Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
естествознание +1
Взрослым
01.05.2018
Краеведение - важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе с детьми младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 2 года, 1 час в неделю. Природа нашего дальневосточного края покоряет всех своей красотой. В курсе краеведения много времени уделяется изучению природы. Природа вдохновляла мастеров на создание великолепных архитектурных сооружений, ставших памятниками деревянного зодчества.
Краеведение.doc
Программа разработана
учителем начальных классов
МБОУ гимназии № 133 г. Уссурийска
Порицкой Натальей Владимировной Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт.
Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек
начинает задавать всё больше и больше вопросов.
Работая с малышами, которые пришли из детского сада, я убедилась в том, что дети хотят
больше знать о своём городе, районе, республике.
В скором времени возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью
которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре
родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное
представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей
малой родине. Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в
этих областях, я старалась дополнить и углубить их представления о действительности, с
которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание
взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного
мира.
Краеведение важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей
знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе с детьми младшего
школьного возраста. Программа реализуется полностью за 2 года, 1 час в неделю.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
Истории
Краеведения
Музыки
Изобразительного искусства
Трудового обучения
Формы проведения занятий:
Интегрированные уроки
Инсценированное представление
Экскурсии
Комбинированные уроки
Краеведческие викторины Урочные и внеурочные формы проведения занятий, такие как уроки, экскурсии, внеклассные
занятия по ознакомлению детей с краем, в котором они живут, способствуют решению
следующих образовательных задач:
1) повышение уровня знаний о родном крае;
2) знакомство с историей, традициями, культурой.
Кроме этого, в процессе изучения края активно реализуются и воспитательноразвивающие
задачи, такие как:
1) обогащение общей культуры учащихся;
2) воспитание патриотического чувства к своей Родине;
3) формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
4) развитие творческого потенциала учащихся и познавательной активности;
5) формирование эмоционального опыта детей.
Большой раздел моей программы по краеведению – это литературное краеведение.
Начинается он с изучения фольклора. Потешки, прибаутки, загадки, заклички, колыбельные
песни – всё это дети слышат с рождения от своей мамы. И, конечно же, сказки! Сказки коренных
народов Приморья мы читаем на занятиях, сравниваем их с русскими сказками, иллюстрируем,
лепим сказочных героев, создаём целые композиции. Дети узнают о магической роли сказок в
древности, об исторических корнях волшебных сказок. Изучая загадки, дети обязательно
знакомятся с обрядовой функцией загадок, историей их происхождения. Фольклор тесно связан с
народным бытом, поэтому, изучая тот или иной раздел фольклора, мы посещали музей, где
знакомились с предметами домашнего обихода. Не оставляли без внимания и народные игры.
Природа нашего дальневосточного края покоряет всех своей красотой. В курсе краеведения
много времени уделяется изучению природы. Природа вдохновляла мастеров на создание
великолепных архитектурных сооружений, ставших памятниками деревянного зодчества. Говоря
с детьми об особенностях архитектурных сооружений своего края, находим ответы на вопросы:
дома?
Как выбирали место для постройки дома или часовни?
Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку красного угла
Какие магические знаки защищали постройки коми?
Одно из интереснейших направлений программы – история Приморского края. Дети с
интересом узнавали о жизни наших предков: на кого они охотились, о ком слагали легенды, чем
занимались, как изготовляли орудия труда, посуду. Большой раздел программы посвящён Великой отечественной войне: «Приморье в годы войны», «Приморцы в годы войны»,
«Наши земляки – герои войны».
Практика подтверждает, что познавательная деятельность учащихся тогда вызывает
интерес, когда они выполняют разнообразные практические, самостоятельные, творческие
работы, задания исследовательского характера, выходящие за пределы школьной программы.
Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности
предлагаются задания для проведения учащимися наблюдений, исследований, обобщений и
выводов. Проводятся различные викторины, конкурсы, олимпиады различных уровней:
школьные, городские, результатом которых стали неоднократные победы. По результатам
изучения этого курса мы провели литературно – историческое путешествие, где обобщили знания
детей, дали им возможность показать, как много нового они узнали, посоревноваться в группах,
ещё задать вопросы и найти ответы на них.
Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению способствуют
познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию
интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине,
эмоциональноположительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях
своего края, его природы, истории.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой
инсценированные представления, праздники народного календаря, викторины. Ожидается
развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и
культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота
России.
Поурочное планирование по курсу
«Краеведение и экология в начальных классах».
Количество часов за год – 34
3 класс
Тема урока
Введение.
Народные сказки Приморского края. Виды сказок.
Положительные герои сказок.
Отрицательные герои сказок.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Медведь – герой легенд.
Количество
часов
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час Олень – герой легенд.
Урок викторина по фольклору (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
Изба. Как удегейцы строили свой дом.
В гостях у рукодельницы. Орнамент коренных жителей.
Творческая работа. Украшение варежки (из картона) орнаментом.
Народные промыслы коми народа.
Урок – экскурсия в краеведческий музей.
Урок – викторина по теме: «Быт коренных народов Приморья».
Владивосток – столица Приморского края.
Государственные символы Приморского края.
Урок тестирование по 2м последним темам.
Зелёная аптека Приморского края.
Экскурсия «На природу за здоровьем»
Повторение и закрепление изученного. Контроль знаний (тестирование).
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
3 часа
3 часа
1 час
3 часа
1час
3 часа
Поурочное планирование по курсу
«Краеведение и экология в начальных классах».
Количество часов за год 34
Класс – IV
Тема урока
Количество
Повторение пройденного в 3ем классе (фольклор, быт, государственная
символика).
Тестирование по теме «Повторение».
История создания городов (Уссурийск, Находка, Арсеньев )
История родного города и района (Уссурийск, Уссурийский район)
Природа Приморского края.
Животный мир Приморского края.
Растительный мир Приморского края.
Заповедные места Приморского края.
Урок – экскурсия в краеведческий музей.
Урок викторина по теме «Природа Приморского края».
Приморского края писатели и поэты.
Урокэкскурсия в «Центр национальных культур».
Приморский край в годы Великой отечественной войны.
Герои войны – наши земляки.
Урок – экскурсия в краеведческий музей.
Тестирование по теме «Приморский край в годы Великой отечественной
войны.»
Повторение и закрепление по пройденному курсу. Литературно –
историческое путешествие.
Литература, используемая учителем:
часов
4 часа
1 час
3 часа
2 часа
1 час
2 часа
2часа
2 часа
1 час
1 час
3 часа
1 час
3 часа
2 часа.
1 час
1 час
4 часа 1. В.Г.Денисов, Л.П.Крылов. Биологические экскурсии в природу Коми.: Сыктывкар, 1994,
с.141.
2. Ф.Г. Багаутдинова. Туристскокраеведческая деятельность учащихся начальных классов.
Министерство образования РФ. Центр детскоюношеского туризма РФ. Москва – 1992.
3. Е.К.Ярасова. Краеведение. Поурочное планирование. Сыктывкар.2000.
4. Легенды и сказания народов Коми. Альбом репродукций графических работ В.Г.Игнатова.
Сыктывкар.1985.
5. Коми легенды и придания. Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.
6. Коми народные сказки. Составитель Ф.В.Плесовский. Сыктывкар, 1975.
7. Л.Н.Жеребцов. Крестьянское жилище в Коми. АССР. Сыктывкар, 1971.
8. Л.К.Ермолаева, Н.Г.Гаврилова. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски //Нач.
школа.//№ 1, 1999, с. 2740.
9. Е.Р.Торохова. Пути повышения эффективности экологического образования
учащихся. //Нач. школа// №12, 2004, с. 104107.
10. Н.Ж.Дагбаева. Системный подход к экологическому образованию младших
школьников. //Нач. школа// №6, 2003, с.2327.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение и экология в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.