Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
история
6 кл—7 кл
15.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)
Изучение курса внеурочной деятельности «История России в лицах» (6 - 7 классы) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
РП История России в лицах 6-7 классы.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673 Телефон/Факс: (495) 701­63­21 «ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом  ГБОУ Школы № 2128 Протокол №1, август 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2128 _________________Фролов К.А. «___» _____________ 2017 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6­7 классы) Рабочую программу подготовил учитель истории и обществознания Брянцев Владимир Гелиевич МОСКВА, 2017 Полное Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6­ наименование 7 классы). Место   курса   в структуре   основной образовательной программы школы Нормативная основа разработки программы   Количество   часов для реализации программы Дата утверждения   реализации Цель программы Изучение курса внеурочной деятельности «История России в лицах» (6­7 классы) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОСООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших   деятелях   российской   истории,   чьи   имена   остались   в   памяти человечества. 1.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования   (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)). 2.   Основная   образовательная   программа   основного   общего   образования ГБОУ Школы № 2128. 3. Учебный план основного общего образования ГБОУ Школы № 2128 на 2017­2018 учебный год. 6,7 классы – по 35 часов в год (1 час/нед.) Всего: 70 часов Принята   к   реализации   педагогическим   советом   ГБОУ   Школы   №   2128 26.06.2015 г. (протокол №1), Утверждена приказом директора школы от 01.09.2015 г. № ___ Изменена и принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы № 2128 ________. (протокол №___) Составитель   рабочей   программы   учитель   истории   и   обществознания Брянцев Владимир Гелиевич Основная целькурса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: ­ осмысление роли великих деятелей в судьбе России; ­ осознание роли личности в истории; ­ ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу  деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего  государства; ­ развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,  энциклопедической литературой, решать творческие задачи; ­ совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать  собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого,  вести дискуссию. Задачи: Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через  уважение к заслугам отдельных исторических деятелей. Способствовать формированию культуры работы с историческими  источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий,  поиска и обработки информации. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных  способностей учащихся. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать  исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц. 1 Васяева, М. Н. Смутное время ­ время упущенных возможностей //  Преподавание истории в школе. ­ 2001. ­ № 6.  Используемые учебники и пособия 2 Великие государственные деятели России. ­ М., 1996. 3 Древнерусская литература: книга для чтения. ­ М., 1993. 4 Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники  дореволюционной России по истории. ­ М., 1993. 5 История государства Российского: жизнеописания. IX­XVI вв.­М., 1996. 6. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.­М., 1997. 7.. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века:  биографическая    энциклопедия. ­ М., 1993. 8. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.­СП6., 1993. 9.Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. ­ М., 1990. 10.Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I­XII.­Калуга,  1993. 11.Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.­М.,  1993. 12.Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической  мысли. ­ М., 1990. 13.Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком //  Вопросы истории. – 1996. ­ № 11­12. 14. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская  история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. ­ М., 1993. 15. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. ­ 1995.­№5­6 16. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: го­ сударственные деятели XVI века. ­ М., 2001. 17. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. ­ М., 1995. 18. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х­начало XVII в. ­ М., 2000. 19. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. ­ М., 1997. 20. Хрестоматия по истории России. ­ Т. 1. ­ М., 1994. 21. Хрестоматия по истории России. ­ Т. 2. ­ М., 1995. 22. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.­Т.  5.­Ч. 1.­М., 1995. Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и   индивидуальные.   