Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" 3 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана на основе - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ; - Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -Планируемых результатов начального общего образования, Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование
Иконка файла материала рабочая программа.docx
«Средняя  школа №2» Муниципальное общеобразовательное учреждение   Рассмотрено на заседании ШМО учителей классов                     Протокол № 1  от «  28  » августа 2015г.   начальных  « СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора  поУВР _____________/Вайс О.И./                            « 28 » августа 2015г.   «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ № 2 _____________/Бутов Ю.В./                              Приказ №  от «  31 » августа 2015г.                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                     «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»                    ( ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)                                                                                                                      3 КЛАСС                     ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ Принято на заседании  педагогического совета протокол № 1 от « 31 »августа 2015 г.                                                                                      г.Богородицк2015 ­ 2016 учебный год                                                                                  Пояснительная записка Программа разработана на основе  ­   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   второго поколения ; ­ Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; ­   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   ­Планируемых результатов начального общего образования,  Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Направлена   на   обеспечение   духовно­нравственного   развития   младших   школьников     и   в     соответствии   с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего   образования   программа духовно­ нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:  патриотические чувства гражданина России;  гражданская идентификация;   общечеловеческие ценности;  поликультурный мир;  личное нравственное самосовершенствование. Основная  цель  – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.  Задачи ­     развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило;  оценка  нравственных  поступков. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:  личностно направленные методы, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;  стимулирующие,  когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;  развивающие  нравственное сознание методы;  активизирующие, пробуждающие творческие способности  личности, её эмоциональную сферу..  Актуальность  программы   определена   тем,   что   одной  из   важнейших   задач   образования   в   настоящее   время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается   на   его   поведении,   которое   контролируется   его   внутренними   побуждениями,   собственными взглядами   и   убеждениями.   Выработка   таких   взглядов,   убеждений   и   привычек   составляет   сущность нравственного воспитания.  Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает  реализацию одного из направлений духовно­нравственного   воспитания   и   развития:   воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания младшего школьника.                                                Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».  Принцип  гуманизма  лежит   в   основе   отбора   содержания   нравственного   образования,   методов   его реализации   в   учебно­воспитательном   процессе.   Оно   направлено   прежде   всего   на   развитие   нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные  методы  работы с детьми: личностно   направленные,  стимулирующие,  развивающие,   активизирующие.  Это   позволяет   в   яркой   форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю   использовать     эмоционально­образную   форму   народных   произведений   и   художественной   детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал.  Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­ нравственного и социального развития личности.  Аксиологический принцип.  Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного развития ивоспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено   примерами   нравственного   поведения.   Пример   как   метод   воспитания   позволяет   расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить   возможность   выбора   при   построении   собственной   системы   ценностных   отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.  Принцип   идентификации   (персонификации).  Идентификация   —   устойчивое   отождествление   себя   со значимым другим, стремление быть  похожим на него.  В младшем школьном возрасте преобладает  образно­ эмоциональное   восприятие   действительности,   развиты   механизмы   подражания,   эмпатии,   способность   к идентификации.  Принцип   диалогического   общения.  В   формировании   ценностных   отношений   большую   роль   играет диалогическое   общение   младшего   школьника   со   сверстниками,   родителями   (законными   представителями), учителем   и   другими   значимыми   взрослыми.   Выработка   личностью   собственной   системы   ценностей,   поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной,   информационной,   коммуникативной   активности,   в   содержании   которых   присутствуют   разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания.  Воспитание,   направленное   на   духовно­ нравственное   развитие   обучающихся   и   поддерживаемое   всем   укладом   школьной   жизни,   включает   в   себя организацию   учебной,   внеучебной,   общественно   значимой   деятельности   младших   школьников.   Интеграция содержания   различных   видов   деятельности   обучающихся   в   рамках   программы   их   духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.              Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание программы  раскрывает  правила  нравственного  поведения  и тот  внутренний  механизм,   который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения,   поступка,   т.е.   желание,   стремление   делать   людям   добро   и   не   причинять   зла,   неудобства, неприятности). Ознакомление   с   внутренней   сутью   нравственного   поступка   –   мотивом.   Третьеклассники   подводятся   к пониманию   ответственности   за   выбор   поведения,   ознакомлению   с   нравственными   качествами   человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.                        