьбу.  Универсальные учебные действия:  Использовать доброжелательный тон в общении.   Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.                                   Место предмета в учебном плане.  «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа – 1час в неделю.        Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса                                                                                                         Литература             Для учителя  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации  от  «6» октября 2009 г. № 373)  Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42) Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46) Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)     Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного  поведения», Л, 1989 г. (89)  Хомякова   И.С.,   Петрова   В.И.   Программа   факультатива   «Этика:   азбука   добра»   для   внеурочной деятельности младших школьников (1 ­ 4 классы) 1. Демонстрационные картинки с изображением профессий  2. Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения 3. Наборы сюжетных картинок Дидактические материалы  ru  ://   school                                                       Интернет – ресурсы: 1. www   .  school  2100.                                         2.                                   3.  ://   window                              4.         www.edu.ru  ­  collection    .  edu   .  ru  .  edu   .  ru   http  http      5. 6. http://www.portal­slovo.ru/  http://www.bestreferat.ru/referat­98091.html

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018