Большинство   занятий   носит   игровой   характер, выполняя   их,   подростки   могут   проявить   свои   творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий: анализ исторической литературы и исторических источников, • • • анализ отрывков на исторические темы; тестовые задания для развития самооценки и личности; творческие задания; тренинговые задания. эвристическая беседа, лекция, Методы   и   формы достижения результатов освоения        дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка   и   обсуждение   сообщений   учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет­незачет. I. Пояснительная записка  Рабочая   программа     внеурочной   деятельности   «История   России   в   лицах»   (6­7   классы) составлена   в   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом основного общего образования на основе: ­   Примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического   объединения   по   общему   образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));. ­ учебного плана школы на 2017­2018 учебный год ­ Примерной программы по истории России Основная целькурса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: ­ осмысление роли великих деятелей в судьбе России; ­ осознание роли личности в истории; ­ ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства; ­   развитие   умения   самостоятельно   работать   с   исторической,   справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; ­ совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию. В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания их мотивов и сущности деятельности.  В связи с этим бывает сложно учащимся составить истинную картину   исторической   действительности.   Этот   недостаток   призван   преодолеть   данный   курс внеурочной деятельности и одновременно обосновывает актуальность преподавания данной дисциплины. Курс внеурочной деятельности «История   России   в    лицах» (6­7 классы) рассчитан на 35 часов в 6 и 7 классах в год. Данный курс призван решать следующие задачи: ­ Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей. ­ Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой,   выступления   на   семинарах,   ведения   дискуссий,   поиска   и   обработки информации. ­   Способствовать   развитию   мыслительных,   творческих,   коммуникативных способностей учащихся. ­   Способствовать   формированию   и   развитию   умения   сравнивать   исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям. ­ Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц. Основные принципы организации деятельности: ­ принцип добровольности; ­ принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся; ­ принцип систематичности; ­ принцип занимательности; ­ принцип укрепления связи обучения с жизнью. Организация работы курса внеурочной деятельности «История России в лицах» Основойпринцип   работы   является   принцип   добровольности.   Работа   начинается   в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по Истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов.  Место курса в учебном плане В   учебном   плане   заложена   возможность   личностной   ориентации   и   индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о роли личности в истории обучающихся 6­7 классов  предложен  курс внеурочной деятельности «История России в лицах» (6­7 классы). Курс рассчитан на 35 часов в 6,7 классах в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 70 часов. II. Планируемые   результаты   освоения   программы   внеурочной   деятельности «История России в лицах» (6­7 классы) Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. В   процессе   изучения   курса   происходит   формирование   умений: Анализ и сопоставление фактов.  Анализ документов.  Работа   с   учебной,   научно­популярной   и   художественной   литературой. представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;    анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции; самостоятельный   поиск   информации   по   предложенной   тематике,   ее   критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;  Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.  Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.  Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.  Умение систематизировать материал.  Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.  Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).  Умение оценивать свою и чужую деятельность, обсуждать результаты исследований, участвовать в семинарах, дискуссиях, деловых играх.  анализ исторической литературы и исторических источников, Содержание   программы   предоставляет   возможность,   помимо   формирования общеучебных   умений,   на   основе   специфического   исторического   материала   развивать   у учащихся  предметные умения и навыки:  Определять достоверность исторических фактов.  Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.  Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,  анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.  Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных личностей. исторических   фактов, событий, поводу       источниках Основные методы работы: по эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и обсуждение сообщений учащихся     Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные   презентации,   исторические   портреты,   тексты   «Кто   есть   кто?»), оцениваемых по системе: зачет­незачет. Условия   успешного   освоения   содержания   курса   внеурочной   деятельности   «История России   в   лицах)   (6­7   классы):   обеспечение   доступа   учащихся   к   исторической   литературе; Интернет­ресурсам, электронным пособиям «Моя история России», «История России в лицах», и др.,   возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала и т.