Формы и виды деятельности           игровая; познавательная; краеведческая; сюжетно ­ ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; конкурсы; посещение библиотек; праздники. общественно – полезные дела                 Планируемые результаты освоения программы. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД 1. Обучающийся   получит   знания   о   характере   взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника. 2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. 3. С   помощью   обсуждения   сказок,   произведений   художественной   литературы   ученик   освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации. 4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?») ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД 1.  Обучающийся  научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям. 2.  Обучающийся  научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения. 3.  Обучающийся  научится   или   получит   возможность   анализировать   высказывания   собеседников, добавлять их высказывания. 4.  Обучающийся  научится   создавать   словесный   портрет   героя,   оценивать   адекватно   ситуацию   ипредотвращать конфликты.                          Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы       Обучающийся выучит:      ­ правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,   правильную организацию работы на уроке,  уметь оценивать      своё   поведение,       ­ основные   требования   к   внешнему   виду   человека  и уметь выполнять основные правила  опрятности;       ­ правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках.      ­  слова вежливости,      ­ основные правила общения, правила работы в группе. Обучающийся получит возможность научиться:  ­ применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,  ­ применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных   ­ высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников,      ­ проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным  местах; трудом других людей,  ­работать в паре и в группе,   ­ проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким,    ­ культурно выражать  свои эмоции в совместной работе   ­ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной    тематике.   № 1 2 3 4 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование раздела Кол­во часов Школьный этикет Правила общения О трудолюбии Культура внешнего вида Внешкольный этикет                                                                     Итого 5 11 8 4 6 34 часа СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. ­ Школьные перемены как время активного отдыха, игры. ­ Поведение в столовой, правила поведения за столом.  Универсальные учебные действия: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.    Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).   Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций   жизни   (школьного   коллектива,   семьи).   Активное   освоение   в   речевой   и   поведенческой   практике «вежливых»   слов,   их   значения   в   установлении   добрых   отношений   с   окружающими.   ­   Доброе,   терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения  к   родителям,  близким  (конкретные  жизненные  ситуации).  Практическое  знакомство  с  правилами коллективных   игр,   позволяющих   играть   дружно,   без   конфликтов.   Пути   выхода   из   конфликтной   ситуации (преодоление   ссор,   драк,   признание   своей   вины).   ­   Нравственное   содержание   ситуации   (литературной, жизненной), их оценивание.  Универсальные учебные действия:  Использовать в речи слова вежливости.   Участвовать   в   диалоге:  высказывать   свои   суждения   по   обсуждаемой   теме,   анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.  Высказывать   предположение  о   последствиях   недобрых   поступков   (в   реальной   жизни,   героев произведений).  Создавать  по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),  описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.  Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.     О трудолюбии.   Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.   Способы   бережного   отношения   к   вещам,   созданным   трудом   других   людей.   ­   Пути   и   способыпреодоления   лени,   неумения   трудиться   (избавление   от   неорганизованности,   недисциплинированности).   ­ Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.  Универсальные учебные действия:  Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.   Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.  Культура внешнего вида.    Культура внешнего вида как чистота, опрятность,  аккуратность в человеке. ­ Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. ­ Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.  Универсальные учебные действия:  Воспроизводить  основные   требования   к   внешнему   виду   человека   в   практических   и   жизненных ситуациях.   Оценивать внешний вид человека.  Внешкольный этикет.   Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных  жизненных  ситуациях  (на  улице,   в транспорте,  во время  прогулок):   уступит  место  маленьким  и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.   Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. ­ Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,   театре   и   т.д.):   не   мешать   другим   людям,   соблюдать   очередь,   чётко   и   громко   высказывать обращение, просьбу.  Универсальные учебные действия:  Использовать доброжелательный тон в общении.   Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.                                   Место предмета в учебном плане.  «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа – 1час в неделю.        Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса                                                                                                         Литература             Для учителя  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации  от  «6» октября 2009 г. № 373)  Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42) Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46) Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)     Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного  поведения», Л, 1989 г. (89)  Хомякова   И.С.,   Петрова   В.И.   Программа   факультатива   «Этика:   азбука   добра»   для   внеурочной деятельности младших школьников (1 ­ 4 классы) 1. Демонстрационные картинки с изображением профессий  2. Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения 3. Наборы сюжетных картинок Дидактические материалы  ru  ://   school                                                       Интернет – ресурсы: 1. www   .  school  2100.                                         2.                                   3.  ://   window                              4.         www.edu.ru  ­  collection    .  edu   .  ru  .  edu   .  ru   http  http      5. 6. http://www.portal­slovo.ru/  http://www.bestreferat.ru/referat­98091.html