Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
естествознание +1
Взрослым
01.05.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе с детьми младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 2 года, 1 час в неделю. Природа нашего дальневосточного края покоряет всех своей красотой. В курсе краеведения много времени уделяется изучению природы. Природа вдохновляла мастеров на создание великолепных архитектурных сооружений, ставших памятниками деревянного зодчества.
Краеведение.doc
Программа разработана учителем начальных классов МБОУ гимназии № 133 г. Уссурийска Порицкой Натальей Владимировной Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать всё больше и больше вопросов.  Работая с малышами, которые пришли из детского сада, я убедилась в том, что дети хотят больше знать о своём городе, районе, республике.              В скором времени возникла идея создания самостоятельного курса краеведения,  целью которого   стало   бы   расширение   и   углубление   знаний   учащихся   по   истории,   культуре родного   края,   литературе,   природе.  Только   так,   на   мой   взгляд,   можно   дать   целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.  Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в этих   областях,   я   старалась   дополнить   и   углубить   их   представления   о   действительности,   с которой   они   непосредственно   соприкасаются,   сосредоточить   внимание   детей   на   понимание взаимосвязи   природы   и   человека,   истории   и   культуры,   единства   материального   и   духовного мира.        Краеведение ­ важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Программа рассчитана  для проведения кружковой работы в школе с детьми   младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 2 года, 1 час в неделю. Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:   Истории                                                             Краеведения   Музыки   Изобразительного искусства   Трудового обучения  Формы проведения занятий:   Интегрированные уроки   Инсценированное представление   Экскурсии   Комбинированные уроки   Краеведческие викторины Урочные и внеурочные формы проведения занятий, такие как уроки, экскурсии, внеклассные занятия   по   ознакомлению   детей   с   краем,   в   котором   они   живут,   способствуют   решению следующих образовательных задач:  1) повышение уровня знаний о родном крае;  2) знакомство с историей, традициями, культурой.  Кроме этого, в процессе изучения края активно реализуются и  воспитательно­развивающие задачи, такие как:  1) обогащение общей культуры учащихся;  2) воспитание патриотического чувства к своей Родине;  3) формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;  4) развитие творческого потенциала учащихся и познавательной активности;  5) формирование эмоционального опыта детей. Большой   раздел   моей   программы   по   краеведению   –   это  литературное   краеведение. Начинается   он   с   изучения   фольклора.   Потешки,   прибаутки,   загадки,   заклички,   колыбельные песни – всё это дети слышат с рождения от своей мамы. И, конечно же, сказки! Сказки коренных народов Приморья мы читаем на занятиях, сравниваем их с русскими сказками, иллюстрируем, лепим сказочных героев, создаём целые композиции. Дети   узнают о магической роли сказок в древности,   об   исторических   корнях   волшебных   сказок.   Изучая   загадки,   дети   обязательно знакомятся с обрядовой функцией загадок, историей их происхождения. Фольклор тесно связан с народным   бытом,  поэтому,  изучая  тот  или   иной  раздел   фольклора,  мы   посещали   музей,  где знакомились с предметами домашнего обихода. Не оставляли без внимания и народные игры. Природа нашего дальневосточного края покоряет всех своей красотой. В курсе краеведения много   времени   уделяется   изучению   природы.   Природа   вдохновляла   мастеров   на   создание великолепных архитектурных сооружений, ставших памятниками деревянного зодчества. Говоря с детьми об особенностях  архитектурных сооружений своего края, находим ответы на вопросы:    дома? Как выбирали место для постройки дома или часовни? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку красного угла Какие магические знаки защищали постройки коми? Одно из интереснейших направлений программы –  история Приморского края. Дети с интересом узнавали о жизни наших предков: на кого они охотились, о ком слагали легенды, чем занимались,   как   изготовляли   орудия   труда,   посуду.   Большой   раздел   программы   посвящён Великой   отечественной   войне:  «Приморье     в   годы   войны»,   «Приморцы   в   годы   войны», «Наши земляки – герои войны».  