д. По окончании изучения курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 6­7 классы учащиеся должны:  Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.  Называть   характерные,   существенные   черты   минувших   событий   и   исторических личностей.  Сравнивать исторические события и исторических деятелей.  Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.  отличия. Сравнивать   предлагаемые   исторические   версии   и   оценки,   выявлять   сходства   и  Определять   и   объяснять   свое   отношение   к   наиболее   значимым   событиям   и личностям в истории, их оценку.   Излагать   суждения   о   причинно­следственных   связях   исторических   событий   и личностей III. Содержание программы внеурочной деятельности «История Росси в лицах»» (6­7 классы) с указанием форм организации и видов деятельности Содержание 6 класс История России в лицах X – XVI в.в. (6 класс)  Введение. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение   целей   и   средств   их   достижения.   Историки   в   своих   трудах   о   прошлом. Документальные памятники истории  Тема   1.  Древняя   Русь   Легендарное   и   реальное   в   “признании   варягов”.   Рюрик. Норманнская   теория,   её   роль   в   русской   истории.   Первые   русские   князья.   Княгиня   Ольга: «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович. Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». “Русская правда” – княжий закон. Владимир Мономах. Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097 г. Тема 2.  Русь удельная. Церковь и просвещение. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Первый русский митрополит Илларион. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом. Версии о судьбе. Игумен Киево­Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор и другие   летописцы.   Монах   Киево­Печерского   монастыря,   автор   «Житий»   Бориса   и   Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.  Обособление Северо­Восточной Руси. Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Борьба   за   Киев.   Андрей   Боголюбский.   Князь   в   Вышгороде.   Бегство   в   Суздальскую   землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо. «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.  Александр Невский. Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат.  Тема 3.  Объединение Руси вокруг Москвы. Иван Калита . Дмитрий Донской. Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III . Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.  Роль церковных иерархов в объединении Руси. Власть и церковь на Руси Х1У­ХУ веков. Митрополит   Петр.   Превращение   Москвы   в   религиозный   центр   Руси:   отношения   с   Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей. Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.  С. Радонежский. Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. «Житие». Андрей Рублев. Версии о детстве и юности.   Андроников   монастырь.   Участие   в   росписи   Успенского   собора   в   Звенигороде, Благовещенского   собора   в   Москве,   Успенского   собора   во   Владимире.   «Троица».   Решение Стоглавого собора 1551. Основатели Соловецкого монастыря. Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.  Нил   Сорский   .   Николай   Майков.   Постриг   в   Кирилло­Белозерском   монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий. Детство   и   юность   Ивана   Санина.   Постриг.   Настоятель   Боровского   монастыря.   Основание Волоколамского   монастыря.   Взаимоотношения   с   властью.   Борьба   с   нестяжателями. Канонизация.  Тема 4. Россия XVI века. Избранная рада. Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев. Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и   Избранной   рады,   неофициальный   правитель   России   (ведение   архивом,   руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики.   Воевода   в   Ливонской   войне.   Опала.   Сильвестр.   Происхождение.   Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор   «Домостроя».   Постриг.   А.   Курбский.   Князь,   участник   Казанского   похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.  Опричники   и   жертвы.   Григорий   Лукьянович   Скуратов­Вельский.   Происхождение. Опричник.   Поход   на   Новгород.   Думный   дворянин.   Ближайший   советник   царя.   Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев. Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого   монастыря.   Митрополит:   борьба   с   опричниной.   Суд.   Заключение.   Гибель. Канонизация. Опричнина — трагедия России XVI века. Иван Грозный. Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.  Начало   освоения   Сибири.   Россия   и   Сибирское   ханство.   Строгановы.   Происхождение. Сольвычегорск.   Солеварение.   Царское   разрешение   на   освоение   районов   Урала   и   Сибири. Серебряные   мастерские.   