Практика   подтверждает,   что   познавательная   деятельность   учащихся   тогда   вызывает интерес,   когда   они   выполняют   разнообразные   практические,   самостоятельные,   творческие работы,  задания исследовательского  характера,  выходящие  за пределы  школьной программы. Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности предлагаются   задания   для   проведения   учащимися   наблюдений,   исследований,   обобщений   и выводов.   Проводятся   различные   викторины,   конкурсы,   олимпиады   различных   уровней: школьные,   городские,   результатом   которых   стали   неоднократные   победы.   По   результатам изучения этого курса мы провели литературно – историческое путешествие, где обобщили знания детей, дали им возможность показать, как много нового они узнали, посоревноваться в группах, ещё задать вопросы и найти ответы на них. Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной   деятельности.   У   детей   формируется   чувство   любви   к   малой   Родине, эмоционально­положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Прогнозируемые результаты: Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные   представления,   праздники   народного   календаря,   викторины.   Ожидается развитие   и   укрепление   у   детей   чувства   любви   к   родному   краю;   через   знания   по   истории   и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Поурочное планирование по курсу «Краеведение и экология в начальных классах». Количество часов за год – 34 3 класс Тема урока Введение. Народные сказки Приморского края. Виды сказок. Положительные герои сказок. Отрицательные герои сказок. Пословицы и поговорки. Загадки.  Медведь – герой легенд. Количество  часов 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час Олень – герой легенд. Урок­ викторина по фольклору (сказки, пословицы, поговорки, загадки). Изба. Как удегейцы строили свой дом. В гостях у рукодельницы. Орнамент коренных жителей. Творческая работа. Украшение варежки (из картона) орнаментом. Народные промыслы коми народа. Урок – экскурсия в краеведческий музей. Урок – викторина по теме: «Быт коренных народов Приморья». Владивосток – столица Приморского края. Государственные символы Приморского края. Урок­ тестирование по 2­м последним темам. Зелёная аптека Приморского края. Экскурсия «На природу за здоровьем» Повторение и закрепление изученного. Контроль знаний (тестирование). 1 час 1 час 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 3 часа 3 часа 1 час 3 часа 1час 3 часа Поурочное планирование по курсу «Краеведение и экология в начальных классах». Количество часов за год ­ 34 Класс – IV Тема урока Количество  Повторение пройденного в 3­ем классе (фольклор, быт,  государственная  символика). Тестирование по теме «Повторение». История создания городов (Уссурийск, Находка, Арсеньев ) История родного города и района (Уссурийск, Уссурийский район) Природа Приморского края. Животный мир Приморского края. Растительный мир Приморского края. Заповедные места Приморского края. Урок – экскурсия в краеведческий музей. Урок ­ викторина по теме «Природа Приморского края». Приморского края писатели и поэты. Урок­экскурсия в «Центр национальных культур». Приморский край в годы Великой отечественной войны.  Герои войны – наши земляки. Урок – экскурсия в краеведческий музей. Тестирование по теме «Приморский край в годы Великой отечественной  войны.» Повторение и закрепление по пройденному курсу. Литературно –  историческое путешествие.                                     Литература, используемая учителем: часов 4 часа 1 час 3 часа 2 часа 1 час 2 часа 2часа 2 часа 1 час 1 час 3 часа 1 час 3 часа 2 часа. 1 час 1 час 4 часа 1. В.Г.Денисов, Л.П.Крылов. Биологические экскурсии в природу Коми.: Сыктывкар, 1994,  с.141. 2. Ф.Г. Багаутдинова. Туристско­краеведческая деятельность учащихся начальных классов.  Министерство образования РФ. Центр детско­юношеского туризма РФ. Москва – 1992. 3. Е.К.Ярасова. Краеведение. Поурочное планирование. ­ Сыктывкар.­2000. 4. Легенды и сказания народов Коми. Альбом репродукций графических работ В.Г.Игнатова. ­ Сыктывкар.­1985. 5. Коми легенды и придания. Составитель Ю.Г.Рочев. ­ Сыктывкар, 1984. 6. Коми народные сказки. Составитель Ф.В.Плесовский. ­ Сыктывкар, 1975. 7. Л.Н.Жеребцов. Крестьянское жилище в Коми. АССР. ­ Сыктывкар, 1971. 8. Л.К.Ермолаева, Н.Г.Гаврилова. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски //Нач.  школа.//№ 1, 1999, с. 27­40. 9. Е.Р.Торохова. Пути повышения эффективности экологического образования  учащихся. //Нач. школа// №12, 2004, с. 104­107. 10. Н.Ж.Дагбаева. Системный подход к экологическому образованию младших  школьников. //Нач. школа// №6, 2003, с.23­27.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018