Церковное   строительство.   Ермак   Тимофеевич.   Казачество.   Версии происхождения   Ермака.   Поход   в   Сибирь,   битва   на   р.   Чусовой.   Овладение   Искером.   Гибель атамана.  Деятельность   и   правление   Федора   Ивановича:   возвращение   земель,   строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Великие живописцы. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. Формы организации – групповые и индивидуальные  Основные методы работы:      анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и     учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет­незачет. обсуждение сообщений     Содержание 7 класс Введение (1ч.) Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям.  Соотношение целей и средств их достижения.  Древняя Русь (7).  Нестор. Монах Киево­Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба,   Феодосия Печерского. ПВЛ. «Откуда есть и пошла земля русская»  Политические      взгляды Нестора. А был ли Рюрик? Сказание о первых князьях: Кие, Щеке, Хориве.     Сказание   о   призвании   варягов.   «Норманнская   теория».Легендарное   и   реальное   в “признании  варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.           Легендарный Рюрик. Кем были  Асколдь и Дир. Первые русские князья.   Вещий Олег: князь или воевода? Олег: правление и внешнеполитическая   деятельность. Правление Игоря.  Восстание   древлян. Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная     Ольга. Крещение Ольги.   «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964­972). Князь­воин. «Мертвые сраму не имут».   Жизненный путь   Святослав. Первые «просветители» Кирилл и   Мефодий. Как создавалась азбука. Владимир   Святославович   (980­1015).   Новгородский   князь.   Борьба   за   Киев.  Детство   и юность. Влияние образование и   воспитания . Отношение с бабкой и  отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Патриотизм. Владимир Святославович Защитник от печенегов:      оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г.  Как крестили Русь. Значение принятия христианства. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая  смерть. Ярослав Мудрый (978­1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в     Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1113­1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097 Русь удельная и ее герои (5ч). «Защитники Отечества». Александр Невский (1220­1263). Князь Новгородский:   Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайскаяепископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени        А.Невского.  Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат.  «Награда нашла героя». Почему Дмитрий   Донской   провозглашен   святым   через   600        лет   после   Куликовской   битвы.  Дмитрий Донской     Вступление   на   великокняжеский   престол.   Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская       битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.   (1350­1389).   Детство.   Пересвет и Ослябя: навеки вместе. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых   испытаний.(митрополит   Петр,   Сергий   Радонежский).  Детство   Варфоломея.   Основание Троицкой церкви. Игумен.      Объединение Руси вокруг Москвы Иван  III  (1440­1505).   Собиратель   русских   земель.   Отношения   с   Новгородом.   Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. Россия XVI века (4ч.) Иван   Грозный   (1530­1584)   детство,   отрочество:   формирование   личности.   Реформы Избранной   рады.   Восточная   политика.   Ливонская   война.   Семейная   трагедия.       Тиран,   деспот. «Опричники   и   жертвы».   Григорий   Лукьянович   Скуратов­Бельский.   Происхождение.   Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Курбский (1528­1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник  Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV. Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии.  А. Ф. Адашев   Происхождение.   Спальник   великого   князя.   Член   Ближней   думы   и   Избранной   рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева ро­ дословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне.   Опала.   Сильвестр.   Происхождение.   Священник.   Поведение   во   время   событий   1547   г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.   «Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. «Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкойи ее сыновей. Митрополит Макарий   и   митрополит   Колычев.  Филипп   Колычев   (1507­1569).   Детство,   юность.   Соловецкий монастырь.  Постриг. Игумен Соловецкого монастыря.  Митрополит:  борьба с опричниной.  Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина ­ трагедия России XVI века. Митрополит   Макарий   и   митрополит   Колычев.  Филипп   Колычев   (1507­1569).   Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина ­ трагедия России XVI века. Россия в XVIIвеке(4ч) Лекция   «Первые   Романовы   на   Российском   престоле».   Михаил   Федорович   (1596­1645). Происхождение.   Избрание   на   царство.   Внешняя   политика:   Столбовский   мир   и   Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629­1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к за­ падной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. «Одна голова хорошо, а две… много!». Взлет и падение патриарха Никона.      «Церковный раскол» Никон (1605­1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский   игумен.   Встреча   с   Алексеем   Михайловичем.   Архимандрит   Новоспасского монастыря.   «Ревнители           благочестия».   Новгородский   митрополит.   Патриарх.   Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона.   Аввакум   Петров:   смерть   за   идею.  Аввакум   (1620­1682).   Происхождение.   Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Возвращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия   Прокопьевна   Морозова   (1632(?)­1675).   Происхождение,   семейная   жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере.  Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. Отношение к церковному расколу. Россия в XVIIIвеке(10ч.)  «Птенцы гнезда Петрова».   Петр и его время.  Воспитание Петра I, формирование круга его соратников.           Начало правления и       реформы Петра I. Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич   Толстой.   Александр   Данилович   Меншиков.Ф.М.   Апраксин.     Из   немецкой   слободы (Гордон Лефорт) Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых     переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I       (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика.     Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии   («затейка»   верховников).        Женщины   на   престоле.Правление   Анны   Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства.Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты.     Зарождение отечественной науки. Первый академик РАН М.В.Ломоносов.   «Железная   маска»   русской   истории.   Судьба   Ивана   Антоновича   и   Брауншвейгского семейства.    Внутренняя политика Елизаветы Петровны.Екатерина  II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу.Екатерина II и  просветители.  Что   сделал   Г.Потемкин   кроме   «потемкинских   деревень?»  Приближенные   Екатерины  II. «Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему убили ПавлаI. Генералиссимусы России. Самый знаменитый генералиссимус А.В. Суворов. Итоговое занятие. (2ч) Формы организации – групповые и индивидуальные  Основные методы работы:      анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и     учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет­незачет. обсуждение сообщений     III. Тематическое   планирование   программы   внеурочной   деятельности   «История России в лицах» (6­7 классы) Тематическое планирование 6 класс (35 часов) № п/п Наименование темы Количество часов 1 2 3 4 1 5 8 Введение.  Роль   личности   в   истории.   Критерии   причисления   к историческим   личностям.   Соотношение   целей   и   средств   их достижения. Историки в своих трудах о прошлом. Документальные памятники истории  Тема   1.  Древняя   Русь   Легендарное   и   реальное   в   “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые русские князья. Княгиня Ольга: «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович. Новгородский князь. Борьба   за   Киев.   Языческая   реформа   980   г.   «Равноапостольный». Выбор   веры.   Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». “Русская правда” – княжий закон. Владимир Мономах. Киевский князь: призвание на престол.   «Устав   Владимира   Мономаха».   «Поучение   детям». Любеческий съезд 1097 г.    Ярослав   Мудрый.   Крещение   Руси. Тема 2.  Русь   удельная.   Церковь  и  просвещение.  Князья  Борис   и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть.   Канонизация.   Легенды   о   явлениях   Бориса   и   Глеба. Иконография.   Ярослав   Мудрый:   распространение   христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Первый   русский   митрополит   Илларион.   Моления   в   «пещерке малой»   в   Киеве.   «Слово   о   законе   и   благодати».   На   значение митрополитом.   Версии   о   судьбе.   Игумен   Киево­Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор и другие летописцы.   Монах   Киево­Печерского   монастыря,   автор   «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.  Обособление   Северо­Восточной   Руси.   Юрий   Долгорукий. Первое   упоминание   о   Москве.   Борьба   за   Киев.   Андрей Боголюбский.   Князь  в  Вышгороде.   Бегство  в  Суздальскую   землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные   походы.   Жертва   заговора.   Всеволод   Большое   Гнездо. «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь   Владимирский:   оборона   Отечества,   военные   походы, строительство крепостей.  Александр   Невский.   Князь   Новгородский:   Невская   битва, Ледовое   побоище.   Отношения   с   Ордой.   Перепись   1257   г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат.  Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы. Иван Калита . Дмитрий Донской.   Детство.   Вступление   на   великокняжеский   престол. Женитьба.   Строительство   Кремля.   Борьба   с   Ордой:   битва   на   р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.   Иван   III   .   Собиратель   русских   земель.   Отношения   с Новгородом.   Женитьба   на   Софье   Палеолог.   Развитие   культуры. 10 Свержение ордынского ига. Судебник.  Роль   церковных   иерархов   в   объединении   Руси.   Власть   и церковь на Руси Х1У­ХУ веков. Митрополит Петр. Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство   в   Москве   первого   каменного   собора.   Завещание. Митрополит   Алексей.   Крестник   Ивана   Калиты,   крестный   отец Дмитрия   Донского:   отношения   с   Ордой,   привилегии   церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.  С. Радонежский. Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским.   «Житие».   Андрей   Рублев.   Версии   о   детстве   и   юности. Андроников   монастырь.   Участие   в   росписи   Успенского   собора   в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во   Владимире.   «Троица».   Решение   Стоглавого   собора   1551. Основатели   Соловецкого   монастыря.   Часовни   на   севере   Руси. Герман.   Савватий.   Зосима.   Борьба   с   Новгородом   за   земли. Канонизация. Судьба монастыря.  Нил   Сорский   .   Николай   Майков.   Постриг   в   Кирилло­   Основание   скита. Белозерском   монастыре, Нравственное   учение.   «Нестяжательство».   Иосиф   Волоцкий. Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря.   монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.   Волоколамского   паломничество.   Основание 5 6 10 Тема   4.  Россия   XVI   века.   Избранная   рада.   Сущность   Избранной рады,   причины   создания,   лидеры.   Реформы.   А.   Ф.   Адашев. Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной   рады,   неофициальный   правитель   России   (ведение архивом,   руководство   составлением   «Государева   родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода   в   Ливонской   войне.   Опала.   Сильвестр.   Происхождение. Священник.   Поведение   во   время   событий   1547   г.   Торговец, устроитель   храмов,   Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский. Князь, участник Казанского похода,   военачальник.   Участник   Избранной   рады.   Бегство   в Ливонию. Переписка с Иваном IV.    собиратель   книг.   писатель, Опричники   и   жертвы.   Григорий   Лукьянович   Скуратов­ Вельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев. Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд.   Заключение.   Гибель.   Канонизация.   Опричнина   —   трагедия России XVI века.  Иван Грозный. Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.  Начало   освоения   Сибири.   Россия   и   Сибирское   ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Солеварение. Царское разрешение   на   освоение   районов   Урала   и   Сибири.   Серебряные мастерские.   Ермак   Тимофеевич. Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.    Церковное   строительство. Деятельность   и   правление   Федора   Ивановича:   возвращение земель,   строительство   городов,   укрепление   границ,   закрепление Сибири,   учреждение   патриаршества.   Гибель   царевича   Дмитрия. Великие   живописцы.   Иконопись   и   фрески.   Андрей   Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. Итоговое занятие Всего 1 35 Тематическое планирование 7 класс (35 часов) Тема занятия Русь  IX­XI вв.  Вводное занятие. Нестор – первый русский летописец. А был ли Рюрик? Вещий Олег: князь или воевода? Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая». «Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава. Кирилл и Мефодий. Кирилл и кириллица. Первые русские князья. Владимир Святой. Ярослав Мудрый. Русь удельная  и ее герои.  ЕвпатийКоловрат: и один в поле воин. Александр Невский: имя твое Россия «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской  провозглашен святым через 600 лет после Куликовской  битвы. Пересвет и Ослябя: навеки вместе.С.Радонежский Иван III  (1440­1505). Собиратель русских земель.  «Государь Всея Руси.» Россия XVI века Лихие времена Ивана Грозного .Опричники и жертвы. «Основатели Соловецкого монастыря». Зосима и Савватий «Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы  Борецкой и ее сыновей. Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев. Россия в XVIIвеке. «Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты  Михаила Романова Алексей Михайлович –Тишайший ли? Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение  патриарха Никона. Друзья­враги. Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и  Евдокия Урусова. Россия в XVIIIвеке. «Птенцы гнезда Петрова». Лепшие друзья Первый матрос  российского флота – Иван Седунов /Рябов/ Женщины на престоле Елизавета Петровна Может собственных Платонов и быстрых разумом  Невтонов… Екатерина Великая. Эпоха дворцовых переворотов. Трудная судьба Екатерины  Дашковой. «Железная маска» русской истории. Что сделал Г.Потемкин кроме «потемкинских деревень?» «Самодержавие в России ограничено удавкою» или почему  убили ПавлаI. Генералиссимусы России. Самый знаменитый  генералиссимус А.В. Суворов. №  Всего часов контроль Практ. Практ Практ. Практ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34­35 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 4 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности «История России в лицах» (6-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018